« Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в ДОУ».
статья (подготовительная группа)
В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Отличительной особенностью современного этапа российского образования является поиск новой модели образовательного пространства. Одним из важнейших направлений модернизации является изменение уклада дошкольного звена, обуславливающее внедрение инноваций в практику воспитания, обучения и развития детей до семи лет. В последние годы особое внимание уделяется решению проблемы доступности дошкольного образования, его вариативности в соответствии с потребностями семьи, обеспечению условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей, преемственности дошкольного и начального образования.
В настоящее время сложилась специфическая ситуация, характеризующаяся увеличением рождаемости детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Помимо количественного увеличения нарушений в развитии, наблюдаются качественные изменения, которые все чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую сферу, вызывая вторичные нарушения. Вне зависимости от характера дефекта по отношению к такому ребёнку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы и инструменты решения образовательных задач, рассчитанные на нормальное развитие. В связи с этим ещё более повышается значимость тщательного комплексного, системного, динамического подхода к дифференциальной диагностике и созданию технологий специализированной помощи таким детям на этапе предшкольной подготовки.
Чтобы называться, здоровыми необходимо не только не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях: эмоциональном, психическом, духовном, социальном. И именно поэтому под здоровьем понимается состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или неудовлетворительного состояния.
Выражение Сухомлинского В.А. о здоровье человека: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», и это очень показательно.
В России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях.
Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
К основным проблемам специального образования можно отнести следующие:
- недостаточно развита в целом система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям;
- отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей;
- не разработан государственный образовательный стандарт дошкольного образования детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии;
- имеются существенные проблемы с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для проведения коррекционной психолого-педагогической работы с детьми;
- не соответствует требованиям специального образования в большинстве образовательных учреждений материально-техническое, учебно-методическое и кадровое обеспечение; не разработана нормативная база их лицензирования, аттестации и аккредитации, учитывающая специфику данных учреждений;
- острый дефицит профессионально подготовленных кадров в системе специального образования и в высшей педагогической школе;
- наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;
- недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
- неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
- полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
В связи с выявлением вышеперечисленных проблем в стране разрабатываются основные направления реформирования системы специального образования. К этим направлениям можно отнести следующие:
- создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических комиссий единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
- развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях, что обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных);
- создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями);
- создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения на всех ее ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения детей в семье;
- стабилизацию деятельности существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.);
- создание там, где это целесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;
- создание службы специальной психологии в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического сопровождения.
Необходимым условием организации успешного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных учреждениях общего типа так же является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию.
В дошкольном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здании и помещении учреждения и организации их пребывания и воспитания в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные места, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.). Необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых дошкольных учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих учреждений.
Недопустимым является формальный подход к решению данного вопроса, выражающийся в массовом закрытии коррекционных учреждений и фактически безальтернативном переводе детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольные учреждения общего типа без предварительного создания в них необходимых условий для организации воспитания и обучения детей этой категории. Такой подход не только не позволит обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении общего типа, но и негативно скажется на качестве работы дошкольного учреждения с другими воспитанниками.
Таким образом, интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов общеобразовательных, так и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогами детских садов дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с отклонениями в развитии. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях, т.е. в условиях интегрированного обучения.
Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь интеграцией - объединением усилий и специалистов и воспитателей. И педагог психолог и учитель-логопед, и воспитатель решают свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка с ОВЗ, социализация его в обществе. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия посредством интеграции.
Использованная литература
- Бондырева С.К. Психолого- педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -352 с.
- Г.М.Казакова Предшкольное образование детей в ДОУ: формы организации и примеры игровых занятий. Москва. Аркти. 2007.
- Н.М.Борозинец, Е.В.Евмененко, О.Н.Полчанинова. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях предшкольного образования: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Под редакцией Л.М.Шипициной. Санкт – Петербург. Речь 2005.
- Л.С.Маркова Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. Москва. Аркти. 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ....
Особенности применения Здоровьесберегающих технологий при организации жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенности применения Здоровьесберегающих технологий при организации жизнидеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, н
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителе...