Программа образовательной деятельности с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания
статья

Шемис Александра Иосифовна

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей раннего возраста и обеспечивает развитие личности в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа служит механизмом реализации Стандарта дошкольного образования и раскрывает принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, наилучшим образом направленной, способствующей реализации 5 целевых ориентиров, а также подходы к интеграции образовательной деятельности дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа образовательной деятельности с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски.

Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.

Необходимость в таком обновлении вызвана целым рядом объективных факторов развития современного общества и экономики и связанных с этим новых требований к образованию, изменениями условий жизни и взросления детей, обобщаемых в понятии «новая социо культурная ситуация развития детства», а также новыми данными многочисленных исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи и детства и др.

Переосмысление роли и задач образования в период раннего и дошкольного детства,

происходящее во всем мире, связано с выявлением образовательного потенциала детей раннего

и дошкольного возраста, факторов, влияющих на развитие детей, краткосрочных и

долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах развития, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и экономики в целом.

Все это требует разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.

Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.

В условиях стремительного роста социальных, экономических, технологических и психологических перемен современные программы психолого-педагогической поддержки подрастающих поколений направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм

активности, присущих самому ребенку.

Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:

– с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;

– с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;

– с появлением коммуникационных и сетевых технологий;

– с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и

воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством

мотивирования поведения детей.

В то же время рост социальной неопределенности, нарастающая скорость социально- экономических изменений, расширяющиеся границы информационного общества, спектр информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:

– ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях развития детей из разных слоев, из разных регионов, из городской и сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного пространства;

– рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях социально- экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их способностей, к мотивационным различиям;

–игнорирование возрастной специфики дошкольного детства, перенос учебно-дисциплинарной модели в практику педагогической работы на уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между ступенями дошкольного и общего образования;

– тенденция к «школяризации» дошкольного образования, к форсированию интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр., что ведет к слабой сформированности у детей предпосылок учебной деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к учению на следующих уровнях образования;

– неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.

С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности детей, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 72 (далее Программа) на основе «Примерной  основной образовательной программы» одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.

Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации.  

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 комбинированного вида Красносельского района Санкт – Петербурга, далее именуемое ГБДОУ, разработало основную общеобразовательную программу дошкольного образования, далее Программа, направленную на обеспечение полноценного разностороннего развития ребенка до уровня соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Программа создана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, на основе Примерной Основной Образовательной Программы Дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 20.05.2015 № 2/15, с учетом требований нормативных актов:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

- Конституции РФ от 12. 12 .1993

- Приказ Минобрнауки России « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 30 августа 2013 г. № 1014

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155

- Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( Приказ Минобрнауки РФ от 21 .10.2010 № 03- 248.

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.

- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

Программа может быть корректирована в связи с:

- Изменениями нормативно - правовой базы,

- С образовательными запросами родителей,

- Индивидуальными особенностями воспитанников.

Программа рассчитана на детей с 1,6 до 2 лет кратковременного пребывания. Срок реализации Программы 1 год.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей раннего возраста и обеспечивает развитие личности в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа служит механизмом реализации Стандарта дошкольного образования и раскрывает принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, наилучшим образом направленной, способствующей реализации 5 целевых ориентиров, а также подходы к интеграции образовательной деятельности дошкольника.

1.1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Основной целью работы ГБДОУ является: Воспитание физически, психически здорового и социально адаптированного ребенка. Создание и практически реализация модели оздоровительного учреждения.

Задачи:
1. Оптимизация деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в практике современных педагогических технологий.

3. Создание в учреждении новых форм дошкольного образования. Создать условия для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребенок-педагог, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, педагог-родитель.
4. Организовать систему мероприятий по педагогическому, психологическому просвещению семьи.
5. Создать материально-техническую базу, способствующую психическому и физическому здоровью.

1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.

Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

«НЕПОСЕДЫ»: 1,6—2 ГОДА

Ключ возраста.

Ключ возраста. Активность, инициативность и самостоятельность ребёнка определяется возможностями его самостоятельного перемещения в пространстве.

Эмоции. Реакции ребёнка непосредственны и немедленны. Эмоции отличает переключаемость. Ребёнок охотно вступает в эмоциональный контакт. Имитирует действия взрослого с предметами быта («говорит» по телефону, нажимает на пульт телевизора). Помогает убирать игрушки. Подносит ложку ко рту, самостоятельно снимает обувь. Наблюдает за другими детьми, вовлекается в параллельную игру.

Восприятие. Рассматривает и узнаёт пред меты и игрушки. Различает знакомые предметы и игрушки на однопредметных картинках. Трогает руками собственное отражение в зеркале. Усваивает назначение и способы употребления окружающих предметов, т. е. осуществляет элементарные предметные действия (ставит кубик на кубик; снимает кольца со стержня пирамидки и надевает; катает машинку). Услышав знакомое слово со значением называния, ребёнок смотрит в сторону названного близкого человека или предмета. Правильно реагирует на просьбы взрослого.

К 2 годам ребёнок соотносит игрушку и предметную картинку («Дай такую»). Сличает предметы по цвету, величине, форме. Хорошо слышит звуки окружающей действительности, реагирует на них и различает их.

Внимание. Получив возможность самостоятельно перемещаться в пространстве, ребёнок более активно включается в процесс познания окружающего мира. В этот период внимание ребёнка всё ещё слабое, неустойчивое, носит непроизвольный характер. Оно не требует каких-либо усилий, являясь лишь реакцией на всё необычное, яркое или представляющее угрозу. Длительность сосредоточения внимания ребёнка на объекте — 2—3 минуты. Отличительной особенностью внимания ребёнка этого возраста является его ригидность, трудности переключения с одного действия на другое.

Память. Годовалый ребёнок делает первые попытки узнавания близких взрослых (кроме родителей). В этот период активно идёт процесс развития нервной системы, благодаря чему увеличивается объём и прочность запоминания. Быстрому обогащению опыта ребёнка способствует в особенности освоение ходьбы. На втором году жизни формируются основы образной памяти, поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно к этому периоду детства.

Речь. В активном словаре ребёнка начала второго года жизни примерно 8—10 слов, в 2 года — 200—400 слов. Развитие речи на втором году жизни включено в практическую деятельность по освоению предметов. Если связывать действие или предмет со словом- названием, то ребёнок осмысливает эти слова, они становятся обозначением действий.

Быстро нарастает понимание ребёнком обращённой речи, легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением. Ребёнок начинает понимать речь взрослого, не подкреплённую ситуацией. Ему доступен смысл целых предложений о событиях и явлениях из его личного опыта. К 2 годам малыш способен понять небольшой рассказ без иллюстраций, что свидетельствует о более прочной связи слов с обозначаемыми ими предметами и действиями. Его деятельность может регулироваться словесно.

К 2 годам на смену облегчённым словам приходят общеупотребительные. Слова претерпевают грамматические трансформации. При общении начинается использование простых фраз сначала из двух, а потом из трёх слов. Речь эмоциональна и интонационно более выразительна. Она становится средством общения, а также выполняет сопроводительную функцию в процессе жизнедеятельности. К концу периода малыш начинает точнее обобщать предметы, группирует по просьбе взрослого однородные объекты; начинает выполнять действия только по слову, без наглядного подкрепления и показа.

Мышление. На основе развития речи развивается наглядно-действенное мышление.

Действуя с разнообразными предметами, слыша от взрослых их названия, определение их свойств, ребёнок развивает мышление — различение, сравнение, установление сходства признаков предметов. Развивается и очень существенная функция речи — обобщение предметов по их основным признакам, но пока только в понимаемой речи.

К 2 годам при помощи речи и на основе расширяющегося опыта ребёнок начинает делать сравнения, определять сходство и различия предметов, обобщать предметы не только в понимаемой, но и в активной речи, устанавливать связь между некоторыми явлениями — всё это отражает дальнейшее развитие мышления.

Деятельность. В этот период наиболее интенсивно происходит формирование предметной деятельности. Ребёнок использует предметы по функциональному назначению. Выполняет соотносящие действия (с матрёшкой, кубиками-вкладышами), а также процессуальные действия.

В 1,6 года игровые действия основаны на физических свойствах предметов и игрушек (дети их катают, стучат ими, в большой предмет вкладывают маленький и т. п.).

Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и со- циальное назначение отдельных предметов (катают машину, коляску, везут груз и т. п.).

Затем ребёнку становится интересно отражение в игре смысловых, сюжетных связей между предметами. Теперь ребёнок сажает в машину или коляску куклу или мишку и катает их, а потом кормит и т. п.

В 1,6—2 года дети начинают пользоваться предметами-заместителями (палочка-термометр, кубик-мыло и т. п.), к 2 годам — воображаемыми предметами.

Ребёнок переходит от элементарной ориентировочной реакции: «Что такое?» — к элементарному ориентировочно-исследовательскому действию: «Что с этим можно делать?» Объект сосредоточения — как взрослый, так и предметы, их признаки и действия с предметами.

Сознание. Содержание сознания в значительной мере заполняется в результате сенсорного опыта ребёнка. Разнообразие и полимодальность сенсорных впечатлений, которые получают все анализаторные системы, имеет большое значение для его развития. По мере развития речи накопленные чувственные образы приобретают свои словесные обозначения и смыслы («Из чашки пьют»).

Личность. К 2 годам происходит осознание своего Я, понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребёнок — родитель». Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и более широко с чувством человеческой общности.

1.2.1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,

КАК ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- ребёнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

 - ребёнок владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

 - ребёнок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

 - ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

 - ребёнок интересуется стихами, песнями и сказками, рассматривает картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

 - у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды

движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Личность. Отношение к взрослому. Взрослый необходим ребёнку в первую очередь как источник помощи и защиты.

Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания симпатичному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый — и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.

Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его чётко и постоянно, малыши быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Для этой возрастной группы развитие исходит из опыта, который поддерживает инициативу, творчество и самоуважение. Дети борются за независимость и уважение к себе, и всё же они нуждаются в направлении и поддержке.

Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь со стороны взрослых, они отстаивают восприятие себя как субъекта, независимого от других.

Эти дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность проявить свою ответственность, осуществить выбор, но они должны и чувствовать, что с них требуют, призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства.

Личность. Отношение к сверстникам. Сверстник ещё не представляет для ребёнка данного возраста особого интереса и рассматривается часто как ещё один предмет.

Дети играют «рядом, но не вместе».

Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребёнок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребёнок завладел вниманием воспитателя, которого я люблю; другой ребёнок наступил мне на ногу, он пролил компот на скатерть и т. п.

Заняться общим делом детям этого возраста ещё трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или совершает необычные движения. Они охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ОПИСАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ:

2.1.1.«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка:

- формировать и развивать социальные навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками:1–2

- развивать различные формы общения и взаимодействия ребёнка со взрослым:

- стимулировать эмоциональный, жестово-мимический, речевой контакт, включать ребёнка в практическое сотрудничество;

- развивать зрительные, двигательные и речевые реакции на стимуляцию взрослого;

- способствовать становлению начальных навыков взаимодействия со сверстником;

Формировать у ребёнка первоначальные представления о себе.

Для этого необходимо:

- формировать у ребёнка интерес к самому себе; привлекать внимание ребёнка к его зеркальному отражению, гладить по головке, называть ребёнка и отражение по имени, соотносить жестом («Кто там? Васенька! И тут Васенька!» (показывать);

- рассматривать с детьми фотографии, побуждать их находить себя, других членов семьи, радоваться вместе с ними, указывать друг на друга, называть по имени, рисовать ребёнка (среди друзей, с мамой и т. п.);

- обращать внимание на формирование у ребёнка заинтересованности в признании его усилий, стремлении к сотрудничеству со взрослым, направленности на получение результата;

Развивать интерес к сверстнику.

Для этого необходимо:

- создавать условия для привлечения внимания детей к своим сверстникам, учить выражать расположение путём ласкового прикосновения, поглаживания, заглядывания в глаза друг другу;

- обучать детей взаимодействовать на положительной эмоциональной основе, не причиняя друг другу вреда, учить обмениваться игрушками, просить их, а не отнимать, отдавать по просьбе другого ребёнка по взаимному соглашению; создавать условия для совместных игр детей и взрослых (игры с мячом, песком, водой).

ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Задачи: Способствовать формированию умения:

- проявлять интерес к игровым действиям сверстников, играть рядом, не мешая друг другу, играть вместе.

- выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить детей к пониманию роли в игре.  Развивать  начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

К концу года дети могут:

Играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстников.

Эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу.

Использовать в игре предметы-заместители.

