Формирование представлений о толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством рассказов на морально-этические темы
статья (старшая группа)
В статье раскрыты особенности толерантности в дошкольном возрасте и педагогические условия формирования ее представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством рассказов на морально-этические темы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством рассказов на морально-этические темы
Автор: воспитатель ГБДОУ детский сад № 33 Выборгского района г. Санкт-Петербурга Мунтяну Анастасия Валерьевна
Проблема формирования представлений о толерантности у детей дошкольного возраста считается одной из актуальных для современного общества на данный момент, так как толерантность – неотъемлемая черта личности человека, во многом определяющая его жизнь в социуме, богатом, как духовно, так и культурно.
Толерантностью в настоящее время принято считать терпимость к иным взглядам, нравам, привычкам, обычаям. Толерантность проявляется по отношению к различным народам, нациям, религиям и т.д [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС – ДО) предъявляет требование, согласно которому по окончанию дошкольного образования ребенок должен иметь установку положительного отношения к другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства, способности учитывать интересы других и разрешать конфликты [2].
Прописанные в ФГОС ДО целевые ориентиры, приведенные выше, формируются, начиная с сензитивного этапа, позволяющего наиболее эффективно развивать многие нравственные качества, в первую очередь – толерантность.
М.В. Телегин считает, что дети дошкольного возраста особо чувствительны к освоению социальных норм, сосредоточены на своем окружении, стремятся уяснить общепринятые правила, распространяющиеся на морально-нравственные, ценностные и мировоззренческие отношения [3].
Дошкольный возраст является первой ступенью в формировании толерантности, так как именно в нем закладываются основы правильного поведения в обществе, происходит принятия инакомыслия и всего разнообразия, окружающего человека в этом мире. В дошкольном возрасте ребенок учиться не только воспринимать информацию, но и анализировать ее, делить на «хорошее» и «плохое», давать обоснование своим суждениям. Очень важно вовремя и правильно направить ребенка, научить его взаимодействию, объяснить, что для общения не существует преград в виде социального статуса, физических недостатков, отличий физических, культурных, духовных и т.п. Поэтому там, где бессилен человеческий опыт, на помощь может прийти детская художественная литература.
Роль чтения художественной литературы в дошкольном возрасте объективно велика. Знакомясь с литературными произведениями, ребенок познает окружающий мир, природу; учится уважительно относиться к труду человека и давать адекватную оценку как взрослым людям или сверстникам, так и себе. Как известно, художественное слово способно затрагивать не только сознание, но и чувства. Диапазон эмоций, который оно может вызывать у ребенка, велик: окрыление; желание быть лучше, чем есть; сопереживание; сострадание и т.д.
Художественная литература – это одна из основ, формирующих человека как нравственно-здоровую личность. Она не только воздействует на чувства и разум, а также развивает эмоциональность. Б.М. Теплов, обращаясь к искусству в целом, утверждает, что оно захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю; развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение [4].
Художественная литература – это не только способ отвлечь ребенка, это еще и отличное подспорье родителям и воспитателям там, где порой их собственного жизненного опыта бывает недостаточно. Литература сильна там, где имеют место пробелы в знаниях о поведении в той или иной ситуации; о разнообразии жизни других людей в нашем огромном мире можно использовать вспомогательные, целесообразные для данного возраста, средства.
Множество жанров литературы существует на данный момент, и каждый из них в той или иной степени носит воспитательный характер, но именно рассказы на морально-этические темы являются одними из наиболее рациональными для использования в рамках воспитания нравственности и толерантности, так как их лаконичность и приближенность к реалиям в большей степени соответствуют опыту детей.
Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцева отмечают, что к старшему дошкольному возрасту происходит закономерное усложнение художественной литературы, и рассказы приобретают нравственный контекст [5]. Опираясь на этот факт, можно назвать старший дошкольный возраст оптимальным для использования рассказов на морально-этические темы как средства формирования представлений о толерантности, так как здоровое нравственное воспитание – это основа для толерантной личности.
Рассказ является одним из видов художественной литературы. В настоящее время рассказ принято считать малой литературной формой, для которой характерны небольшой размер с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий [6].
Рассказ – это меньшая по объему форма художественной прозы нежели роман или повесть. В рассказе внимание сосредоточено на одном герое в одной определенной ситуации в определенный момент [7].
И.П. Подласый характеризует рассказ на морально-этическую тему как яркое эмоциональное изложение фактов и событий, имеющих конкретное содержание, и выделяет несколько функций рассказов на морально-этические темы: источник знаний и обогащения нравственного опыта личности; положительный пример воспитания [8]. Также И.П. Подласый выделяет условия, с которыми использование рассказов на морально-этические темы покажет наибольшую эффективность:
- Актуальность для социального опыта детей, краткость, эмоциональность, художественность, соответствие переживания детей;
- Сопроводительные иллюстрации – произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев;
- Соответствующая обстановка для восприятия рассказа. (В арсенале профессионального воспитателя наготове всегда должны быть тематические рассказы, те рассказы, которые будут актуальны для детей.);
- Профессиональное исполнение/чтение;
- Обязательное сопереживание слушателей/чтецов. (Необходимо, чтобы впечатления от рассказа сохранялись как можно дольше. Поэтому нежелательно после прочитывания переключаться на абсолютно противоположную деятельность – например, спортивное соревнование) [8].
Становясь образцом ситуативного поведения, рассказ на морально-этическую тему учит ребенка не делать поспешных выводов о том или ном человеке, который имеет заметные отличия (как физические, так и духовные); прислушиваться к мнению других, каким бы отличным оно ни было; быть приветливым и отзывчивым по собственной воле, а не по навязанному кем-либо стереотипу.
Использование рассказов на морально-этические темы оправдывает себя по причине лаконичного, но, тем не менее, глубокого эмоционального посыла, который положительно сказывается на детском восприятии действительности. Именно поэтому их употребление можно считать целесообразным и использовать их в учебно-воспитательном процессе ДОУ, начиная со старшего дошкольного возраста (5–6 лет).
Таким образом, мы выяснили, что формирование представлений о толерантности у детей дошкольного возраста напрямую связано с сензитивным этапом развития; охарактеризовали рассказы на морально-этические темы; выявили их целесообразность именно для детей старшего дошкольного возраста и определили, что для успешного использования должны быть реализованы следующие условия: актуальность для социального опыта детей; сопроводительный материал (иллюстрации, репродукции и др.); соответствующая обстановка для восприятия рассказов; профессиональное исполнение/чтение; обязательное сопереживание слушателей/чтецов. В целом, можно сделать вывод, о том, что рассказы на морально-этические темы рациональны для использования и справедливо могут считаться средством формирования представлений о толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Ссылки на источники:
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.Б. Васильева. − изд. 2-е. Москва: Инфра-М, 2011. – 576 с.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2013. – С. 28.
- Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / М.В. Телегин. Москва: МГППУ, 2006. − 272 с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. − 2000. − № 6. − С. 96.
- Бабаева Т.И. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – С. 109.
- Давлетшина А.А. Авторские рассказы как средство воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференция. 10-15 декабря 2017 года / под ред. канд. психол. наук Н.В. Кулагиной. Соликамск: ГБПОУ ССПК им. А.П. Раменского, 2017. – С. 88.
- Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Н.Д.Тамарченко [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/hr/hr32.html
- Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений / И.П. Подласый. Москва: Владос, 2002. – С. 60-61.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»...
«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр»
Термин толерантность (от латинского) это терпение. Терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно-принятой цели...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"
В статье раскрываются теоретические и прикладные аспекты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, рассматривается ее сущность и развивающий потенциал, дается характеристика экспериме...
Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы
Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы...
Практическое обоснование проблемы формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Констатирующий эксперимент. Диагностика базового уровня представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста...
самообразование «Формирование основ гражданственности и толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством социокультурных ценностей»
laquo;Формирование основ гражданственности и толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством социокультурных ценностей»...
Формирование первичных представлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания
формирование первичных представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....