"Особенности мышления детей дошкольного возраста"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья рекомендована воспитателям ДОУ, для ознакомления особенности мышления детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга.
Статья «Особенности мышления детей дошкольного возраста»
Воспитатель
Гаврилова Юлия Дмитриевна
Санкт-Петербург
2022 г.
Мышление - психически познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе… (И.П. Павлов) (Крысько 2006)
Мышление… ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва самые элементарные, стоящие в связи внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация – это есть момент рождения мысли… ( Крысько 2006)
Выделяют определенные операции мышления.
Анализ-это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез-это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение-это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Абстрагирование - это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного главного.
Обобщение-это объединение многих предметов или явлений, по какому то общему признаку.
Выделяют определенные виды мышления.
Наглядно-действенное – мышление, непосредственно включенное в деятельность.
Наглядно-образное - мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
Отвлеченное - мышление, совершающиеся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
Мышление является активным процессом познания действительности, так как человек может не только осознавать явления внешнего мира, но и моделировать, конструировать образ мира на основании своего понимания, своих установок и мотиваций. Не менее важную роль играет мыслительная деятельность людей в их стремлении познать самих себя, осмыслить свои потребности и желания, свои личностные качества и отношения с окружающими. (Марцинковская Григорович 2010)
Мышление - обобщенное и опосредственное отражение действительности в ее связях и отношениях. Благодаря мышлению человек не только познает предметы и явления, но и отражает различные связи и отношения, устанавливает сущность тех или иных явлений. Мышление всегда выступает как решение определенной задачи. Компоненты деятельности:
-постановка цели
-осознание условий
-создание гипотез
-выбор средств
-планирование
-ход решения
-итог результат оценка
-критическое отношение ( Немов 2007)
Виды мышления:
От рождения до пяти лет - наглядно-действенное.
С пяти до десяти лет - наглядно-образное.
С десяти - абстрактное мышление и доминирует слово (словесно-логическое)
Первая форма мышления, которая возникает у ребенка - наглядно-действенное мышление. Оно возникает в практической деятельности (в бытовой, предметно - игровой) и направлена на ее обслуживание. Наглядно-действенное мышление содержит в себе все основные компоненты мыслительной деятельности: при определении цели, анализ условий, выбор средств достижений.
Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого, начале второго года жизни. В дошкольном возрасте ребенок свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход в проблемной ситуации. Под проблемной ситуацией понимают такую ситуацию, в которой не действуют привычными способами, а преобразовывают свой прошлый опыт, находят новые пути его использовании. В наглядно-действенном мышлении проблемная ситуация разрешается с помощью использования вспомогательных средств или орудий. Например: ребенку нужно со стола достать конфетку, ситуация проблемная. Ребенок решает мыслительную задачу. В ней есть цель достать конфетку условия, которые препятствуют этому, т. е. высокий стол. Необходимо проанализировать условия, понять, что необходимо вспомогательное орудие и найти подходящее.
Для этого необходимо:
- Создать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления: формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения, знакомство детей с проблемными практическими ситуациями, формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение использованию предметов-заместителей.
- Формировать способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способы ее выполнения. Формировать метод проб, как основной метод решения наглядно-действенных задач.
На базе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное. Прежде всего, надо понимать, что в образном плане невозможно пробовать, а надо представить себе правильный ход решения. Для этого у ребенка должны быть сформированы точные и четкие образы-представления он должен представить себе цель, например, достать игрушку лежащую на столе: условия игрушка лежит высоко дотянуться рукой нельзя, и ребенок должен представить, как он берет большой стул, двигает его и достает игрушку, т.е. перемещение предмета в пространстве. Предпосылками к возникновению наглядно-образного мышления являются определенный уровень развития ориентировочно-исследовательской деятельности и определенный уровень включения речи в решение наглядно-действенных задач.
Прежде всего, педагоги и воспитатели выделяют последовательность событий, в быту обращая на это внимание детей. Они каждый раз подчеркивают, что надо делать сначала, что потом просят детей рассказывать о последовательности действий при одевании раздевании еде подготовке занятий. Но этого мало: педагог специально создает ситуации, в которых последовательность событий нарушается. Взрослые доводят до сознания детей последовательность событий, показывают, что при нарушении последовательности событие может вообще не произойти.
