Проблема внутрисемейных отношений
статья

Мурыгина Галина Сергеевна

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Без семьи не обходился ни один народ, ни одна культурная общность. Общество и государство заинтересованы в его положительном развитии, сохранении и укреплении; Каждому человеку, независимо от возраста, нужна крепкая, надежная семья. Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального воздействия, «вводит» его во все многообразие семейных отношений, быта, вызывая определенные чувства, поступки, способы поведения, влияя на формирование привычек., черты характера, психические свойства.

Вопросу взаимоотношений в семье всегда уделялось и уделяется значительное внимание человечества на всех этапах развития: от некультурных дикарей, тоже вкладывающих в это дело нечто доступное их пониманию, до более совершенных цивилизованных народов, у которых этот вопрос поднимается с большей или меньшей широтой и полнотой. Многие писатели, философы и мыслители обращались к проблеме семьи в своих произведениях как к самой актуальной, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое.

Л.Н. Толстой говорил, что семья – это целое государство в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, потому что будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от работы наших преемников.

Конфуций говорил о важности гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимной помощи и взаимовыручке, так как согласованное развитие всех ее членов и те блага, которые они могут использовать для своих общественных нужд зависеть от этого. жизнь. Семья - ячейка общества, первичная форма организации личной жизни, основанная на супружеском союзе и родственных связях.

В здоровых семьях родители и дети берут на себя ответственность за ежедневный контакт. Слово «контакт» в педагогическом смысле может влиять на идейные, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи между родителями и детьми, такое тесное общение между ними, в результате которого устанавливается духовное единство, единство основных жизненных устремлений и действия.

Естественную основу отношений составляют такие исключительные семейные узы, чувство материнства и отцовства, которые проявляются в потребительской любви и бережном отношении детей к стульям. Тема достаточно актуальна, так как ребенок находится в процессе части своей жизни, и по длительности его воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В нем закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он уже более чем наполовину вырос как личность. Отличительной чертой воспитательной работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. От этого зависит беспрестанно сознательная, нравственная ответственность за человека, за его будущее. Случайным моментом труда, вызывающим образование, является созидание будущего и взгляд в будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_vnutrisemeynyh_otnosheniy.docx259.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы:

«Проблемы внутрисемейных отношений и методики их изучения»

Автор исследования:

Мурыгина Галина Сергеевна, воспитатель

МБДОУ «Детский Сад №160» г.Н.Новгород

2022г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Понятие семьи как системы……………………………………..…….5

1.1. Виды отношений в семье и их влияние на развитие ребёнка……..……5

1.2. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье……12

1.3. Семьи с нарушением внутрисемейных взаимоотношений…….………17

Вывод по I главе………………………………………………………….………21

Глава II. Изучение внутрисемейных отношений…………………………….23

2.1. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений………………………………...…………………………………………..23

2.2. Методика «Рисунок семьи» для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье……………………………………….24

2.3. Рекомендации по созданию гармоничных взаимоотношений в семье..34

Вывод по II главе…………………………………………………………………37

Заключение…………………..…………………………………………………...38

Список литературы……………...………………………………………………39


Введение

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Без семьи не обходился ни один народ, ни одна культурная общность. Общество и государство заинтересованы в его положительном развитии, сохранении и укреплении; Каждому человеку, независимо от возраста, нужна крепкая, надежная семья. Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального воздействия, «вводит» его во все многообразие семейных отношений, быта, вызывая определенные чувства, поступки, способы поведения, влияя на формирование привычек., черты характера, психические свойства.

Вопросу взаимоотношений в семье всегда уделялось и уделяется значительное внимание человечества на всех этапах развития: от некультурных дикарей, тоже вкладывающих в это дело нечто доступное их пониманию, до более совершенных цивилизованных народов, у которых этот вопрос поднимается с большей или меньшей широтой и полнотой. Многие писатели, философы и мыслители обращались к проблеме семьи в своих произведениях как к самой актуальной, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое.

Л.Н. Толстой говорил, что семья – это целое государство в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, потому что будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от работы наших преемников.

Конфуций говорил о важности гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимной помощи и взаимовыручке, так как согласованное развитие всех ее членов и те блага, которые они могут использовать для своих общественных нужд зависеть от этого. жизнь. Семья - ячейка общества, первичная форма организации личной жизни, основанная на супружеском союзе и родственных связях.  [11]

В здоровых семьях родители и дети берут на себя ответственность за ежедневный контакт. Слово «контакт» в педагогическом смысле может влиять на идейные, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи между родителями и детьми, такое тесное общение между ними, в результате которого устанавливается духовное единство, единство основных жизненных устремлений и действия.

Естественную основу отношений составляют такие исключительные семейные узы, чувство материнства и отцовства, которые проявляются в потребительской любви и бережном отношении детей к стульям. Тема достаточно актуальна, так как ребенок находится в процессе части своей жизни, и по длительности его воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В нем закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он уже более чем наполовину вырос как личность. Отличительной чертой воспитательной работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. От этого зависит беспрестанно сознательная, нравственная ответственность за человека, за его будущее. Случайным моментом труда, вызывающим образование, является созидание будущего и взгляд в будущее.

Целью работы является исследование особенности внутрисемейных отношений.
Задачи:

а) Проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования

б) раскрыть понятие семьи как системы

в) выявить особенности семейных взаимоотношений

г) определить влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка

Теоретическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по проблеме исследования. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы при работе психологов и педагогов с родителями.

Глава I. Понятие семьи как системы

1.1. Виды отношений в семье и их влияние на развитие ребёнка

Семья, подтвержденная учеными, является одной из иллюстраций, созданных специально для всей истории их взаимоотношений. Без семьи не обходился ни один народ, ни одна культурная общность. Каждый человек, независимо от возраста, заинтересован в положительном развитии, сохранении, укреплении, в обществе, государстве, в крепкой, надежной семье. В современных науках нет единого определения семьи, хотя много веков назад это делали предприниматели и великие мыслители (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.).

Есть много признаков семьи. чаще всего называют основной структурной единицей общества, в том числе участвующей в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы их все чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что они выделяют характер как межличностную особую систему отношений, в той или иной степени регулируемую законами, нравственными нормами, традициями. Семья имеет и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее хозяйство.

Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, включающая в себя брак или родство, общую жизнь и взаимную моральную ответственность и обязательную необходимость, обусловленную потребностью общества в условном и духовном воспроизводстве населения. Из этого определения следует, что внутри семьи существуют два основных типа отношений - супружеские (брачные отношения между мужем и женой) и родственные (семейные отношения и родителей детей, между детьми, родственниками).

В жизни людей та или иная семья многолика, так как межличностные отношения имеют множество вариаций, широкий спектр проявлений. Для одних семей - оплот, эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радость; для других это своего рода поле боя, где все его участники борются за свои интересы, раня друг друга неосторожным словом, безудержным поведением.

Некоторые из преимуществ исходят от самых важных живых существ на земле. получается, что люди, которые, по их оценке, имеют хорошую семью, настойчивы, меньше болеют, более продуктивны, стойко переносят жизненные невзгоды, более общительны и настроены по сравнению с темами, которые не увеличивают нормальную семью, удерживают ее от распадаются, или являются убежденными холостяками.

