"Особенности мышления детей дошкольного возраста"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Юлия Дмитриевна Гаврилова

Статья рекомендована воспитателям ДОУ, для ознакомления особенности мышления детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Статья «Особенности мышления детей дошкольного возраста»

Воспитатель

Гаврилова Юлия Дмитриевна

Санкт-Петербург

2022 г.

Мышление - психически познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе… (И.П. Павлов) (Крысько 2006)

           Мышление… ничего другого не представляет, как  ассоциации, сперва самые элементарные, стоящие в связи внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация – это есть момент рождения мысли… ( Крысько 2006)

   Выделяют определенные операции мышления.

Анализ-это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез-это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение-это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование - это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного главного.

Обобщение-это объединение многих предметов или явлений, по какому то общему признаку.

   Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенное – мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Наглядно-образное - мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное - мышление, совершающиеся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

      Мышление является активным процессом познания действительности, так как человек может не только осознавать явления внешнего мира, но и моделировать, конструировать образ мира на основании своего понимания, своих установок и мотиваций. Не менее важную роль играет мыслительная деятельность людей в их стремлении познать самих себя, осмыслить свои потребности и желания, свои личностные качества и отношения с окружающими. (Марцинковская Григорович 2010)

   Мышление - обобщенное и опосредственное отражение действительности в ее связях и отношениях. Благодаря мышлению человек не только познает предметы и явления, но и отражает различные связи и отношения, устанавливает сущность тех или иных явлений. Мышление всегда выступает как решение определенной задачи. Компоненты деятельности:

-постановка цели

-осознание условий

-создание гипотез

-выбор средств

-планирование

-ход решения

-итог результат оценка

-критическое отношение ( Немов 2007)

Виды мышления:

От рождения до пяти лет - наглядно-действенное.

С пяти до десяти лет - наглядно-образное.

С десяти - абстрактное мышление и доминирует слово (словесно-логическое)

Первая форма мышления, которая возникает у ребенка - наглядно-действенное мышление. Оно возникает в практической деятельности (в бытовой, предметно - игровой) и направлена на ее обслуживание. Наглядно-действенное мышление содержит в себе все основные компоненты мыслительной деятельности: при определении  цели, анализ условий, выбор средств достижений.

         Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого, начале второго года жизни. В дошкольном возрасте ребенок свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход в проблемной ситуации. Под проблемной ситуацией понимают такую ситуацию, в которой не действуют привычными способами, а преобразовывают свой прошлый опыт, находят новые пути его использовании.  В наглядно-действенном мышлении проблемная ситуация разрешается с помощью использования вспомогательных средств или орудий. Например: ребенку нужно со стола достать конфетку, ситуация проблемная. Ребенок решает мыслительную задачу. В ней есть цель достать конфетку условия, которые препятствуют этому, т. е. высокий стол. Необходимо проанализировать  условия, понять, что необходимо вспомогательное орудие и найти подходящее.

 Для этого необходимо:

  1. Создать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления: формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения практического  и игрового задания формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения, знакомство детей с проблемными практическими ситуациями, формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение использованию предметов-заместителей.
  2. Формировать способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способы ее выполнения. Формировать метод проб, как основной метод решения наглядно-действенных задач.

На базе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное. Прежде всего, надо понимать, что в образном плане невозможно пробовать, а надо представить себе правильный ход решения. Для этого у ребенка должны быть сформированы точные и четкие образы-представления он должен представить себе цель,  например, достать игрушку лежащую на столе:  условия игрушка лежит высоко дотянуться рукой нельзя, и ребенок должен представить, как он берет большой стул, двигает его  и достает игрушку, т.е. перемещение предмета  в пространстве. Предпосылками к возникновению наглядно-образного мышления являются определенный уровень развития ориентировочно-исследовательской деятельности и определенный уровень включения речи в решение наглядно-действенных задач.

Прежде всего, педагоги и воспитатели выделяют последовательность событий, в быту обращая на это  внимание детей. Они каждый раз подчеркивают, что надо делать сначала, что потом просят детей рассказывать о последовательности действий при одевании раздевании еде подготовке занятий. Но этого мало: педагог специально создает ситуации, в которых  последовательность событий нарушается. Взрослые доводят до сознания детей последовательность событий, показывают, что при нарушении последовательности событие может вообще не произойти.

