Программа дополнительного образования "Карусель" в средней группе
рабочая программа (средняя группа)
Настоящая программа описывает приобщение детей к истокам национальной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Карусель" в средней группе | 532.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАРУСЕЛЬ»
МДОУ ВМР «ЦРР-детский сад №17 «Ладушки» г. Вольска Саратовской области»
«Утверждаю»:
З Заведующий МДОУ ВМР «ЦРР-
Де детский сад №17 «Ладушки»
_____________________
Пр Приказ № от «26» августа 2022г.
Воспитатели:
Афанасьева Т.А. (высшая
квалификационная категория)
Фролова Т.Г. (высшая
квалификационная категория)
Вольск, 2022г.
№ | Содержание: | стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Актуальность программы | 3 |
3 | Цели, задачи. | 4 |
4 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | 4 |
5 | Планируемые результаты | 4 |
6 | Методы организации деятельности детей |
5 |
7 | Работа с родителями | 5 |
8 | Тематическое планирование | 6 - 10 |
9 | Список литературы | 11 |
Пояснительная записка
Настоящая программа описывает приобщение детей к истокам национальной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Актуальность программы
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цели, задачи.
Цели:
объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи, обогащение активного словаря с помощью произведений русского фольклора;
развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей у детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
Приобщать детей к культуре своей страны – устному народному творчеству, фольклору; увлечь народными сюжетами.
Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств(интонация, мимика, пантомимика).
Обогащать чувства детей, воображение и речь.
Поощрять желание вспоминать знакомые сказки, песенки ,потешки, загадки и т.д.
Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы:
В основу программы заложены следующие принципы:
- тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;
- интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей(развитие речи, ознокомление с природой, различные игры).
- активное включение детей;
- использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Планируемые результаты
- Проявляет познавательный интерес к народным песенкам, прибауткам, колыбельным песням, загадкам.
- Сопереживает, сочувствует героям русских народных сказок.
- Проявляет интерес к самостоятельному пересказу сказок.
- Участвует в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
- Владеет связной устной речью в общении со взрослыми и сверстниками.
- Проявляет интерес семейным фотографиям и беседе по ним.
- Проявляет интерес к праздникам народного календаря; использует новые слова в речи, опираясь на полученные знания.
- Проявляет познавательный интерес к защитникам земли Русской.
- Проявляет познавательный интерес к народным обрядам, обычаям, связанным со встречей весны; эмоционально откликается на загадки, потешки, попевки;
Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические; беседы с детьми; наблюдение за природой; слушание русских народных песен, сказок; инсценировки песен и малых фольклорных форм.
Работа с родителямии.
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
2. Привлечение к созданию библиотеки:
- приобретение книг
- изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме.
3. Выполнение домашнего задания с детьми:
- сочинение рассказов и сказок;
- изготовление масок для драматизации сказок.
4. Консультации «Народная мудрость гласит» (пословицы), «Сказки читаем – речь развиваем!», «Знакомьте детей с народным фольклором».
5. Создание презентаций: «Праздники народного календаря», «Знакомство детей с народным фольклором».
Сроки реализации работы кружка: 1 учебный год
Продолжительность: 1 раз в неделю 20 минут
Тематическое планирование:
Месяц год | Тема | Цели, задачи | Материал |
сентябрь | Знакомство детей с потешками «Котик», «Водичка», «Расти, коса, до пояса». | Знакомство с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки | Иллюстрации к потешкам |
«Заскочил козлик в огород…» | Уточнение представлений детей о загадках. Знакомство с народной песенкой. Отгадывание загадок об овощах. | Загадки об овощах, иллюстрации - отгадки | |
Прибаутки, потешки. Беседа на основе наглядного материала. Рус. народ. подвижная игра «Оладушки» с заучиванием текста. | Знакомство детей с прибаутками и потешками. Рассказ об использовании их в жизни. Заучивание текста игры. | Презентация | |
«Вся семья вместе, так и душа на месте» | Помочь детям понять смысл пословицы детям, что семья – это любовь, забота, согласие. Вызывать желание говорить о своей семье добрые слова, называть положительные качества членов семьи. Воспитывать желание помогать близким, делать что-либо полезное. | Семейные фото | |
октябрь октябрь | Игра-драматизация сказки «Репка». | Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать их словарный запас. | Шапочки к игре |
«Петушок – золотой гребешок» Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Дидактическая игра «Похвали петушка». | Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». | Иллюстрации к сказке | |
«У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. | Загадки о домашних животных, картинки-отгадки | |
Познакомить с народной сказкой «Как коза избушку построила» | Формировать эмоциональнообразное восприятие через слушание сказки; закрепить названия деревьев | Иллюстрации деревьев | |
ноябрь | «Край родной, навек любимый!» | Формирование интереса к культуре и традициям родного края, приобщать к истокам русской народной культуры; Воспитывать сплочение, коммуникабельность, гражданско-патриотические чувства к родному городу, желание сделать свой город лучше. Активизировать словарь малая Родина, герб, флаг. | Фото родного города, любимых мест |
Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой». | Приобщение детей к русскому фольклору | Атрибуты к сказке | |
Логоритмика «Неваляшка» | Развивать правильное речевое дыхание; | Игрушка-неваляшка | |
Русская народная подвижная игра «Рыбаки и рыбы». | Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбы». | Атрибуты к игре | |
декабрь декабрь | «Матрешки» | Использование русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки». | Аппликация из ткани «Русский сарафан». |
Знакомство детей со считалками и поговорками. Выучить наизусть считалочку «Сидел петух на лавочке..» | Рассказать о считалках, учить с детьми веселые считалки. Помочь запомнить поговорки русского народа. | Иллюстрации к считалкам | |
Здравствуй, зимушка – зима | Учить детей чувствовать красоту русской речи при слушании закличек, прибауток. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок. Продолжать развивать интерес к богатству русского языка. | Загадки, песенки, заклички о зиме с использованием иллюстраций, картинок | |
Сундучок Деда Мороза Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз не морозь мой нос. | Продолжать формировать представления детей о традициях Нового года. | Сундучок с картинками о празднике. | |
январь январь | Как Мороз в деревню ходил | Помочь детям почувствовать поэзию русской народной сказки «Как Мороз в деревню ходил». Напомнить о наступающем Рождестве и деревенских обычаях его празднования. | Презентация праздника Рождества |
Аппликация с элементами рисования и лепка по сказке «Колобок». | Учить передавать образ колобка силуэтным и пластическим способом. Развивать сюжетно-игровой замысел. Дополнять работу деталями. | Материал для практической работы | |
Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». | Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дед Мороз». | Текст и правила игры | |
Февраль февраль | «Привередница» | Поговорить о традиционном блюде русской кухни — каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. | Наглядный материал – крупы, из которых готовят кашу |
Заучивание потешек «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», | Вызвать желание запоминать и разучивать потешки | Иллюстрации к потешкам | |
Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки. | Развивать умение сооружать устойчивые постройки | Лыкова, с.82 Мелкий конструктор | |
«Родина - мать, умей за нее постоять!» | Прививать любовь к земле, родному дому, к живой природе. Воспитывать чувство патриотизма средствами устного народного творчества. Учить доброте, трудолюбию, умению прийти на помощь. Развивать речь детей | Презентация | |
март март | «При солнышке – тепло при матушке – добро». | Показать, значимый для ребенка образ мамы. Формировать нравственные эмоции детей. Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку – матери. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме. | Фото мам; пословицы и поговорки о маме. |
«Помоги нам, Петя, разбудить медведя» | Познакомить с новыми прибаутками, приговорками, часть из них обыграть. Отметить еще одну примету весны: медведь просыпается в берлоге. Повторить народную игру. Похвалить смелого петушка, всегда играющего положительную роль в народной сказке | Шапочки к игре | |
Знакомство со сказкой «Лиса и журавль». | Закреплять представления о правилах культурного поведения и необходимости их соблюдения. Формировать эмоциональнообразное восприятие через слушание сказки; | Иллюстрации к сказке | |
«Раз, два, три, четыре… восемь всех мы в сказку переносим» | Закреплять знания о разнообразии русских народных сказок. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них. Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. | Атрибуты, картинки к сказкам | |
апрель апрель | «Шутку шутить – людей насмешить…» | Дать понятие о дне шуток и розыгрышей «1 апреля – не кому не верь». Познакомить детей с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками. Продолжать прививать детям любовь к русской народной культуре. | Презентация смешных картинок |
«Половичку курочка венечком метёт» | Продолжать знакомить детей с произведениями русского народного творчества: потешками, песенками, загадками, народными играми. Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам. Воспитывать желание оказывать посильную помощь. | Иллюстрации | |
«Хочешь есть калачи — не лежи на печи» | Беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Учить понимать юмор народных прибауток и потешек.— учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками | Просмотр мультфильма « Пирожок» Чаепитие с пирожками | |
«Как у нашего соседа Весела была беседа» (Литературный досуг «Угадай сказку») | Выявить у детей знания русских сказок: узнавать героев сказок, выполнять творческие задания. Выражать образ мимикой, жестами, речевой интонацией. | Иллюстрации к русским народным сказкам | |
май | Образ Котика в малых фольклорных формах. Игра-хоровд «Кошки-мышки». | Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о Котике. Учить выразительно рассказывать потешки. | Иллюстрации с образом котика в народном фольклоре |
Заучивание считалочек о котике | Учить понимать образное содержание считалок. Способствовать запоминанию текста. | Тексты считалок | |
«Дождик вымочит, а солнышко высушит» Заучивание закличек о солнышке и дождике. | Знакомство с фольклором о природных явлениях. Развивать умение четко проговаривать слова. Расширять представления детей о природе, о природных явлениях. | Иллюстрации с природными явлениями | |
Итоговое мероприятие «Путешествие с матрешкой» | Способствовать выявлению у детей знаний произведений русского фольклора; развитию речевой и мысленной активность. | Матрёшка (девочка) в русском костюме |
Список литературы.
1. Тарланов З.К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик - с». Петрозаводск, 2001.
2. Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,1999 .
3. Новицкая М. «Фольклорная школа» Дошкольное воспитание, 1993. №9.
4. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995, №9.
5. Сергеева Д. «А как речь- то говорит, словно реченька журчит»: малый фольклор. Дошкольное воспитание, 1994, №9.
6. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору » Дошкольное воспитание, 2004.
7. Лопухина И.С. «Звуки, буквы и слова», « Дельта», 2000
8. Флерина Е.А. « Эстетическое воспитание дошкольников»М.,2004г.
9. Журналы « Дошкольное воспитание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Я – исследователь» (средняя группа)
Цель программы: создание условий для успешного освоения дошкольниками основ исследовательской деятельности. Задачи программы: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем спос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Дружные пальчики»
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский Истоки сп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ для средней группы составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2017-2018гг.
СОДЕРЖАНИЕ1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Средняя группа Срок реализации 2020-2021 учебный год
Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изображения....
Дополнительная парциальная образовательная программа "Терем-теремок" средняя группа (2020г.)
Создание данной программы по развитию связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» в средне группе 2019,2020 г.
Период дошкольного детства – наиболее интенсивный период развития, фундамент дальнейшего развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей сост...
Дополнительная программа для детей средней группы "Волшебная бумага"
Кружок "Волшебная бумага"...