Совместная партнёрская деятельность взрослого и ребёнка в игре.
статья
Совместная партнёрская деятельность в игре отличается наличием равноправной позиции взрослого, возможностью свободного размещения, перемещения и общения детей в пространстве группы. Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная партнёрская деятельность взрослого и ребёнка в игре.
Ведерникова Е.Л.,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 369 г. Челябинска»
Изменение роли образования и качества педагогического общения в процессе становления личности ребёнка возможно в виде совместного партнёрства, которое возникает в процессе любой деятельности и личностного контакта воспитателя и воспитанника.
Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
В данном взаимодействии решались задачи:
- развитие общих познавательных способностей;
- активизация инициативности детей во всех сферах игровой деятельности;
- формирование способности к планированию собственной игровой деятельности и на достижение результата в игре.
Совместная партнёрская деятельность в игре отличается наличием равноправной позиции взрослого, возможностью свободного размещения, перемещения и общения детей в пространстве группы. Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Характерными особенностями совместной партнёрской деятельности в игре являются:
- контакт между её участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
- понимание всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.
При организации любой деятельности создаётся алгоритм – последовательность шагов, способов принятия и удержания цели деятельности, которую предстоит совершить.
Алгоритм организации совместной игровой деятельности:
I этап - Целеполагание и мотивация детей на деятельность.
(Задача этапа – обучение детей умению понимать цель, которую нужно достичь)
II этап - Составляется план совместных действий. (задачи данного этапа - обучение детей планированию и формирование навыков взаимодействия).
III этап - Организация деятельности. (Задача этапа - осуществляется обучение ребёнка действиям контроля и самоконтроля.
IV этап - Презентация. (Задача этапа – умение видеть результат).
Для успешного развития партнёрской игровой деятельности необходимо создать базу игрового опыта детей через обучающие игры (дидактические, настольные, игры с правилами и предметами, сюжетно-ролевые, строительные, режиссерские и т.д.).
Для обогащения игрового опыта использовались приёмы и методы, которые подбирались адекватно возрасту детей, ориентируясь на зону ближайшего развития:
- «старые»: игра, беседа, наблюдение, рассматривание, рассказывание, чтение, дежурство, экскурсия;
- «новые»: экспериментирование, коллекционирование, реализация проектов, мастерская, моделирование и т.д.
Партнёрская позиция педагога на этапе получения игрового партнёрского опыта детьми:
- педагог вместе с детьми сомневается, размышляет, советуется с остальными участниками игры при этом ведущая роль у педагога;
- для подлинности обучающей игры детей вводят в мнимую ситуацию, где создают игровые проблемы, где в сотрудничестве со взрослым успешно их решают проигрывая;
- при разрешении проблемных ситуаций педагог помогает советом, использует наводящие вопросы, но не играет за ребенка.
Что значит быть партнёром детей по Коротковой Н.А. :
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе.).
Активизирующие общение педагога с детьми в игровой деятельности, в качестве партнёра, строится на следующих позициях:
- педагог выстраивает диалог с детьми, считаясь с их мнением, предоставляя свободу игрового самовыражения;
- активизирующее общение должно быть своевременно, когда дети испытывают затруднительную в игровой позиции ситуацию или проявляют разногласия по вопросам развития сюжета;
- педагогу необходимо демонстрировать уважительное отношение к играм, восхищаться фантазией играющих детей;
- педагог, общаясь во время игры с детьми, демонстрирует доброжелательность, внимательность, творчество и артистизм;
- общение должно проходить тактично, деликатно, непринужденно, не разрушая детского замысла.
Т.о. Партнерская позиция воспитателя во время игровых взаимоотношений предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного.
Психолого-педагогические условия по Коротковой Н. А. как нельзя лучше определяют позицию педагогического партнёрства с воспитанниками в игре:
- стиль поведения взрослого: от авторитарного к непринужденно – доверительному общению;
- рабочее пространство, на котором разворачивается игровая деятельность: от отдельного места за «воспитательским» столом к месту общего пространства - рядом с детьми;
- отношение взрослого к выполнению игровых действий: от общего руководства к участию в выполнении определенной части игры.
Существенной особенностью совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в игре является открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников.
В тоже время партнерская деятельность взрослого с детьми открывает возможности для проектирования игры в соответствии с интересами детей.
Основываясь на игровых интересах детей, предлагались виды деятельности, которые стимулировали познавательную деятельность ребёнка.
Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, стимулировалось интеллектуальное развитие ребенка.
В организации совместной партнёрской деятельности в игре непосредственным стимулом для дошкольника является мотивация, без которой ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым игровую ситуацию.
В свою очередь необходимо соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения игровых целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы детей группы.
Можно выделить несколько игровых подходов к мотивации детей, характерных для дошкольного возраста:
1. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребёнка, например, папа и мама нарядили ёлку дома, а мы нарядим в группе. Или «Мама у Маши работает врачом, сегодня и ты побудешь врачом».
2. Игровые мотивы, например, игра-путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребёнка, то к чему он будет стремиться.
3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми: «Я хочу поиграть в лото, но одной не интересно, кто мне составит компанию?» или «
4. Мотивы самолюбия и самоутверждения: «Молодец, у тебя хорошо получилась роль врача, помоги теперь Кате».
5. Познавательные и соревновательные мотивы: «Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам?» (Например, дид. игра «Когда это бывает?», «Одень куклу на прогулку», «приготовь обед» и т.д.)
6. Стремление выиграть, быть первым. Здесь характерны такие задания, как: «Кто быстрее всех… Кто догадается? Кто сделает раньше? » и т. д.
7. Нравственные мотивы: «В группе мало цветов, но есть отростки, что вы предложите с ними сделать?» игра «Садовод»
8. Среди нравственных мотивов всё большее место в старшем дошкольном возрасте начинают занимать общественные мотивы: показ спектакля малышам.
Совместная партнёрская деятельность в игре подразумевает и то, что между взрослыми и детьми должно быть взаимное уважение, которое является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада.
Исходя из личного опыта, было подмечено, что при организации игровой деятельности в форме партнерской меняется и положение детей.
1. Дети могли сами решать, участвовать или нет в общей игре.
У ребенка появлялась возможность выбора – участвовать в этой игре или организовать другую. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
2. Вырабатывался порядок и организация совместной игры: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу игры и перемещение по мере необходимости. По ходу игры дети могли обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, получить необходимую помощь, совет и т.п.
3. Дети могли играть в разном темпе. Объём выполнения игровых действий ребенок мог определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведёт начатую игру до конца. В том случае, если дети не закончили игровые действия, они могли продолжить их в последующие дни (сюжетные, строительные игры).
4. Партнёрская позиция взрослого способствует развитию у детей активности, самостоятельности, умению развивать свои способности, проявлять любознательность, развивать ассоциативное мышление, умению принимать решения, усваивать новую информацию и новые способы действия в игре, не опасаясь совершить ошибку.
Все эти моменты порождают стремление к достижениям, что, безусловно, благоприятствует эмоциональному комфорту и работу под девизом: «Мы включены в деятельность, связаны желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
Таким образом, возникновение новых тенденций в образовании приводит к переосмыслению роли педагога, который становится в большей степени «партнёром», «наставником» в игре, чем непосредственным руководителем и источником информации.
Это не секрет, что наша профессия ассоциируется со многими определениями - транслятор знаний, и товарищ по игре, артист, волшебник и вторая мама. Но есть ещё одно определение нашей профессии – мы – повара-кулинары.
В нашей не большой «пекарне» под названием «Солнышко» создаются рецепты разных «блюд». Были «блюда», которые не всем пришлись по вкусу. Были такие «блюда», которые пробовали с осторожностью, а были и такие «блюда», которые уплетали за обе щёки.
Вот рецептом одного из таких «блюд» под названием «Партнёры и К.» мне хотелось бы поделиться.
Основные ингредиенты (составляющие) моего «блюда» «Партнёры и К.» - методы и приёмы для обогащения игрового опыта детей: беседа, наблюдение, рассматривание, реализация проектов, мастерская, экспериментирование, моделирование ситуаций, экскурсии.
Смешиваются ингредиенты в разных пропорциях, исходя из прямого контакта с детьми, материалами и реальным жизненным опытом, зоной ближайшего развития ребёнка.
Рецепт приготовления «блюда»:
- Берём стиль поведения взрослого и меняем его: от авторитарного и назидательного к непринужденно – доверительному стилю поведения.
- Добавляем расширение границ совместной деятельности - работа проектируется и выстраивается в соответствии с интересами детей в разных видах совместной деятельности и пространстве группы.
- Вмешиваем смену роли педагога от руководителя к участнику в совместной деятельности.
- Связывающим компонентом «блюда» «Партнёры и К.» - является мотивация:
1. Игровые мотивы, например, игра-путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребёнка, то к чему он будет стремиться.
2. Познавательные и соревновательные мотивы: «Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам?»
3. Нравственные мотивы: «В группе мало цветов, но есть отростки, что вы предложите с ними сделать?»
4. Общественные мотивы: «Зимой птицам холодно и голодно, как мы можем им помочь?»
5. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребёнка, например, папа и мама нарядили ёлку дома, а мы нарядим в группе.
6. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми: «Я не могу решить задачку, кто мне поможет?»
7. Мотивы самолюбия и самоутверждения: «Молодец, у тебя хорошо получилось, помоги теперь соседу сделать его задание».
И еси всё правильно добавить, перемешать все ингредиенты и выдержать необходимое время, то получится качественное «блюдо» «Партнёры и К.», со следующими характеристиками:
1. У ребенка появлялась возможность выбора – участвовать в этой игре или организовать другую. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием
2. Выработается порядок и организация совместной игры: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу игры и перемещение по мере необходимости. По ходу игры дети могли обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, получить необходимую помощь, совет и т.п. – не мешая другим.
3. Дети могли играть в разном темпе. Объём выполнения игровых действий ребенок мог определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведёт начатую игру до конца. В том случае, если дети не закончили игровые действия, они могли продолжить их в последующие дни (сюжетные, строительные игры).
4. Партнёрская позиция взрослого способствует развитию у детей активности, самостоятельности, умению развивать свои способности, проявлять любознательность, развивать ассоциативное мышление, умению принимать решения, усваивать новую информацию и новые способы действия в игре, не опасаясь совершить ошибку.
Если это «блюдо» приготовить и попробовать его, то оно придётся по вкусу педагогу – гурману.
Вот таков рецепт моего «блюда» под названием «Партнёры и К.».
Задание.
Тема: Применение алгоритма при планировании (проектировании) совместной партнёрской игровой деятельности
Целеполагание и мотивация детей на деятельность | |
Составляется план совместных действий | |
Организация деятельности | |
Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога. Говоря о партнёрской позиции педагога, подразумевается...

Совместная партнёрская деятельность взрослых и детей дошкольного возраста.
Данная статья раскрывает опыт работы ДОУ и семьи, опираясь на теоретические основы взаимодействия этих социальных институтов. Создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ...

Учебно – методическая разработка «Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Час удивительных открытий»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует форм...

Учебно – методическая разработка «Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Час удивительных открытий»
Целью данной работы является поддержка и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям....
Особенности совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности
При реализации Программы в продуктивных видах деятельности перед воспитателями и родителями стоит задача развития у детей творческой инициативы, которая проявляется в способности детей преобразовывать...
Методическая разработка для педсовета на тему: «Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми. Задачи: - обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской деятельности с д...