Об этом свидетельствуют результаты социологических исследований, проведенных в разных странах. Семья как некая общность людей, как социальный институт встречи со всеми социальными процессами. В то же время семья обладает относительной автономией от социально-экономических отношений, выступая экономистом от наиболее уязвимых и стойких социальных институтов.

В бытовых представлениях и в специальном описании «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по общему мнению, не являются синонимами.

Брак - это историческое явление между регулированием отношений (табу, обычаем, религией, законом, моралью) половых отношений между мужчиной и женщиной, направленное на соблюдение естественности жизни (С.И. Голод, А.А. Клецин). Целью брака является создание семьи и рождение детей, поэтому возникают супружеские и юридические права и обязанности. Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

1)Социально-биологические (интимные) отношения охватывают половозрастной состав и охват семьи, фертильность, общую гигиену, гигиену пола и половой жизни, физические - с идентификацией и наследственностью, включают заботу о последующем и последующем здоровье члены семьи с учетом вопросов акселерации и воспитания детей;

2) Экономические отношения представляют собой материальную структуру существования семьи и включают в себя: организацию и ведение домашнего хозяйства, собрания реальных семей, материальное обеспечение семейного бюджета, уход и заботу о малолетних детях, престарелых родственниках и других обычных семьях;

3) Правовые (правовые) отношения характеризуют правовое регулирование брака и расторжения брака, наличие особенностей и имущественных прав и каждый раз между супругами, между родителями, детьми и родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждения правонарушений и других антиобщественных противоправные действия супругов. дети;

4) Нравственные отношения охватывают духовные наблюдения за семьей, прежде всего любовь и долг, заботу о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;

5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;

6) педагогические отношения непосредственно касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;

7) Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использования достижений культуры.

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга. Центральное место в семейных отношениях всегда занимают дети. Так считал А. И. Герцен. «Семья начинается с детей», говорил А. И. Герцен. «Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». (В. А. Сухомлинский) [5]

Виктория Порческо [1] выделяет и характеризует возможные типы семейных отношений:

авторитарная семья. В авторитарном типе семьи все остальные очень четко контролируются. Часто считается, что авторитетом в семье является исключительный папа, но такое убеждение не всегда может быть убедительным. Есть семья, где авторитетом является женщина. «Лидер», занимающийся авторитарной выборкой, часто критикует и не одобряет инициативу и участие в индивидуальных планах. Самое главное, что говорит «лидер», а не тот, кто моложе. В таких семейных моделях для ребенка важнее всего «лидер». Авторитет родителя подавляет, ухудшает интересы ребенка, родители в жесткой форме диктуют ему условия жизни, поведения, нравственности. Часто эмоциональные события происходят в природе.

Семейное сотрудничество. Здесь семейные отношения строятся на доверии. Отношения между мужчиной и женщиной в этой семье строятся на равноправии и полном доверии. Если предположить, что в семье есть какие-то разногласия, то, во-первых, каждый из супругов относится к другому с уважением и не использует отношения с ребенком. встречи скомпрометированы, и мировые взаимодействия между ними важны.

Семья Хранителей. В такой семье ребенок проявляет чрезмерную заботу и заботится о родителях. Родители стараются вложить в ребенка все материальные и моральные ценности. Они считают, что будет лучше, если родители ограждают ребенка от проявлений и особых ситуаций в жизни. Впоследствии ребенок становится инфантильным, равнодушным. Ему будет сложно строить отношения со сверстниками или коллегами. Они не могут сделать ни шагу без участия родителей.

Безразличная семья. В этой семье происходит самостоятельное сосуществование взрослых и детей. Родители очень пассивно относятся к мыслям, поступкам, поступкам своих детей. Родителям все равно, чем интересуется их ребенок; образование приходит само собой. Хорошо, если ребенок понимает, что в этой жизни ему нужно стремиться к чему-то большему, чем просто бродить по улицам.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Таблица 1 Качества, формируемые у ребенка при различных типах семейных отношений [3]

Л. Н. Урбанович в статье «Влияние культуры семьи на нравственное развитие личности ребенка», охватывающей все население: Любит то, что любит мать, радуется тому, что радуется отец. Для него ценнейший опыт общения родителей с миром» [4].

Преподаватель, работающий с группой студентов (воспитанников), должен досконально исследовать формирующую роль семьи и направленность этой роли со стороны ценностных культов ее членов. Обладание такой информацией позволяет предвидеть, как упаковка связана с развитием личности ребенка, его характера, поведенческих реакций.

В соответствии со всеми этими факторами педагог должен выбирать направления и формы работы с родителями. Основным фактором формирования и развития личности является социальная среда, которая формирует растущего, определяющего ребенка таким образом, который влияет на формирование его личного мира. При планировании работы с родителями педагог должен, так как в нашей стране за последние десятилетия тип семьи изменился с патриархально-традиционного на детско-ориентированный и постмодернистский.

Так, для конца 50-х - начала 60-х годов 20 века характерно массовое распространение родительского поведения, мотивированного эмоциональной принадлежностью к детям, выражающегося в получении больших материальных и духовных благ (детоцентричная семья). Несмотря на то, что во многих семьях этого типа детей остается до 50 % семейного бюджета, то, что формируется в системе их воспитания, граничит с отрицательными чертами.

Родители с гипертрофированным чувством долга у детей деформируют личностные качества ребенка. вовлечение его в трудовые отношения с детьми, которым они не будут мешать. В результате детям не хватает самостоятельности, инициативы и ответственности. Им приходится тяжело в школе, потому что семья не привила им необходимости работать. Многие проблемы возникают за школьным порогом, ведь эти дети очень любят командовать, в общении с ними окружающие часто проявляют истеричность и грубость.

С учетом 70-х годов ХХ века формируется новый тип семьи, который можно условно назвать постмодернистским. В семье этого типа меняется норма семейной жизни: родители не полностью подчиняют интересы своих детей жизни. Особенности таких семей в том, что интересы каждого из супругов шире интересов семьи, а круг общения выходит далеко за рамки. Здесь и брак, и родительство воспринимаются одинаково. Членами таких семей являются не только обычаи и традиции, но и идеалы и нравственные ценности каждого из них [1].

Очень важно, чтобы педагог правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истинны ли они, реализуются или просто декларируются.

А.С. Макаренко считал, что духовная природа детей, формирование их характера всей системой семейной жизни, которую он называл «общение, семейная гармония», воздействуя на ребенка независимо от чувственных желаний родителей, часто даже вопреки к своим желаниям. 

Иногда родители пытаются скрыть разногласия и ссоры от детей. Но ребенок очень чувствителен к общему настроению в семье, к малейшим проявлениям лжи. 

Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, настоящая, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер. Социальный фон семьи является сильнейшим фактором формирования личности ребенка. влияние не может быть принято или не принято.

Важным состоянием воспитания является воспитание авторитета - воздействия на детей, основанного на знаниях, нравственных добродетелях. Учителю необходимо анализировать опыт семейного воспитания своих учеников, ведь не все родители требуют собственных сил в воспитании детей. 

