Сказки - пересказки
статья (старшая группа)

Оленчук Галина Борисовна

Обучение дошкольников пересказу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_za_skazkoy.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Сказка за сказкой.

Обучение дошкольников пересказу.

Сегодня, когда по иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто ее решает – а это, в первую очередь,  педагоги общеобразовательных  учреждений, - непоколебимой остается идея приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное произведение позволяет ребенку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.

Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно – эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых,  неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду.

Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.

В дошкольной педагогике изучению роли народной сказки в воспитании детей, развитию их творчества посвящено немало работ педагогов – исследователей: Е.И.Тихеевой, З.А.Гриценко, Л.Б. Фесюковой и других. Они показали, как сказки и рассказы помогают обогащать ребенка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям.

Сказка служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сказки природоведческого содержания играют важную роль в познании детьми природы: образа жизни и условий существования животных, растений, особенностей природных явлений и зависимостей в природе.

Сказка – произведение народного творчества, содержащее рассказ о вымышленных  лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. Много сказок о природе для детей написаны учеными – биологами, например Н.М. Павловой ( «Желтый. Белый и лиловый» и др.), либо авторами с глубоким знанием природы, такими как В,Бианки ( «Как муравьишко домой спешил», «Чей нос лучше» и др.), Т.А.Куликовская («Три желудя», «Как медведь был царем леса» и др.).Увлекательные и в то же время простые художественые произведения в форме сказок созданы Н,Сладковым («Лесная книга сказок», «Воробьишкина весна» и др.)

Научно – популярные, познавательные, художественные экологические сказки создают основу для получения новых знаний. Воспитывают любовь к природе. Они вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра. Вызывают общий интерес к книге.

Как показал анализ психолого – педагогических трудов таких авторов, как Д.Б.Эльконин,  А.К.Запорожец, В.Б.Одухова и других, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы. У детей старшего дошкольного возраста высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. Ребенок приобретает способность понимать текст, глубже проникать в переживания, чувства, мысли. Появляется необходимость знакомить детей с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений природоведческого содержания: сказкой, рассказом, малыми фольклорными формами.

Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависят и успехи обучения в школе, общение со сверстниками и взрослыми. Не секрет, что хороший рассказчик является душой любой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно пересказать содержание книг или кинофильмов. Этому умению нужно обучать с детства.

Обучению пересказу, с одной стороны, приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения. Занятия по пересказу  формируют навыки грамматически правильной речи, обогащают  словарный запас и закрепляют произношение трудных звуков русского языка.

Сказки – отличный материал для пересказывания.  Их тексты доступны детям.  В них присутствуют знакомые персонажи, наделенные выраженными чертами характера. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствует легкому запоминанию и точному воспроизведению текста. Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребенка к занятиям. Сказки учат детей доброте,  смелости, радушию, взаимовыручке, смекалке, скромности, умению сопереживать и сочувствовать героям.

После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки желательно объяснить ребенку значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера персонажей, можно выполнить легкие задания по формированию лексико – грамматических компонентов  русского языка.

Далее ребенку предлагается ответить на серию вопросов. Они составлены в соответствии с последовательностью сюжета сказки и способствуют быстрому запоминанию и более точной передаче текста.

Есть вопросы прямые, начинающиеся со слов «кто», «что», «кому», «когда» и др., помогающие ребенку полнее использовать словарь и синтаксис текста. И есть вопросы логические  ,начинающиеся со слов «зачем», «почему», «для чего», «как», помогающие установить причинно – следственные связи в тексте сказки. Поощрите ребенка за полные, близкие к тексту ответы на вопросы, выразительные интонации в передаче повествования и реплик героев.

После этого нужно еще раз  прочитать сказку и предложить ребенку пересказать ее. Если ребенок затрудняется, можно подсказывать начало предложений, задавать наводящие вопросы. Если ребенку очень трудно пересказать текст, взрослый сам пересказывает произведение, а ребенок договаривает предложения. Главное, чтобы ребенку нравилось это занятие, чтобы оно не вызывало у него отрицательных эмоций. Хвалите и подбадривайте ребенка, тактично исправляйте ошибки.

Очень интересно пересказывать сказку по цепочке: один начинает, другой продолжает и т. д. Можно предложить ребенку придумать продолжение сказки или сочинить сказку по аналогии.

С группой детей можно инсценировать сказки. Для этого требуется совсем  несложное оформление. А сколько радости доставит спектакль детям! В нем смогут принять участие как активные, так и застенчивые ребятишки. Можно сыграть длинную роль. А можно сказать всего одно предложение или исполнить немую роль. Главное – это участие.

             Обучающая ситуация.

                 Три желудя.

С дуба упали три желудя. Первый желудь заметил Кабан и сразу съел его. Второй желудь нашла Белка и спрятала его в дупле. А третий желудь отыскала Сойка и закопала его.

Весной третий желудь пророс, и в лесу появился новый дубок. Он был очень рад, что Сойка забыла про свой желудь.

Словарная работа

1.Вспомнить, какие плоды растут на дубе, рябине. Елке, яблоне.

2. Объяснить значение слов:

дупло – отверстие, дыра в стволе дерева;

дубок – маленький дуб.

3.Подобрать слова, похожие по смыслу:

нашел – отыскал, обнаружил, заметил, увидел, приметил, углядел, усмотрел.

Вопросы:

1.Откуда упали три желудя?

2.Кто заметил первый желудь? Что Кабан с ним сделал?

3.    Кто нашел второй желудь? Что Белка с ним сделала?

4.Кто обнаружил третий желудь? Что Сойка с ним сделала?

5.Почему в лесу появился третий дубок?

6.Почему дубок был рад, что Сойка забыла про свой желудь?

         Примерный план занятия – инсценировки

Воспитатель приносит детям корзину с желудями и просит отгадать, что лежит в корзине. Воспитатель декламирует:

                                У меня плоды в корзинке,

                                Очень гладенькие спинки.

                                 На дубах все лето зрели,

                                 Шляпки круглые надели.

Воспитатель раздает детям по одному желудю и предлагает сказать, какой у них желудь (гладкий, коричневый, блестящий, толстый, твердый, упругий, спелый…).  Дети складывают желуди в корзинку.

Воспитатель спрашивает, на каком дереве растут желуди. Далее проводится игра «С какого дерева детки». Воспитатель бросает мяч ребенку и называет дерево, ребенок возвращает мяч и называет плод, который растет на этом дереве (яблоня – яблоко, ель – шишка, дуб – желудь, пальма – кокос).

Воспитатель выясняет с детьми, какие животные едят желуди, показывает картинки.

Проводится игра «Вот Алешка в лес пошел». Желуди рассыпаются по полу. Выходит один ребенок и «ищет» желудь.

                      Дети проговаривают стишок:

                       Вот Алеша в лес пошел,

                       Желудь спелый он нашел.

                        По – другому как сказать?

                          Ну, попробуй  угадать.

Дети подбирают синонимы к глаголу «нашел» (отыскал, обнаружил, заметил, увидел, приметил, углядел, усмотрел).

Проводится игра «Сколько желудей упало с дерева». Воспитатель говорит стишок:

                        С дуба желуди упали,

                      Мы их быстро сосчитали.

Воспитатель раскладывает в ряд несколько желудей. Дети считают желуди. Например: первый желудь, второй желудь, третий желудь, четвертый желудь –  с дуба упали четыре желудя.

Воспитатель читает сказку и задает детям вопросы. Дети отвечают на вопросы полными ответами. Воспитатель еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли Ведущего, Кабана, Белки, Сойки и Дубка (можно надеть маски или прикрепить картинки).

Инсценировка

Ведущий. С дуба упали три желудя (бросает на пол три желудя.

Кабан. Первый желудь заметил Кабан и сразу съел его (подбегает к первому желудю и показывает, как Кабан «жует» желудь.)

Белка. Второй желудь нашла Белка и спрятала его в дупле (подскакивает ко второму желудю и «прячет» его в «дупло».)

Сойка. А третий желудь отыскала Сойка и закопала его ( « подлетает « к желудю и «закапывает» его).

Дубок. Весной третий желудь пророс, и в лесу появился новый дубок. Он был очень рад, что Сойка забыла про свой желудь (присаживается, поднимает желудь, «вырастает» - поднимает руки вверх).

Инсценировку можно повторить 2 – 3 раза с разными участниками.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников пересказу. Сказки – пересказки

Огромное значение в жизни ребенка  имеет умение пересказывать художественный текст. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является д...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Презентация Осенние сказки для пересказки "Яблоко" В.Г. Сутеева

Презентация: Осенние  сказки для пересказки  "Яблоко" В.Г. Сутеева...

Сказки - пересказки

Рекомендации как работать со сказками....

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...