Сопровождать игру речью.

Дидактическая игра

Задача: Обогащать в играх  чувственный опыт детей

К концу года дети могут:

Самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий с объекта на объект.

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

С целью создания условий для эмоционально-делового общения ребёнка со взрослым взрослые (педагоги):

- организуют эмоционально-деловое и деловое сотрудничество с детьми, раскрывая способы действий с предметами, побуждая и поощряя стремление детей к подражанию;

- поощряют (формируют) инициативу детей к совместной деятельности, к играм рядом.

С целью формирования у ребёнка первоначальных представлений о себе взрослые

(педагоги):

- привлекают внимание ребёнка к его зеркальному отражению, гладят по головке, называют ребёнка и отражение по имени, соотносят жестом («Кто там? Васенька! И тут Васенька!» (показывают); рассматривают с ребёнком фотографии, побуждают находить себя, других членов семьи, радуются вместе с ним, указывают друг на друга, называют по имени, рисуют

ребёнка среди друзей, с мамой и т. п.;

- обращают внимание на формирование у ребёнка заинтересованности в признании его усилий, стремлении к сотрудничеству со взрослым, направленности на получение результата.

С целью развития у детей интереса к сверстникам взрослые (педагоги):

- создают условия для привлечения внимания детей к сверстникам, учат выражать расположение путём ласкового дотрагивания, поглаживания, заглядывания в глаза друг другу;

- обучают детей взаимодействовать на положительной эмоциональной основе, не причиняя друг другу вреда. Учат обмениваться игрушками, просить их, а не отнимать, отдавать по просьбе другого ребёнка по взаимному соглашению. Создают условия для совместных игр детей и взрослых (игры с мячом, с песком, с водой).

2.1.2. «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному физическому и психическому развитию каждого ребёнка:

- содействовать развитию предметной и ориентировочно-поисковой деятельности посредством стимуляции познавательной активности ребёнка и обучения его различным способам познания окружающей действительности; стимулировать сенсорную активность (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия), обеспечивать расширение и обогащение сенсорного опыта детей;

- создавать условия для формирования начальных пространственных и временных представлений;

- расширять представления об окружающем мире и совершенствовать понимание ребёнком обращённой к нему речи;

- создавать условия для формирования предпосылок наглядно-действенного мышления.

-  стимулировать формирование операции сравнения:

- на уровне сличения цвета предметов, одинаковых по форме и величине («Дай такой»; «Такой?»; «Да, такой.»; «Нет, не такой»);

- на уровне сличения двух форм предметов (мяч, кубик), одинаковых по цвету и величине;

- на уровне сличения двух контрастных величин предметов (большой — маленький), одинаковых по цвету и форме;

- способствовать формированию предметных (взаимосвязанных прямых и обратных) действий с дидактическими игрушками:

- снимать со стержня и нанизывать на него пирамидку из пяти-шести больших колец без учёта величины;

- разбирать и собирать игрушку из двух частей (матрёшка, бочонок, яйцо);

- вкладывать в полые предметы, одинаковые по форме, разные по величине, другие (меньший в больший); накрывать одинаковые полые предметы (кубы, круглые чашки, конусы: меньший — большим);

- раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, скатывать их по желобку;

- учить вкладывать квадратные и круглые вкладыши большого размера в соответствующие отверстия доски форм (совместными действиями);

- развивать умение класть или ставить предмет в нужное место, доставать предмет из коробки или ведёрка;

- учить решать несложные практические задачи: снимать с небольшой коробки крышку для того, чтобы отыскать там мелкую игрушку; переворачивать вверх дном бутылочку, чтобы достать из неё мелкий предмет;

- продолжать учить ставить кубик один на другой («построим башню, дом»); строить башню из двух-трёх кубиков; строить домик из кубика и призмы; поддерживать стремление самостоятельно воспроизводить разученные ранее действия с предметами, одинаковые действия с разными игрушками;

- учить тянуть машинку за верёвочку; толкать, катать машинку;

- формировать подражание действиям взрослого («стирать», как мама; «читать», как папа).

- способствовать формированию представления о неизменности существования предмета:

- находить частично спрятанную игрушку, полностью спрятанную игрушку;

- учить убирать препятствия, мешающие достичь желанной игрушки;

- привлекать внимание детей к предметам, сделанным из разных материалов, издающим различное звучание (тихое и громкое), в том числе к разнотембровым музыкальным игрушкам;

- совместно рассматривать предметные картинки, побуждать ребёнка показывать (выделять по слову) и по возможности называть изображённые предметы и лица («Покажи, где...», «Кто это?», «Что это?»).

ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

С целью формирования у детей познавательных действий, развития их любознательности и познавательной мотивации взрослые (педагоги):

- ставят перед детьми практические и познавательные задачи;

- организуют целенаправленные действия с дидактическими игрушками;

- проводят дидактические игры;

- многократно повторяют с детьми практические действия;

- осуществляют наглядно-действенный показ (способ действия, образец выполнения);

- создают условия для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, быту;

- организуют обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- организуют наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира;

- организуют рассматривание предметных и сюжетных картин, иллюстраций в книгах, фотографий;

- создают условия для восприятия музыки, песен и стихов;

- организуют совместную предметную деятельность с ребёнком;

- создают условия для стимулирующего общения со взрослым;

- способствуют специально организованному, целенаправленному детско-родительскому взаимодействию;

- используют словесные педагогические методы.

2.1.3 «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка:

- создавать условия для развития различных видов детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями:

- предметной деятельности;

- игр с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирования с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

- общения со взрослым;

- совместных игр со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживания;

- действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т. д.);

- восприятия смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривания картинок;

- двигательной активности;

Создавать условия для развития различных способов взаимодействия — вербальных и невербальных — со взрослыми и основы навыков общения со сверстниками: развивать понимание обращённой к ребёнку ситуативной речи взрослого;

- формировать речевую активность, учитывая этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из двух-трёх слов, неразвёрнутая (упрощённая) структурно нарушенная фраза, развёрнутая фраза с лексико-грамматическими недостатками); активизировать любые доступные ребёнку звукоподражания и речевые высказывания;

- развивать артикуляцию;

- поэтапно развивать и совершенствовать лексическую сторону речи;

- создавать условия для первичного усвоения грамматических категорий;

- развивать потребность в речевом общении, формировать любые невербальные и вербальные средства коммуникации (жестовые, мимические, голосовые, звукоподражательные, речевые).

Развивать понимание обращённой речи:

- учить понимать значение часто употребляемых слов и находить (по слову взрослого) и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды, предметы обихода (мыло, расчёска, носовой платок);

- называть некоторые части лица и тела (рот, глаза, уши, руки, ноги, голову) и показывать их

по просьбе взрослого у себя, у взрослого, у образной игрушки; слова, обозначающие действия и некоторые простые бытовые ситуации (раздеваться, одеваться, умываться, гулять, сидеть, лежать, качать);

- развивать у ребёнка умение различать имена близких взрослых, понимать названия одежды, признаки предметов: цвет (красный, жёлтый), контрастные размеры (большой, маленький), форму (кубик, шар);

- учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает свои действия, показ игрушек («Кукла идёт: топ-топ», «Зайка скачет: прыг-прыг», «Машина гудит: би-би»). Инициировать выполнение разученных ранее действий («Ладушки», «До свидания», «Понюхай цветочек», «Покачай лялю», «Поцелуй маму», «Птички летают»);

- развивать умение выполнять простые речевые инструкции и поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями («Дай», «Найди», «Принеси», «Пей», «Ешь»);

- поддерживать стремление рассматривать отдельные предметные картинки и картинки в книжке, узнавать предметы и персонажи;

- учить слушать и понимать простые потешки, стихи, песенки; развивать активную речь:

- учить произносить звукоподражания (имитировать звуки по просьбе взрослого —

лаять, пищать, гудеть, каркать);

- побуждать произносить лепетные облегчённые, лёгкие по звуковому составу слова, соотнося их с обозначениями близких взрослых, предметов, действий по подражанию, по просьбе взрослого, в процессе предметно-игровых действий;

- стимулировать соотнесённое употребление слов и звукоподражаний (в индивидуальном произношении): в момент радости, при удивлении, при констатации знакомых явлений, в процессе двигательной активности;

- совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Побуждать заменять облегчённые слова полными (общеупотребительными);

Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической  и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- пополнять активный словарь детей названиями известных часто выполняемых действий (спи, иди, упал, возьми, катай, качай, подними, беги);

- учить показывать и называть изображённые на картинке знакомые предметы в статическом положении, а также в действии;

- учить детей отвечать на вопросы «Кто это?», «Что это?» (в реальной ситуации и по картинке);

- учить произносить по подражанию простые фразы из двух слов, связывая два облегчённых слова в предложение («Дя пи» — «Дай пить»; «Утя» — «Утка кря-кря»; «Зая пыг-пыг» — «Зайка прыгает»);

- формировать умение выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями из двух, потом трёх слов;

- учить детей сопровождать речь мимикой, жестами, движениями, имеющими значение дополнительного слова;

- развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств;

- знакомить с книжной культурой, детской литературой:

- читать и рассказывать ребёнку художественные произведения;

- приучать детей слушать и понимать короткие, доступные по содержанию стихи,

- потешки, сказки (до 3 минут), заинтересовывать детей этим процессом;

- сопровождать чтение (рассказывание) показом игрушек, картинок, действий;

- вызывать желание рассматривать книгу вместе со взрослым, показывать изображённое в книжке (хлопать рукой по картинке).

В этом возрасте необходимо развивать понимание обращённой речи:

- расширять запас понимаемых слов (включая понимание значения предлогов на, под, в);

- учить показывать на предметы и игрушки по просьбе взрослого;

- закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение. Называть детям цвет предметов (красный, жёлтый, зелёный, синий), размер (большой, маленький), форму (кубик, шар, кирпичик, крыша-призма);

- учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает, прыгает), голосовые реакции (мяукает, лает, гогочет), способы передвижения человека (идёт, бежит), его действия (стирает, моет, подметает);

- продолжать учить названия частей лица и тела, показывать их;

- учить выполнять более сложные речевые инструкции и знакомые бытовые действия по просьбе взрослого («Помоги маме», «Обними бабушку», «Пожалей папу»), выполнять двухступенчатую инструкцию («Возьми зайку и отнеси маме», «Подними куклу и покачай её», «Нагрузи кубики в машину и отвези их в гараж»);

- помогать детям запоминать и выполнять цепочку разворачивающихся действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.);

- учить выбирать из нескольких (двух-трёх) предметов или картинок то, что нужно, выполнять просьбу «Дай мне ... и ...!»;

- учить выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояние: «Дай большой мяч», «Возьми красный кубик», «Поставь на стол чистую чашку»;

- учить показывать на себя в ответ на вопрос «Где (имя ребёнка)?»;

- развивать понимание смысла простых предложений, короткого рассказа о знакомых событиях;

- учить различать неречевые звуки и шумы (бубен, колокольчик);

- развивать активную речь:

- стимулировать и поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (ав-ав — собака, мяу-мяу — киса, га-га — гусь, би-би — машина, ля-ля — кукла),

- способствовать формированию правильного произношения общеупотребительных слов;

- учить детей отвечать простой фразой на понятные вопросы взрослого: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (в реальной ситуации и по картинке);

- поощрять подражание часто используемым словам, фразам взрослого, побуждать произносить подражая новые слова, предложения из двух-трёх слов;

- побуждать называть словом свои или чьи-либо действия;

- продолжать учить использовать в общении простые фразы из двух облегчённых или общеупотребительных слов, развивать потребность детей в речевом общении;

- учить договаривать последние слова знакомых стихов и песенок;

- расширять активный словарь детей: учить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, глаголы, прилагательные; правильно употреблять местоимения (я, ты, мне), наречия (там, туда), предлоги (в, на, под);

- формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинке; узнавать и называть на картинке людей разного пола и возраста, а также их действия;

- побуждать обращаться к взрослым и сверстникам («Попроси», «Поблагодари», «Предложи», «Посмотри, кто пришёл, и скажи мне»);

- знакомить с книжной культурой, детской литературой:

- приучать детей слушать хорошо знакомые художественные произведения с наглядным сопровождением и без него (до 5 минут);

- сопровождать чтение и рассказывание показом игрушек и картинок;

- учить повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в нём;

- продолжать совместно рассматривать книгу, учить указывать пальцем на изображённое в книжке, помогать переворачивать картонную страницу.

 ЧАСТЬ ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

С целью речевого развития детей взрослые (педагоги):

- ставят практические и познавательные задачи;

- применяют словесные педагогические методы (речевая инструкция, беседа, ре- продуктивные, прямые, подсказывающие вопросы);

- организуют целенаправленные действия с дидактическими игрушками;

проводят дидактические игры;

- многократно повторяют практические действия, сопровождая их комментарием, объяснением;

- осуществляют наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения) с указаниями и объяснениями взрослого;

- создают условия для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, в

- предметной деятельности, в быту;

-  обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное) с описанием предмета;

- организуют наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира, сопровождаемое пояснениями взрослого;

- организуют рассматривание предметных и сюжетных картин, иллюстраций в книгах, фотографий, сопровождаемое пояснениями взрослого;

- создают условия для восприятия музыки, песен и стихов;

- организуют совместную предметную деятельность с ребёнком;

- создают условия для стимулирующего общения со взрослым;

- осуществляют специально организованное, целенаправленное детско-родительское взаимодействие;

- проводят артикуляционные звуковые игры;

- проводят пальчиковые игры.

2.1.4.«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному физическому и психическому развитию каждого ребёнка:

- обогащать сенсорный опыт ребёнка в области тактильного, слухового, зрительного, обонятельного восприятия;

- создавать материальные и педагогические условия для восприятия ребёнком объектов художественной культуры, адресованных данному возрасту: народная игрушка, декоративно-прикладное искусство, музыкальный и литературный пестовый и потешный фольклор, художественное слово (детские стихи), музыка;

- создавать условия для созерцания и любования красотой родной природы, её отдельными объектами — цветами, насекомыми, птицами, животными;

создавать условия для экспериментирования и исследования различных изобразительных материалов, их свойств и возможностей действия с ними:

- показывать различные действия с пластичными материалами — мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок и поддерживать желание детей подражать взрослому и пробовать повторить наблюдаемое действие; соотносить лепные поделки с реальными предметами (яблоко, колобок);

- показывать приём раскатывания глины (пластилина) между ладонями прямыми движениями («Колбаска», «Конфеты-палочки»); круговыми движениями («Конфеты-шарики», «Колобок», «Мяч»); расплющивать её по подражанию действиям взрослого («Печенье», «Блины», «Пирожки»); знакомить с приёмом соединения краёв («Баранка»);

- развивать интерес к изображениям, выполняемым различными средствами — фломастерами, красками, карандашами, мелками;

- формировать у детей представление о том, что можно изображать реальные предметы и явления природы;

- знакомить детей с изобразительными средствами — мелками, карандашами, фломастерами, красками;

- рассматривать иллюстрации в книгах;

- воспитывать интерес к музыкальным инструментам, эмоциональную отзывчивость на звучание музыки;

- поддерживать стремление детей реагировать на музыку сосредоточением или ритмическим движением;

- формировать у детей предпосылки к певческой деятельности через развитие голосовой, а затем и певческой активности, выражающейся в вокализациях, звукоподражаниях и подпевании под музыку;

- учить слушать пение взрослого и его игру на музыкальных инструментах;

закреплять умение подпевать взрослому, подражать его интонациям; создавать условия для формирования эмоциональной отзывчивости у детей на литературные произведения и вызывать интерес к ним; развивать умение слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание; вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок;

- учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев;

- стимулировать повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок.

ЧАСТЬ ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

(В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)

С целью развития у детей эстетического отношения к окружающему миру и формирования навыков деятельности с различными изобразительными средствами взрослые (педагоги):

- создают условия для осуществления детьми манипулирования с предметами и познавательно-исследовательских действий с различными изобразительными средствами;

- организуют наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира, обращают внимание на их красоту;

- создают условия для тактильно-двигательных игр детей;

- используют наглядно-действенный показ (способ действия, образец выполнения), побуждая детей повторять действия взрослого, пробовать их;

- предоставляют детям возможности обследования предметов (зрительного, тактильно-кинестетического, слухового, комбинированного).

Показывают образцы такого обследования с проговариванием совершаемых действий и получаемого результата;

- рассматривают с детьми предметные и сюжетные картины, иллюстрации в книгах,

фотографии;

- создают условия для восприятия детьми музыки, песен и стихов;

- организуют совместную предметную деятельность взрослого с ребёнком;

- создают условия для стимулирующего общения ребёнка со взрослым;

- организуют целенаправленное детско-родительское взаимодействие.

2.1.5. «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Педагог должен сохранять и укреплять здоровье детей, соблюдая режим дня, который соответствует возрасту и физическому состоянию ребёнка.

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному физическому и психическому развитию каждого ребёнка:

- формировать основные двигательные навыки (удержание головы, самостоятельное сидение, ползание, стояние и ходьба);

- развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук (направление руки к игрушке; нормализация положений кисти и пальцев, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; хватательная функция рук и различные манипуляции с предметами);

-  стимулировать общую двигательную активность, развивать общую моторику (основные виды движений), сохранять устойчивое положение и ориентировку в пространстве, соотносить свои движения с окружающими предметами и движениями других детей и взрослых;

- развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук и зрительно- моторную координацию.

При работе с детьми 1 года 6 месяцев — 2 лет:

- создавать условия для развития у ребёнка следующих движений:

- хорошо самостоятельно ходить (прямо, по кругу, огибая предметы);

- подниматься по лестнице и сходить с неё приставным шагом с поддержкой, держась за перила;

- легко влезать на диван, стул, спускаться на пол;

- подпрыгивать на двух ногах;

- удерживать мяч двумя руками, бросать его вверх и вперёд; скатывать мяч с горки;

- развивать моторику кистей и пальцев, побуждая детей выполнять более тонкие действия с предметами (мелкие вкладыши).

ЧАСТЬ ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

 С целью приобретения детьми опыта в двигательной деятельности, развития у них основных движений взрослые (педагоги):

- проводят утреннюю гимнастику, включая в неё общеразвивающие упражнения, адекватные возрасту;

- практикуют закаливание воздухом, водой (умывание лица, рук до локтя прохладной водой);

- систематически проводят физкультурные занятия;

- практикуют подвижные игры на развитие основных движений;

- используют танцевальные движения как средство развития основных групп мышц и удовлетворения потребности в движении;

- практикуют многократное повторение движений для их становления, эмоциональную мотивацию правильного их выполнения;

- избегают упражнений, связанных с наклонами головы;

- используют наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

- создают условия для самостоятельной двигательной активности детей;

- практикуют специально организованное детско-родительское взаимодействие, направленное на физическое развитие каждого ребёнка.

2.3.ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЕМАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ГБДОУ

2.3.1. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особенность корпоративной культуры этой группы — доминанта ценности общения, общения не только детей друг с другом, но детей и взрослых, взрослых — педагога и родителей — между собой.

 Самое важное в работе в такой группе — создание атмосферы общего психологического комфорта, отсутствие напряжённости, простота и искренность отношений, открытость и доверие друг к другу. Приоритетом в работе групп кратковременного пребывания является обеспечение обстановки психологического комфорта. Важно не переусердствовать в обучении в ущерб здоровью детей.

При отборе содержания образования на первое место ставится не только развивающий характер данного содержания, но также прикладная направленность (не просто «Знаю», а «Знаю как»). Преломление полученной ребёнком информации в продуктивной деятельности и игре обязательно при реализации Программы в группе кратковременного пребывания.

Общими принципами организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания являются:

- приоритетность воспитания в триединой системе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста;

- построение образовательного процесса на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, конструктивной) и совместной деятельности взрослого с детьми;

-  вовлечение детей в занятия без психологического принуждения, с опорой на их интерес к содержанию занятия и организованной на нём детской деятельности; 

- обязательность привлечения родителей к реализации образовательной программы, их участие в образовании ребёнка в семье. В условиях ограниченности времени на реализацию образовательной программы взаимодействие с семьёй рассматривается как одно из основных условий целостного гармоничного развития ребёнка в группе кратковременного пребывания; 

В образовательном процессе в группах кратковременного пребывания осуществляется дифференцированный подход. Он может быть реализован по нескольким направлениям:

- организация многоуровневой развивающей предметно-пространственной среды для свободной самостоятельной деятельности детей;

- гибкий охват детей соответствующими их интересам и возможностям видами и содержанием детской деятельности;

- установление дифференцированного временного режима для разных видов совместной деятельности.

Организация воспитательно-образовательной работы с  детьми  группы кратковременного пребывания детей.

          Встреча детей и родителей. Особенностью встречи является нежелание детей оставаться без мамы (и плачь детей). Поэтому основная задача педагога утешить ребенка и помочь ему справиться с тем, что он остается один в компании сверстников, а также заинтересовать участвовать в занятиях группы.

Утренняя зарядка, или активно-двигательная часть. Подвижные игры и/или физические упражнения, направленные на повышение двигательной активности детей. Кроме этого занятия проходят в музыкальном зале (проводит музыкальный работник) либо в физкультурном зале (проводит педагог по физической культуре).

Совместная игра

Тематическая беседа (задает первичные впечатления и размышления по предмету обсуждения). Познавательная часть проходит в  виде тематических бесед, которые строятся как диалог педагога с детьми посредством системы вопросов. В этой возрастной группе тематическая беседа, как структурная часть занятия, отсутствует. Однако здесь педагог стремиться пробудить речевую активность ребенка и его наблюдательность через простейшие вопросы о форме, цвете, количестве, размере, свойствах. Несмотря на то, что в этой возрастной группе область ответов детей (в силу речевых возможностей) мала, а рассказ и показ педагога составляют основную часть беседы, основы диалоговой культуры закладываются именно здесь.

Художественное творчество. Содержание раздела художественное творчество помогает закрепить полученные детьми впечатления в предметной деятельности. В числе основных педагогических задач при работе с малышами 1,5 – 2-х лет выделяют следующие:

-«открытие радости творчества»: пробудить в детях желание творить красоту на забаву и радость друзьям и близким, показать различные возможности для этого;

-«открытие материала»: показать, как, благодаря усилиям человека, простые материалы (брусок пластилина, кусочек глины и пр.) могут превращаться в нужные, забавные, красивые вещи; сформировать первичные навыки работы с разными материалами, познакомить с их свойствами.

Виды рукоделия и творческих заданий на этом возрастном этапе: 

- лепка из различных материалов (пластилин, воск, глина, соленое  тесто),

-рисование красками (в основном, на больших листах толстой кистью в технике «по-мокрому») и восковыми мелками, 

-работа с природными материалами (сухие ягоды и листья, мох, желуди, бобы, крупы и пр.)

Ежедневная работа с художественной литературой: чтение, рассматривание иллюстраций, работа с иллюстрациями, повторение малых литературных форм (потешек, стихотворений).

Прогулка: подвижные игры, наблюдения, индивидуальная работа, общение.

Уход домой. Общение с родителями.

Группа кратковременного пребывания является адаптационной группой  — для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет, пяти часового пребывания.

Группа создана  в целях обеспечения развития, социализации детей и адаптации их к новым условиям.

Цель: Адаптация детей от 1, 5 до 3 лет к условиям детского сада, обеспечение ранней социализации и развития.

Задачи:

• Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста;

• Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение;

• Формирование умений общения со сверстниками;

• Обеспечение познавательного, социального, художественно-эстетического, речевого развития детей;

• Расширение охвата дошкольным образованием детей раннего возраста.

Организация работы группы кратковременного пребывания.

Формы работы:

1. Индивидуальная деятельность.

2. Совместная подгрупповая игровая деятельность.

3. Консультативная помощь родителям.

4. Диагностическое обследование.

5. Здоровьесберегающее сопровождение

Ожидаемые результаты:

1. Вхождение ребенка в новую социальную среду, его комфортная адаптация, взаимодействие в детско-взрослом сообществе.

2. Создание модели организации развивающей среды с учетом основных направлений развития ребенка.

3. Обеспечение физического и психического здоровья детей, творческого развития личности каждого ребенка.

4. Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания малышей, установление доверительных отношений с педагогами и специалистами детского сада.

5. Расширение диапазона образовательных и социальных услуг учреждения в соответствии с основными стратегическими федеральными и региональными идеями обновления деятельности образовательных организаций в РФ.

Психолого-педагогическое сопровождение:

Время проведения

Содержание работы

С кем проводится

Сентябрь – октябрь

Наблюдение за вновь поступившими детьми в ГКП

Создание условий для комфортного пребывания детей в группе. Завести на каждого вновь прибывшего ребенка адаптационный лист

Дети ГКП

Индивидуальное анкетирование (сведения о семье, анамнез, анкета- знакомство)

Родители

Консультации «Особенности адаптационной группы кратковременного пребывания». «Особенности адаптационного периода

Родители и воспитатели.

Ноябрь

Диагностика «Изучение уровня потребности ребенка в общении»

Дети

Консультация: «Специфика организации игровых форм работы с детьми раннего возраста»

Педагоги работающие с детьми ГКП

Консультирование «Почему игра - основной вид деятельности дошкольника»

Родители

Декабрь

Диагностика Развитие общей моторики; - Одновременность движений

Дети

Консультация по итогам диагностики

Воспитатели

Консультирование по итогам диагностик

Родители. Индивидуально

Январь – февраль

Диагностика «Развитие игры у дошкольников » методика ГА. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной

Дети

Консультация по итогам диагностики «Развитие игры у дошкольника»

Воспитатели

Консультация «Как правильно хвалить ребенка»

Родители

Март

Диагностика. Методики: «Складывание пирамидки и матрешки»; - Методика «Вкладыши»; -Методика «почтовый ящик» (авторы А.А. Венгер, Г.Л. Выготская, Э.И. Леонгард) - Задания с предметами быта (по О.В. Баженовой)

Дети

Консультация «Использование развивающих игр для формирования различных способов действия с детьми раннего возраста.

Воспитатели и педагоги

Консультирование по итогам диагностики

Родители. (индивидуально)

Апрель

Диагностика «Уровень развития психических процессов у детей» Методики: -Сенсорные способности; -Форма; - Предметный гнозис; - Мышление: Методика «Выбор по образцу» («Парные картинки») - Внимание: Методика «Разрезные картинки» - Конструирование по подражанию; - Память: Упражнения на запоминание действий

Дети

Консультация «Игры на развитие сенсорно- моторных способностей у детей»

Воспитатели

Индивидуальное консультирование по итогам диагностики

Родители

Май

Диагностика эмоциональной сферы детей.  Развивающая работа с детьми (индивидуально, в мини-группах) Коррекционная работа с детьми «группы риска» (индивидуально, подгруппы)

Дети

Подведение итогов диагностики.  Консультирование по запросу индивидуально.

Родители

2.3.2. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ»

Адаптационные встречи – часть комплексного психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса в группе раннего возраста в период адаптации детей к ДОУ. Система работы в данном направлении призвана обеспечить адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения с минимальными потерями в плане психического, физического и социального здоровья.

Цель: помощь детям в адаптации к условиям ДОУ, знакомство детей и родителей с участниками педагогического процесса, друг с другом, условиями  воспитания детей в ДОУ, пространством, оснащением, оборудованием группы и специальных помещений.

Адаптационные встречи проводит педагог-психолог совместно с воспитателями. Родители посещают детский сад вместе с детьми ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ДНЕЙ НА ОДИН ЧАС. Группа делится на две равные подгруппы, с которыми проводятся одинаковые мероприятия. Количество мероприятий: 10 (по 2 одинаковых мероприятия в день).

Время проведения: с 9:00 до 10:00 – первая подгруппа, с 10:00 до 11:00 – вторая подгруппа.

Встреча первая. «Давайте познакомимся».

Цель: знакомство детей и родителей с участниками педагогического процесса, друг с другом, условиями воспитания детей в ДОУ, пространством, оснащением и оборудованием группы.

Задачи: установление контакта с детьми и родителями; создание положительного эмоционального настроя; развитие понимания речи, внимания, координации движения, умения вступать в контакт; эмоциональное развитие.

  Встреча вторая «Мы умеем делать сами»

Цель: продолжить знакомство детей и родителей с участниками педагогического процесса, друг с другом, условиями воспитания детей в ДОУ, пространством, оснащением и оборудованием группы.

Задачи: установление контакта с детьми и родителями; создание положительного эмоционального настроя; развитие познавательного интереса, мышления, понимания речи, внимания, мелкой моторики и координации движения, общения; эмоциональное развитие.

Встреча третья «Я люблю свою лошадку»

Цель: продолжить знакомство детей и родителей с участниками педагогического процесса, друг с другом, условиями воспитания детей в ДОУ, пространством, оснащением и оборудованием группы и музыкального зала.

Задачи: установление контакта с детьми и родителями; создание положительного эмоционального настроя; развитие познавательного интереса, мышления, понимания речи, внимания, мелкой моторики и координации движения, общения; эмоциональное развитие.

Встреча четвёртая «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: продолжить знакомство детей и родителей с участниками педагогического процесса, друг с другом, условиями воспитания детей в ДОУ, пространством, оснащением и оборудованием группы, физкультурного зала и бассейна.

Задачи: установление контакта с детьми и родителями; создание положительного эмоционального настроя; развитие познавательного интереса, восприятия, речи и воображения, внимания, общей и мелкой моторики, координации движения, коммуникативных навыков; снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Встреча пятая «Посадил дед репку»

Цель: продолжить знакомство детей и родителей с участниками педагогического процесса, друг с другом, условиями воспитания детей в ДОУ, пространством, оснащением и оборудованием групп.

Задачи: Установление контакта с детьми и родителями; создание положительного эмоционального настроя; развитие познавательного интереса, восприятия, речи и воображения, внимания, общей и мелкой моторики, координации движения, коммуникативных навыков; эмоциональное развитие.

Инструментарий

И.В.Ковалёва « Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста» М.2008.

А.М. Никитина « Особенности воспитания и развития детей раннего возраста» М.2009.

Н.И.Филимонова «Интеллектуальное развитие детей» Минск 2003.

Справочник педагога-психолога №5;6 2013; №4 2014.

2.3.3  ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является активное самостоятельное передвижение в пространстве, исследование предметов на основе манипулирования.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

- побуждать детей наблюдать, выделять, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов; направлять поисковую деятельность детей;

- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью создания проблемных ситуаций, развивающих игрушек. Создавать разнообразную, часто сменяемую развивающую предметную образовательную среду;

- обогащать опыт сенсорного восприятия ребёнка во всех областях — тактильной, двигательной, слуховой, зрительной, обонятельной, вкусовой, стимулируя поисковую активность ребёнка;

- поддерживать и развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность в области самостоятельного движения, познания окружающего предметного мира,

- общения со взрослыми и сверстниками, взаимодействия с миром природы, всегда предоставляя ребёнку необходимую помощь и поддержку в реализации его замысла;

- активно использовать речь в качестве средства эмоциональной содержательной коммуникации, стимулировать речевую активность детей, поддерживать становление инициативной речи.