Существует множество ложных оснований для авторитета, которые необходимо знать учителю, чтобы помочь ребенку сориентироваться в сложной ситуации в формирующейся семье. Заметив, что безвольный, побитый, брошенный или брошенный ребенок, наоборот, наблюдается в самом себе как тиран, мстительный, склонный к порывам у детей, педагог замечает, что это результат подавления ребенка, обусловленного орган власти. иногда к методу физического воздействия.

Хвастовство и высокомерие детей часто возникают из-за восприятия чувственных представлений родителей - их положения, заслуг, непомерно рекламируемых родителей.

Иногда несамостоятельность у детей или, наоборот, сопротивление выбору взрослых является результатом удачной педантичности, когда родители совершенно не считаются с мнением и требуют строгого и беспрекословного выполнения всех их распоряжений и указаний.

Когда ребенок не слышит и не слушает своих родителей, это его ответ на бесконечные поучения и назидания, ответ на полное неповиновение авторитету назидания.

Почему из добродушных, милых детей вырастают циники, расчетливые бизнесмены, жесткие, агрессивные люди? Как это ни парадоксально, но это происходит в семьях, где декларируется потребляемая любовь, где детей «заласкивают», питаются всеми желаниями ребенка у большинства населения.

Часто хорошее поведение детей покупается подарками или обещаниями каких-то благ. Последствия такого «воспитания» особенно тяжелы, когда каждый обращается к ребенку со своей стороны, т. е. он надежно процветает. В таких условиях дети считают себя эгоистичными, маневрирующими, приспосабливаются [2].

При работе с родителями воспитатель должен учитывать, что некоторые отрицательные качества в характере ребенка могут формироваться и предполагать наличие авторитетов. Дорогие родители. Родители должны видеть в педагоге, работающем с ребенком, авторитетного человека, знающего и умеющего найти решение в любой ситуации.

1.2. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье

Главное в воспитании маленького человека – достижение духовного единства, нравственной связи с родителями ребенка. Родители ни в коем случае не должны начинать процесс воспитания случайно и оставлять подросшего ребенка одного в более старшем возрасте. Для достижения воспитательных целей родители обращаются к широкому спектру средств воздействия: они поощряют и наказывают ребенка, их показывают ему как образец.

В результате разумного применения поощрения развития детей как можно увеличить рост, сделать его более устойчивым, чем при сборе запретов и наказаний. Если все-таки есть потребность в сборниках, то за воспитательными результатами, которые в них нуждаются, должна последовать серьезная обида, их заслуживающая.

Родителям был задан вопрос «Что, на ваш взгляд, необходимо для формирования гармоничных отношений в семье?» Многие отмечали, что должно быть взаимопонимание, взаимоуважение, повседневная заинтересованность в делах друг друга. Другие писали о материальной стороне, предполагая, что финансовых проблем с чувствительностью легких нет.

С точки зрения педагогики и психологии очень важную роль в воспитании ребенка играет роль с ним и принятие его как заинтересованной, полноценной личности.

Диалог. Как построить развивающий диалог? Каковы его психологические особенности? Ребенок, даже в самом раннем возрасте, должен быть невостребованным воспитательными факторами, союзником в общей семейной жизни, в подлинном смысле его творцом и созидателем.

Именно когда ребенок участвует в общей семье, разделяя все это и планы, обычное целостное единство воспитания исчезает, уступая место открытому диалогу. Наиболее значимая характеристика психологического развития личности у детей вызывает раздражение и реакцию взрослых. Добиться этого в повседневном семейном общении с ребенком очень сложно. Обычно спонтанно возникающей позицией взрослого является позиция «над» ребенком.

Взрослая стабильность, опытность, самостоятельность - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Несмотря на это, необходимо постоянно стремиться к корректировке параметров. Равенство позиций означает появление активной роли в процессе его воспитания. Человек не должен быть лишен образования, он всегда является активным субъектом самообразования.

Требование рецептивности позиций в диалоге основано на том бесспорном факте, что дети оказывают положительное влияние на самих родителей. Побочные реакции с особыми проявлениями у детей появляются у пациентов с повышенной чувствительностью к заболеваниям у детей.

Равноправие позиций не означает, что планируется, что для построения диалога надо спуститься к ребенку, нет, надо подняться к пониманию «тонких истин детства». Равноправие позиций в диалоге обеспечивается необходимостью постоянного обучения родителей видеть мир в различных формах глазами своих детей.

Принятие. Кроме того, обнаружение неблагоприятных событий, связанных с любовью, необходимо очень часто. На психологическом уровне эта сторона детского общения называется рецепцией ребенка. Что это значит? Принятие понимается как рождение ребенка в присущей ему индивидуальности, непохожести на других, в том числе непохожести на своих родителей. Принять ребенка — значит одобрить исключительное отношение именно этого человека, со всеми его качествами.

Как можно относиться к ребенку в повседневном общении с ним? В первую очередь необходимо отметить особое внимание к проявлениям тем, которые родители постоянно отмечают в общении со своими детьми. категорически склонны к негативным оценкам личности и воспринимают ее характер.

Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативное воздействие на самого ребенка, критиковать только неправильно выполненное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в неизменной любви от своих нынешних успехов и достижений. Формула истинно полученной любви, формула принятия не «я люблю, потому что ты хороший», а «я люблю, потому что ты есть, я люблю тебя таким, какой ты есть».

Но если его хвалят за то, что он есть, он останавливается в своем рождении, как можно хвалить его, если он знает, сколько у него недостатков? Во-первых, он воспитывает ребенка один раз, хвалит или порицает, воспитывает много других форм совместной жизни и рождается в семье. Здесь речь идет об осознании любви, создании правильной эмоциональной основы, диалоге чувственной основы контакта родителей и ребенка.

Во-вторых, принятие ребенка, любовь таким, какой он есть, основаны на признании и вере в развитие, а значит, и в постоянное развитие ребенка, на глубоком понимании знаний человека, даже если он еще очень мал. . Способности родителей общаться, не беспокоясь о личности ребенка, помогает вера во все хорошее и сильное, что есть в каждом, даже самом неблагополучном ребенке. Контакт с ребенком на базе становится самым творческим моментом в общении с ним. Уходят шаблонные и шаблонные, работающие по остаточному или предложенному плану.

Творческая, воодушевляющая и разовая неожиданная на взгляд работа все новых и новых «портретов» вашего ребенка находится в авангарде общественного мнения. Это путь всех новых и новых открытий. Контроль над вредными привычками у ребенка необходим еще и потому, что очень часто интересными ощущениями являются неудовлетворенность собственным поведением, раздражительность или усталость, поглощающие по совершенно разным причинам.

Эмоции и гнев всегда стоят за негативной оценкой. Принятие дает возможность проникнуть в мир глубоко личных переживаний детей, появление ростков «участия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, не мстительность - таковы любящие эмоции истинного ребенка, принимающего родителей.

Таким образом, для максимального положительного и минимизации отрицательного влияния на здоровье ребенка необходимо помнить о внутрисемейных психических факторах, появление которых имеет воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Семейная жизнь давно сложилась таким образом, что она берет на себя ответственность между отцом и доходом, причем берет ее неравномерно. Самые главные заботы о развитии детей и предполагаемом воспитании детей ложатся на состояние матери, и потому, что она уделяет детям больше времени, чем отец, и потому, что по традиции она более к этому привыкла, и по своей природе она может заниматься этой большей нежностью., нежность, ласку и заботу. Эти факторы влияют на их развитие в первые годы жизни.