Очень важным направлением в формировании элементов логического мышления является поведение детей возможности осуществлять классификацию предметов. Без развития классификации невозможно формирование понятий. Поэтому оно служит необходимой предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления. Группировка объектов сначала проводится по образцу. Дети уже сталкивались с этим видом работы при формировании восприятия, где они группировали предметы по цвету, форме, величине, т.е. опираясь на их внешние признаки. При формировании мышления большую роль играет предметная классификация, например: посуда-одежда, мебель одежда и др. Ребенок должен мысленно выделить то общее, что объединяет предметы в одну группу - их назначение, функцию, которую они выполняют в жизни человека. После того как ребенок проделал эту мыслительную работу, сгруппировав предметы, полученные группы нужно обязательно назвать обобщающим словом. Очень важно при классификации одних и тех же предметов или картинок каждый раз класть новые образцы. Следующим заданием, направленным на развитие классификации, является группировка предметов или картинок без образца и без обобщающего слова. Это очень трудное задание , оно требует значительной самостоятельности мышления так как у ребенка нет ни какой опоры- ни образца, ни обобщающего слова. . ( Катаева Стребелева 1998)
В наше время существует огромное многообразие методик, ориентированных на выявление всех сфер человека.
Методика №1 «Исключение не подходящих к группе предметов и понятий».
Автор. С.Д. Забрамная .
Цель. С помощью этих таблиц выясняется способность устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемым изображением геометрических фигур (сравнивать предметы по цвету, величине, форме).
Оборудование. На таблице изображено по четыре геометрические фигуры. Одна из каждых четырех фигур чем-либо (цвет, величина, форма) отличается от трех остальных.
Ход исследования , инструкция. Ребенку показывают таблицу и задают вопрос: « Какая фигура не подходит?» В случае необходимости дается более подробная инструкция: « Посмотри на таблицу. На ней четыре фигуры. Три из них - одинаковые. Одна к ним не подходит. Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отличается от остальных».
Методика №2 «Исключение не подходящих к группе предметов и понятий».
Автор. С.Д. Забрамная .
Цель. С помощью этих таблиц исследуется способность выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые сообщения.
Оборудование. На каждой таблице изображено по четыре предмета. Один из них существенно отличается от остальных.
Ход исследования , инструкция Перед ребенком кладут таблицу, затем дают инструкцию: « Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета, три предмета сходны между собой. Их можно назвать, одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (или покажи его).
Таким образом, мышление человека - сложный познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным отражением связи и отношений между объектами в окружающей действительности.
Исходя из формы мыслительной деятельности, выделяют наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. К моменту поступления в школу у ребенка развиваются разные виды мышления: сформированы наглядно-действенное, наглядно-образное мышление и элементы словесно – логического. Человеческое мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания.
Литература:
- Мышление и речь. Выготский Л.С. Собр.соч.:в 6 т. М., 1982.-Т.2.-361 с.
- Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в ПМК, С.Д. Забрамная, Москва «Просвещение» 1985г.
- Общая психология. В.Г. Крысько Москва-Санкт-Петербург «Питер» 2006 г.
- Общая психология. Р.С.Немов Москва-Санкт-Петербург «Питер» 2007г.
- Психология и педагогика. Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович учебник М. «Проспект» 2010г.
- Специальная дошкольная педагогика Е.А. Стребеловой Москва «Академия» 2002г.
- Теория и практика оценки психического развития ребенка. Н. Семаго, М. Семаго Санкт-Петербург «Речь» 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерные различия в особенностях мышления детей дошкольного возраста
В связи с изменениями, происходящими в системе дошкольного образования наиболее актуальным стал вопрос о гендерном подходе к воспитанию дошкольников....

Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста с помощью логико-математических игр
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления посредством дидактических логико-математических игр имеет важное...

Особенности развития мышления детей дошкольного возраста. Братья ли мы по разуму.
До сих пор в семьях бытует мнение о том, что ребенок - это такой маленький, несовершенный взрослый, который меньше знает и хуже понимает жизнь, что различия между ребенком и взрослым носят чисто колич...

Семинар для педагогов "Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста"
Развитие логического мышления,функции логических игр.Практические советы педагогам ....

Статья: "Особенности мышления детей дошкольного возраста"
Особенности мышления детей дошкольного возраста....

«Особенности мышления детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Мышление, как отмечалось выше, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. ...