2.3.4. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Партнёрство с семьёй строится на основе взаимного уважения и добровольности.

Общий стиль взаимодействия и его содержательную направленность определяет руководитель организации. Он знакомит семью с целями и ценностями организации,  и её корпоративной культурой.

Цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей

Задачи дошкольной образовательной организации по работе с семьёй:

- постоянно изучать запросы и потребности в дошкольном образовании семей, находящихся в сфере деятельности дошкольной образовательной организации;

-  повышать психологическую компетентность родителей.

Учить родителей общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту; нетравмирующим приёмам управления поведением детей; 

-убеждать родителей в необходимости соблюдения единого с организацией режима дня для ребёнка дошкольного возраста; 

- учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье; 

- создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в дошкольной образовательной организации; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями; 

- помогать родителям правильно выбрать школу для ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями; 

- постоянно вести работу по профилактике нарушений и по защите прав и достоинства ребёнка в дошкольной организации и в семье.

Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребёнка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости.

Как показывают исследования, наиболее сложными являются следующие области построения детско-родительских отношений:

- проблема свободы воли ребёнка и границ необходимого контроля его поведения со стороны взрослого;

- способы воздействия на поведение ребёнка (проблема поощрений и наказаний);

- проблема самоконтроля взрослого, управления своими эмоциями и рефлексии своего родительского поведения.

В связи с этим можно выделить следующие основные направления взаимодействия дошкольной организации с семьями детей:

- обеспечение комфортной адаптации ребёнка и его семьи к условиям детского сада;

- формирование здоровья детей (родителями совместно с педагогами групп и специалистами, медицинской и психологической службами), построение индивидуальных программ укрепления здоровья ребёнка; 

- установление контакта с родителями и согласование с ними целей и ценностей образовательной деятельности;

- обеспечение постоянной содержательной информации о жизни детей в детском саду (в группе детского сада);

- предоставление родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте; 

- создание ситуации приятного совместного досуга с участием семей детей;

- создание условий для реализации творческого потенциала семьи в организации жизни детей в детском саду.

2.3.5. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ СОБЫТИЙ

Образовательно-развивающий  процесс в детском саду условно разделяется на  две модели:

1. совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей, которая предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Она строится на: субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка; диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками; партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)

2. свободная самостоятельная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды ( подвижной).

В первом блоке содержание организуется комплексно-тематически, во втором – в в соответствии с традиционными видами свободной, самостоятельной детской деятельности.

Традиция «Утро радостных встреч»

Это традиция встречи в понедельник после выходных дней, проведённых дома, в семье. После завтрака воспитатель и дети рассказывают друг другу о том, как они провели эти дни, делятся своими переживаниями и впечатлениями.

 «Для всех, для каждого»

Мы не можем требовать, чтобы все дети одинаково хорошо относились друг к другу. Но воспитатель именно тот человек, который может показать детям пример равно доброжелательного отношения ко всем. Мы предлагаем создавать ситуации, в которых вы сами распределяете поровну между всеми детьми группы какие-то привлекательные для них маленькие подарки: красивые фантики, ленточки, камешки или ракушки и т. п. Такие «сеансы» преследуют цель на доступном для данного возраста уровне создать атмосферу равных прав. Подобные «сеансы» следует проводить не реже одного раза в неделю.

День рождения

Нужно выработать единый сценарий, который будет реализовываться при чествовании каждого именинника. Он может включать особые элементы костюма — плащ или корону именинника, специальные красивые столовые приборы, праздничную салфетку на стол, специальный «трон» (украшенный стул с высокой спинкой). Выберите какую-нибудь традиционную хороводную игру, например «Каравай»; разучите с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки. Если вы решите, что в группе будете преподносить подарки, они тоже должны быть одинаковыми или сделанными руками детей.

2.3.6.ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Сроки проведения летней оздоровительной компании с 01.06.по 31.08.

        Цели:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников в летний период с учётом их индивидуальных особенностей;

удовлетворение потребностей растущего организма в  летнем отдыхе, творческой деятельности и движении.

         Задачи:

        1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья воспитанникам, способствовать их физическому и умственному развитию путём активизации движений и целенаправленного общения с природой.

        2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста, развитие самостоятельности, любознательности и двигательной активности. Совершенствовать речь детей, развивать их эмоциональную сферу.

        3. Осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей  (законных представителей) по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

Организация режима

Режим пребывания детей в ДОУ в период летней оздоровительной работы организован в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13).2.12.2. «Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой». Прием детей на улице  осуществляется в сухую погоду,  притемпература воздуха больше +8 С. Во время утреннего приема проводятся подвижные игры, индивидуальная работа, утренняя гимнастика.

Образовательная деятельность в период летней оздоровительной компании проводится на свежем воздухе с использованием различных форм детской деятельности: наблюдение, игры, путешествия, викторины, праздники.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Работа с детьми летом на воздухе не только полезна для здоровья, но и имеет большое воспитательное значение, она помогает развивать у дошкольников интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение, формирует художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку и изобретательность, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение.

Лето вносит большие перемены в организацию воспитательно-образовательного процесса ДОУ. С детьми активно проводятся игры, досуги, развлекательные и оздоровительные мероприятия на свежем воздухе, а формы их организации – в основном коллективные. Деятельное участие в это время в развлечениях, досугах, театрализованных представлениях, концертах безусловно обогащает детей новыми впечатлениями, развивает творческие способности, формирует коммуникативные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания»

Консультация для родителей по теме:«Адаптация детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания».Создание групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях призвано...

«Организация воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания»

Одним из путей снижения адаптационного стресса при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, повышению качества жизни ребенка является создание группы кратковременного пребывания для детей раннего ...

Рабочая программа образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3 лет)

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 46 комбинированного вида «...

Аспекты работы учителя-логопеда с детьми раннего возраста в группах кратковременного пребывания в ДОО

За основу разработки программы ранней помощи берем системный подход к коррекционно-педагогической работе с детьми 2-3 лет жизни.  Мы не зря выделили именно эту возрастную группу. Ведь в именно к ...

«Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания»

Методическое пособие  посвящено актуальной проблеме – созданию условий успешного взаимодействия семьи и специалистов ДОУ в развитии, воспитании, и обучении  детей раннего возраста...