Сказки - пересказки
статья
Предварительный просмотр:
Сказка за сказкой.
Обучение дошкольников пересказу.
Сегодня, когда по иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто ее решает – а это, в первую очередь, педагоги общеобразовательных учреждений, - непоколебимой остается идея приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное произведение позволяет ребенку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно – эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду.
Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.
В дошкольной педагогике изучению роли народной сказки в воспитании детей, развитию их творчества посвящено немало работ педагогов – исследователей: Е.И.Тихеевой, З.А.Гриценко, Л.Б. Фесюковой и других. Они показали, как сказки и рассказы помогают обогащать ребенка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям.
Сказка служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сказки природоведческого содержания играют важную роль в познании детьми природы: образа жизни и условий существования животных, растений, особенностей природных явлений и зависимостей в природе.
Сказка – произведение народного творчества, содержащее рассказ о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. Много сказок о природе для детей написаны учеными – биологами, например Н.М. Павловой ( «Желтый. Белый и лиловый» и др.), либо авторами с глубоким знанием природы, такими как В,Бианки ( «Как муравьишко домой спешил», «Чей нос лучше» и др.), Т.А.Куликовская («Три желудя», «Как медведь был царем леса» и др.).Увлекательные и в то же время простые художественые произведения в форме сказок созданы Н,Сладковым («Лесная книга сказок», «Воробьишкина весна» и др.)
Научно – популярные, познавательные, художественные экологические сказки создают основу для получения новых знаний. Воспитывают любовь к природе. Они вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра. Вызывают общий интерес к книге.
Как показал анализ психолого – педагогических трудов таких авторов, как Д.Б.Эльконин, А.К.Запорожец, В.Б.Одухова и других, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы. У детей старшего дошкольного возраста высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. Ребенок приобретает способность понимать текст, глубже проникать в переживания, чувства, мысли. Появляется необходимость знакомить детей с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений природоведческого содержания: сказкой, рассказом, малыми фольклорными формами.
Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависят и успехи обучения в школе, общение со сверстниками и взрослыми. Не секрет, что хороший рассказчик является душой любой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно пересказать содержание книг или кинофильмов. Этому умению нужно обучать с детства.
Обучению пересказу, с одной стороны, приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащают словарный запас и закрепляют произношение трудных звуков русского языка.
Сказки – отличный материал для пересказывания. Их тексты доступны детям. В них присутствуют знакомые персонажи, наделенные выраженными чертами характера. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствует легкому запоминанию и точному воспроизведению текста. Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребенка к занятиям. Сказки учат детей доброте, смелости, радушию, взаимовыручке, смекалке, скромности, умению сопереживать и сочувствовать героям.
После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки желательно объяснить ребенку значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера персонажей, можно выполнить легкие задания по формированию лексико – грамматических компонентов русского языка.
Далее ребенку предлагается ответить на серию вопросов. Они составлены в соответствии с последовательностью сюжета сказки и способствуют быстрому запоминанию и более точной передаче текста.
Есть вопросы прямые, начинающиеся со слов «кто», «что», «кому», «когда» и др., помогающие ребенку полнее использовать словарь и синтаксис текста. И есть вопросы логические ,начинающиеся со слов «зачем», «почему», «для чего», «как», помогающие установить причинно – следственные связи в тексте сказки. Поощрите ребенка за полные, близкие к тексту ответы на вопросы, выразительные интонации в передаче повествования и реплик героев.
После этого нужно еще раз прочитать сказку и предложить ребенку пересказать ее. Если ребенок затрудняется, можно подсказывать начало предложений, задавать наводящие вопросы. Если ребенку очень трудно пересказать текст, взрослый сам пересказывает произведение, а ребенок договаривает предложения. Главное, чтобы ребенку нравилось это занятие, чтобы оно не вызывало у него отрицательных эмоций. Хвалите и подбадривайте ребенка, тактично исправляйте ошибки.
Очень интересно пересказывать сказку по цепочке: один начинает, другой продолжает и т. д. Можно предложить ребенку придумать продолжение сказки или сочинить сказку по аналогии.
С группой детей можно инсценировать сказки. Для этого требуется совсем несложное оформление. А сколько радости доставит спектакль детям! В нем смогут принять участие как активные, так и застенчивые ребятишки. Можно сыграть длинную роль. А можно сказать всего одно предложение или исполнить немую роль. Главное – это участие.
