Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Пропадеева Светлана Аркадьевна

В данной статье представлено общее понятие о сенсерном развитии в младшем дошкольном возрасте. Также описаны возрстные особенности в сенсорном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx1015.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: сенсорное развитие детей посредством дидактических игр и пособий.

Формирование всесторонне развитой и гармоничной личности – одна из важнейших задач дошкольного детства, развитие которой основывается на принципах ФГОС дошкольного образования:

полноценное проживание ребенком этапов детства; индивидуализация дошкольного образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей, сотрудничество с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и действий, возрастная адекватность дошкольного образования;

 учет этнокультурной ситуации развития детей. C:\Users\Света\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20220808_101910_133.jpg

Первый шаг ребёнка в познании  мира определяется чувственным опытом или «живым созерцанием» – работой сенсорных процессов: ощущения, восприятия, представления. Их развитие создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления и др.).

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 

Проблему восприятия и его развития в дошкольном детстве в своих работах изучали отечественные и зарубежные ученые: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.З. Денискина, Л.И. Солнцева, Г.В. Григорьева, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Э.Дж. Айрес, У. Кислинг, М. Монтессори.  Они рассматривали чувствительность ребенка, к тем или иным воздействиям окружающего мира и разрабатывали пути благоприятного развития и воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе. Для полноценного развития восприятия необходимо создавать сенсорную развивающую среду, которая оказывается влияние на развитие зрительного, слухового, тактильного и мышечного восприятия у дошкольников. C:\Users\Света\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20220819_155726_230.jpg

На сегодняшний день, одна главных задач детского сада – формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны по словам А.В.Запорожца – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои эталоны имеются в слуховом восприятии, свои – во вкусовом и обонятельном восприятии. C:\Users\Света\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20220819_155636_168.jpg

Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент познавательного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра), которая не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками. Одним из наиболее эффективных средств сенсорного воспитания является игра, в том числе дидактическая. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой организации обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся, играя. Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач придает игре целенаправленный, характер. C:\Users\Света\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20220818_170626_407.jpg

Задачи для работы с детьми:C:\Users\Света\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20220819_160113_718.jpg

2-3 года:

Научить выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов;

Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

3-4 года:

Формировать устойчивые сенсорные эталоны закрепленные в речи (цвет, геометрическая форма, величина);

Учить соотносить по величине  несколько предметов;

Учить группировать путём обследования предметов: по цвету и форме вокруг образцов-эталонов;

Учить описанию формы, выполнять сложные глазомерные действия.

4-5 лет:

Знакомить с оттенками  цвета, с вариантами геометрических фигур;

Соотносить по величине, элементы ряда, состоящего из большего количества предметов;

Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

К средствам сенсорного развития относятся:

  • предметная среда (мебель, вещи, игрушки, мягкие модули, музыка, свет, запахи);
  • объекты живой и неживой природы (камни, песок, ракушки, растения и т.д.);
  • дидактические игры по сенсорному воспитанию;
  • наборы для творчества;
  • средства обеспечивающие движения крупные и мелкие;
  • предметы быта и специальные предметы (гладильная доска, грабли и т.д.) 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей  «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...

Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...