Здоровьесберегающая технология "Профилактика осанки"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Технологии разработаны для профилактики и нарушения осанки у детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_2022-2023.doc | 146.5 КБ |
zozh_starshiy_doshkolnyy_vozrast.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология
«Профилактика осанки у детей среднего дошкольного возраста»
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием. Перед педагогами ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей.
В детском саду разработана и ведётся определённая система работы по профилактике плоскостопия и коррекции осанки. Необходимо привлечь родителей к сотрудничеству. Только вместе мы можем решить поставленные задачи. Все оздоровительные и профилактические мероприятия могут быть эффективными только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в детском саду и дома.
- Задачи:
- 1) Способствовать развитию у детей познавательного интереса к своему организму и его возможностям.
- 2) Использовать в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приёмов интеграции разных видов деятельности.
- 3) Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению осанки;
- 4) Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья спины;
- 5) Приобщить родителей к коррекционной работе в домашних условиях;
- 6) Создать в группе условия для профилактики осанки у детей;
- 7) Воспитывать у детей желание быть здоровыми.
Нарушения осанки делятся на 2 группы:
- изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости;
- искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.; ж) плавание.
Тренировка мышц спины и живота для правильной осанки .
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку. Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.
Заключение
- Для детей и родителей.
- Повышение родительской компетентности по вопросам здоровье сбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.
- Улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности, .
- Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.
- Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
- Сформированные навыки здорового образа жизни, правильное физическое развитие детского организма, создание системы здоровье сберегающий деятельности с учётом потребностей, ресурсов ,условий ДОУ, активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ .
Перспективное планирование
Сентябрь
1. Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье»
2. Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Упражнение «Качели» (Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки.
Комплекс упражнений с гимнастическими палками.
Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
-И.П -О.С., палка в руках внизу. Поднять палку вверх, потянуться. Пятки от пола не отрывать. Вернуться в и.п( 4 раза )
-И.П.- стать прямо, ноги на ш.п., стопы параллельно, палка в руках внизу. Прямыми руками поднять палку над головой; сгибая руки, опустить ее на лопатки; поднять палку над головой: вернуться в и.п, ( 4 раза )
Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).
Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.
"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.
Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.
Упражнения в положении "стоя"
"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П. , расслабляя мышцы рук (4-6 раз).
Держать спину ровно и не выпячивать живот.
"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П. , расслабив руки (4-8 раз).
Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.
Упражнения (профилактика плоскостопия) «Собираем палочки».
3. Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит»
4. Дыхательная гимнастика «Ладошки».
Дошкольники стоят, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Держать руки нужно перед собой. Делается короткий вдох, ладони ритмично сжимаются. Втягиваем воздух 4 раза шумно, активно, резко. Кулачки сжимаются также 4 раза. Отдыхаем 3–5 секунд, в этот момент происходит произвольный выдох. Повторяем серию вдохов и сжатий ладошек 24 раза (по 4 на один цикл).
5. Упражнение «Гусеница»
Цель: формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног.
И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одновременно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все — гусеницы. Поползли!
6. Консультации для родителей:
- «Семья и здоровье ребёнка»;
- «Развиваем пальчики»
7. Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
«Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели»
Октябрь
1. Игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье»
Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.
2. Дыхательная гимнастика «Насос».
Дети представляют перед собой насос для накачивания шин. Встают прямо, руки внизу. На счет раз округляем спину, расслабляем шею, голову опускаем, наклоняемся вниз. Одновременно с наклоном делаем короткий вдох, как будто качаем насос. В момент вдоха нужно сжать грудную клетку, согнуть спину так, чтобы она мешала расширению мышц груди от воздуха. Вдыхаем 4 раза без перерыва на выдох. На счет два выдыхаем, поднимаемся, выпрямляем спину, расслабляем мышцы груди. Отдыхаем 3–5 секунд. Цикл повторяется 24 или 12 раз (по 8 и 4 вдоха на каждый).
3. Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Самомассаж «Наши маленькие ножки».
Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).
Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.
"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.
Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.
"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.
Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.
