Методическая разработка по патриотическому воспитанию «Россия –родина моя!»
методическая разработка (старшая группа)
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по патриотическому воспитанию «Россия –родина моя!»
Актуальность проекта.
Сегодня патриотическое воспитание – это деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина
Дошкольный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.
Тип проекта: коллективный, информационно – творческий.
Длительность работы над проектом – 6месяцев.
Участники проекта: дети старшей подгруппы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, города Миньяра, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны,
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России.
Задачи:
1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы.
3.Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
4. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Этапы реализации проекта.
1) Подготовительный этап.
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- собрать и изучить материалы из различных источников об истории России, символах России;
- выбор материалов для реализации проекта.
- начальная диагностика;
- создание картотеки игр.
2) Организационный этап.
- разработка конспектов занятий;
- пополнение методической литературы, наглядного материала;
- подбор детской художественной литературы (стихи, считалки, пословицы, поговорки, загадки), иллюстраций.
3) Основной этап.
- Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
- промежуточная диагностика.
4) Заключительный этап.
- подведение итогов реализации проекта;
- заключительная диагностика.
Принципы проекта.
Принцип творческой активности (выявление способностей).
Принцип дифференцированного подхода (особенности каждого воспитанника).
Принцип субъективности (равноправное участие).
Проектная часть.
1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
№ | Название темы | Количество часов |
1. | Занятие ««Мое Отечество- Россия»» | 1 |
2. | Занятие «Государственная символика России» | 1 |
3. | Занятие ««Мой родной край» | 1 |
4. | Занятие «Охраняем природу, значит, охраняем Родину» . | 1 |
5. | Занятие «Москва – сердце России Программное содержание: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом России; развивать устную речь, активизировать словарь; учить детей высказывать свою точку зрения, развивать связную речь; воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор. | 1 |
6. | Занятие «Я – ребенок, я – гражданин….» Программное содержание: помочь детям познакомиться с правами человека и увидеть их связь с повседневной жизнью. | 1 |
Основные формы реализации проекта.
Структура занятий предполагает ориентацию воспитанника на творческий потенциал путем разнообразных форм работы: занятия, викторины, игры, беседы, рисунки, организация выставок.
2. Участие детей в реализации проекта:
Вид деятельности | Средняя группа | Старшая группа Подготовительная группа |
Изобразительная деятельность | Создание мини – музея в группе – центр по символике России: флаг, герб, фото президента, столицы, родного города. | Пополнение мини – музея патриотического воспитания: областной и районной символикой. |
Выставка детских изобразительных работ "Миру – мир, войны не | ||
Познавательное развитие Чтение художественной литературы: | Тематические занятия. | Тематические занятия. |
Спортивное развитие | Спортивная эстафета мира и "Пробег памяти" | |
Изготовление подарков | Изготовление открыток "Флаг России" | Рисование картины «Моя Родина» |
Музыкальное развитие | "Что мы Родиной зовем?": чтение стихов и слушание гимна России, песен о Родине | "День России" - праздничная программа |
Конструирование из снега | Конструирование крепости | Конструирование города "Город чудный, город древний!" |
Игровая деятельность | Эстафета «Сильные, смелые, ловкие» | Игровая викторина "Моя Москва"
|
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, а затем и со страной, её столицей и символами. Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города.
3. Участие воспитателей ,родителей и социума в реализации проекта:
Содержание работы | Время проведения | Ответственный |
Разработка планов совместной работы | Август | Старший воспитатель |
Подбор музыки, стихотворений, разработка конспектов, досугов ко Дню Защитника Отечества, Дню Победы | Август | Музыкальный руководитель |
Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей рекомендациями и стихами, посвященными Дню Победы. | Сентябрь — ноябрь | Воспитатели |
Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов. | Февраль, Апрель | Воспитатели |
Проведение спортивного досуга совместно с папами | Февраль | Воспитатели ,муз.работник |
Оформление выставки детских рисунков "Война глазами детей" в группе | Май | Воспитатели |
Оформление материалов проведения мероприятий | июнь | Старший воспитатель |
Участие родителей в изготовлении стенгазеты (коллажа) «Россия –Родина моя» |
| Родители, |
На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:
- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);
- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;
- работа с социумом села по реализации задач патриотического воспитания:
4. План системы патриотического воспитания дошкольников в реализации проекта
Название темы | Ответственный |
1-й этап - диагностический | |
Анализ состояния воспитательного процесса по данной теме | Старший воспитатель |
Диагностирование детей | Воспитатели |
Анкетирование родителей | Воспитатели, педагог-психолог |
2-й этап - организационный | |
Построение развивающей среды в группе | Ст. воспитатель, воспитатели, муз.руководители |
Разработка дидактических игр и пособий | Воспитатели |
Анализ имеющегося текстового материала, отбор и составление конспектов занятий, тематических бесед | Старший воспитатель, воспитатели |
3-йэтап - практический | |
Проведение консультаций и семинаров для воспитателей | Старший воспитатель |
Составление тематических папок, отчетов, альбомов с фотографиями, тематических папок – передвижек, картотек | Воспитатели |
Оформление выставок детских работ, участие в конкурсах патриотической направленности | Педагоги доп. образования, муз.руководитель |
Результатом освоения данного проекта:
Является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Вывод:
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Используемая литература:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
- Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
- Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
- Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
- Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Интернет ресурсы (презентации).
Ожидаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать:
- символику России (флаг, герб, гимн России).
- Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Четыре – пять народов живущих на Земле, их быт, традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Россия - Родина наша"
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, независимо от профиля, является патриотическое воспитание детей....
Проект по патриотическому воспитанию "Россия - Родина моя".
Актуальность темы: проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников " Я - часть России!"
Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников " Я - часть России!". Продолжение знакомства детей с нашим прекрасным городом Санкт-Петербургом, его достопримечательностям...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников (старшей группы «Звездочки») «Я — часть России!»
Цель проекта: познакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, воспитывая чувство гордости за свою Родину, желание сохранить ее чистой и красивой на долгие годы....
Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Россия великая наша страна"
Формирование знаний о государственном празднике "День народного единства", воспитание патриотического отношения к Родине....
ООД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Россия – Родина моя. Государственные символы России» /подготовительная группа/
Одна из задач воспитания и образования дошкольников - развитие интереса и любви к своей стране, к своей Родине. данный материал позволяет познакомить дошколят с государственными символами страны....
Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Россия-родина моя. Малая родина»
Данный проект - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину....