Рабочая программа старшей группы
рабочая программа (старшая группа)

Федорова Виктория Сергеевна

1.       Пояснительная записка

2.       Цели и задачи реализации программы

3.       Принципы и подходы к формированию рабочей программы

4.       Возрастные особенности детей старшей группы

5.       Организация режима пребывания детей старшей группы

6.       Объем образовательной нагрузки и методическое оснащения

7.       Содержание  образовательной деятельности   по освоению образовательных областей

8.       Физкультурно - оздоровительная работа

9.       Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

10.  Система мониторинга достижения воспитанником планируемых результатов

11.   Взаимодействие с семьями воспитанников

Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx77.59 КБ

Предварительный просмотр:

ООО Учебный центр

«Знания»

 

Курс профессиональной переподготовки

«Воспитатель дошкольной образовательной организации»

Выпускная квалификационная работа

на тему:

«Индивидуальная образовательная программа воспитателя»

Работу выполнила:

Федорова Виктория Сергеевна

Санкт - Петербург   2022 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………..….…….... 2
  2. Цели и задачи реализации программы ………………………………. 4
  3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы……..….7
  4. Возрастные особенности детей старшей группы…………….…….…9
  5. Организация режима пребывания детей старшей группы …………..11
  6. Объем образовательной нагрузки и методическое оснащение……...14
  7. Содержание  образовательной деятельности   по освоению образовательных областей…………………………………………………………………..22
  8. Физкультурно - оздоровительная работа………………………………28
  9. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы………………………………………………………………..33
  10. Система мониторинга достижения воспитанником планируемых результатов……………………………………………………………….36
  11.  Взаимодействие с семьями воспитанников………………….………..38
  12. Список литературы ……………………………………………………...41

  1. Пояснительная записка

       Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Содержание рабочей программы старшей группы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

1)        полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2)        построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3)        поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4)        сотрудничество ОУ с семьей;

5)        приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

6)        формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в  разных видах детской деятельности;

7)        возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

8)        учет этнокультурной ситуации развития детей.

Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей старшей группы. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

  1. Цели и задачи реализации программы

       Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка:

1. Социально-коммуникативную;

2. Познавательную;

3. Речевую;

 4. Физическую;

5. Художественно-эстетическую

      Цель Программы  направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе,  обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи деятельности группы детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию:

 1.Формировать у дошкольников привычку к здоровому образу жизни. 2.Способствовать развитию физических качеств ребенка.

 3.Обогащать двигательный опыт детей с помощью разнообразных подвижных и спортивных игр.

4.Пропагандировать работу по физкультурно-оздоровительному направлению среди участников образовательного процесса

 Задачи деятельности группы детей старшего дошкольного возраста по социально – коммуникативному развитию:

1.Формировать у дошкольников представления о правилах поведения в различных ситуациях (на дороге, в лесу, дома и т.п.);

 2.Формировать начальные представления о себе, своих близких, сверстниках, ближайшем окружении;

 3.Формировать у ребенка чувство принадлежности к миру, осваивать гражданскую позицию;

 4.Способствовать развитию сотрудничества между детьми;

5.Развивать у детей интерес к труду взрослых, вызывать желание трудиться, быть полезным обществу;

 6.Способствовать становлению интереса к обучению в школе.

 Задачи деятельности группы детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию:

 1.Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа;

 2. Обогащать активный словарь детей;

3. Развивать звуковую и интонационную культуру, фонематический слух; Связную речь и речевое творчество;

 4.Знакомить дошкольников с книжной культурой, художественной литературой, учить понимать на слух тексты различных жанров детской литературой;

5.Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

Задачи деятельности группы детей старшего дошкольного возраста по художественно – эстетическому развитию:

1.Создать условия для формирования эмоционального отношения к предметам и явлениям, воспитывать эстетический вкус;

2.Развивать индивидуальные творческие способности детей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой деятельности и др.;

3.Развивать сенсорные способности, восприятие, чувство цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач.