Обучающая ситуация.
Три желудя.
С дуба упали три желудя. Первый желудь заметил Кабан и сразу съел его. Второй желудь нашла Белка и спрятала его в дупле. А третий желудь отыскала Сойка и закопала его.
Весной третий желудь пророс, и в лесу появился новый дубок. Он был очень рад, что Сойка забыла про свой желудь.
Словарная работа
1.Вспомнить, какие плоды растут на дубе, рябине. Елке, яблоне.
2. Объяснить значение слов:
дупло – отверстие, дыра в стволе дерева;
дубок – маленький дуб.
3.Подобрать слова, похожие по смыслу:
нашел – отыскал, обнаружил, заметил, увидел, приметил, углядел, усмотрел.
Вопросы:
1.Откуда упали три желудя?
2.Кто заметил первый желудь? Что Кабан с ним сделал?
3. Кто нашел второй желудь? Что Белка с ним сделала?
4.Кто обнаружил третий желудь? Что Сойка с ним сделала?
5.Почему в лесу появился третий дубок?
6.Почему дубок был рад, что Сойка забыла про свой желудь?
Примерный план занятия – инсценировки
Воспитатель приносит детям корзину с желудями и просит отгадать, что лежит в корзине. Воспитатель декламирует:
У меня плоды в корзинке,
Очень гладенькие спинки.
На дубах все лето зрели,
Шляпки круглые надели.
Воспитатель раздает детям по одному желудю и предлагает сказать, какой у них желудь (гладкий, коричневый, блестящий, толстый, твердый, упругий, спелый…). Дети складывают желуди в корзинку.
Воспитатель спрашивает, на каком дереве растут желуди. Далее проводится игра «С какого дерева детки». Воспитатель бросает мяч ребенку и называет дерево, ребенок возвращает мяч и называет плод, который растет на этом дереве (яблоня – яблоко, ель – шишка, дуб – желудь, пальма – кокос).
Воспитатель выясняет с детьми, какие животные едят желуди, показывает картинки.
Проводится игра «Вот Алешка в лес пошел». Желуди рассыпаются по полу. Выходит один ребенок и «ищет» желудь.
Дети проговаривают стишок:
Вот Алеша в лес пошел,
Желудь спелый он нашел.
По – другому как сказать?
Ну, попробуй угадать.
Дети подбирают синонимы к глаголу «нашел» (отыскал, обнаружил, заметил, увидел, приметил, углядел, усмотрел).
Проводится игра «Сколько желудей упало с дерева». Воспитатель говорит стишок:
С дуба желуди упали,
Мы их быстро сосчитали.
Воспитатель раскладывает в ряд несколько желудей. Дети считают желуди. Например: первый желудь, второй желудь, третий желудь, четвертый желудь – с дуба упали четыре желудя.
Воспитатель читает сказку и задает детям вопросы. Дети отвечают на вопросы полными ответами. Воспитатель еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли Ведущего, Кабана, Белки, Сойки и Дубка (можно надеть маски или прикрепить картинки).
Инсценировка
Ведущий. С дуба упали три желудя (бросает на пол три желудя.
Кабан. Первый желудь заметил Кабан и сразу съел его (подбегает к первому желудю и показывает, как Кабан «жует» желудь.)
Белка. Второй желудь нашла Белка и спрятала его в дупле (подскакивает ко второму желудю и «прячет» его в «дупло».)
Сойка. А третий желудь отыскала Сойка и закопала его ( « подлетает « к желудю и «закапывает» его).
Дубок. Весной третий желудь пророс, и в лесу появился новый дубок. Он был очень рад, что Сойка забыла про свой желудь (присаживается, поднимает желудь, «вырастает» - поднимает руки вверх).
Инсценировку можно повторить 2 – 3 раза с разными участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Обучение дошкольников пересказу. Сказки – пересказки
Огромное значение в жизни ребенка имеет умение пересказывать художественный текст. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является д...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Презентация Осенние сказки для пересказки "Яблоко" В.Г. Сутеева
Презентация: Осенние сказки для пересказки "Яблоко" В.Г. Сутеева...
Сказки - пересказки
Обучение дошкольников пересказу....
Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку
Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...