Статья: "Особенности мышления детей дошкольного возраста"
статья по теме
Особенности мышления детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nefedova_mariya_vladimirovna.docx | 14.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности мышления детей дошкольного возраста.
Ребенок не рождается с готовой способностью к мышлению. Его мышление в раннем и дошкольном детстве формируется благодаря общению со взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в разнообразных видах деятельности.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности.
Мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамидки, закрыть или открыть коробочку, влезть на стул, принести игрушку и т. д. Выполняя эти действия, ребенок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно - действенное. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи.
Следующий этап связан с овладением речи окружающих. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой. Первые детские обобщения носят генерализованный характер: ребенок одним и тем же словом обозначает несколько разнородных предметов, в которых он уловил какое-либо внешнее сходство. Так, полуторагодовалый мальчик словом «кис-кис» называл кошку, пушистого щенка и все меховые вещи. Признаки, на основе которых дети обобщают, это чаще всего цвет, звучание, форма и т. д., это признаки наиболее выделяющиеся, привлекающие непроизвольное внимание.
На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается у детей в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к трем годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.
Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задачи все большую роль играет слово. Однако до семилетнего возраста мышление детей остается конкретным.
Существенной особенностью мышления ребенка является то, что его первые обобщения связаны с действием. Другая характерная особенность детского мышления - его наглядность. Наглядность мышления проявляется в его конкретности. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми.
Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, дошкольник использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-действенную, наглядно-образную, словесно-логическую.
Речь как универсальная знаковая система играет особую роль в развитии абстрактного и логического мышления. Именно абстрактное и логическое мышление позволяет ребенку оторваться от воспринимаемого им конкретного предмета и выделить из него соответствующие, общие для целого ряда предметов признаки, а также установить причинно - следственную связь.
Мыслительная деятельность уже в дошкольном возрасте функционирует на основе системности. В ней представлены и при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста"
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста- одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего...
Статья "Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста"
В этой чстатье раскрываются особенности эмоционального мира ребенка дошкольного возраста...
Статья: "Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста".
Статья: "Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста".Дошкольное детство является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенк...
Статья: "Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Статья :Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста "
Статья "Особенности воспитания детей дошкольного возраста "...
Статья "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Для детей с речевыми нарушениями характерны следующие особенности развития:нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение.Кроме психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоци...
Статья: «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Статья на тему: «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»...