Упражнения, стоя у зеркала.
Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
4. Упражнения в положении "лежа на спине"
"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).
При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.
"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз).
Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.
Упражнения в положении "лежа на животе"
"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.
Голова приподнята.
"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).
Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.
5. "Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".
Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.
Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.
Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.
Упражнения «Часы».
6. С/рол. игры «Поликлиника», «Больница»
Цель: расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Учить объединяться в игре, распределять роли.
7. Консультации для родителей «Десять заповедей здоровья».
Ноябрь
- Чтение К.Чуковский «Мойдодыр».
Цель: учить детей заботиться о личной гигиене.
2. Дидактическая игры:
- «Если хочешь быть здоровым…»
- «Чистоплотные дети».
3. Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.
Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.
4. Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Самомассаж «Шли бараны по дороге».
Упражнения в положении "стоя"
"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.
Отводя локти назад, сближать лопатки.
"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квакв", вернуться в И. П. (4-6 раз).
В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.
Упражнения в ходьбе по кругу
"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием пми54бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.
Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.
"Вырастаем большими " Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.
Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.
Упражнения в положении "лежа на животе"
"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.
Голова приподнята.
"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).
Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.
Упражнения с мячом.
Их можно использовать в вариативной форме. Приведем несколько примеров: Катание мяча. Нужно сесть на пол, мячик катать вокруг себя. Следите за напряжением спины. Стоя взять мячик в руки. Поднять высоко вверх, опустить, положить снаряд себе на грудь. Опустить вниз, хорошо нагнувшись.
Упражнения «Самолет»
Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.
И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5—10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.
«Потягивание»
Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу пяточкой вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.
Упражнение «Стирка»
5. Анкета для родителей « Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни».
6. Консультация для родителей «Упражнения для профилактики осанки, которые можно провести дома».
7. Просмотр мультфильмов.
Декабрь
1. Беседа на тему: «Как устроено наше тело»
2. Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Массаж «Соберем палочки».
Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).
Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребёнка.
"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием пми54бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.
Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.
Упражнения в положении "стоя"
"Воробушек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.
Отводя локти назад, сближать лопатки.
"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз).
В положении "кисти к плечам", локти должны быть прижаты к бокам.
Упражнения в положении "лёжа на животе"
"Воробышек". Круги назад локтями рук, приведёнными к плечам (5-8 раз).
Голова приподнята.
Упражнения с мячом
Их можно использовать в вариативной форме. Приведем несколько примеров: Катание мяча. Нужно сесть на пол, мячик катать вокруг себя. Следите за напряжением спины. Стоя взять мячик в руки. Поднять высоко вверх, опустить, положить снаряд себе на грудь. Опустить вниз, хорошо нагнувшись.
Упражнение – пальцами ног захватывать и отпускать карандаш.
3. Подвижная игра: «Солнышко».
4. Консультация для родителей: «Культурно гигиенические навыки их значения в развитие ребенка»
Консультация для родителей «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни».
Январь
1. Чтение художественной литературы: А. Барто: «Я лежу болею»
2. Дыхательная гимнастика «Кошечка».
Ребенок расставляет ноги чуть-чуть, руки сгибает в локтях и прижимает к телу. Важно сжать бока, чтобы они не раздувались при вдохе. Следите за прямотой спины. На вдохе приседаем не до конца, чуть разворачиваем тело вбок, выбрасываем руки вперед, как будто что-то хватаем. На выдохе встаем.
3. Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Массаж стоп щетками.
Упражнения в ходьбе по кругу
"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.
Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.
Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.
Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.
Упражнения в положении "стоя"
"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.
Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.
"Мельница". Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).
Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.
Упражнения в положении "лежа на спине"
"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).
При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.
"Волна". Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз).
Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.
Ходьба по ребристой доске.
4. Игры с сохранением правильной осанки.
"Тише едешь - дальше будешь".
Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. По командам водящего: "Шаг вперед!", "Два шага назад!", "Присесть!", "Кругом!" и др. - все выполняют указанные движения, стараясь сохранить правильную осанку. Ведущий после каждой команды удаляет того, кто не смог сохранить правильную осанку. Выигрывает тот, кто достигнет финиша.
