Дополнительная общеобразовательная программа "Речевичок" для детей 4-5 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Программа носит коррекционно-развивающий характер. Предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет с различным уровнем речевого развития. При разработке и проведении ООД учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.
В работе предусмотрено использование нетрадиционных методов: Су – джок терапия, массажные мячики, игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами. Для активизации внимания детей на занятии применяются интерактивные дидактические пособия и средства ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_rechevichok.docx | 91.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№246»
(МБ ДОУ «Детский сад №246»)
Программа рассмотрена и рекомендована к УТВЕРЖДАЮ
утверждению педагогическим советом заведующий муниципального
муниципального бюджетного дошкольного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения образовательного учреждения
«Детский сад № 246» «Детский сад № 246»
Протокол № 1 от 30.08.2021 ____________ А.Ю. Рябоконь
Приказ № 230/1 от 30.08.2021
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Речевичок»
Тематическая направленность: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Григорьева Ксения Николаевна
учитель-логопед
Новокузнецкий городской округ, 2021
Содержание
№ п/п | Название раздела | Стр. |
1. | Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты | 5 |
1.1. | Пояснительная записка | 5 |
1.2. | Цель и задачи программы | 9 |
1.3. | Содержание программы | 10 |
1.4. | Планируемые результаты | 21 |
2. | Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. | 22 |
2.1. | Календарный учебный график | 22 |
2.2. | Условия реализации программы | 22 |
2.3. | Формы контроля | 23 |
2.4. | Методические материалы | 23 |
2.5. | Список литературы | 24 |
Паспорт программы
Наименование программы: |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевичок» |
Автор программы: |
Григорьева Ксения Николаевна, учитель-логопед |
Образовательная направленность: |
Социально-гуманитарная |
Цель программы: |
Создание условий для формирования логопедических навыков и профилактики речевых нарушений у дошкольников. |
Задачи программы: |
|
Возраст учащихся: |
4-5 лет |
Год разработки программы: |
2021 год. |
Срок реализации программы: |
1 год |
Нормативно-правовое обеспечение программы |
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
«Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
|
Методическое обеспечение программы: |
Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи методического обеспечения программы и материально-технических условий. Методическое обеспечение программы включает в себя:
Материально-техническое обеспечение программы
|
Рецензенты: |
Внутренняя рецензия: Кунтарева Елена Ивановна, старший воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 246» |
Внешняя рецензия: Федорцева Марина Борисовна, кандидат педагогических наук , доцент кафедры ДО и ОО МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы: объем, содержание, планируемые результаты»
Пояснительная записка
Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевичок» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
- Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р);
- Программа патриотического воспитания граждан на период 2016-2020 годов (постановление Правительства РФ от 30.12. 2015 N 1493);
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740);
- Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013
№86-ОЗ;
- Локальные нормативные акты МБ ДОУ «Детский сад № 246»: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности, правила приёма учащихся, режим занятий учащихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся.
Направленность программы - социально-гуманитарная. Программа направлена на игровое, творческое развитие личности ребенка возраста 4-5 лет, развитие его фонематического слуха, познавательного и исследовательского интереса, развитие способности к ведению диалога, которое обеспечивает его успешную самореализацию в жизни ребёнка.
Актуальность программы
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.
Поэтому особенно актуальной становится проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы в условиях ДОУ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагога, воспитанника и родителей) в достижении поставленных целей и задач.
Новизна программы
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет с различным уровнем речевого развития. При разработке и проведении ООД учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.
В работе предусмотрено использование нетрадиционных методов: Су – джок терапия, массажные мячики, игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами. Для активизации внимания детей на занятии применяются интерактивные дидактические пособия и средства ИКТ.
Программа составлена с учётом требований, определённых нормативными документами.
Программа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на развитие всех компонентов речи в возрасте от 4 до 5 лет и рассчитана на 1 год. В программе систематизированы средства, методы и формы работы по социально-педагогической направленности предшкольное развитие.
Педагогическая целесообразность
Данная программа, учитывая возрастные психофизиологические возможности обучающихся, позволяет вести коррекционно-развивающую работу с детьми среднего дошкольного возраста, чтобы на ранних этапах сформировать артикуляционный аппарат, предотвратить проблемы ФФНР и ОНР.
Уровни сложности
Программа реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения и рассчитана на обучение учащихся 4-5 лет. Программа дает стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Возраст учащихся, особенности приема
Возраст учащихся по программе 4 - 5 лет. Каждый учащийся имеет право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, предварительно пройдя входную диагностику. Зачисление в группы производится с обязательным условием - подписание договора с родителями (законными представителями), подписание согласия на обработку персональных данных.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью Программы «Речевичок» является то, что артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики и упражнения по развитию фонематического слуха для подготовки речевого аппарата учащихся, объединены в единый развивающий комплекс.
Объем и сроки реализации программы
Обучение по Программе рассчитано на один год, содержание разработано с учетом особенностей и возможностей воспитанников средней группы.
Занятия проводятся с группой детей 5-7 человек, 2 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут. Количество занятий – 60.
Учебная нагрузка в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Речевичок» соответствует возрасту воспитанников ( СП 2.4. 3648- 20) .
Особенности организации образовательного процесса
Образовательная деятельность по программе «Речевичок» реализуется с октября по май месяц в учебном году. Занятия проводятся по подгруппам. На занятиях обучаются учащиеся одного возраста. Состав группы постоянный.
При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводятся физкультминутки и динамические паузы.
На первом занятии учащемуся предлагается выполнить тестовое задание, которое позволяет оценить изначальную готовность участника к освоению содержания и материал дополнительной программы.
Формы проведения учебных занятий
Формы обучения: очная, поскольку специфика работы детского сада предполагает пребывание ребенка в детском саду в течение дня.
Основная форма обучения – групповая образовательная деятельность.
Особенности организации образовательного процесса.
При организации образовательного процесса учтены следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности обучения;
- принцип интегрированного подхода;
- принцип индивидуального, личностно-ориентированного подхода;
- принцип гуманизма;
- принцип комплексности;
- принцип интеграции образовательных областей.
- Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ.
Задачи:
- Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
- Развитие моторики артикуляционного аппарата.
- Развитие дыхания.
- Развитие мелкой моторики.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Расширение словарного запаса.
- Формирование связной речи.
- Воспитание культуры речевого общения; умение слушать рассказы и высказывания других детей; воспитывать у детей выразительность речи.
- Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Речевичок»
Календарно-учебный план
№ п/п | Месяц | Перечень комплексов | Кол-во занятий | Кол-во часов (минут) | Теория (минут) | Практика (минут) |
Сентябрь | Вводное занятие «Сказка о веселом язычке» | 1 | 20 | 5 | 15 | |
Комплекс 1 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 2 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Октябрь | Комплекс 3 | 2 | 20 | 5 | 15 | |
Комплекс 4 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 5 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 6 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Ноябрь | Комплекс 7 | 2 | 20 | 5 | 15 | |
Комплекс 8 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 9 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 10 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Декабрь | Комплекс 11 | 2 | 20 | 5 | 15 | |
Комплекс 12 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 13 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 14 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Январь | Комплекс 15 | 2 | 20 | 5 | 15 | |
Комплекс 16 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 17 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Февраль | Комплекс 18 | 2 | 20 | 5 | 15 | |
Комплекс 19 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 20 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 21 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Март | Комплекс 22 | 2 | 20 | 5 | 15 | |
Комплекс 23 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 24 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 25 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Апрель | Комплекс 26 | 2 | 20 | 5 | 15 | |