Задачи деятельности группы детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию:

 1.Сформировать представления детей о целостной картине мира;

2.Развивать интерес к предметам и явлениям окружающей действительности; 3.Сформировать первоначальные представления о явлениях природы, пространственных изменениях в природе;

 4.Сформировать готовность участвовать в элементарной учебной деятельности (слушать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата).

  1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС:

1. Всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

2. Принцип возрастного соответствия— предлагает содержание и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей.

3. Принципы научной обоснованности и практической применимости—соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, успешная реализация в массовой практике дошкольного образования.

4. Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности— решение поставленные целей и задач на необходимом и достаточном материале, максимально приближенном к разумному «минимуму»

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей

6. Построение на принципах позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н .Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной:

Принцип полноты (содержание программы должно быть реализовано по всем разделам).

Принцип системности (работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течения дня).

Принцип возрастной адресованности.

Принцип интеграции (данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы).

Принцип координации деятельности педагогов.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье.

Программа «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О.А.:

Принцип единства человека и природы как основы экологического сознания;

Принцип понятие «живое» как основа экологического образования;

Принцип системного строения природы.

Основным подходом является продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы, как залог формирования экологической культуры детей.

Принцип сезонности (по возможности использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой).

Принцип учета условий городской и сельской местности.

Программа «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» Г.Т. Алифанова:

Принцип учета зоны ближайшего развития ребенка;

Принцип планомерного знакомства с Санкт- Петербургом:

Принцип взаимодействия с семьями воспитанников.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л.

В основу программы положены следующие принципы

:-учет возрастных особенностей детей при отборе содержания;

-принцип комфортности, доступности образовательной среды;

-уважение личности каждого ребенка;

-принцип систематичность и последовательности.

Основным подходом является деятельностный подход, который дает возможность предоставить детям самостоятельный выбор средство самовыражения, а также поддержать детскую инициативу.

  1. Возрастные особенности детей старшей группы

      Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики).  Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли.                            Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера.  Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.  . Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.         Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать. В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.               В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.

  1. Организация режима пребывания детей старшей группы

           Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей  дошкольной группы  и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов.

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:  

  • время приёма пищи;
  • укладывание на дневной сон;
  • общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

       Организация  жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"    от 15 мая 2013 г. N 26.

 Режим дня в старшей группе

Режимные моменты

Время

Прием и осмотр детей

Взаимодействие с родителями детей группы

Совместная деятельность педагогов с детьми

Самостоятельная игровая деятельность детей

Утренняя гимнастика

7.00 - 8.30

Подготовка к завтраку (культурно-гигиенические процедуры)

 Завтрак

8.30 - 8.50

Совместная деятельность

Чтение художественной литературы, игры, самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа воспитателя с детьми

8.50 - 9.00

Детские активности (общая длительность, перерывы)

9.00 - 10.50

Второй завтрак (культурно-гигиенические процедуры)

10.10 - 10.20

Подготовка к прогулке

Прогулка : совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей на улице

10.50- 12.10

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.10- 12.20

Подготовка к обеду (культурно-гигиенические процедуры)

Обед

12.20 - 13.00

Подготовка ко сну (гигиенические процедуры, чтение художественной литературы)

Дневной сон

13.00 - 15.00

Постепенный подъем (гигиенические процедуры, гимнастические комплексы)

Самостоятельная деятельность

15.00- 15.25

Полдник

15.25- 15.40

Детские активности (общая длительность, включая перерывы)

15.40- 17.00

Подготовка к прогулке

Прогулка: самостоятельная игровая деятельность, взаимодействие с родителями детей группы

Уход детей домой

17.00- 19.00

  1. Объем образовательной нагрузки и методическое оснащение

Объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки — условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях.  

 Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 ч в день)

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых ребенку будет представлена возможность выбора деятельности, партнеров, средств; учитываются обусловленные структурой нарушенного двигательного особенности деятельности (в том числе двигательной), средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта;

Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений, стимулирование

самооценки;

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития воспитанников.

Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетенций, в том числе коммуникативной компетентности, а так же владение правилами безопасного использования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов.