5. С/ролевая игра: «Аптека».
6. Дидактические игры:
- «Назови правильно»;
- «Здоровый малыш».
7. Консультация для родителей: «Для чего нужно закаляться».
«Профилактика нарушений осанки».
Февраль
- Беседа: «Как стать сильными и здоровыми».
- Дидактическая игры:
- «Что такое хорошо, что такое плохо»
- « На прогулке»
- «Азбука здоровья».
3. Дыхательная гимнастика Повороты чередуем. «Обними плечи» Дошкольники держат руки на плечах, локти параллельно полу, в стороне. На вдохе руки обнимают плечи, сжимая грудь с максимальной силой. На выдохе возвращаемся в начальное положение. Глаза должны смотреть вперед, голова – не изменять положения.
4. Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Упражнение – попеременное сжимание и разжимание стоп сидя.
Упражнения в ходьбе по кругу
"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!"
Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети сами произносили стихи.
Ходьба с ускорением и переходом в бег.
Ходьба с последующим замедлением.
Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.
Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.
Упражнения лежа на животе
«КРЫЛЫШКИ»
«Крылышки» свои держу!
Вам, ребята, так скажу:
Вы попробуйте друзья,
Удержаться так, как я!
И.п. лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс,
руки к плечам, ладони выпрямлены («крылышки»).
Задержаться на счёт 2, 4, 6, 8. 10 вернуться в и.п.
Повторить 2 раза.
«САМОЛЁТ»
Руки в стороны и вот,
Мы летим как самолет.
И.п. лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс,
развести руки в стороны, задержаться в этом положении
на счёт 2-4-6-8-10, вернуться в и.п.
Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
Ходьба по массажным коврикам.
5. Игры с сохранением правильной "Пятнашки".
Основное положение - на носках, ноги полусогнуты, пятки и колени соединены, спина прямая, руки - к плечам, голова прямо.
Принявшего такое положение пятнать нельзя.
Водящий старается догнать и запятнать того, кто не успел убежать от него и не принял основного положения.
6. Консультация для родителей «Закаляйся - если хочешь быть здоров».
7. Консультация для родителей: «Для чего нужно закаляться».
Март
1. Беседы:
- «Как правильно заботиться о своем здоровье»
- «От чего возникают разные заболевания».
2. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Е. Григорьева «Бабушка больна».
3. Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Ходьба по гимнастической доске.
Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).
Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.
"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.
Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.
Упражнения в положении "стоя"
"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П. , произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.
При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.
"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П. , расслабляя мышцы рук (4-6 раз).
Держать спину ровно и не выпячивать живот.
Упражнения в положении "лежа на животе"
"Лягушонок". Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).
"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.
Голова приподнята.
Упражнения в положении "лёжа на спине"
"Здравствуйте - прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа (6-8 раз).
При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.
"Волна". "Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 секунд и отпустить ноги (4-6 раз).
Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.
Упражнения с мячом
Потребуется маленький мяч, который хорошо удерживается в одной руке. Держите снаряд в ладони, заведите одну руку за голову, другую за спину снизу, перехватите мячик другой рукой. Собачка. Встаньте на четвереньки. Одновременно поднимайте руку и ногу вверх, потом меняйте опоры.
4. Игровые упражнения
«КРУЖОЧКИ»
И.п. лёжа на животе. Поднять голову и плечевой пояс,
руки к плечам. Круговые движения вперёд (4 раза) и
назад (4 раза), вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза.
«ПТИЧКА»
И.п.–лёжа на животе. Поднять руки и плечевой пояс,
руки вперёд –в стороны –вперёд, вернуться в и.п.
Повторить 2-4 раза.
Поднимание разных предметов пальцами ног.
5. Сюжетно-ролевые игры:
- «Посещение больного»
- «Аптека».
6. Консультация для родителей «Для чего нужно заниматься зарядкой».
Апрель
1. Беседы:
- «Какие продукты нам полезны»,
- «Когда я ем – я глух и нем»,
- «Зачем нужны витамины».