Однако с годами значимость значительных потерь определяет эту роль. Дети оказываются исключительно самостоятельными, они продолжают нуждаться в некоторой помощи родителей и взрослых, но уже не ищут исключительной материальной поддержки. Дети индивидуализированы. У одних родителей более подходящие вкусы и потребности, чем у матери, у других наоборот.

Воспитывать – это не значит говорить добрые слова детям, рожать и назидать их, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг по отношению к детям, оставить в них добрую память о себе, которая служила бы потомкам завещанием, как надо жить, тот должен восстановить от себя воспитание. Воспитание детей требует самого искреннего тона, самого искреннего и искреннего. Эти три качества должны содержать в себе истину жизни в последней инстанции.

Целью воспитания является развитие личности, отличающейся мудростью, самостоятельностью, артистизмом и любовью. Нужно помнить, что ребенку нельзя, а можно только сделать этого человека и не мешать, чтобы он развивал в себе личность.

Основные случаи необходимости сопровождения ребенка при его воспитании в период семейной жизни: чистоплотность, последовательность в отношениях и делах при встрече с ребенком, отсутствие свободы действий в действиях воспитателя или обязательность действий и становление личности ребенка, обращение к нему как к личности и полному князю на правах личной неприкосновенности.

Весь секрет семейного воспитания в том, чтобы дать ребенку возможность раскрыть себя, все сделать самому; Взрослые не должны играть или делать что-либо для своего личного удовольствия и удовольствия, а всегда возникать в ребенке, с первого дня открывать его миру как личность, при полном раскрытии его личности и неприкосновенности этой личности.

Роль семейного воспитания в воспитании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в прошлых жизнях (именно поэтому все люди рождаются уже с проявлениями черты своего характера), которые человек получает, живя в обществе.

Но семья может приумножить очень значимые качества человека, которые уже есть в нем, принадлежат ему от рождения и помочь человеку преодолеть и искоренить развитие и пороки, и в этом великая и светлая роль семьи. Процесс воспитания в семье вызывает дискомфорт, а также воспаление их детей.

В зависимости от характера воспитания (модели воспитания) отношение родителей к ребенку определяет формирование между ними закономерностей (иногда достаточно устойчивых).

А при деспотическом, авторитарном поведении и подавлении интересов ребенка своими интересами, агрессивном навязывании своих взглядов и идей с жесткой критикой его намерений, а также политике «невмешательства», игнорировании интересов, полном отсутствие интереса к его проявлению слабой, зависимой жизни, неуверенной в себе личности, то наличие внимательного, заботливого отношения к своему ребенку без эмоциональной зацикленности, стремление «залезть в душу» с любовью и готовностью помочь, если просил, поддерживал, вдохновлял в трудных случаях, становился залогом формирования сердечного и душевного здоровья, желал и умел помочь другим.

Избранный стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, то есть от того смысла, который человек ставит перед собой, своих целей, направленности своих стремлений и подходов, которые он использует в решении жизненных задач. Стиль зависимости в отношениях, в свою очередь, оказывает существенное влияние на образ жизни ребенка. Образ жизни формируется очень рано (до пяти лет).

1.3. Семьи с нарушением внутрисемейных взаимоотношений

 Говоря о типах представителей в семье, надо учитывать, что любые границы в том или ином сложном вопросе всегда остаются весьма условными, и вряд ли кто осмелится сказать, что эта семья однозначно относится к пятому пункту, представленному резолюцией. ниже.

Соперничество

Каждый из нас встречал такие семьи. Главный вопрос в них: кто главный? Этот вопрос никогда не следует задавать или задавать прямо. Его «реализация» в разнообразных и значительно вариативных формах, естественных от фелетоники: «Кто будет мыть посуду?» к трагическому: "Кто виноват в его (или ее) смерти?"

Жизнь такой семьи – это постоянное соревнование. Муж зарабатывает деньги не столько для улучшения благосостояния семьи, сколько для того, чтобы понимать, что он «главный кормилец», а потому имеет право на ряд материальных и моральных привилегий. Жена может «самоутверждаться» в ущерб семейным интересам, быть болезненно ревнивой или иметь дела на стороне (опять же не для собственного удовольствия, а чтобы показать, что она тоже не сволочь). Довольно быстро дети включаются в конкурс. Они завоевывают свое место под солнцем всеми доступными им способами. В таких семьях очень часто встречаются «болезненные» и «нервные» дети, страдающие болезнями, вызванными борьбой за внимание матери.

Если детей несколько, то именно в таких семьях нормальный уровень переписки между братьями и сестрами зашкаливает, а самосоперничество приобретает гипертрофированные, патологические черты. Именно здесь старший ребенок начинает снова какать в штаны при рождении младшего, а в более старшем возрасте говорит, загадочно понизив голос: «Лучше бы его не было!»

Псевдосотрудничество

В таких семьях все хорошо, пока все хорошо. Если все члены семьи имеют хорошую работу, уровень благосостояния достаточно высок и все более или менее здоровы, то жизнь такой семьи стабильна и благополучна. Все довольны друг другом, достаточно высокий уровень взаимопонимания и сотрудничества в решении существующих проблем и ситуаций. В этой семье практически нет содержания и содержания, и она может существовать годами без единой серьезной ссоры или скандала. Но если в силу каких-то событий извне семейная лодка вдруг зашаталась и накренилась, такая семья собралась, вместо того, чтобы сплотиться между собой и отразить надвигающуюся опасность, они вдруг начинают ссориться, обвинять друг друга и, естественно, усугублять ситуацию. ситуация. ситуация. ситуация. В таких семьях тяжелая болезнь одного из членов семьи часто приводит к разводу. Именно здесь стресс от потери работы или иного ухудшения состояния человека усугубляется насмешками и неприятием со стороны близких. Именно здесь основным оборонительным сооружением является крепостная стена, в которой заключена устойчивость такой системы внешнего мира. Внутренних укреплений и бастионов в такой семье нет. Если вдруг стена рухнула, ждать нечего. Дети в таких семьях подвержены высокому риску нервно-психических расстройств. Пока все хорошо, семья кажется им образцом любви, спокойствия и стабильности. Когда вдруг все рушится в одночасье, они ничего не могут понять, измеряют свою психологическую защиту, плохо формируются и в результате либо заболевают, либо проникаются уверенностью, что мир ошибочно жесток и в него никто не может поверить.

Изоляция

Жизнь такой семьи — вопрос границ. Все проблемы решает то, что каждый член семьи построил свой индивидуальный кокон, и теперь ревностно охраняет его плотность. Мифы такой семьи – это рассказы о ценности индивидуальности, о недоступности влияния на личную жизнь человека, об уважении адекватности личности. Во время шоу в таких семьях часто встречаются фразы:

- Не лезь в мою жизнь! Какое тебе дело до меня! Я имею право...!

Конфликты, безусловно, возникают из-за случайного нарушения или нарушения самих границ. Очень тяжелым испытанием для таких семей является подростковый возраст детей. 

С синдромом лет, привыкших к замкнутости, неискренности отношений и даже к развитию лживых детей в подростковом возрасте, они как бы «мстят» за свой уход, болезнь и преувеличенную версию собственного поведения, еще неуравновешенную интеллектуальную и социальную зрелость.

Эмоциональное отчуждение

Такая семья выглядит вполне благополучной для посторонних. Члены семьи вполне удовлетворительно сотрудничают друг с другом, объединяются и объединяют свои усилия перед лицом общей опасности, конструктивны и последовательны в воспитании детей. У них почти нет семейных скандалов и острых ощущений со старшим поколением.

Но все это происходит на фоне сниженной устойчивости эмоционального фона. Жена в такой семье на вопрос: «Любишь ли ты своего мужа?» - обычно отвечает: "Я его уважаю" или "Он хороший человек". У мужа обычно есть постоянная любовница, и, как правило, это не столько партнер для сексуальных игр или предмет престижа, сколько подруга, человек, с животными можно поговорить о том, что происходит в душе.

Жена обычно использует для этой же цели одноклассников или соседей. Дети в таких семьях, как правило, растут без серьезных социальных отклонений, уважают закон и придерживаются приличий, нет четких нравственных условий. В дальнейшем они будут развиваться по той же схеме, которая наблюдается в будущем.

Убедить их, что что-то другое возможно, сложно. Обычно такие дети не верят в «настоящую дружбу» и «вечную любовь», считают все это сказками, придуманными для развлечения.

Симбиотические семьи

В этих семьях на первый план выступают отношения тесного психологического слияния, симбиоза. Кто-то совершенно не может жить без кого-то, жертвуя (обычно совершенно добровольно) частью своей личности для создания этого «единства». Очень часто такая картина наблюдается в неполных семьях, где отказавшаяся от жизни мать полностью растворяется в своих детях (ребенке). При этом маленький ребенок буквально купается в любви и открытиях, но, взрослея, начинает тяготиться зависимостью от матери.

Другие события. Ребенок может «торопиться», выздоравливая, но при этом оставляя кровоточащую рану в душе матери, буквально отдавшей ему всю свою жизнь, и сосущее чувство вины в собственной душе. И из этой мысли можно предположить, что она «одновременно так жестока», с отказом от собственной детальной индивидуализации. Такого сына, уже достаточно многочисленного семейства, будет воспитывать жена, отложив решение вопросов защиты до выяснения «что будет с мамой». Такая дочь будет с удивлением наблюдать за самыми бурными открытиями мужа и его свекрови, не догадываясь, что смотрит на окружающие ее вещи и людей (в том числе и на собственного мужа!) глазами матери.

Иногда (значительно реже) симбиотические отношения наблюдаются в супружеских парах. Если они нужны только одному из супругов, то, как правило, заканчиваются разводом. Если симбиоз двусторонний, то сторонних наблюдателей поражает «идеальная любовь», о которой пишут в романах. Общение с такой парой обычно невыносимо скучно, так как они эмоционально сносны, однообразны и закрыты друг для друга. Дети в таких семьях часто становятся эмоционально лишенными и весело иллюстрируют себя всеми самыми сомнительными догмами фрейдизма.

Однако позже, повзрослев, эти же дети долго (и часто безуспешно) взрослеют или ищут своих «принцев» и «принцесс», упорно веря во всевозможные «алые паруса» и искренне наслаждаясь любовными коллизиями мыльных опер.

Гиперпротективные семьи

В таких типах семей один из членов семьи (обычно ребенок, но бывают и такие варианты) обладает особо неограниченными правами и претендует на львиную долю и внимание. В этой позиции выявляются объяснения: «Он еще мал», «Он тяжело болен», «Он много работает», а заявлений может и вовсе не быть. Кроме того, ситуация может измениться, объясняя это изменение.

Вывод по 1 главе.

В жизни каждого человека отец будет играть одну из главных ролей. Процесс формирования его личности во многом зависит от отношения отца и матери к собственному ребенку. Мировоззрение, формирование характера, нравственные устои, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются в детях их родителей.

Этот процесс во многом зависит от того, насколько полно удовлетворены основные потребности, насколько правильно проявляются потребительские наклонности в плане его развития и воспитания. Несомненно, правильно воспитать и дать ребенку правильное воспитание очень сложно, но ответственность за детей проявляется только у родителей, они редко бывают единой и целеустремленной личностью ребенка.

Анализируя роль семьи как феномена развития, мы видим, что семья – это то, чем пользуется институт, ячейка общества, в результате чего возникает ребенок, вступая в жизнь человека, он становится первым домом, в котором человек развивается. встает и получает первые жизненные уроки. в котором он получает восстановление и помощь, в котором есть любовь к миру, к людям, в ребенке, выдающиеся самые значительные и значимые для жизни чувства, согревающие сердце и укрепляющие его светлую волю в жизни в самые трудные минуты. Процесс воспитания в семье вызывает неприятные ощущения, воспитывает детей и тем самым воспитывает самого себя.

В зависимости от отношения родителей к ребенку между ними, естественности. А при деспотичном, авторитарном отношении к своим интересам, агрессивном навязывании своих взглядов и идей с жесткой критикой своего выбора они проявляют слабую, зависимую, неуверенную в себе личность, проявляя внимательное, заботливое отношение к предпринимательству без напряженной эмоциональной зацикленности, стремление к любовь и готовность помочь, поддержать, вдохновить в трудолюбии стать залогом формирования довольных, искренних, здоровых и способных людей.


Глава II. Изучение внутрисемейных отношений

2.1. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений.

Дети очень любят рисовать. Они наносят на бумагу все, что закрывают и замечают вокруг. наиболее удачные действия этого детского творчества в памяти, как правило, не придают им значения. Между тем, присмотревшись повнимательнее к самому обычному детскому рисунку, можно увидеть все, что творится в душе малыша.

Рисование для ребенка – это не искусство, а речь. В силу возрастных ограничений он не может выразить словами. С этими шаблонами в фоновом режиме меняются запреты и запреты. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

С раннего детства детская деятельность привлекает внимание как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих переживаний. Использование технологий для изучения личности ребенка имеет важное значение. Он получил широкое распространение.

Исследованиями в области детского изобразительного творчества в нашей стране занимались О.И. Галкина, Е.И. Игнатьев, И.П. Сакулина Г.В. Лабунская, З.В. Денисова, Л.Н. Бочерникова, В.С. Мухина.

С точки зрения психодиагностики человека рисунок является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что содержащаяся в таком сообщении информация является, образно говоря, «закодированной», и рисунок необходимо «прочитать» правильно. Психологи, использующие в своей работе техники рисования, должны иметь достаточную квалификацию и опыт работы с детьми.

Популярность «рисуночных методик» объясняется несколькими причинами.

1. Процесс выработки паттерна, растормаживающее воздействие на чувствительность, напряженность, тяжесть при психологическом обострении, выявление эмоционального воздействия ребенка на ребенка.

2. Использование рисунков в приложении: во-первых, лист бумаги и карандаш - все необходимые инструменты, а во-вторых, ребенок как бы чувствует собственное действие, движение мысли с помощью карандаша. Это дает возможность психологу больше внимания уделить изменению эмоционального состояния естественного, отметить особенности процесса проектирования.