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе

Дни недели

Образовательная деятельность

Время

Понедельник

1.Музыка    (Художественно-эстетическое развитие)  

2.Физкультура на прогулке (Физическое развитие)       

3.Основы науки и естествознания (Познавательное развитие)      

9.35- 10.00

11.00- 11.25

16.00- 16.25

Вторник

1.Физкультура в помещении (Физическое развитие)

2.Математическое развитие (Познавательная деятельность)

9.25- 9.50

16.00- 16.25

Среда

1.Развите речи, основы грамотности (Речевое развитие)

2.Музыка    (Художественно-эстетическое развитие)  

3.Рисование Музыка    (Художественно-эстетическое развитие)  

9.00- 9.25

9.35- 10.00

16.00- 16.25

Четверг

 1.Физкультура в помещении (Физическое развитие)

2.Математическое развитие (Познавательная деятельность)

3.Музыка    (Художественно-эстетическое развитие)        

9.00- 9.25

9.40- 10.05

15.50- 16.15

Пятница

1.Развите речи, основы грамотности (Речевое развитие)

2.Лепка, аппликация, ручной труд  (Художественно-эстетическое развитие)  

9.00- 9.25

16.00- 16.25

Оборудование и материалы, которые должны быть в группе

 Наполняемость зон зависит от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников и требований к устройству и организации помещений для детей. Оборудование имеет сертификаты качества и отвечает педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Перечень игрового материала представлен по пяти направлениям развития.

Мебель

Зеркало - 2

Стол письменный -1

 Полки настенные - 2

 Книжный шкаф - 2

 Стеллажи для игрушек и пособий – 4

 Книжная витрина - 1

 Стулья для детей - 25

 Столы для детей - 5

 Мольберт – 1

 Напольная магнитная доска – 1

 Шкафы для полотенец -25

 Детские кровати - 25

 Шкафы для верхней одежды детские – 25

 Скамейки - 4

Игровая мебель

 «Дом» - 1

 «Кухня» -1

«Парикмахерская» - 1

Оборудование – оргтехника

Магнитофон

 Набор дисков с музыкой, сказками и звуками природы.

Пособия и дидактический материал:

Кольцебросы

 Ориентиры настенные и напольные

 Ленты

 Мячи пластмассовые и резиновые

 Массажные коврики

 Спортивный инвентарь для организации эстафет (кегли, обручи и т.д.)

 Скакалки

 Маски для п\и

 Плакаты «Строение тела», «Карта человеческого тела». «Как помогают нам наши

органы».

 Пособия

из серии «Валеология или здоровый малыш»; «Если малыш поранился»,

«Как избежать неприятностей».

  Карта СПб

 Флаг России

 Портрет президента

 Коллекции календарей, значков, открыток о СПБ и других городах России

 Книги, раскраски, журналы о СПб, истории России

 Дидактические и н/п. игры о СПб, Москве

 Куклы в национальных костюмах

 Набор ПДД (игровой материал)

 Макет светофора

 Н/п и дидактичекие игры

 Наборы игрового материала для с/р игр

 «Профессии»

 Одежда «Профессии»

 Наборы конструктора различного вида

 Наборы плакатов «Профессии», «Государственные символы» и т.д.

Этнокалендарь СПб

 Наборы для коврографа по лексическим темам «Профессии»

 Кукольный дом

 Кукольная мебель (мелкая)

 Куклы

 Коляски для кукол

 Набор «Маленькая хозяюшка»

 Макет территории детского сада

 Специализированный транспорт (игрушки)

 Дорожные знаки

 Наборы «Посуда», «Продукты питания»

 Бытовая техника

 Н/п игры по сенсорному развитию

 Счётные палочки

 Геометрические формы

 Геометрические фигуры

 Математические наборы

 Игры - головоломки

 Шашки, шахматы, домино

 Игры сенсорного направления

  Наборы букв и цифр для магнитной доски

 Плакаты «Климатические зоны планеты»

 Фигурки животных разных климатических зон

 Муляжи овощей и фруктов

 Энциклопедии детские

 Детские познавательные журналы

  Набор для игр с водой и песком

 Магниты

 Измерительная посуда

Н/п. игры экологического содержания

 Лупы

 Набор для экспериментирования (крупы, емкости разного размера, деревянные

шпатели, трубочки)

 Набор ракушек

 Набор минералов

 Гербарий

 «Красная книга» Лен. Области

 Календарь – модель

 Модели-изображения разных групп животных

Подвижные методические пособия

 Экосистема «Луг», «Лес»

 Книги, журналы

 Портреты писателей

 Иллюстрации

 Репродукции

 Картинки к артикуляционным гимнастикам.

 Игры и пособия на развитие мелкой моторики: волчки мозаики шнуровки, массажные

мячики.

 Игры и пособия на развитие дыхания: вертушки, дудочки, шары для надувания

мыльные пузыри.

 Настольно – печатные дидактические игры, лото, домино по изучаемым лексическим

темам.

 Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и

шипящих звуков.

 Настольно – печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации

свистящих и шипящих звуков.

 Настольно – печатные игры для формирования и совершенствования грамматического

строя речи.

 Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза ( семафоры,

светофорчики, флажки,)

 Кубики с буквами, слоговые таблицы.

 Картотека словесных игр.

 Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

 Дидактические игры речевого содержания

 художественная литература по лексическим темам

 Набор плакатов и картин по лексическим темам

Мнемотаблицы

 Иллюстрации

 Подбор сюжетных и предметных картинок

 Игры (развивающие, н/п. и дидактические)

 Набор «Серия картинок»

 Набор детских музыкальных инструментов

Материал для детского творчества

 Набор репродукций известных художников

 Предметы народных промыслов

 Набор для силуэтного рисования (обводки) по лексическим темам

 Пооперационные карты

 Дидактические игры по художественному развитию

 Нетрадиционный и бросовый материал

 Природный материал

 Детские музыкальные инструменты

 Колокольчики

 Султанчики

 Деревянные ложки

 Нетрадиционные звучащие игрушки

 Модель клавиатуры

 Методическое пособие «Музыкальные инструменты»

 Журналы о муз.инструментах

 Наборы игрушек би-ба-бо по р.н. сказкам

 Наборы фигурок по сказкам для обыгрывания

 Магнитные театры

 Наборы плоскостного театра (настольный, для коврографа)

 Набор пальчикового театра, перчаточного и варежкового театра

 Театральные ширмы (напольная, настольная)

 Маски

 Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

 Костюмы

  1. Содержание  образовательной деятельности   по освоению образовательных областей

         Содержание образовательной деятельности представлено в виде  перспективно-тематического плана с детьми (на учебный год), по основным видам организованной образовательной деятельности.

 Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) с учетом принципа интеграции образовательных областей («речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», «физическое развитие»)

1. Образовательная область    «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, которые  способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2. Образовательная область «Социально – коммуникативное  развитие»

Содержание  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.  Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

3.  Образовательная область   «Речевое развитие»

Включает владение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4. Образовательная область «Познавательное развитие»

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. О родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мираи направлено на достижение  целей развития у детей познавательных интересов.

5.  Образовательная область   «Художественно – эстетическое развитие»

 Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового    восприятия    и    понимания    произведений    искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Для детей дошкольного возраста  - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование; лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Планирование образовательной деятельности:

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность для средней группы

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

Основы науки и естествознания

1 раз в неделю

Математическое развитие

2 раза в неделю

Развитие речи, основы грамотности

2 раза в неделю

Рисование

1 раз в неделю

Лепка, ручной труд

1 раз в 2 недели

Аппликация, ручной труд

1 раз в 2недели

Музыка

2 раза в неделю

Итого в неделю

12 занятий в неделю

Итого в месяц

48

Итого в год

432

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

Ежедневно

Гигиенические процедуры

Ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

Ежедневно

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Дежурства

Ежедневно

Прогулки

Ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

Ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах развития

Ежедневно

Комплексно-тематическое планирование, время года:

Время года

Месяц

Тема недели

Осень

Сентябрь

1 неделя: Вот и лето прошло

2 неделя: Мы теперь в старшей группе

3 неделя: Наступила осень

4 неделя: Мой родной город

Октябрь

1 неделя: Как живут люди в селах и деревнях

2 неделя: Транспорт

3 неделя: Береги свое здоровье

4 неделя: Главный город России

Ноябрь

1 неделя: Москва столица России

2 неделя: Какая бывает осень

3 неделя: Скоро зима

4 неделя: Моя семья

Зима

Декабрь

1 неделя: Имена и фамилии

2 неделя: Вот пришли морозы и зима настала

3 неделя: Защита Родины

4 неделя: Новый год у ворот

Январь

1 неделя: Новогодние каникулы

2 неделя: Человек

3 неделя: Зима в лесу

4 неделя: Мы живем в России

Февраль

1 неделя: Опасности вокруг нас

2 неделя: Воздух - невидимка

3 неделя: День защитника отечества

4 неделя: Зима прошла

Весна

 Март

1 неделя: Мамин праздник

2 неделя: Знаменитые люди России

3 неделя: Животный мир

4 неделя: Вода – волшебница

Апрель

1 неделя: Мы живем на Земле

2 неделя: Космос

3 неделя: Пришла настоящая весна

4 неделя: Россия Родина моя

Май

1 неделя: День победы

2 неделя: Здоровье надо беречь

3 неделя: Труд людей

4 неделя: Россия богата талантами

Лето

Июнь

Здравствуй лето

Июль

Безопасность ребенка

Август

Я и природа

  1. Физкультурно–оздоровительная работа

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в группе – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, образовательной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Вся работа по физическому воспитанию детей проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется инструктором по физической культуре и воспитателями группы при регулярном контроле со стороны врача, старшей медицинской сестры и старшим воспитателем.

С целью снижения заболеваемости в группе разработана и успешно
применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и
специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.

Профилактическая работа включает в себя:

  • соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;
  • соблюдение температурного режима в течение дня;
  • дыхательную гимнастику после сна;
  • мытье прохладной водой рук по локоть.
  • облегченную одежду для детей в детском саду;

Физическое развитие направлено на сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса к спорту; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно-гигиенических навыков, полезных привычек.

Старшая группа (от 5 до 6 лет):

Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.

Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека, формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка.

Формы активности

Режимное время

Подготовительная группа

Самостоятельная двигательная активность, подвижные игры

Во время утреннего приема детей

ежедневно

 Утренняя гимнастика  

Перед завтраком

8-10мин

Физкультурные и музыкальные занятия.

1 и 2 половина дня

25-30мин

Физкультминутки

Во время занятий

3-5 мин

Динамические паузы

Между занятиями

Физкультурная деятельность на прогулке (закрепление основных видов движений, индивидуальная работа, подвижные игры)

Утро

25-30 мин

Бодрящая гимнастика после сна

После дневного сна

5 мин

Секционные, кружковые занятия

1-2 раза в неделю

25-30мин

Самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры

После полдника

30мин

Прогулка (индивидуальная работа, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность)

Вечер

60 мин

Пешая прогулка до дома

Вечерний отрезок времени

5 мин

Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. Продолжать знакомить с различными видами спорта. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Режим двигательной активности для детей старшего дошкольного возраста

Формы работы

Виды занятий

Количество и длительность занятий (в мин.)

Физкультура

В помещении

2 раза в неделю (25-30)

На улице

1 раз в неделю (25-30)

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

Утренняя гимнастика (по желанию детей)

Ежедневно (5–10)

Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно, на каждой прогулке по(25–30)

Закаливающие процедуры и гимнастика после сна

Ежедневно (15–20)

Физкультминутки (в середине статического занятия)

3–5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий

Занятия в бассейне

1–2 раза в неделю (25–30)

Активный отдых

Физкультурный досуг

1 раз в месяц (30–45)

Физкультурный праздник

2 раза в год до 60 минут

День здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная активность

Самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования

Ежедневно

Самостоятельная физическая активность в помещении

Ежедневно

Самостоятельные подвижные и спортивные игры на прогулке

Ежедневно

  1. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

Наименование парциальной программы

Планируемые результаты освоения парциальной программы

«Добро пожаловать в экологию!» О.А. Воронкевич

 Сформированы элементарные навыки экологической культуры у детей.

 Дошкольники начинают осознавать, что такое бережное и ответственное отношение к природе

 Повышение познавательной активности дошкольников по экологическому воспитанию

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной:

 Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения.

 Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

 Понимает значения сигналов светофора.

 Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

 Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

 Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

 Знает правила поведения с незнакомыми людьми.

Программа «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» Г.Т. Алифанова

 У ребенка сформированы представления о родном городе: микрорайоне, районе, историческом центре города.

 Ребенок проявляет познавательный интерес к традициям Санкт – Петербурга, его истории и культурном наследию.

 У ребенка сформировано уважительное, внимательное отношение к членам своей семьи, людям разных профессий.

 Сформированы предпосылки бережного отношения к городской среде.

К шести годам:

  • знает о достопримечательностях города (главная улица нашего города, главная площадь, главная река, на берегах которой построен наш город)
  • узнает на иллюстрациях и слайдах Невский проспект, Дворцовую площадь, реку Неву;

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л.

  • Использование  фольклора  во  всех  его  проявлениях  (сказки,  песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка.
  • Знает народные праздники и традиции
  • особенности  времен года
  • знакомы с народной декоративной росписью, увлекаются национальным изобразительным искусством.
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д)

  1. Система мониторинга достижения воспитанником планируемых результатов

Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором определены государственные гарантии качества образования.

Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой в группе, направлено в первую очередь на оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности. Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности. Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности группы на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

 Целевые ориентиры:

 -   не подлежат непосредственной оценке;

 - не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Рабочей программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

- педагогические наблюдения,

- педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования  ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка), обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Участие в конкурсах.

Содержание работы с семьями воспитанников  по направлениям:

«Физическое развитие»:

- информирование родителей (законных представителей) о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

 - стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- знакомство родителей (законных представителей) с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них.

- привлекать родителей (законных представителей) к активному отдыху с детьми.

- заинтересовать родителей (законных представителей)  в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.

- сопровождать и поддерживать семей воспитанников  в реализации воспитательных воздействий.

- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

- проводить совместные с родителями (законных представителей)  конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы  и нормативы.

 «Познавательное развитие»:

- ориентировать родителей (законных представителей) на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками.

 « Речевое развитие»:

- развивать у родителей (законных представителей) навыки общения с ребенком.

- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.

- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

 «Художественно- эстетическое развитие»:

- поддержать стремление родителей (законных представителей) развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

- привлекать родителей (законных представителей) к активным формам совместной  с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения

- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

Формы взаимодействия с семьями:

  • коллективные (собрания, конференции, «Круглые столы» и др.);
  • индивидуальные и групповые (беседы с родителями, тематические консультации);
  • наглядно – информационные (папки – передвижки, фотографии, выставки детских работ, просмотр родителями занятий и режимных моментов и др.);
  • информационно – аналитические (проведение опросов, анкетирования);
  • досуговые (привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, акции);
  • познавательные (родительский клуб, педагогическая гостиная, тренинг, использование мультимедийных презентаций).

  1. Список литературы

  1. Закон «Об образовании» Российской Федерации
  2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях».
  3. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г
  4. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / сост. О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5. Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возроста» 2009г.
  6. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» 2004г.
  7. Безопасность. учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб: Детство – пресс, 2008.
  8. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3 - 7 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4 - 7 лет. М. Мозаика-синтез, 2013
  10.  Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 - 7 лет. М. Мозаика-синтез, 2013
  11.  Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3 - 7 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  12.  Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» 2005г.
  13.  Помораева. И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5 - 6 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  14.  Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М. Мозаика-синтез, 2013
  15.  О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы по программе "Детство"

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 312.Программа определяет содержание и организа...

Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"

Представлен  материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...

Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...

Рабочая программа старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа старшей группы, разработанная в соответствии с программой "От рождения до школы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2019/20 учебный год в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...