2. «Насос» Дети представляют перед собой насос для накачивания шин. Встают прямо, руки внизу. На счет раз округляем спину, расслабляем шею, голову опускаем, наклоняемся вниз. Одновременно с наклоном делаем короткий вдох, как будто качаем насос. В момент вдоха нужно сжать грудную клетку, согнуть спину так, чтобы она мешала расширению мышц груди от воздуха. Вдыхаем 4 раза без перерыва на выдох. На счет два выдыхаем, поднимаемся, выпрямляем спину, расслабляем мышцы груди. Отдыхаем 3–5 секунд. Цикл повторяется 24 или 12 раз (по 8 и 4 вдоха на каждый).
3. Построение в шеренгу. Встать в положение "Основная стойка": голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку у детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Упражнение «Часы».
Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).
Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.
"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.
Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.
Упражнения в положении "стоя"
"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз).
Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.
"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).
Держать спину ровно и не выпячивать живот.
Упражнения в положении "лежа на спине"
"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).
При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.
"Волна". Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз).Упражнение
Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты,
Упражнения в положении "лежа на животе"
"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.
Голова приподнята.
Ходьба по массажным коврикам.
4. Игры с сохранением правильной осанки.
"Пятнашки".
Основное положение - на носках, ноги полусогнуты, пятки и колени соединены, спина прямая, руки - к плечам, голова прямо.
Принявшего такое положение пятнать нельзя.
Водящий старается догнать и запятнать того, кто не успел убежать от него и не принял основного положения.
5. Упражнение «Колобок»
Цель: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление мышц позвоночника, верхних и нижних конечностей.
Что за странный колобок
На окошке появился?
Полежал чуток,
Взял и развалился.
И.п.: лечь на спину, а затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои ступни ног.
Вот вы все и колобки!
Раз, два, три, четыре, пять —
Развалились все опять.
Вытянуть ноги и лечь на спину.
6. Сюжетно- ролевые игры:
- «Магазин полезных продуктов»;
- «Поварята».
7. Консультации:
- «Здоровое питание – здоровый ребенок»,
- «Формирование здорового образа жизни».
Май
1. Беседы:
- «Чистую воду пить – долго жить»
- «Солнце, воздух и вода».
2. Чтение художественной литературы: А.Плещеев «Травка зеленеет», Е.Благинина «Свети, свети солнышко»,»Дождик», А.Барто «Что лучше», С.Михалков «Как девочка Таня загорала»
3. Просмотр мультфильма «Про львенка и черепаху»
4. Дыхательная гимнастика «Погончики».
Дети стоят, руки внизу вдоль тела. Нужно сжать кулаки. На вдохах (по 4) ладони резко разжимаются, как будто отталкивают от себя что-то неприятное. Руки при этом сохраняют положение вдоль тела. После каждого цикла отдыхаем и выдыхаем. Повторяем 24 раза.
5. Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Ходьба по ребристой доске.
Упражнения в ходьбе по кругу
"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.
Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.
"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".
Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.
Упражнения в положении "стоя"
"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.
Отводя локти назад, сближать лопатки.
"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квакв", вернуться в И. П. (4-6 раз).
В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.
Упражнения в положении "лежа на спине"
"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).
При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.
"Волна". Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз).
Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты,
Упражнения в положении "лежа на животе"
"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.
Голова приподнята.
"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).
Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.
6. Упражнения «Танец медвежат»
Цель: укрепление мышц нижних конечностей и мышечного корсета позвоночника.
Представьте себе, что вы маленькие медвежата, и решили потанцевать.
И.п. — о.с: положить руки на пояс, выполнять полуприседания. Темп средний.
«Птица»
Цель: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, укрепление мышечного корсета позвоночника.
И.п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями. Мы полетели. Лечь на живот, опустить руки. Пауза, отдых. Затем продолжить «полет». Повторить 2—3 раза.
Самомассаж «Стирка».
7. Дидактические игры:
- «Лабиринты здоровья»
- «Если кто-то заболел»
8. Экскурсия в медицинский кабинет.
