Развитие речи дошкольников посредством приобщения к литературному слову
статья

Шаклеина Светлана Евдокимовна

Аннотация.Актуальность данной темы определяется тем, что дошкольный возраст – это важнейший период становления и развития речи дошкольников, формирования у детей интереса к родному языку, познавательной активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_rechi.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников  к литературному слову

Шаклеина С.Е., Коновалова Е.С.,

(МБОУ «Калачёвская СОШ», Прокопьевский МО ,Россия)

Аннотация.Актуальность данной темы определяется тем, что дошкольный возраст – это важнейший период становления и развития речи дошкольников, формирования у детей интереса к родному языку, познавательной активности.

Ключевые слова: дошкольник, речь, словарь, восприятие

Introducing preschoolers to the literary

Shakleina S.E., Konovalova E.S., (MBOU "Kalachevskaya SOSH", Prokopyevsky MO, Russia)

Annotation.The relevance of this topic is determined by the fact that preschool age is the most important period of formation and development of preschool children's speech, the formation of children's interest in their native language, cognitive activity. 

Keywords: preschooler, speech, vocabulary, perception

После рождения каждый ребёнок начинает постепенно овладевать «родным языком», ведь он является средством и способом общения с окружающим миром.

Как средство общения, язык – это, прежде всего язык слов.

Исходной единицей языка является слово. Оно же является «фундаментом» для развития словаря ребенка. Целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая освоение словарного состава родного языка,- этим определяется работа по развитию словаря у детей.

Работы А.М. Бородич, А.И. Лаврентьевой, Е.И. Тихеевой, А.А. Смаги, Ю.С. Ляховской, А.П. Иваненко, Н.П. Савельевой, В.И. Яшиной, В.В. Гербовой,  Е.М. Струниной посвящены развитию словаря дошкольников. Авторы подчёркивают, что нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словосочетанием или словом.

 М.М. Алексеева описывает развитие словаря как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально – закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

Важное значение для развития речи дошкольников имеет активный и пассивный словарь. В первый входят слова, которые понимаются и употребляются говорящим, и во многом активный словарь определяет культуру и богатство речи. Когда говорящий понимает слова, но в своей речи не употребляет - это пассивный словарь. Он  шире активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Проанализировав задачи по развитию речи детей дошкольного возраста, выясняется, что одной из «специальных» задач является перевод слов из пассивного словаря в активный, т.е. введение в речь ребенка тех слов, которые запоминаются и воспринимаются в искаженном виде. Художественная литература на сегодняшний день является наиболее эффективной по формированию словаря детей, при этом   методика развития речи предлагает нам достаточное количество иных средств. Ребенок начинает знакомиться с художественной литературой с самого рождения через заклички, потешки, поговорки, пословицы, и всеми любимые русские народные сказки.

На современном рынке есть большое количество художественной литературы. Поэтому родители должны ответственно подойти к выбору художественной литературы, и соблюдать при ее выборе: возрастные особенности ребенка, жанр, стилистическое изложение языковых средств и иллюстрацию. Все это влияет на восприятие ребенком художественного произведения. В развитии восприятия художественного произведения О.И. Никифорова выделяет три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность.  Необходимо учитывать задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе в процессе обогащения словаря дошкольников посредством художественного слова.

На каждом возрастном этапе знакомство дошкольников с художественной литературой имеет свои особенности. Зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи - всё это характерно для детей младшего дошкольного возраста.

Некоторые изменения в понимании и осмыслении текста происходят в среднем дошкольном возрасте,  что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка.  Устанавливаются детьми простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оцениваются поступки персонажей. Реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать появляется на пятом году.

 Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Иногда они способны улавливать подтекст. На основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя возникает эмоциональное отношение к героям. В этом возрасте у детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Осознаются некоторые особенности формы произведения (рифма, ритм, устойчивые обороты в сказке), усложняется понимание литературного героя.

Можно использовать при ознакомлении дошкольников с художественной литературой такие приемы  формирования полноценного восприятия художественного произведения как:

  • рассматривание иллюстраций;
  • объяснение незнакомых слов
  • выразительное чтение;
  • беседа о прочитанном;
  • повторное чтение.

Дошкольники знакомятся с традициями нашей многонациональной страны во время слушания художественных произведений, изучают сложный мир человеческих отношений, природу и общество в целом. Художественная книга, по мнению Н. С. Карпинской, дает прекрасные образцы литературного языка. В стихах дети познают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в рассказах дети познают лаконизм и точность языка;  в сказках - меткость, выразительность.

Обучение в школе зависит от того, насколько у ребенка богат словарный запас. Мы как поколение, выросшее на «художественной литературе», а не на гаджетах должны сформировать у детей интерес и любовь к книгам, научить воспринимать и понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним.

Художественные произведения помогают решать все задачи методики развития речи, одной из которых является развитие словаря.

Литература

1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Москва: Академия, 2000.- 360 с.- Текст: непосредственный

2. Бородин, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. Москва: Просвещение, - 2013. - 225 с. - Текст: непосредственный

       3. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы. – Москва: 1972. – 152 с. - Текст: непосредственный

        4. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Ф.А. Сохина. Москва: Просвещение, 2015. - 223 с. - Текст: непосредственный

        5. Ушакова, О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. Москва: ЛИНГВА-Центр. - 2003. - 187 с.- Текст: непосредственный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...

Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству  на образовательной деятельности по речевому развитию....

Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству  на образовательной деятельности по речевому развитию....

ЗАНЯТИЕ «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики»....

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и театрализованной деятельности"

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевединеие, и эта тенден...