Основы формирования музыкальной культуры дошкольников.
статья (средняя группа)

Зиборова Елена Алексеевна

Формирование музыкальной культуры детей детских садов на музыкальных занятиях способствует развитию, способности чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Целью формирования музыкальной культуры детей является передача духовного опыта поколений, выраженного в музыкальной культуре в её наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе 15 положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Для достижения этого необходимы постоянные и систематические музыкальные занятия детей. Задача музыкального руководителя в ДОУ - приобщать детей к тому, чтобы они проникались эмоциональным содержанием музыки, переживали ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie.docx18.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основы формирования музыкальной культуры дошкольников

Формирование музыкальной культуры детей детских садов на музыкальных занятиях способствует развитию, способности чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Целью формирования музыкальной культуры детей является передача духовного опыта поколений, выраженного в музыкальной культуре в её наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе 15 положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Для достижения этого необходимы постоянные и систематические музыкальные занятия детей. Задача музыкального руководителя в ДОУ - приобщать детей к тому, чтобы они проникались эмоциональным содержанием музыки, переживали ее.

На музыкальных занятиях дети приучаются к определению ее характера, передаваемых чувств и настроения. Также необходимо, чтобы восприятие и исполнение детьми музыки было осознанным. Поэтому с первых занятий необходимо приучать детей слышать музыку и мыслить в ней:

 анализировать музыкальное произведение, используя форму дискуссии и диалога;

 сравнивать одно произведение с другим или две разных по музыке части в одном произведении;

 связывать выразительность отдельных музыкальных средств и выразительность музыкального образа в целом.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в мир музыки, необходимо формировать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной культуре. Поэтому надо воспитать у ребенка два важнейших компонента музыкальности - музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Без них невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности. Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений.

Детям прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания:

 умение выслушать произведение до конца;

 следить за его развитием;

 запоминать и узнавать его;

 различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

В процессе слушания музыки осуществляются задачи всестороннего развития ребенка, т.к. совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства. В ходе музыкальной работы взрослые формируют у детей приемы умственной деятельности, в данном случае -умение анализировать музыку в установленном порядке (по мере ознакомления со средствами выразительности):

 определение общего характера музыки, выражающееся в нахождении двух-трех определений;

 анализ средств выразительности в определенной последовательности: темп, динамика, регистр, мелодия, ритм, гармония (диссонанс-консонанс), инструменты, голоса.

В ходе прослушивания музыки важно прочувствовать смену настроения, которые выражены в музыке. После заострить внимание детей на наиболее выразительных средствах, с помощью которых эти переживания переданы. Хорошо воспринимают дети классическую танцевальную музыку, от танцевальных сюит И.- С. Баха до вальсов Ф. Шопена, Ф. Шуберта, балетной музыки П. Чайковского. Кроме музыкальных занятий для слушания музыки можно использовать и часы тихих игр, свободного рисования. При этом важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекая друг друга. Отличным средством для формирования эмоциональной отзывчивости к музыке является активная музыкальная деятельность самих детей и, прежде всего, пение. В состав музыкальных занятий в детсаду включаются следующие виды музыкальной деятельности, такие как хоровое пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, творческие музыкальные игры и т.д. Приучая детей к хоровому пению, музыкальный руководитель должен постоянно следить за тем, чтобы дети пели с мягкой атакой звука, тянули звук, а сила звучности была бы оптимальной для данного возраста - дети должны петь звучно, но мягко. Необходимо по возможности добиваться от всех чистого унисона. Вокально-хоровые упражнения повторяются из урока в урок с постепенным углублением требований к качеству певческого звука. В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к тому, что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности. Ритмическое воспитание является неотъемлемой частью музыкальной культуры в детском саду. Простую ритмичность можно передавать при выполнении таких движений, как хлопки в ладоши, одновременное топанье ногами, приседания, покачивания с ноги на ногу. В ходе процесса этим танцевальным движениям используются ритмические подговорочки и различные подпевания. Полезно проигрывать детям разную по характеру музыку, чтобы они, разучивая танцевальные движения, самостоятельно улавливали характер, ритм и темп, предлагаемого музыкального образца.

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о характере музыки и движений, о средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, акценты, регистр, паузы). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Значительное место в музыкальном воспитании занимает творческая игровая деятельность детей. Музыкальные игры носят обучающий и воспитывающий характер и могут иметь место в разных формах музыкальной работы с детьми, но чаще они связываются с импровизацией. Одной из привлекающих детей форм музыкальной работы является игра на детских музыкальных инструментах. Ударные инструменты (палочки, деревянные ложки, звоночки, треугольник) рекомендуются для ритмического сопровождения музыки. В игре на металлофонах, ксилофонах дети осваивают те же интонации, что и при пении попевок и песен. Одна из основных задач слушания музыки –это накопление музыкальных впечатлений. Дети получают художественное удовольствие от музыкальных занятий в детском саду. В то же время они приучаются разбираться в музыке, выделяя доступные средства музыкальной выразительности.

На музыкальных занятиях широко используется певческая импровизация. Импровизационное песенное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, воображение, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Формирование музыкальной культуры детей предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи. При этом осуществляется взаимосвязь пения, слушания, игры на ударных инструментах, движения под музыку, слушания и музыкальной импровизации; пения и импровизации. Каждое средство формирования музыкальной культуры оказывает влияние на другие, и все вместе они служат развитию музыкальных способностей. Слушание музыки воспитывает музыкальное восприятие ребенка, помогает ему различать музыкальные произведения.

Поскольку слушание предполагает узнавание музыкального произведения, оно способствует развитию у детей музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента. Пение, т.е. воспроизведение мелодии голосом, содействует активному развитию музыкально-слуховых представлений, развивает ладовое чувство (ощущение тоники, правильной настройки), и чувство ритма. Движение требует от ребенка главным образом согласованности действий с характером музыки, с ее темпом и ритмом, т. е. он одновременно с движением должен слушать музыку. То же самое происходит и в процессе игры детей на музыкальных инструментах. Таким образом, пение влияет на успешность движения. Все три основные средства музыкального воспитания действуют в одном направлении –на формирование музыкальной культуры ребенка. На музыкальных занятиях обязательно используются пение, движении и слушание, так как разнообразные формы деятельности способствуют лучшему усвоению программных умений и навыков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1.Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.- 352 с.

2. Берещенко О. И. Организация деятельности педагога в сфере музыкального воспитания в разновозрастной группе детского сада // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 256–260. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65122.htm.

5. Богомолова, О.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова – М., 2010.

6. БожовичЛ.И.Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж, 1997.

7. Бурдюкова, Е.В. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: практическое пособие / Е.В. Бурдюкова – М., 2008.

8. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада).

9.Выготский Л.С.Психология развития человека. М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему «Методологические основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет»

Краткая аннотация работы: в докладе представлена система организации в детском саду эффективного здоровьесберегающего пространства, основанного на инновационных методах оздоровления, инновационн...

педагогический опыт "Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников"

Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников.Актуальность и перспективность опыта.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспита...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 3- Инт...

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования детей дошкольного возраста"...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингвальное образование как основа формирования речевой культуры дошкольников»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми  подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов  ДОУ  по теме: «Полилингваль...

Слушание и восприятие музыки основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Слушание музыки, ее восприятие и анализ основной вид музыкальной деятельности, принадлежит ведущая роль в реализации познавательной коммуникативной функции....

Формирование музыкальной культуры дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности

Важнейшей задачей музыкального образования дошкольников является формирование у них  основ музыкальной культуры.Неоценимая роль и большие перспективы в деле приобщения детей к миру  духовнй ...