9. Просмотр мультфильма «Доктор Айболит».
10. Рисование: «Я здоровый, я веселый», «Шарфик для больной куклы».
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология
«Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру»
Перспективный план работы по формированию ЗОЖ через дидактическую игру
Сентябрь
1. Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье»
2. Игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье»
Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.
3. Консультация для родителей: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья».
4. Игры на свежем воздухе
5. Анкета для родителей на тему «Здоровый образ жизни»
6. С/ролевая игра «Вызов на дом врача»
7. С/рол. игры «Поликлиника», «Больница»
Цель: расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Учить объединяться в игре, распределять роли.
8. Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит»
Октябрь
1. Беседа. «Что такое микробы» «Почему они опасны», «Почему надо соблюдать правило гигиены» Цель: Сформировать представления о том что большинство заболеваний носит инфекционный характер Разъяснить что человек в силах уберечь себя от болезней
2. Дидактические игры «Да здравствует мыло душистое», «Зубки крепкие нужны зубки белые важны»
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию привычки к опрятности (мыло, полотенце, зубная паста). Формировать умение детей как нужно ухаживать за зубами и правильно питаться.
3. Игра-экспериментирование «Грязные и чистые ручки», «Теплая или холодная вода».
Цель: Формировать умение детей делать выводы, мышление, вызвать радость от открытия полученных опытов
4. С/рол. игра «Искупаем куклу Катю», «Салон красоты»
Цель: Формировать практические умения при умывании и купании куклы, закреплять знания о предметах личной гигиены
5. Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», З.Александрова «Купание», потешки : «Расти коса до пояса», «Водичка водичка» »;
6. Дидактическая игры:
- «Если хочешь быть здоровым…»
- «Чистоплотные дети»
- «Правила гигиены»
- «Чудесный мешочек»
- «Лабиринты здоровья»
7. Подвижная игра: «Солнышко»
8. Просмотр мультфильма: К. Чуковского «Мойдодыр»
9. Беседа на тему: «Как устроено наше тело»
10. Дидак. игра « Правила гигиены»
11. Консультация для родителей: «Культурно гигиенические навыки их значения в развитие ребенка»
12. Консультация для родителей «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни».
Ноябрь
1. Чтение художественной литературы: А. Барто: «Я лежу болею»
2. Игра – занятие: «Пейте дети молоко, будете здоровы!»
3. Выставка рисунков на тему: «Полезное питание»
4. С/ролевая игра: «Аптека»
5. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям»
Цель: закрепить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека.
6. Беседа: «Витамины и полезные продукты»
7. Дидактические игры:
- «Узнай по описанию»
- «Разложи на тарелках полезные продукты»,
- «Съедобное – несъедобное»
- «Назови правильно»
- «Здоровый малыш»
8. РАЗВЛЕЧЕНИЕ: «Вершки и корешки»
Цель: Обеспечить развитие детей классифицировать овощи по принципу съедобности корня и стебля; развивать внимание, память, формировать интерес к играм. Способствовать формированию представлений детей о пользе и вреде еды для организма
9. С/рол. игра «Овощной магазин», «Угостим куклу чаем»
10. Чтение Ю.Тувим «Овощи», Г.Зайцев «Приятного аппетита»
11. Консультация для родителей: «Для чего нужно закаляться».
12. «Витамины и полезные продукты»
Декабрь
1. Рассматривание иллюстраций: «Мой режим дня»
2. Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», «Федорино горе», А.Ануфриева «Кто умеет чисто мыться», О.Высотская «Тихий час», С.Михалков «Письмо ко всем детям по очень важному делу».
3. С/ролевая игра: «Кукла Марина заболела».
4. Беседы:
- «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»,
- «Как стать сильными и здоровыми»;
- «Закаливание зимой- польза и вред»
5. .Дидактическая игры:
- «Утро начинается»
- «Что такое хорошо, что такое плохо»
- « На прогулке»
- «Азбука здоровья»
- «Что сначала - что потом (режим дня)»
6. С/рол. игры «Семья», «Поликлиника»; «Аптека»
7. Консультация для родителей «Закаляйся - если хочешь быть здоров».
8. Консультация для родителей: «Для чего нужно закаляться».
9. Игровое занятие: «Путешествие в предметы личной гигиены»
10. Подвижные игры: «Веселая утренняя зарядка», «День и ночь».
11. Рассматривание иллюстраций: «Режим дня», «Когда это бывает», «Правила поведения за столом».
12. Игры-потешки:
- «Знаем, знаем – да, да, да, где тут прячется вода»,
- «Чистые ладошки»,
- «Вот и люди спят»,
- «Ходит сон»,
- «Водичка, водичка, умой мое личико».
Январь
Тема: Здоровье и болезнь
Цель:
- Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».
- Учить заботиться о своем здоровье, сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.
1. Дидактические игры:
- «Если ты простудился»,
- «Лечение куклы»,
- «Посещение больного»
- «У меня болят зубы»
- «Здоровье и настроение»
- «Кто здоров»
- «Почему Маше плохо?»
2. Игры-предположения:
- «Что будет, если съесть много мороженого?»
- «Что будет, если фрукты и овощи не мыть, принимать пищу грязными руками, не чистить зубы, гулять раздетыми».
3. Сюжетно-ролевые игры:
- «Посещение больного»
- «Аптека»
-«Скорая помощь»
4. Игровые задания:
- «Как узнать, здоров ребенок или нет»
-«Как рассказать, что у тебя болит»
- «Когда человек болеет».
5. Этюды: «Грязь», «Капризуля», «Злюка», «Ой, ой, живот болит».
6. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Е. Григорьева «Бабушка больна», Г. Сенченко «Все мы скажем, не т простуде», П. Образцов «Лечу куклу», А. Барто «Я лежу болею», И.Драч «Врач».
7. Беседы:
- «Как правильно заботиться о своем здоровье»
- «От чего возникают разные заболевания».
8. Экскурсия в медицинский кабинет.
9. Просмотр мультфильма «Доктор Айболит».
10. Рисование: «Я здоровый, я веселый», «Шарфик для больной куклы».
Февраль
Тема: Рот, уши, глаза человека, их функции и строение
Цель:
- развивать представление о роли рта и зубов в жизни человека, необходимости регулярного и правильного ухода за полостью рта.
- Развивать навыки правильной чистки зубов.
1. Беседы: «Здоровые зубки – здоровый человек». «Роль рта в жизни человека»
2. Дидактические игры:
- «Зубки веселые и грустные»
- «Где должна спать зубная щетка»
- «Какие продукты полезны нашим зубкам»
- «Что полезно зубкам?»
- «Что полезно глазкам?»
- «Правила гигиены»
-«Ты – моя частичка»
3. Сюжетно-ролевая игра: «Маша у зубного врача».
4. Подвижная игра: «Спрячь зубки в домик».
5. Игры на развитие воображения: «На что похожи язычок, зубки, ротик, губы…»
6. Игра-занятие: «Кто живет в ротике-домике?» (с использованием зеркала).
7. Игра- настроение: «Встреча с улыбкой»
8. Чтение художественной литературы: Е.Пермяк «Про нос и язык», И. Змай «Яблоко», С. Михалков «Овощи».
9. Консультации: « Здоровые зубки –залог здоровья», «Бережем зубки смолоду».
Март
Тема: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья
Цель:
- расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье.
- Рассказать о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями.
Дидактические игры:
- «Подбери пару»,
- «Найди ошибку художника»
- «Что сначала - что потом (режим дня)»
- «Лабиринты здоровья»
- «Если кто-то заболел»
- «Если сделаю так»
Сюжетно- ролевые игры: «На реке», «В гостях у доктора Знайки».Подвижные игры: «Свободное плавание», «Солнышко»
Игры-предположения:
- «Если долго загорать под ярким солнцем, что может случиться?»
- «Если не пить воду, что будет?»
- «Как выглядит человек, который редко бывает на свежем воздухе?».
