педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
проект (старшая группа)

Русанова Светлана Анатольевна

Цель проекта– разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МКДОУ «Детский сад № 78 «Теремок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №78 «Теремок»

Педагогический проект

«Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»

Воспитатель: Русанова С.А.

Категория: 1 кв.категория

г. Новосибирск 2022

Паспорт проекта

Предмет и объект проекта

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.
Предмет проекта – финансовая грамотность.

Цель и задачи проекта

Цель проекта– разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МКДОУ «Детский сад № 78 «Теремок».
Задачи:
Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе;
Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий,
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Воспитательные задачи: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Сроки и этапы реализации проекта

Подготовительный

  • Методическая и организационная подготовка проекта: Срок реализации этапа – с 01.02. по 14.02.2022г.

Практический

  • Формирование элементов финансовой грамотности в ходе практической работы.
  • Непосредственное осуществление мероприятий проекта.
  • Срок реализации этапа – с 15.02. – 15.04.2022 г.

Заключительный

  • Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
  • Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ, среди широкой публики
  • Срок реализации этапа – с 16.04 по 30.04.2022 г.

Перечень основных мероприятий

- Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов»
- Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград»
- Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи»
- Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста»
- Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»
- Квест-игра для детей «Финансовая школа»
- Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье»
- Стендовые консультации для родителей
- Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей
- Выступление на методических семинарах
- Проведение открытого мероприятия
- Взаимопосещение занятий и мероприятий

Исполнители проекта и основных мероприятий

Комбинированные группы старшего возраста «Белочки» и «Зайчики» – основной исполнитель проекта.
Родители детей. Педагоги и администрация МКДОУ «Детский сад № 78 «Теремок»

Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта

Для детей:
- приобретение новые знаний социально-экономического характера,
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:
Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Целевая группа проекта

Дошкольники старшей группы, их родители, педагоги МКДОУ «Детский сад № 78 «Теремок»

Актуальность проекта

Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:

  • Именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
  • Стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.);
  • Это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.

Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.

В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

В практике МКДОУ «Детский сад № 78 «Теремок» вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.

Цели и задачи проекта

Образовательная область, интеграция ОО: Познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта – разработка в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МКДОУ «Детский сад № 78 «Теремок»

Задачи проекта:

  • Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
  • Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий.
  • Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
  • Воспитательные задачи: - воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.

Предмет проекта – финансовая грамотность.

Краткое описание этапов проекта

I этап - подготовительный

Методическая и организационная подготовка проекта:

  • Изучение теоретического материала, подбор методик, изучение практики финансового воспитания в ДОУ:
  • Составление плана работы;
  • Организация совместной работы с родителями.

Срок реализации этапа – с 01.02 по 14.02.2022 г.

II этап - практический

Непосредственная апробация методических приемов формирования финансовой грамотности в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Осуществление мероприятий проекта, в ходе которого происходит:

1) расширение знаний детей о содержании и истории основных экономических категорий, обогащение лексического запаса;

2) решение проблемных ситуаций, развитие умений аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

3) подведение дошкольников к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;

4) развитие внимания, логического мышления, связной речи;

5) формирование коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Оформление полученных результатов проекта в виде методических материалов.

Информирование о ходе проведения проекта.

Срок реализации этапа – с 15.02 по 14.04. 2022 г.

III этап - заключительный

Подведение итогов, диагностика уровня знаний, умений и навыков детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.

Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МКДОУ «Детский сад № 78 «Теремок»

Срок реализации этапа – с 15.04. по 30.04.2022г.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения проекта предполагается:

Для детей:

  • приобретение новые знаний социально-экономического характера,
  • приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
  • усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
  • Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
  • Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Аудитория проекта

  • Воспитанники старших комбинированных групп МКДОУ «Детский сад № 78 «Теремок»
  • Родители дошкольников.
  • Педагоги МКДОУ «Детский сад № 78 «Теремок»

Объем и содержание работ

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки реализации

Исполнители и соисполнители

Подготовительный этап

Работа с детьми
Диагностика уровня финансовых знаний и умений

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений

 1.02-14.02.2022

Воспитатели комбинированных групп старшего возраста «Белочки», «Зайчики»

Работа с родителями
Оценка уровня готовности родителей к совместной деятельности по развитию речи

Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми

 февраль 2022

Воспитатели комбинированных групп старшего возраста «Белочки», «Зайчики»

Работа с педагогами МБДОУ
Информирование педагогов о содержании и значении проекта

Выступление на методическом «Круглом столе»

февраль 2022 г.

Иванушкина Н.А.,
ст. воспитатель

Практический этап

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов»

март 2022

Воспитатели комбинированных групп старшего возраста «Белочки», «Зайчики»

Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград»

март 2022

Воспитатели комбинированных групп старшего возраста «Белочки», «Зайчики»

Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи»

март 2022

Воспитатели комбинированных групп старшего возраста «Белочки», «Зайчики»

Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

апрель 2022

Воспитатели комбинированных групп старшего возраста «Белочки», «Зайчики»

Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»

апрель 2022

Воспитатели комбинированных групп старшего возраста «Белочки», «Зайчики»

Квест-игра для детей «Финансовая школа»

апрель 2022

Воспитатели комбинированных групп старшего возраста «Белочки», «Зайчики»

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях
Совместные мероприятия с детьми

Методические рекомендации «Азы финансовой грамотности в семье»

 февраль 2022

 ст. воспитатель Иванушкина Н.А.

Стендовые консультации для родителей

В течение всего времени реализации проекта

Воспитатели комбинированных групп старшего возраста «Белочки», «Зайчики»

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей

Апрель 2022

Воспитатели комбинированных групп старшего возраста «Белочки», «Зайчики»

Работа с педагогами МКДОУ
Транслирование опыта работы по проекту
Обмен опытом

Публикация на образовательных площадках вебсайтов

Выступление на методических семинарах


Проведение открытого мероприятия


Взаимопосещение занятий и мероприятий

В течение всего времени реализации проекта

Администрация МКДОУ

Заключительный этап

Работа с детьми
Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов

Май 2022 г.

Воспитатели комбинированных групп старшего возраста «Белочки», «Зайчики»

ст. воспитатель Иванушкина Н.А.

Работа с родителями
Подведение итогов совместной работы

Собрание с родителями

Май 2022 г.

Воспитатели комбинированных групп старшего возраста «Белочки», «Зайчики»

Работа с педагогами МБДОУ
Представление результатов работы

Выступление на методическом совете, подготовка и представление доклада на конференцию

 Май 2022 г.

 ст. воспитатель Иванушкина Н.А.

Формы представления результатов

1. Выступление на заседаниях методического совета МДОУ.
2. Публикация результатов проекта.
3. Применение в практике педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
  2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  3. Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. №9. https://cyberleninka.ru/article/n/ aktualnost-problemy-povysheniya-
    ekonomicheskoy-gramotnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

    (дата обращения: 28.09.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направле...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....

Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Актуальный педагогический опыт: "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством дидактических игр"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять....