Консультация для воспитателей "Экологическая культура дошкольника"
консультация
Постигая законы природы, человек становится все более могущественным. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно-технического процесса. Но прогресс имеет свою теневую сторону. Возрастает ущерб, нанесенный человеком природе: загрязняет атмосферу, на поверхности морей и океанов губительная для морской флоры и фауны пленка нефти, все меньше остается лесов. Более того, могущественный человек сегодня в состоянии уничтожить все живое на Земле. Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_ekologicheskoy_kultury.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическая культура дошкольника»
Постигая законы природы, человек становится все более могущественным. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно-технического процесса. Но прогресс имеет свою теневую сторону. Возрастает ущерб, нанесенный человеком природе: загрязняет атмосферу, на поверхности морей и океанов губительная для морской флоры и фауны пленка нефти, все меньше остается лесов. Более того, могущественный человек сегодня в состоянии уничтожить все живое на Земле. Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе.
Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Именно экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени.
Дошкольный возраст является базой для формирования основ мироведения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Формирование ответственного отношения у детей к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сфере его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы. Поэтому, особое место в экологическом образовании занимает детский сад. Это связано, прежде всего, с тем, что в детском саду закладывается фундамент личности ребенка, его отношения с природой и обществом. Именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка, потому, что природа окружает его с первых дней жизни. Она дает ребенку массу впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать незнакомые явления. И работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.
С самого раннего возраста внимание детей привлекают разнообразные природные явления. Пытливые вопросы детей о природе и природных явлениях заставляют взрослых постоянно разъяснять непонятное, рассказывать о причинах, вызвавших то или иное явление.
Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы, осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.
Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Ощущение и восприятие окружающего у детей развиваются одновременно с мышлением, которые составляют основу познания.
Все эти особенности учитываются при подборе содержания и методики экологического воспитания. При этом особое значение приобретает регулярный контакт ребенка с природой. Дети охотно включаются в практическую деятельность по созданию необходимых условий для растений и животных в их групповой комнате, обитающих в уголке природы. Они с удовольствием вступают в диалог с Доктором Айболитом, приехавшим на своей «скорой помощи» в группу, чтобы сделать профилактический осмотр не только обитателей уголка природы, но и детей – проверить их здоровый образ жизни. Доктор «выписывает рецепты» для ослабленных растений, дает советы по содержанию рыб в аквариуме, угощает витаминами детей. Эта учебная игра с детьми, построенная на активном их участии, вызывающая у них положительные эмоции не только к персонажу, игровым действиям, но и к экологическому содержанию.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация тематических бесед, наблюдений развивают у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под наблюдением взрослого, ребенок обогащает свои знания, чувства у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Для получения результатов необходимо создать определенные условия и, прежде всего систему работы, используя разнообразные формы и методы, включая региональный компонент: это цикл наблюдений за растениями и животными, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей; экологические занятия, спортивно – экологические праздники, инсценировки, театрализованные представления.
В ходе использования данных форм и методов у детей появляется интерес к условиям жизни растений и животных, желание участвовать в различных акциях, эмоционально реагировать на красоту природы, обретая практические навыки формирования экологической культуры.
Формирование основ экологической культуры у детей невозможно без участия семьи, т.к. родители показывают первый опыт общения с природой. Необходимо активно вовлекать родителей в жизнь детского сада, чтобы родители переосмыслили свое поведение в природе и захотели стать хорошим примером для своих детей. Чтобы в атмосфере взаимопонимания, взаимодействия они поняли, что бережное, экологически грамотное отношение к природе, своему городу должно стать нормой поведения как взрослого, так и малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к культуре родного края"
консультация для воспитателей детского сада...
Консультация для воспитателей "Формирование основ экологической культуры дошкольников".
Одной из основных целей экологического воспитания является, формирование экологической культуры, под которой мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, де...
Эссе"Физическая культура и умственное развитие дошкольников""(анализ программы Л.Д.Глазыриной"Физическая культура-дошкольникам")
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физическог...
Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры".
В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры....
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
народные подвижные игры как средства приобщения к национальной культуре....
«Деятельность по Образовательной Области «Физическое развитие», как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников». Консультация для педагогов
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ....
«Деятельность по Образовательной Области «Физическое развитие», как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников». Консультация для педагогов
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ....