"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
статья
ФОРМЫ РАБОТЫ МДОУ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vystupleniya.docx | 693.92 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
ФОРМЫ РАБОТЫ МДОУ
С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
Подготовила:
Учитель-логопед
Павлович О.Н.
2021 г.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи ,и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». (ФГОС ДО п.3.2.5.п.п.5.). Он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).
Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
Ставя перед собой задачу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей, педагогическому коллективу ДОУ следует пересмотреть формы организации совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников с целью активизации педагогического потенциала семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей и формирования ценностей здорового образа жизни.
Задачи психолого-педагогической поддержки семьи :
1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребёнка дошкольного возраста.
Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй. Данный процесс имеет две стороны:
1) функционально-ролевая: участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны чётко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребёнка;
2) личностная: педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь чёткую установку на то, что каждая семья уникальна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога как личность со своими интересами, особенностями.
Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.
Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, свои представления о содержании воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять её особенности, потребности, трудности и ожидания.
Формы и методы работы с родителями многообразны, зачастую интересны родителям, вовлеченным в данное взаимодействие. Однако, психолого-педагогическая поддержка родителей и повышение их компетентности в вопросах развития детей затрудняются низкой мотивацией родителей к совместной деятельности с педагогами. В работе с такой категорией родителей, педагоги, в первую очередь, должны замотивировать родителей на совместную работу, обосновать важность и необходимость совместных действий. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка.
Формы работы МДОУ с родительской общественностью.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком.
Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.
Коллективные формы:
- родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи;
- конференции; семинары; дискуссии; круглые столы;
Индивидуальные формы:
- педагогические и индивидуальные беседы с родителями;
- тематические консультации (проводятся специалистами);
Наглядно-информационные формы:
- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;
- фотографии; выставки детских работ; стенды, ширмы, папки-передвижки.
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Индивидуальная форма - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. К ним, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу, активное участие и воспитателя и родителей .В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. К коллективным формам относятся родительские собрания (групповые и общие со всеми родителями воспитанников), «Круглые столы» и др.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье.
Задачи, встающие перед ДОУ, предполагают открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Существуют разнообразные формы взаимодействия с родителями, например, такие как:
- нетрадиционные родительские собрания;
- собеседование, диагностика, тесты, анкетирование;
- - наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставок, тематические выставки;
- консультации специалистов;
- совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
- организация совместной трудовой деятельности;
- семейные проекты;
- участие родителей в семейных конкурсах и выставках;
Преимущества системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем.
Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Все формы взаимодействия с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Чем лучше налажено общение между семьёй и педагогами, тем большую поддержку получит ребёнок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый жизненный опыт окажется успешным.
Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОО и родителей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Использование разных форм работы по взаимодействию с родителями, способствует у родителей интересу к работе детского сада и воспитанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ «Введение новой формы планирования психолого-педагогической работы с воспитанниками, в соответствии с ФГОС»
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы планирования психолого- педагогической...
План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»
Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...
«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в соответствии с ФГОС ДО. Формы работы МДОУ с родительской общественностью.»
laquo;Обеспечениепсихолого-педагогической поддержки семьив соответствии с ФГОС ДО.Формы работы МДОУс родительской общественностью.»...
Доклад по теме: «Предметно-пространственная среда ДОУ как средство создания психолого-педагогических условий развития ребёнка в соответствии с ФГОС ДО».
Районная научно – практическая конференция: «Развитие профессионально личностной компетентности педагога и её реализация в педагогической деятельности»...
Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей
Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...