Беседы:
- «Чистую воду пить – долго жить»
- «Солнце, воздух и вода».
Чтение художественной литературы: А.Плещеев «Травка зеленеет», Е.Благинина «Свети, свети солнышко»,»Дождик», А.Барто «Что лучше», С.Михалков «Как девочка Таня загорала»
Просмотр мультфильма «Про львенка и черепаху»
Плакат «Закаливание»
Этюды: «Грязные и чистые руки»,
Развлечение «Надо, надо умываться!»
Консультации:
- «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»,
- Роль воды в жизни человека».
Апрель
Тема: Школа здорового питания
Цель:
- Формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания.
- Актуализировать представления о рациональном питании.
- Научить определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
- Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Беседы: «Какие продукты нам полезны», «Когда я ем – я глух и нем», «Зачем нужны витмаины».
Дидактические игры:
- «Полезное угощение»
- «Что растет на грядке»
- «Найди полезные продукты»
- «Накрой стол для завтрака, обеда, ужина»
- «Съедобное и несъедобное»
-«Правила питания»
Сюжетно- ролевые игры:
- «Магазин полезных продуктов»
- «Кушайте на здоровье»
- «Поварята»
Подвижная игра: «Посадка и сбор овощей».
Игры- задания:
- «Подбери продукты для завтрака»
-«Что возьмем для салата»,
-«Что возьмем для компота»,
-«Найди лечебное растение от простуды»,
- «Узнай на ощупь…на вкус».
Экскурсии: в продуктовый магазин, на кухню детского сада.
Лепка: овощи и фрукты.
Рисование: отгадки на загадки.
Чтение художественной литературы: «Ю.Тувим «Овощи», Н.Носов «Мишкина каша», Е.Благинина «По малину», «Обедать». Л.Зильберг «Витамины А, В, С», «Рыбий жир», «Морковный сок», «Апельсин и лимон», Г.Горбовский «Деревянная ложка», С.Погореловский «Слава хлебу на столе».
Консультации: «Здоровое питание – здоровый ребенок», «Формирование здорового образа жизни».
Май
Тема: Изучаем свой организм
Цель:
- Формировать представление о целостности человеческого организма.
- Рассказать о нахождении и значении сердца, желудка, почек, позвоночника и легких для жизни и здоровья человека
1. Дидактические игры:
- «Что у нас внутри»,
- «Что я чувствую»,
- «Зеркало»,
- «Послушай и покажи»,
- «Дыши – не дыши»,
- «Кто быстрее покажет»
2. Сюжетно – ролевая игра: «Осмотр у доктора»
3. Игровые задания: «Покажи упражнение, полезное для позвоночника», «как узнать выросли ли мы?», «Хрупкое ли у нас тело», «Как ухаживать за телом?», «Для чего нужны нам органы»
4. Тренинг: «Правильная осанка»
5. Беседы:
- «Как устроено наше тело»,
- «Как мы дышим»,
- «Глаза»,
-«Какую роль играет сердце в жизни человека»,
-«Что вредно для наших легких».
6. Консультации: «Наше тело», «Красивая осанка — здоровье ребенка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Методика выполнения упражнений по здоровьесберегающей технологии «Стена осанки»
Правильная осанка: 5 упражнений....
Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста.
инновационные технологии в работе по профилактике плоскостопия и нарушении осанки...
Мастер – класс для педагогов ДОУ и родителей: «Фитбол- гимнастика в взаимодействии с родителями для профилактики нарушений осанки дошкольников» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Данный материал направлен на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников, а также повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и ...
РМО "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ при формировании правильной осанки, профилактики и коррекции плоскостопия у дошкольников"
laquo;Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полноеописание счастливого состояния в этом мире».Джон Локк...
Современные здоровьесберегающие технологии при формировании правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы ...
план самообразования по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста."
Представляю вашему вниманию план самообразования на 2016-2017 учебный год. Так как я работаю с детьми с группой компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то ...
Самообразование по здоровьесберегающей технологии. Тема: Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников.
Повысить профессиональную квалификацию по методике формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников...