Консультация для педагогов "Дисграфия: определение, причины, профилактика".
консультация по логопедии

Котова Екатерина Васильевна

Определение дисграфии, причины возникновения. Краткая информация (на что обратить внимание) о профилактики дисграфии при конкретном ее виде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дисграфия: определение, причины, профилактика.

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма.

Причины:

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются.

  • Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
  • Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
  • Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Данное нарушение является препятствием для овладения воспитанниками грамоты и грамматики языка. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи.

К ней можно отнести:

1. Правильно сформированную устную речь. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки и синтез.

2. Развитое восприятия: пространственное, зрительно-пространственный гнозис, сомато-пространственные ощущения, знание схемы тела.

3. Сформированность двигательной сферы.

4. Способность к саморегуляции.

5. Сформированность абстрактного мышления.

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения:

- на развитие внимательности и памяти;

- на развитие мыслительных процессов,

- на развитие пространственного восприятия;

- на развитие зрительной и слуховой дифференциации;

- и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк.

Для устранения предпосылок дисграфии необходимо использовать целый ряд методических приёмов, оказывающих профилактическое воздействие на важнейший сферы развития:

  1. Развитие дифференцированного слухового внимания (устранение предпосылок акустической дисграфии).

Чаще всего бывает затруднена слуховая дифференциация следующих пар акустически или артикуляторно близких звуков, относящихся к определенным фонетическим группам: звонких – глухих (П-Б; Т-Д; К-Г; Ф-В; С-3; Ш-Ж); мягких – твердых (Б-БЬ;   В-ВЬ;   Г-ГЬ; Д-ДЬ; 3-ЗЬ; К-КЬ; Л-ЛЬ; М-МЬ; Н-НЬ; П-ПЬ; Р-РЬ; С-СЬ; Т-ТЬ; Ф-ФЬ; Х-ХЬ); свистящих (С, 3, Ц) – шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ); сонорных согласных (Р, РЬ – Л, ЛЬ) и Й.

Самым важным в данном процессе является подчёркивание всеми возможными способами имеющихся между этими звуками различий.

Внимание ребёнка сначала нужно привлечь к различению в положении органов артикуляции (хотя бы видимых – губы, язык, рот), а затем как можно ярче подчеркнуть разницу в звучании звуков. Для этого лучше всего отождествить речевые звуки с теми звуками, которые часто приходится слышать в природе (звук [з] писк комара, звук [ж] жужжание жука).

  1. Забота о своевременном исчезновении «возрастного косноязычия» (устранение предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии)

Звуковые замены в речи ребёнка «нормальны» только до определённого возраста, и они обязательно должны исчезнуть не позднее, чем к пяти-шести годам. Наиболее частой причиной «задержанного возрастного косноязычия», является недостаточно чёткое различение ребёнком тех или иных звуков речи на слух. Ведь правильным звукопроизношением ребёнок овладевает по подражанию, причём ориентируясь в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. Поэтому коррекционно-профилактическую работу нужно начинать с развития слуховой дифференциации звуков с опорой на более сохранные функции (смотри выше). Когда в речи детей наблюдается искажённое произношение звуков (звук [р] произносится «картаво»), то здесь нужно поставить звук. Так как при нечёткой и смазанной артикуляции многих звуков «прощупать» звуковой состав слова будет трудно.

  1. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (устранение предпосылок оптической дисграфии).

Профилактика оптической дисграфии должна  быть направлена на формирование представлений о форме и величине предметов, ориентировки в правой и левой сторонах пространства; работа над пространственными предлогами; узнавание букв в усложнённых условиях.

  1. Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи (устранение предпосылок аграмматической дисграфии).

Задачи: помочь ребёнку усвоить основное смысловое значение каждой конкретной грамматической формы; научить ребёнка самостоятельно образовывать грамматические формы (в том числе и малознакомых словах) по заданному образцу, то есть по аналогии; дать ребёнку достаточно много однотипных образцов правильных грамматических форм, что значительно облегчит для него их усвоение.

У ребёнка обязательно должно быть сформировано умение быстро и правильно подбирать однокоренные слова, связанные друг с другом по смыслу, а не просто «похожие» по своей внешней форме. Уточняются названия многих предметов, действий, признаков. Ребёнок должен знать не только названия обобщающих понятий, но и уметь называть хотя бы несколько пород деревьев, видов животных, предметов одежды и т.д.

  1. Устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.

Ребёнок должен овладеть следующими видами звукового анализа и синтеза: узнавание звука на фоне слова; определение примерного места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук; выделение звука из начала и конца слова; узнавание слова по отдельно предъявленным звукам (то есть синтезирование его из этих звуков).

Таким образом, подготовка детей к школе является сегодня одним из важнейших направлений в работе детского сада с детьми дошкольного возраста. И внутри такой подготовки для педагога важно помочь ребенку овладеть навыками и умениями, которые понадобятся ему в первом классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов ДОУ "Синдром профессионального выгорания. Симптомы, причины, профилактика"

В презентации кратко описаны признаки СПВ, причины его возникновения, некоторые статистические данные и предложены возможные пути профилактики. Данную презентацию следует рассматривать как составляющу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Способ определения и профилактики плоскостопия

определение и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Вредные привычки у детей: причины, профилактика и способы устранения

Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении опр...

Консультация для родителей на тему: Плоскостопие у детей раннего и дошкольного возраста: причины, профилактика, лечение.

Среди причин плоскостопия у детей самыми основными являются - недостаток или избыток нагрузки на ноги. Но что бы видеть полную картинку и понимать, на что нужно обращать внимание, мы перечислим наибол...

Вредные привычки у ребенка: виды, причины, профилактика, последствия и способы устранения.

Привет всем! Каждый человек проходит эмбриональное развитие и на разных стадиях человек изменяется, у него формируются новые привычки и нормы поведения. К сожалению, у каждого человека имеются вредные...

Детские конфликты и агрессия. Причины. Профилактика.

Консультативный материал для родиделей дошкльников по распознаванию причин детской конфликтности и агресии и профилактике этих явлений в условиях семьи....

Консультация для родителей "Агрессивное поведение дошкольников.Причины. профилактика, коррекция."

Все чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением п...