Комплекс 27 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 28 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 29 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Май | Комплекс 30 | 2 | 20 | 5 | 15 | |
Комплекс 31 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Комплекс 32 | 2 | 20 | 5 | 15 | ||
Итого | 65 | 65/21ч. | 5ч. | 16ч. |
Содержание тем учебного курса
Задачи | Содержание занятий | |
Сентябрь | ||
2 – я неделя. Вводное занятие «Сказка о веселом язычке» | ||
3 – я неделя. Комплекс № 1 | ||
1. Стимуляция биологически активных зон рук. | Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик, гармошки и др.). | |
3. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного речевого дыхания при спокойно сомкнутых губах. | Упражнение «Пастушок». | |
4. Развитие координации речи и движений. | Игра «По малину в сад пойдём». | |
4 – я неделя. Комплекс № 2 | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание тыльной стороны ладоней ладонью противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушек, бусинок). | |
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица. | Упражнение «Листопад» (листочки на ладошке). | |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Игра «Меж еловых мягких лап». | |
Октябрь | ||
1 – я неделя. Комплекс № 3 | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук (поперечное движение по тыльной стороне ладоней ребром ладони противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый). | |
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос. | Упражнение «Ёжики». | |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Игра «Кружатся листья». | |
2 – я неделя. Комплекс № 4 | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательное движение кулачком по ладони противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра «Звучащие предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги). | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Раздуй горошки». | |
4.Развитие слухового внимания, умения реагировать на изменение темпа музыки. | Игра «Зайцы и лисички». | |
3 – я неделя. Комплекс № 5 | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательное движение указательным пальцем в центре ладони противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра «Узнай, что звучало?» | |
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование короткого ритмичного вдоха через нос. | Упражнение «Хомячки». | |
4. Развитие темпа и ритма речи. | Игра «Дождик». | |
4 - я неделя. Комплекс № 6 | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Упражнение «Голоса» улицы» (звуки машины и др.) | |
3. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного равномерного ротового выдоха. | Упражнение «Колобок». | |
4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма, умения реагировать на заданный сигнал. | Игра «Земляничка». | |
Ноябрь | ||
1 – я неделя. Комплекс № 7 | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Тёрка» для самомассажа ладоней (растирающие движения кулачками по ладони противоположной руки). | |
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру. | Игра «Три медведя». | |
3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот. | Упражнение «Одуванчики». | |
4. Развитие чувства ритма, координации речи и движений. | Игра «Ветер». | |
2 – я неделя. Комплекс № 8 | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Барашки» для самомассажа пальцев (кругообразные движения по пыльной стороне пальцев указательными пальцами противоположной руки). | |
2. Обучение дыханию через рот, формирование короткого, ритмичного ротового выдоха. | Упражнение «Собачки». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Поможем Буратино заговорить» | |
4. Развитие темпа и ритма речи. | Игра «Аты – баты, шли солдаты». | |
3 – я неделя. Комплекс № 9 | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук массажными мячами. | |
2. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха через рот. | Упражнение «Весёлый мяч». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Домик для язычка». | |
4. Развитие темпа и ритма речи. | Игра «Три медведя». | |
4 – я неделя. Комплекс №10 | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук массажными мячами. | |
2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Игра «Послушай звуки зимы». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Снегопад» (ватные комочки). | |
4. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок наводит порядок». | |
5. Развитие координации речи и движений. | Игра «Снежок». | |
Декабрь | ||
1 – я неделя. Комплекс № 11 | ||
| Пальчиковая гимнастика «Командир». | |
2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки | Упражнение «Транспорт на улице» (звуки машины и др.) | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок делает зарядку». | |
4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Автомобили». | |
2 – я неделя. Комплекс № 12 | ||
1. Развитие точных слуховых дифференцировок на неречевые звуки. | Упражнение «Звуки зимнего леса». | |
2. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Пальчиковая игра «На прогулке». | |
3. Развитие чувства ритма, умения самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки. | Игра «Зимние забавы». | |
4. Развитие равномерного выдоха носом; медленного продолжительного выдоха ртом. | Игра «Запахи праздника». | |
5. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок в магазине». | |
3 –я неделя. Комплекс №13 | ||
1.Развитие пальчиковой моторики. | Пальчиковая гимнастика «Командир». | |
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Буря в стакане». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок и кошечка». | |
4. Развитие слухового внимания, умения координировать движения в соответствии с изменением характера музыки. | Игра «Новогодний бубен». | |
4 – я неделя. Комплекс № 14 | ||
1.Развитие дифференцированных движений пальцами. | Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». | |
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Задуй свечу». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок и велосипед». | |
4. Развитие слухового внимания и координации движений при помощи выразительных средств музыки (темп, ритм, громкость). | Хоровод «Весёлая зима». | |
Январь | ||
2 – я неделя. Комплекс № 15 | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Репка» для массажа пальцев («вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги). | |
2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха. | Упражнение «Подуем на снежинку». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок в зоопарке». | |
4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма. | Игра «Снежинки и ветер». | |
3 – я неделя. Комплекс №16 | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Пальчиковая гимнастика «Дружба». | |
2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха. | Упражнение «Пингвины на льдине». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок в цирке». | |
4. Развитие координации речи и движений. | Игра «Снежок». | |
4 - я неделя. Комплекс № 17 | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Найди игрушку» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха. | Упражнение «Одуванчики». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Упражнение «Язычок играет на музыкальных инструментах». | |
4. Развитие координации речи и движений (ходьба «змейкой») согласно заданному темпу. | Игра «Катушка». | |
Февраль | ||
1 – я неделя. Комплекс №18 | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Пальчиковая гимнастика «Гуси» (бельевые прищепки). | |
2.Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица. | Упражнение «Кораблики». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок пошел гулять». | |
4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма. | Игра «Снегирь». | |
2 – я неделя. Комплекс № 19 | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Упражнение «Горошки». | |
2. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок и лошадка». | |
3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Тема «Дом» (комната куклы Говоруши), | |
4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Раздуй горошки» (картинки с изображением солдатиков). | |
5. Развитие координации речи и движений в соответствии с темпоритмическими характеристиками музыки. | Игра «Аты – баты, шли солдаты». | |
3 – я неделя. Комплекс № 20 | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Упражнение «Цапля» (пуговицы, пришитые на плотную ткань). | |
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Карандашик». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок собирает грибы» | |
4. Развитие темпоритмических характеристик речи. | Игра «Андрей – воробей». | |
4 – я неделя. Комплекс № 21 | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Упражнение «Спрячь платочек». | |
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Самолёты». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок знакомится с Говорушей». | |
4. Развитие слухового внимания, умения реагировать на смену музыки, координации речи и движений. | Игра «Самолёт». | |
Март | ||
1 – я неделя. Комплекс № 22 | ||
1. Укрепление мышц кистей рук. | Упражнение «Друзья» (массажные мячи). | |
2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата. | Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Вертушка». | |
4. Развитие координации печи и движений. | Хоровод «Будем маме помогать». | |
2 – я неделя. Комплекс № 23 | ||
1.Стимуляция биологически активных зон | Упражнение для самомассажа рук «Зайки» (ворсистые коврики). | |
2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата. | Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи». | |
3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Тема «Дом» (кухня куклы Говоруши). | |
4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах. | Упражнение «Живая лужица». | |
5. Развитие координации речи и движений, слухового внимания – умения реагировать на смену сигнала. | Игра «Едем на лошадке». | |
3 – я неделя. Комплекс № 24 | ||
1. Стимуляция тактильных ощущений. | Упражнение «Тесто» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата. | Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Дорожка». | |
4. Развитие темпа и ритма речи. | Игра «Маленькие ножки». | |
4 – я неделя. Комплекс № 25 | ||
1. Стимуляция тактильных ощущений. | Упражнение «Постираем платочки» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции. | Упражнение «Говоруша делает массаж язычку». | |
3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе. | Упражнение «Клубочек». | |
4. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Тема «Дом» (ванная комната у Говоруши). | |
5. Развитие координации речи и движений. | Игра «Догонялки с Мишкой». | |
Апрель | ||
1 – я неделя. Комплекс № 26 | ||
1. Стимуляция биологически активных зон | Самомассаж кистей рук при помощи шестигранных карандашей. | |
2. Развитие умения поднимать язык вверх. | Упражнения «Вкусное варенье», «Парус». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Вертушка». | |
4. Развитие зрительного и слухового внимания. | Игра «Птичий двор». | |
2 – я неделя. Комплекс № 27 | ||
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук. | Упражнение «Дружат в нашей группе» | |
2. Формирование губных поз - улыбки и вытягивания губ вперёд. | Упражнения «Лягушка»-«Слоник» | |
3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Тема: «Музыкальные инструменты» (бубенчики, барабанчик). | |
4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах. | Упражнение «Воздушный шар». | |
5.Развитие слухового внимания, умение изменять скорость бега в зависимости от темпа музыки. | Игра «Идем - бежим ». | |
3 – я неделя. Комплекс № 28 | ||
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук. | Упражнения «Дружат в нашей группе» | |
2. Развитие умения опускать язык вниз. | Упражнение «Кошка сердиться». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Мыльные пузыри». | |
4. Развитие чувства ритма и темпа, координации речи и движений. | Упражнение «Раздувайся пузырь». | |
4 – я неделя. Комплекс № 29 | ||
1. Стимуляция биологически активных зон | Упражнение «Цапля» (самомассаж при помощи прищепок). | |
2. Совершенствование движений органов артикуляции. | Игра «Упражнения для язычка с Мурзиком» | |
3. Различение неречевых звуков. | Тема «Посуда». | |
4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Мыльные пузыри». | |
5. Координация речи и движений, развитие чувства ритма и темпа. | Игра «Весёлый дождик». | |
Май | ||
1 – я неделя. Комплекс № 30 | ||
1. Стимуляция тактильных ощущений. | Самомассаж при помощи мешочков с фасолью. | |
2.Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны. | Игра «Упражнения для язычка с Говорушей». | |
3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе. | Упражнение «Тропинка для Колобка». | |
4. Развитие координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи. | Игра «Баба сеяла горох». | |
2 – я неделя. Комплекс № 31 | ||
Ф | Упражнение «Найди сюрприз» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны. | Игра «Упражнения для язычка с Говорушей». | |
3.Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Мельницы». | |
4. Развитие зрительного внимания. | Игра «Светофор». | |
3– я неделя. Комплекс № 32 | ||
1.Совершенствование двигательных навыков пальцев рук. | Упражнение «Повстречались два котёнка..» | |
2. Совершенствование подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление умения выполнять движения под музыку | Упражнения «Утро с Мурзиком». ( музыкальная артикуляционная гимнастка) | |
3.Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
| Упражнение «Буря в стакане». | |
4.Развитие фонематического внимания. | Игра «Топ – хлоп» |
Планируемые результаты реализации программы
В конце цикла занятий ребенок овладевает умениями и навыками:
1. Определять речевые и неречевые звуки.
2. Четко и точно владеть артикуляционными органами, быстро и плавно переключаться с одного движения на другое, а также удерживать заданную артикуляционную позу.
3. Выполнять различные движения пальцами правой руки; левой руки; пальцами обеих рук одновременно.
4. Элементарным приемам самомассажа кистей рук с различными предметами; без предметов.
5. Координировать свою речь с движением.
6. Правильному речевому дыханию.
Кроме того, у детей формируются компетенции об органах артикуляции
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 - 14, пункт 8.3, приложение №3)
Начало учебного года – октябрь Окончание учебного года –май
Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 20 минут
Программа рассчитана на 1 год обучения, 33 недели, 65 занятий.
Условия реализации программы
К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов: материально-техническое и информационное обеспечение.