Очень важным направлением в формировании  элементов логического мышления является поведение детей  возможности осуществлять  классификацию предметов. Без развития классификации невозможно формирование понятий. Поэтому оно служит необходимой предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления. Группировка объектов сначала проводится по образцу. Дети уже сталкивались с этим видом работы при формировании восприятия, где они группировали предметы по цвету, форме, величине, т.е. опираясь на их внешние признаки. При формировании мышления большую роль играет предметная классификация, например: посуда-одежда, мебель одежда и др. Ребенок должен мысленно выделить то общее, что объединяет предметы в одну группу - их назначение, функцию, которую они выполняют в жизни человека. После того как ребенок проделал эту мыслительную работу, сгруппировав предметы, полученные группы нужно обязательно назвать обобщающим словом. Очень важно при классификации одних и тех же предметов  или картинок каждый раз класть новые образцы. Следующим заданием, направленным на развитие классификации, является группировка предметов  или картинок  без образца и без обобщающего слова. Это очень трудное задание , оно требует значительной самостоятельности мышления так как  у ребенка нет ни какой опоры- ни образца, ни обобщающего слова. . ( Катаева Стребелева 1998)

В наше время существует огромное многообразие методик, ориентированных на выявление всех сфер человека.

Методика №1  «Исключение не подходящих к группе предметов и понятий».

Автор.  С.Д. Забрамная .

Цель. С помощью этих таблиц выясняется способность устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемым изображением геометрических фигур (сравнивать предметы по цвету, величине, форме).

Оборудование.  На таблице изображено по четыре геометрические фигуры. Одна из каждых четырех фигур чем-либо (цвет, величина, форма) отличается от трех остальных.

Ход исследования , инструкция. Ребенку показывают таблицу и задают вопрос: « Какая фигура не подходит?» В случае необходимости дается более подробная инструкция: « Посмотри на таблицу. На ней четыре фигуры. Три из них - одинаковые. Одна к ним не подходит. Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отличается от остальных».

Методика №2  «Исключение не подходящих к группе предметов и понятий».

Автор.  С.Д. Забрамная .

Цель. С помощью этих таблиц исследуется способность выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые сообщения.        

Оборудование.  На каждой таблице изображено по четыре предмета. Один  из них существенно отличается от остальных.

Ход исследования , инструкция Перед ребенком кладут таблицу, затем дают инструкцию: « Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета, три предмета сходны между собой.  Их можно назвать, одним словом. Четвертый предмет  к ним не подходит. Назови (или покажи его).

        Таким образом, мышление человека - сложный познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным отражением связи и отношений между объектами в окружающей действительности.

        Исходя из формы мыслительной деятельности, выделяют наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. К моменту поступления в школу у ребенка развиваются разные виды мышления: сформированы наглядно-действенное, наглядно-образное мышление и элементы словесно – логического. Человеческое мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания.

Литература: 

  1. Мышление и речь. Выготский Л.С.  Собр.соч.:в 6 т. М., 1982.-Т.2.-361 с.
  2. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в ПМК, С.Д. Забрамная, Москва «Просвещение» 1985г.
  3. Общая психология. В.Г. Крысько Москва-Санкт-Петербург «Питер» 2006 г.
  4. Общая психология. Р.С.Немов Москва-Санкт-Петербург «Питер» 2007г.
  5. Психология и педагогика. Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович  учебник М. «Проспект» 2010г.
  6. Специальная дошкольная педагогика Е.А. Стребеловой Москва «Академия» 2002г.
  7. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Н. Семаго, М. Семаго Санкт-Петербург «Речь» 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерные различия в особенностях мышления детей дошкольного возраста

В связи с изменениями, происходящими в системе дошкольного образования наиболее актуальным стал вопрос о гендерном подходе к воспитанию дошкольников....

Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста с помощью логико-математических игр

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления посредством дидактических логико-математических игр имеет важное...

Особенности развития мышления детей дошкольного возраста. Братья ли мы по разуму.

До сих пор в семьях бытует мнение о том, что ребенок - это такой маленький, несовершенный взрослый, который меньше знает и хуже понимает жизнь, что различия между ребенком и взрослым носят чисто колич...

Особенности мышления детей дошкольного возраста

Особенности мышления детей дошкольного возраста...

Семинар для педагогов "Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста"

Развитие логического мышления,функции логических игр.Практические советы  педагогам ....

Статья: "Особенности мышления детей дошкольного возраста"

Особенности мышления детей дошкольного возраста....

«Особенности мышления детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Мышление, как отмечалось выше, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. ...