Дополнительная общеобразовательная программа "Речевичок" для детей 4-5 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Григорьева Ксения Николаевна

 Программа носит коррекционно-развивающий характер. Предназначена для обучения и воспитания детей  4-5 лет с различным уровнем речевого развития. При разработке и проведении  ООД учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.

В работе  предусмотрено использование нетрадиционных методов: Су – джок терапия, массажные мячики, игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами. Для активизации внимания детей на занятии применяются интерактивные дидактические пособия и  средства ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_rechevichok.docx91.45 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№246»

(МБ ДОУ «Детский сад №246»)

Программа рассмотрена и рекомендована к                  УТВЕРЖДАЮ

утверждению педагогическим советом                          заведующий муниципального

муниципального бюджетного дошкольного                  бюджетного дошкольного

образовательного учреждения                                         образовательного учреждения

«Детский сад № 246»                                                       «Детский сад № 246»

Протокол № 1 от 30.08.2021                                             ____________ А.Ю. Рябоконь  

                                                                                             Приказ № 230/1  от 30.08.2021

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Речевичок»

Тематическая направленность: социально-гуманитарная

Возраст учащихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Григорьева Ксения Николаевна

учитель-логопед

Новокузнецкий городской округ, 2021

Содержание

№ п/п

Название раздела

Стр.

1.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты

5

1.1.

Пояснительная записка

5

1.2.

Цель и задачи программы

9

1.3.

Содержание программы

10

1.4.

Планируемые результаты

21

2.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

22

2.1.

Календарный учебный график

22

2.2.

Условия реализации программы

22

2.3.

Формы контроля

23

2.4.

Методические материалы

23

2.5.

Список литературы

24

Паспорт программы

Наименование программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевичок»

Автор программы:

Григорьева Ксения Николаевна, учитель-логопед

Образовательная направленность:

Социально-гуманитарная

Цель программы:

 Создание условий  для формирования логопедических навыков и профилактики  речевых нарушений у дошкольников.

Задачи программы:

  1. Формирование фонематического восприятия.
  2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
  3. Развитие координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи.
  4. Выработка правильного речевого дыхания.
  5. Оптимизация эмоционального фона.

Возраст учащихся:

4-5 лет

Год разработки программы:

2021 год.

Срок реализации программы:

1 год

Нормативно-правовое обеспечение программы

  • Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;
  •  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
  • Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
  • Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р);
  • Указ Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (от 29.10.2015 г. № 536);
  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.

№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»  

  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
  • Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с

«Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);

  • Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740);
  • Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;
  • Локальные нормативные  акты МБ ДОУ «Детский сад № 246»: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.

 Методическое обеспечение программы:

Данная        программа        может        быть        эффективно        реализована        во        взаимосвязи

методического обеспечения программы и материально-технических условий.

Методическое обеспечение программы включает в себя:

  • Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую   программу;
  • календарно-тематическое планирование занятий по программе;
  • методическую и учебную литературу;
  • дидактические игры
  • Интернет-ресурсы.

Материально-техническое обеспечение программы

  • столы
  • стулья
  • расходные материалы (бумага, картриджи для принтера)
  • настенное зеркало
  • игры и пособия для коррекционно – логопедической работы
  • игры и пособия для развития психических процессов

Рецензенты:

Внутренняя рецензия: Кунтарева Елена Ивановна, старший воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 246»

Внешняя рецензия: Федорцева Марина Борисовна, кандидат педагогических наук , доцент кафедры ДО и ОО МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы: объем, содержание, планируемые результаты»

  1. Пояснительная записка

Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа.

                  Дополнительная   общеобразовательная    общеразвивающая    программа «Речевичок» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
  • Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
  • Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р);
  • Программа патриотического воспитания граждан на период 2016-2020 годов (постановление Правительства РФ от 30.12. 2015 N 1493);
  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  •   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.

№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»  

  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
  • Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740);
  • Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013

 №86-ОЗ;

  • Локальные нормативные  акты  МБ ДОУ «Детский сад № 246»: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности, правила приёма учащихся, режим занятий учащихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся.

Направленность программы - социально-гуманитарная.      Программа направлена на игровое, творческое развитие личности ребенка возраста 4-5 лет, развитие его фонематического слуха, познавательного и исследовательского интереса, развитие способности к ведению диалога, которое обеспечивает его успешную самореализацию в жизни  ребёнка.

Актуальность программы

           В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

          Поэтому особенно актуальной становится проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы в условиях   ДОУ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагога, воспитанника и родителей) в достижении поставленных целей и задач.

  Новизна программы

       Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей  4-5 лет с различным уровнем речевого развития. При разработке и проведении  ООД учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.

В работе  предусмотрено использование нетрадиционных методов: Су – джок терапия, массажные мячики, игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами. Для активизации внимания детей на занятии применяются интерактивные дидактические пособия и  средства ИКТ.

     

  Программа составлена с учётом требований, определённых нормативными документами.  

        Программа по развитию  речи детей среднего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на развитие всех компонентов речи в возрасте от 4 до 5  лет и рассчитана на 1 год.  В программе систематизированы средства, методы и формы работы по социально-педагогической направленности предшкольное развитие.

     

Педагогическая целесообразность

      Данная программа, учитывая возрастные психофизиологические  возможности обучающихся,   позволяет вести коррекционно-развивающую работу  с детьми среднего дошкольного возраста, чтобы на ранних этапах сформировать  артикуляционный аппарат, предотвратить проблемы ФФНР и ОНР.  

Уровни сложности

        Программа реализуется  в условиях дошкольного образовательного учреждения и рассчитана на обучение учащихся 4-5 лет. Программа дает стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Возраст учащихся, особенности приема

      Возраст учащихся по программе 4 - 5 лет. Каждый учащийся имеет право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, предварительно пройдя входную диагностику. Зачисление в группы производится с обязательным условием - подписание договора с родителями (законными представителями), подписание согласия на обработку персональных данных.

Отличительная особенность программы

         Отличительной особенностью Программы «Речевичок» является то, что  артикуляционная, пальчиковая,  дыхательная гимнастики и упражнения по развитию фонематического слуха  для подготовки речевого аппарата учащихся, объединены в единый  развивающий комплекс.

Объем и сроки реализации программы

 Обучение по Программе рассчитано на один год, содержание разработано с учетом особенностей и возможностей воспитанников средней группы.

 Занятия проводятся с группой детей 5-7 человек, 2 раза в неделю продолжительностью 15-20  минут.  Количество занятий – 60.

 Учебная нагрузка в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Речевичок» соответствует возрасту воспитанников ( СП 2.4. 3648- 20) .

Особенности организации образовательного процесса

        Образовательная деятельность по программе «Речевичок» реализуется с октября по май месяц в учебном году.  Занятия проводятся по подгруппам. На занятиях обучаются учащиеся одного возраста. Состав группы постоянный.

        При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводятся физкультминутки      и динамические паузы.

        На первом занятии учащемуся предлагается выполнить тестовое задание, которое позволяет оценить изначальную готовность участника к освоению содержания и материал дополнительной программы.  

Формы проведения учебных занятий

 Формы обучения:  очная, поскольку специфика работы детского сада предполагает пребывание ребенка в детском саду в течение дня.

Основная форма обучения – групповая образовательная деятельность.

Особенности организации образовательного процесса.

При организации образовательного процесса учтены следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности обучения;
- принцип интегрированного подхода;
- принцип индивидуального, личностно-ориентированного подхода;
- принцип гуманизма;
- принцип комплексности;

- принцип интеграции образовательных областей.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования детей в  ДОУ.

Задачи:

  1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
  2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
  3. Развитие дыхания.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Формирование правильного звукопроизношения.
  6. Расширение словарного запаса.
  7. Формирование связной речи.
  8. Воспитание культуры речевого общения; умение слушать рассказы и высказывания других детей; воспитывать у детей выразительность речи.

  1. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Речевичок»

                         Календарно-учебный план

№ п/п

Месяц

Перечень комплексов

Кол-во занятий

Кол-во часов (минут)

Теория

(минут)

Практика (минут)

Сентябрь

Вводное занятие «Сказка о веселом язычке»

1

20

5

15

Комплекс 1

2

20

5

15

Комплекс 2

2

20

5

15

Октябрь

Комплекс 3

2

20

5

15

Комплекс 4

2

20

5

15

Комплекс 5

2

20

5

15

Комплекс 6

2

20

5

15

Ноябрь

Комплекс 7

2

20

5

15

Комплекс 8

2

20

5

15

Комплекс 9

2

20

5

15

Комплекс 10

2

20

5

15

Декабрь

Комплекс 11

2

20

5

15

Комплекс 12

2

20

5

15

Комплекс 13

2

20

5

15

Комплекс 14

2

20

5

15

Январь

Комплекс 15

2

20

5

15

Комплекс 16

2

20

5

15

Комплекс 17

2

20

5

15

Февраль

Комплекс 18

2

20

5

15

Комплекс 19

2

20

5

15

Комплекс 20

2

20

5

15

Комплекс 21

2

20

5

15

Март

Комплекс 22

2

20

5

15

Комплекс 23

2

20

5

15

Комплекс 24

2

20

5

15

Комплекс 25

2

20

5

15

Апрель

Комплекс 26

2

20

5

15

Комплекс 27

2

20

5

15

Комплекс 28

2

20

5

15

Комплекс 29

2

20

5

15

Май

Комплекс 30

2

20

5

15

Комплекс 31

2

20

5

15

Комплекс 32

2

20

5

15

Итого

65

65/21ч.

5ч.

16ч.

            Содержание тем учебного курса

Задачи

Содержание занятий

Сентябрь

2 – я неделя.  Вводное занятие «Сказка о веселом язычке»

3 – я неделя. Комплекс № 1

1. Стимуляция биологически активных зон рук.

  Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик, гармошки и др.).

3. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного речевого дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Упражнение «Пастушок».

4. Развитие координации речи и движений.

Игра «По малину  в сад пойдём».

4 – я неделя. Комплекс № 2

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание тыльной стороны ладоней ладонью противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушек, бусинок).

3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица.

Упражнение «Листопад» (листочки на ладошке).

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Игра «Меж еловых мягких лап».

                                                          Октябрь

1 – я неделя. Комплекс № 3

1. Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук (поперечное движение по тыльной стороне ладоней ребром ладони противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый).

3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос.

Упражнение «Ёжики».

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Игра «Кружатся листья».

2 – я неделя. Комплекс № 4

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательное движение кулачком по ладони противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Звучащие предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги).

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Раздуй горошки».

4.Развитие слухового внимания, умения реагировать на изменение темпа музыки.

Игра «Зайцы и лисички».

3 – я неделя. Комплекс № 5

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательное движение указательным пальцем в центре ладони противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Узнай, что звучало?»

3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование короткого ритмичного вдоха через нос.

Упражнение «Хомячки».

4. Развитие темпа и ритма речи.

Игра «Дождик».

4 - я неделя. Комплекс № 6

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Упражнение «Голоса» улицы» (звуки машины и др.)

3. Тренировка  правильного носового дыхания, продолжительного равномерного ротового выдоха.

Упражнение «Колобок».

4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма, умения реагировать на заданный сигнал.

Игра «Земляничка».

Ноябрь

1 – я неделя.  Комплекс № 7

1. Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Тёрка» для самомассажа ладоней (растирающие движения кулачками по ладони противоположной руки).

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

Игра «Три медведя».

3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот.

Упражнение «Одуванчики».

4. Развитие чувства ритма, координации  речи и движений.

Игра «Ветер».

2 – я неделя. Комплекс № 8

1.  Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Барашки» для самомассажа пальцев (кругообразные движения по пыльной стороне пальцев указательными пальцами противоположной руки).

2. Обучение дыханию через рот, формирование короткого, ритмичного ротового выдоха.

Упражнение «Собачки».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Поможем Буратино заговорить»

4. Развитие темпа и ритма речи.

Игра «Аты – баты, шли солдаты».

3 – я неделя. Комплекс № 9

1.  Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук массажными мячами.

2. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха через рот.

Упражнение «Весёлый мяч».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Домик для язычка».

4. Развитие темпа и ритма речи.

Игра «Три медведя».

4 – я неделя. Комплекс №10

1.  Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук массажными мячами.

2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.

Игра «Послушай звуки зимы».

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Снегопад» (ватные комочки).

4. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок наводит порядок».

5. Развитие координации речи и движений.

Игра «Снежок».

                                                          Декабрь

1 – я неделя. Комплекс № 11

  1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика «Командир».

2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки

Упражнение «Транспорт на улице» (звуки машины и др.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок делает зарядку».

4.  Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Автомобили».

2 – я неделя. Комплекс № 12

1. Развитие точных слуховых дифференцировок на неречевые звуки.

Упражнение «Звуки зимнего леса».

2. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Пальчиковая игра «На прогулке».

3. Развитие чувства ритма, умения самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки.

Игра «Зимние забавы».

4. Развитие равномерного выдоха носом; медленного продолжительного выдоха ртом.

Игра «Запахи праздника».

5. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок в магазине».

3 –я неделя. Комплекс №13

1.Развитие пальчиковой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Командир».

2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Буря в стакане».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок и кошечка».

4. Развитие слухового внимания, умения координировать движения в соответствии с изменением характера музыки.

Игра «Новогодний бубен».

4 – я неделя. Комплекс № 14

1.Развитие дифференцированных движений пальцами.

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».

2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Задуй свечу».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок и велосипед».

4.  Развитие слухового внимания и координации движений при помощи выразительных средств музыки (темп, ритм, громкость).

Хоровод «Весёлая зима».

                                                         Январь

2 – я неделя. Комплекс № 15

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Репка» для массажа пальцев («вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги).

2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха.

Упражнение «Подуем на снежинку».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок в зоопарке».

4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма.

Игра «Снежинки и ветер».

3 – я неделя. Комплекс №16

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха.

Упражнение «Пингвины на льдине».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок в цирке».

4. Развитие координации речи и движений.

Игра «Снежок».

4 - я неделя. Комплекс № 17

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Найди игрушку» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.

2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха.

Упражнение «Одуванчики».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение «Язычок играет на музыкальных инструментах».

4. Развитие координации речи и движений (ходьба «змейкой») согласно заданному темпу.

Игра «Катушка».

                                                        Февраль

1 – я неделя. Комплекс №18

1.Стимуляция биологически активных зон.

Пальчиковая гимнастика «Гуси» (бельевые прищепки).

2.Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица.

Упражнение «Кораблики».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок пошел гулять».

4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма.

Игра «Снегирь».

2 – я неделя. Комплекс № 19

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Упражнение «Горошки».

2. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок и лошадка».

3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.

Тема «Дом» (комната куклы Говоруши),

4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Раздуй горошки» (картинки с изображением солдатиков).

5. Развитие координации речи и движений в соответствии с темпоритмическими характеристиками музыки.

Игра «Аты – баты, шли солдаты».

3 – я неделя. Комплекс № 20

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Упражнение «Цапля» (пуговицы, пришитые на плотную ткань).

2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Карандашик».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок собирает грибы»

4. Развитие темпоритмических характеристик речи.

Игра «Андрей – воробей».

4 – я неделя. Комплекс № 21

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Упражнение «Спрячь платочек».

2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Самолёты».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок знакомится с Говорушей».

4. Развитие слухового внимания, умения реагировать на смену музыки, координации речи и движений.

Игра «Самолёт».

                                                             Март

1 – я неделя. Комплекс № 22

1. Укрепление мышц кистей рук.

Упражнение «Друзья» (массажные мячи).

2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата.

Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи».

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Вертушка».

4. Развитие координации печи и движений.

Хоровод «Будем маме помогать».

2 – я неделя. Комплекс № 23

1.Стимуляция биологически активных зон

Упражнение для самомассажа рук «Зайки» (ворсистые коврики).

2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата.

Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи».

3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.

Тема «Дом» (кухня куклы Говоруши).

4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах.

Упражнение «Живая лужица».

5. Развитие координации речи и движений, слухового внимания – умения реагировать на смену сигнала.

Игра «Едем на лошадке».

3 – я неделя. Комплекс № 24

1. Стимуляция тактильных ощущений.

Упражнение «Тесто» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.

2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата.

Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи».

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Дорожка».

4. Развитие темпа и ритма речи.

Игра «Маленькие ножки».

4 – я неделя. Комплекс № 25

1. Стимуляция тактильных ощущений.

Упражнение «Постираем платочки» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.

2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции.

Упражнение «Говоруша делает массаж язычку».

3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе.

Упражнение «Клубочек».

4. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.

Тема «Дом» (ванная комната у Говоруши).

5. Развитие координации речи и движений.

Игра «Догонялки с Мишкой».

                                                         Апрель

1 – я неделя. Комплекс № 26

1. Стимуляция биологически активных зон

Самомассаж кистей рук при помощи шестигранных карандашей.

2. Развитие умения поднимать язык вверх.

Упражнения «Вкусное варенье», «Парус».

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Вертушка».

4. Развитие зрительного и слухового внимания.

Игра «Птичий двор».

2 – я неделя. Комплекс № 27

1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.

Упражнение «Дружат в нашей группе»

2. Формирование губных поз - улыбки и вытягивания губ вперёд.

Упражнения «Лягушка»-«Слоник»

3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.

Тема: «Музыкальные инструменты»  (бубенчики, барабанчик).

4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах.

Упражнение «Воздушный шар».

5.Развитие слухового внимания, умение изменять скорость бега в зависимости от темпа музыки.

Игра «Идем - бежим ».

3 – я неделя. Комплекс № 28

1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.

Упражнения «Дружат в нашей группе»

2. Развитие умения опускать язык вниз.

Упражнение «Кошка сердиться».

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Мыльные пузыри».

4. Развитие чувства ритма и темпа, координации речи и движений.

Упражнение «Раздувайся пузырь».

4 – я неделя. Комплекс № 29

1. Стимуляция биологически активных зон

Упражнение «Цапля» (самомассаж при помощи прищепок).

2. Совершенствование  движений органов артикуляции.

Игра «Упражнения для язычка с Мурзиком»

3. Различение неречевых звуков.

Тема «Посуда».

4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Мыльные пузыри».

5. Координация речи и движений, развитие чувства ритма и темпа.

Игра «Весёлый дождик».

                                                            Май

1 – я неделя. Комплекс № 30

1. Стимуляция тактильных ощущений.

Самомассаж при помощи мешочков с фасолью.

2.Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны.

Игра «Упражнения для язычка с Говорушей».

3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе.

Упражнение «Тропинка для Колобка».

4. Развитие координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи.

Игра «Баба сеяла горох».

2 – я неделя. Комплекс № 31

Ф

Упражнение «Найди сюрприз» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.

2. Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны.

Игра «Упражнения для язычка с Говорушей».

3.Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Мельницы».

4. Развитие зрительного внимания.

Игра «Светофор».

3– я неделя. Комплекс № 32

1.Совершенствование двигательных навыков пальцев рук.

Упражнение  «Повстречались два котёнка..»

2. Совершенствование подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление умения выполнять движения под музыку

Упражнения «Утро с Мурзиком».

( музыкальная артикуляционная гимнастка)

3.Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

        

Упражнение «Буря в стакане».

4.Развитие фонематического внимания.

Игра «Топ – хлоп»

  1. Планируемые результаты реализации программы

 В конце цикла занятий ребенок овладевает умениями и навыками:

1. Определять речевые и неречевые звуки.

2. Четко и точно владеть артикуляционными органами, быстро и плавно переключаться с одного движения на другое, а также  удерживать заданную артикуляционную позу.

3. Выполнять различные движения пальцами правой руки; левой руки; пальцами обеих рук одновременно.

4. Элементарным приемам самомассажа кистей рук с различными предметами; без предметов.

5. Координировать свою речь с движением.

6. Правильному речевому дыханию.

Кроме того, у детей формируются компетенции об органах артикуляции

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график

         Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 - 14, пункт 8.3, приложение №3)

Начало учебного года – октябрь Окончание учебного года –май

Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 20 минут

Программа рассчитана на 1 год обучения,  33 недели, 65 занятий.

  1. Условия реализации программы

 К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов: материально-техническое и информационное обеспечение.

Материально-техническое и информационное обеспечение программы:

Организовано пространство для формирования логопедических навыков  в помещении логопедического кабинета:

1. Предметы и игрушки для развития речевого дыхания:

- листочки;

- ватные хлопья;

- воздушные шарики;

- мыльные пузыри;

- вертушки;

- «язычки»;

- бумажные снежинки и др.

2. Предметы и игрушки для развития фонематического слуха:

- звучащие игрушки (погремушки, колокольчик, трещотка, бубенчики и др.);

- «звучащие» баночки  (с крупой, скрепками, гвоздиками и др.);

-«звучащие» предметы (деревянный, стеклянный, металлический и др.).

аудиозаписи различных неречевых звуков (звуки транспорта, леса, плеск воды и   тд.).

3. Предметы для самомассажа кистей рук:

- массажные мячи;

- бельевые прищепки;

- мешочки с фасолью;

- губки;

- шестигранные карандаши и др.

4. Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов:

  • картотека артикуляционной гимнастики;
  • картотека пальчиковых игр;
  • картотека самомассажа кистей рук с предметами;
  • картотека самомассажа кистей рук без предметов;
  • картотеки речевых игр.
  1. ТСО и ИТСО;
  2.  Интернет-ресурсы;

Кадровое обеспечение:

            Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта.  

Для реализации дополнительной общеобразовательной программы «Речевичок»  педагога необходима специализация – учитель-логопед.

  1. Формы  контроля

В начале и в конце курса проводится экспресс-диагностика уровня сформированности речевого развития группы. Обогащение словарного запаса, улучшение грамматического строя речи и связной речи, а также развитие психических процессов (память, мышление, внимание и восприятие) являются критерием эффективности программы

  1. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса

Образовательная  деятельность осуществляется в  групповом помещении детского сада по очной  групповой форме обучения.

Деятельность с детьми 4 - 5 проводится в течение учебного года, два раза в неделю во второй половине дня.  

Методы обучения и воспитания.

Программа ориентирована на формирование логопедических навыков, профилактику речевых нарушений.

Для  развития артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и речевого дыхания используются разные методы обучения (словесный, наглядный, игровой, практический) и воспитания   (мотивация, поощрение, убеждение, стимулирование).

Наглядные методы:

- опосредованное наблюдение.

Словесные методы:

- заучивание наизусть;

- беседы с элементами диалога.

Игровые методы:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- загадывание загадок.

Практические методы:

- дидактические  упражнения.

Педагогические технологии:

В  Программе нашли применение современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:

  • игровые технологии в логопедической коррекции  (Л.В. Забродина, Е. С. Ренизрук);
  • технология  логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Карпушина);
  • информационно – коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (Е. А. Алябьева, А. С. Галанов).

Дидактические материалы:

  • Картотеки игр и упражнений разной направленности.
  • Наглядно-демонстрационный материал.
  • ТСО и ИТСО.

2.5 . Список литературы

  1. Асташина И. В. Развиваем речь и дикцию. Популярная логопедия/ И.В.Асташина .- М.: ДОМ XXI век, 2008.
  2. Беззубцева Г. В. Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму./Г.В.Беззубцева -  М.: Гном и Д, 2004.
  3. Бардышева  Т. Ю. Веселые ладошки./Т.Ю.Бардышева - М.: Мир книги, 2007.
  4. Бардышева  Т.Ю. Умные пальчики/Т.Ю.Бардышева. - М.: Мир книги.2008.  
  5. Диченскова А. М. Страна пальчиковых игр./А.М.Диченскова – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
  6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения/В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2001.
  7. Косинова Е. М. Уроки логопеда для развития речи/Е.М.Косинова. – М.: Эксмо, 2013.
  8. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика/Н.В.Нищева. – СПб.:  Детство-пресс,  2009.  .
  9. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей./Н.В.Рыжова- М.: Сфера, 2013.
  10. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.  А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим/ Ю.А.Фадеева, Г.А.Пичугина, И.И.Жилина. -  М.: Сфера, 2013.
  11. ФГОС дошкольного  образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...