Материально-техническое и информационное обеспечение программы:
Организовано пространство для формирования логопедических навыков в помещении логопедического кабинета:
1. Предметы и игрушки для развития речевого дыхания:
- листочки;
- ватные хлопья;
- воздушные шарики;
- мыльные пузыри;
- вертушки;
- «язычки»;
- бумажные снежинки и др.
2. Предметы и игрушки для развития фонематического слуха:
- звучащие игрушки (погремушки, колокольчик, трещотка, бубенчики и др.);
- «звучащие» баночки (с крупой, скрепками, гвоздиками и др.);
-«звучащие» предметы (деревянный, стеклянный, металлический и др.).
- аудиозаписи различных неречевых звуков (звуки транспорта, леса, плеск воды и тд.).
3. Предметы для самомассажа кистей рук:
- массажные мячи;
- бельевые прищепки;
- мешочки с фасолью;
- губки;
- шестигранные карандаши и др.
4. Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов:
- картотека артикуляционной гимнастики;
- картотека пальчиковых игр;
- картотека самомассажа кистей рук с предметами;
- картотека самомассажа кистей рук без предметов;
- картотеки речевых игр.
- ТСО и ИТСО;
- Интернет-ресурсы;
Кадровое обеспечение:
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта.
Для реализации дополнительной общеобразовательной программы «Речевичок» педагога необходима специализация – учитель-логопед.
Формы контроля
В начале и в конце курса проводится экспресс-диагностика уровня сформированности речевого развития группы. Обогащение словарного запаса, улучшение грамматического строя речи и связной речи, а также развитие психических процессов (память, мышление, внимание и восприятие) являются критерием эффективности программы
- Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
Образовательная деятельность осуществляется в групповом помещении детского сада по очной групповой форме обучения.
Деятельность с детьми 4 - 5 проводится в течение учебного года, два раза в неделю во второй половине дня.
Методы обучения и воспитания.
Программа ориентирована на формирование логопедических навыков, профилактику речевых нарушений.
Для развития артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и речевого дыхания используются разные методы обучения (словесный, наглядный, игровой, практический) и воспитания (мотивация, поощрение, убеждение, стимулирование).
Наглядные методы:
- опосредованное наблюдение.
Словесные методы:
- заучивание наизусть;
- беседы с элементами диалога.
Игровые методы:
- пальчиковые игры;
- дидактические игры;
- загадывание загадок.
Практические методы:
- дидактические упражнения.
Педагогические технологии:
В Программе нашли применение современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:
- игровые технологии в логопедической коррекции (Л.В. Забродина, Е. С. Ренизрук);
- технология логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Карпушина);
- информационно – коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии (Е. А. Алябьева, А. С. Галанов).
Дидактические материалы:
- Картотеки игр и упражнений разной направленности.
- Наглядно-демонстрационный материал.
- ТСО и ИТСО.
2.5 . Список литературы
- Асташина И. В. Развиваем речь и дикцию. Популярная логопедия/ И.В.Асташина .- М.: ДОМ XXI век, 2008.
- Беззубцева Г. В. Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму./Г.В.Беззубцева - М.: Гном и Д, 2004.
- Бардышева Т. Ю. Веселые ладошки./Т.Ю.Бардышева - М.: Мир книги, 2007.
- Бардышева Т.Ю. Умные пальчики/Т.Ю.Бардышева. - М.: Мир книги.2008.
- Диченскова А. М. Страна пальчиковых игр./А.М.Диченскова – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения/В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2001.
- Косинова Е. М. Уроки логопеда для развития речи/Е.М.Косинова. – М.: Эксмо, 2013.
- Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика/Н.В.Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2009. .
- Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей./Н.В.Рыжова- М.: Сфера, 2013.
- Фадеева Ю.А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим/ Ю.А.Фадеева, Г.А.Пичугина, И.И.Жилина. - М.: Сфера, 2013.
- ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...