Таким образом, процесс формирования, особенно в проявлении чувствительных к ребенку ситуаций, подвержен психотерапевтическим проявлениям. На рисунке ребенок, как бы избавляясь от личностного напряжения, воспроизводит возможные ситуации.

Приемы рисования (в частности, рисование семьи) являются высокоинформативным средством познания человека, отражающим то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он испытывает в семье.

2.2. Методика «Рисунок семьи» для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье

Цель: исследование межличностных отношений ребенка с родителями.

Эта технология, в свою очередь, проявляется и воспринимается болезнью своего места в семье, отношением ребенка к группе в целом и идентификацией своего происхождения. Наиболее продуктивно использование теста «Семейный рисунок» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Материалы: для исследования необходимы лист белой бумаги размером 15х20 см или 21х29 см, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Ход исследования

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья». Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Даже если он задаст вопрос типа: «А бабушку рисовать надо?» - не отвечайте на вопрос прямо, а лучше скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек.; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса касаются выявления случаев заболевания у детей. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не добавляйте к ответу. При опросе психолог должен озвучить смысл рисунка: чувства к членам семьи, почему ребенок не нарисовал одного из членов (если это произошло); что назначено для опознания ребенка (смертники, животные и т.д.). При этом должны задаваться вопросы права, возможность нахождения ответа, так как это может вызвать тревогу, защитную реакцию. Проективные вопросы часто продуктивны (например: «Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).

После опроса ребенку предлагается решить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:

1) анализ структуры «Рисунка семьи»; 2) интерпретацию особенностей графических презентаций членов семьи; 3) анализ процесса рисования.

Анализ структуры рисунка семьи и сравнение составанарисованной и реальной семьи

Ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, как правило, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей крайне редко. За такими реакциями чаще всего кроются: а) травматические переживания, связанные с семьей; б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей); в) аутизм; г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности; д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

На практике приходится иметь дело с менее выраженными отклонениями от реального состава семьи. Дети сокращают состав семьи, «забывая» о визуализации тех ее чувств, которые проявляются менее эмоциональными переживаниями, с возникновением конфликтных отношений. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает недопустимую эмоциональную жизнь в семье, избегает отрицательных эмоций, знакомится с людьми. чаще всего в случаях отсутствия братьев или сестер, таким образом, ребенок «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей.

На вопрос, почему тот или иной член семьи не рисовал, ответы, как правило, оборонительные: «Я не рисовал, потому что места не осталось», «Он пошел гулять» и т. п., а иногда и прямые: «Я не рисую». Если он не хотел, он дерется», «я не хочу, чтобы он жил с нами» и т. д. Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. Когда дело доходит до отсутствия у ребенка чувства общности. Отсутствие в образе «Я» более характерно для детей, проявляющих неприятие, неприятие. Образ в образе только «Я» может трактоваться по-разному, в зависимости от контекста других характеристик картины.

Если представлено только «Я», характерна положительная направленность на рисование себя (большое количество деталей тела, цвета, цвета, крупные размеры фигур), то это выражается отсутствием чувств, общей напряженностью и эгоцентризмом, истеричностью . Черты характера. Если для рисунка самого себя характерен небольшой размер, схематичность, если в изображении других деталей и цветов гаммы присутствует негативный эмоциональный фон, то можно выявить наличие чувства отверженности, покинутости, а иногда и аутизма. . проявления. . Информативным является увеличение состава семьи. Это связано с неудовлетворенными психологическими заболеваниями, выявленными в семье.

Примеры использования рисунков отдельных детей - они довольно часто включают в рисунок семьи незнакомых людей. Если помимо наследственности нарисован ребенок-ровесник (двоюродная сестра, дочь-соседка и т. п.), это отражение потребности в равноправных, совместных связях; если младше - пробы подозрительных, мнительных, контролируемых, аддиктивных детей.

Расположение членов семьи

Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.

Сплоченность семьи, рисование общими руками, объединение их в общую деятельность показателей психологического расчета, выявление интегративности семьи, включенность в семью, за исключением случаев, когда близость рисунка является попыткой воспрепятствовать рассмотрению семьи. Рисунки с противоположными чувствами (разобщенность членов семьи) появляются при низком уровне эмоциональных связей. Психологический интерес представляют те рисунки, на которых часть семьи помещена в одну группу, один или несколько человек удалены. Если ребенок рисует себя удаленно, это вызывает чувство невключенности, отчужденности.

В случае очередного разлучения члена семьи можно предполагать негативное отношение к нему, иногда подозрительное отношение к исходу его угрозы или легкому заражению его ребенка. Группировка семейных представлений в ряде случаев помогает вызвать ощущение семейной микроструктуры, коалиции. Привлекательные межличностные отношения выбранных членов семьи, а также элементы, которые ломают отметки в ячейке, распределяются между членами семьи.

Считается, что персонаж с самой мощной внешностью в семье является самым высоким по характеру, хотя может быть и самым маленьким по линейным размерам. Ниже всех тот, чья власть в семье минимальна. Это вертикальная иерархия.

Анализ особенностей нарисованных фигур

Особенности графического изображения отдельных членов семьи дают ценную информацию об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, об «Я-образе» ребенка, его полной идентификации и т.д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;

2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложности одежды, украшения, узоры на одежде и т.п.;

3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

Как правило, хорошее эмоциональное отношение к человеку сопровождается его сосредоточенностью на рисовании, что в результате приводит к большей детализации тела, декоративности, цветовой гамме оценки. И наоборот, негативное отношение к большей схематичности, незавершенности изображения. Иногда обнаружение в значимых частях тела (голова, руки, ноги) может выражаться негативным отношением к нему, а также агрессивными побуждениями по отношению к этому человеку.

О восприятии других членов семьи и «Я-образе» рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур. Дети обычно самыми большими рисуют мать или отца, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение величин нарисованных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов семьи, так как величина изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место занимают отношения с этим персонажем или предметом на данный момент в душе ребенка. Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя, что связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревнованием за родительскую любовь с другим родителем, при котором ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом «конкурента». Значительно меньшими, чем других членов семьи, рисуют себя дети, которые: а) чувствуют свою незначительность, ненужность и т.п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Вообще при интерпретации величин фигур психолог должен обращать внимание только на значительные искажения фигур.

Иформативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, через вест лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности. Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний.

Обратите внимание на прорисовку отдельных частей тела, чтобы части проявления раскрывались в виде проявлений сфер тела, проявлялись проявления связи, управления, движения и т.д. Разберемся с информативными частями тела.

Руки проявления - анализ мира, физический контроль над поведением других людей. Если ребенок рисует себя руками вверх, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют внешне спокойные, покладистые дети. У ребенка может быть неприязнь к другим, но агрессивные позывы к слабости, либо он компенсирует свою слабость, желая наблюдать, властвовать над другими.

Последнее будет иметь большее значение, если ребенок приобретет «агрессивные» руки, а также проявит широкие физические возможности или другие признаки, признаки «мужественности» и силы. Иногда ребенок рисует руки всех семей, но «забывает» нарисовать их себе. Если этот ребенок вырастает еще большим и несоразмерно маленьким, то это может быть связано с ощущением бессилия, незначительности в семье, с ощущением того, что другие подавляют его активность, усиливают его контроль.

Интересные рисунки, которые встречаются у одной из семей в рисунке с руками, большими глазами. вызывая все это раздражение по поводу восприятия агрессии в этом члене семьи. Чем мощнее воспринимается этот персонаж, тем крупнее его рука.

Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя (или соответствующего персонажа) более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке, то в сфере семейных отношений, если на правой, то в мире за пределами семьи: в школе, саду, во дворе и др.), если меньше, то более слабым, чем окружающие.

Ноги выполняют функцию опоры в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.

Голова является центром локализации «Я», интеллектуальной и перцептивной деятельности; - самая важная часть тела в процессе общения. Уже дети от 3 лет на изображении должны нарисовать голову, некоторые части тела. Если у детей старше пяти лет (нормальный интеллект) в проявлении отсутствуют части тела (глаза, рот), это может свидетельствовать о серьезных нарушениях в сфере общения, замкнутости, аутизме. Если при рисовании пропускают голову, черты лица или обводят все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с характерами индивидуума, вызывающими враждебное отношение к нему. Предполагается, что самый «умный» член его семьи, ребенок этого человека, считает, что он наделен самой большой головой. Выражение лиц нарисованных людей также может быть показателем чувств к ним. Однако следует помнить, что детям свойственно рисовать улыбающихся людей. Такие проявления появляются только в тех случаях, когда они упоминаются друг от друга. Девочки больше внимания, чем мальчики, уделяют рисованию лица, нанесению большего количества деталей. Поэтому концентрация на рисовании лица может выражаться в высокой гендерной идентичности у девочек и в заботе о физической красоте, стремлении компенсировать физическое поведение, формировании стереотипов женского поведения - у мальчика.

Следует знать, что с возрастом рисунок человека обогащается все новыми деталями. Каждому возрасту характерны определенные детали, и их пропуск в рисунке связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасали. Персонажи с глазами «точечками» или «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи. Персонаж с самыми большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят другие люди.

Шея символизирует способность к природному самообладанию, контроль ума («головы») над чувствами («телом»). Персонаж, имеющий в образе лидера, управляет своими чувствами в восприятии автора рисунка, но не имея результата, не ведет. Если шея на изображении длинная и тонкая, то в резком рисунке конфликт между разумом и чувствами разрешается через самоустранение от мира, склонного к эмоциям. Наоборот, если шея короткая и толстая, то у этого человека гармония между чувствами и переживаниями.

Искажение у ребенка образа человека, идущего справа от нарисованного персонажа, отражает проблемы, связанные с миром социальных норм и теми людьми, которые их выражают для ребенка. Искажения в левом теле отражают проблемы во взаимоотношениях с самыми близкими людьми в сфере эмоционального выбора. Разрыв контура буквально означает проницаемость правильной локализации тела к внешнему контуру, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва.

Анализ процесса рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

А) последовательность рисования членов семьи;

Б) последовательность рисования деталей;

В) стирание;

Г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

Д) паузы;

Е) спонтанные комментарии.

Интерпретация процесса развития требует практического опыта психолога, его интуиции. Частота именно этого уровня анализа дает наиболее значимую, глубокую, достоверную информацию, начиная с частоты восприятия чувств, напряжения, конфликта. Изображение удаления зубов и полости рта является признаком оральной агрессии.

Если ребенок рисует таким образом не себя, другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой неприязнью этого человека к ребенку. Ребенок часто находится с эмоционально близким человеком. Обычно это мать. То, что первые дети рисуют сами, они переживают свой эгоцентризм как возрастную особенность. информативнее в тех случаях, когда ребенок сначала рисует не себя и не маму, а другого члена семьи.

Когда ребенок рисует маму последней, это связано с негативным отношением к ней. Последовательность построения последовательностей совокупности можно точнее интерпретировать последовательностью анализа признаков графического изображения фигуры. Если первая нарисованная фигура самая большая, самая большая нарисована схематично, не задействована, то такое явление воспринимается восприятием этого человека, силы, доминирования в семье, но не вызывает у ребенка ощущения его раскрытия.

Однако если первая фигурка нарисована аккуратно, в рамочке, то можно подумать, что это самый любимый член семьи, которого ребенок чтит и хочет быть похожим. Обычно детям дается задание создать семью, они начинают рисовать чувства семьи. Некоторые дети сначала рисуют различные предметы, ориентир, солнце, мебель и т. д. и т. п. и только в последнюю очередь начинают изображать людей.

Считается, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитной реакцией, при которой ребенок неприятно отступает назад, чтобы вовремя выполнить задание. обычно это наблюдается у детей из неблагополучной семейной группы, но может быть связано и с интенсивным контактом ребенка с психологом.

Есть и другое мнение, что если в образе ребенка много неживых захватчиков и мало людей, то это говорит не о плохих эмоциональных отношениях в семье, а о том, что эти эмоции являются направленными. Большое количество сущностей, идентифицированных для одного и того же вида деятельности, включает конкретный вид деятельности для этого семейства. Например, обилие мягкой мебели и нахождение на взрослых. Вернуться к рисованию тех же семей, предметов, очагов их обнаружения у детей.

Паузы перед рисованием бывают редко, чаще всего возникают конфликтные отношения и наличие признаков внутренних противоречий. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисует он человека или деталь, встречается с отрицательными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисованного может быть связано с негативными эмоциями по отношению к нарисованному члену семьи, а также с решениями. Окончательный результат жеребьевки является решающим. Если в лучшем графическом изображении нет подчисток и перерисовок, можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.

Спонтанные комментарии ребенка часто уточняют смысл нарисованного содержания, выдают наиболее эмоционально «заряженные» места. Поэтому их нужно внимательно слушать. Не исключено, что они помогут исправить и решить проблемы после рисования и самого процесса выравнивания.

2.3. Рекомендации по созданию гармоничных взаимоотношений в семье.

1. Семейные встречи, когда все участники собрания собираются вместе и обсуждают свои планы, проблемы, освещение итогов недели. Важно отметить, что ни один критик не использует эмпатическое слушание, полностью принимая человека и его эмоции. Самое главное, вы берете на себя обязательство, что несмотря ни на что, семейные встречи состоятся. И даже если кто-то из детей сначала не захочет участвовать, постепенно они тоже «подтянутся». Не нужно пугать близких словом «встреча», просто назовите это «давайте сядем субботним вечером за чашечкой чая и поговорим задушевно». Здесь размеренность и искренность!

2. Создайте и просмотрите семейный фотоальбом. Делаем, совершенствуемся. И просто вспомните, что тогда было важно, о чем вам напоминают эти фотографии. В семейном альбоме вы также можете найти какие-то послания, наставления, мудрые цитаты, ценности, которые лежат в основе вашей семьи.

 3. Создайте список семейных достижений. Для этого можно повесить листовку на видное место, например, на холодильник. Каждый член семьи, который возвращается к тому, что вы вместе забыли, записывает следующий пункт. Даже если семья молодая, это могут быть: обустройство общего быта, участие в субботниках, совместные пикники, создание микроклимата в семье, общине и т. д. Потом мы все вместе обсуждаем их на семейном собрании.

4. Ведение дневника благодарности. Каждый член семьи в течение недели ведет такой дневник, где каждый день встречается с возбудителем аллергии. А потом в конце недели, на семейном собрании, озвучивает какие-то важные моменты, подчеркивая то, что было для него особенно важно в ваших отношениях.

5. Искренне хвалите друг друга. В это упражнение можно играть как в игру на семейном собрании, можно взять его в свою жизнь и использовать как можно чаще, это только укрепит отношения. По кругу каждый член семьи говорит о том, за что хвалит своего соседа справа. За то, чем может им гордиться. Например, Петя говорит, сидящей справа от него Маше: "Я хвалю Машу за ее чуткость и сердечную теплоту". Маша, в свою очередь говорит похвалу следующему члену семьи справа от себя. И так далее, последним похвалу получает Петя. Если семья маленькая, то можно сделать это упражнение так, чтобы каждый член семьи высказал похвалу всем остальным участникам.

6. «Древо семейных ценностей».

Это упражнение стоит разобрать, как начинается первый пункт 7 - протоколы серии. Это поможет каждому члену семьи ранжировать свои ценности, а затем поможет им запечатлеть их со всем опытом. Для работы потребуются заготовки: изображения «дерева» с корнями, ствола и кроны на каждого члена семьи, а также набор карточек с ценностями, также на каждого, кто им владеет. А можно предложить подобрать красивую древовидную схему и подписать значения. Каждый участник ранжирует значения:

- изначально установить те значения с ценностями, которые он считает основополагающими, от которых ни в коем случае нельзя отказываться;

 - в багажнике важны, но в некоторых случаях не приоритетны;

- в короне - допустимы значения, но второстепенные, не обязательные. Примерный перечень покрытия: уважение, забота о каждом члене семьи, совместное отдых, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, забота, любовь, взаимная поддержка, связь, общее хобби, образование, совместные путешествия, преданность. верность, служение людям, уважение к природе, вера в Бога, редкое посещение храма, дружба, наличие большого количества друзей, честь, красота, счастье, занятость, творчество, достоинство, карьерный рост, профессиональный рост, правдивость, смирение, сочувствие и т.д.

7. Создайте семейную миссию.

Стивен Кови называет семейную миссию ДНК семейной жизни. В том, что в процессе обсуждения они постепенно приобретают практическую форму. Важно, чтобы миссия была ориентирована на возможности, а не на ограничения. Это не обязательно должен быть большой и видоизмененный документ, он может состоять из одного слогана, изображения или символа. Помните, как встречались родовые гербы в средние века? Это также символ миссии и силы клана. Если у вашей семьи есть миссия, которая произойдет со всеми ее членами, то ваша семья действительно будет выполнена.

Обсуждение миссии может стать предметом судебных разбирательств, которые могут длиться от нескольких месяцев до года и более. Семейную миссию можно красиво оформить и повесить в рамочке на самое видное место. Но это не главное, нужен процесс обсуждения и создания миссии!

8. Социальное служение. Это очень важный этап для избавления от семейного эгоизма и формирования нравственных отношений внутри семьи. И, поверьте, ничто не дает такого счастья и такого единения, как совместный труд, деятельность, выполняемая бескорыстно на благо общества, других людей, природы. Это могут быть субботники, поездки в дом престарелых, участие в волонтерских проектах, кормление бездомных, или сбор мусора в лесу. 

Вывод по II главе

Для измерения массы тела методы диагностики подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями организма. Проблема супружеских отношений, иначе говоря, проблемы семьи, заняла свое место в отечественной психологической науке в последние десять лет. Уровень разработанности любой проблемы в определенной степени зависит от уровня методической безопасности работы, в первую очередь от наличия надежных измерительных приборов.

Это относится и к семейным исследованиям. Малодоступные, достаточно универсальные и легкие психодиагностические методы работы над этой проблемой не могут быть реализованы профессионально. В последнее время при обсуждении основных изменений, которые достигаются в нашей среде, следует рассматривать основные вопросы гуманизации отношений между людьми и в семье.

Исследования межличностных супружеских отношений, проводимые как отечественными, так и зарубежными ресурсами, выстраиваются в одну линию: заставить людей разбогатеть невозможно, но развитые государства и проверенные методы дают другу еще один шанс начать сначала и, может быть, более резко, чем когда-либо, чтобы почувствовать смысл слов классической семейной терапии Карла Виттера, который сказал, что быть женатым тяжело. Хуже всего не выйти замуж.


Заключение

В настоящее время очень остро стоит проблема влияния семьи на развитие детей.

Изучением проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).

В результате исследования была выявлена ​​причина о влиянии детско-родительских отношений на личность и развитие ребенка. В семье должны быть созданы благоприятные условия для воспитания ребенка. В любом случае ребенок вырастает неблагополучным. Ему сложно найти любимое занятие, завести новое знакомство.

Цель, поставленная в результате наблюдения: изучение детско-родительских отношений у дошкольников и их влияние на формирование личности ребенка. На сегодняшний день существует мнение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных предпочтений, формирующих характер одного ребенка и особенности его поведения. Тип детско-родительских отношений наиболее характерно и ярко проявляется в воспитании ребенка. Процесс воспитания в семье вызывает неприятные ощущения, воспитывает детей и тем самым воспитывает самого себя.

В зависимости от отношения родителей к ребенку между ними формируется естественность. А при деспотическом, авторитарном поведении и подавляющем отношении ребенка к своим интересам, агрессивном навязывании своих взглядов и представлений с жесткой критикой своего выбора формируется слабая, зависимая, неуверенная в себе личность, к проявлению внимательного, заботливого отношения к предприимчивости без чрезмерной эмоциональной зацикленности, стремление любить и готовность помочь, поддержать, вдохновить в усердии стать залогом формирования удовлетворенных, искренних, здоровых и способных помогать другим.


Список литературы:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Норма, 2003.

2. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. - М.: Просвещение, 1983.

3. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. М., 1987.

4. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007.

5. Владин В.З. Гармония семейных отношений. - Алматы, 2007.

6 .Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. - М., 1991.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 - М., 1984.

8. Гарбузов В.И. От младенца до подростка - М.: Проспект, 2006.

9. Дружинин В.И. Психология семьи. - М.: ВЛАДОС, 1999.

10. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - М.: Проспект, 2006.

11. Куковякин Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам. - Тверь: ЭКО, 2008.

12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: ЭКСМО, 2006.

13. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.

14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

15. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.

16. Рахимов А.З. Психология семьи. - Уфа, 2007.

17. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995.

18. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога

19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие ребенка

Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проб...

Проведение работы с родителями по проблеме значения досуга для оптимизации внутрисемейных отношений.

Материал раскрывает работу по  установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в условиях проведения игр, тренингов, практических заданий в детском саду....

Опыт работы по формированию духовно-нравственных основ внутрисемейных отношений, традиций здорового образа жизни

В статье отражена работа МАДОУ № 21 с родителями, педагогами и детьми по духовно-нравственному воспитанию...

Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".

Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...

Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений

«Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений» «Родительское отношение к ребенку» – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуем...

Психолого-педагогические основы проблемы внутрисемейных отношений.

Семья, как определённая  социальная  общность,  волновала  умы  философов, историков,  социологов,  педагогов,  психологов  во  все   времен...