Тема по самообразованию "Особенности игровой деятеьности у детей с РАС" и план работы.
материал (средняя группа)
Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_po_samoobraz_i_plan_raboty_na_2022_-_2023.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru
ИНН 3704002708 КПП 370401001
ТЕМА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАС» И ПЛАН РАБОТЫ
образовательная область
«познавательное развитие»
возраст 5-6 лет, дети ЗПР
Разработала:
Воспитатель: Ковалева М.Д.
Тейково
2022 -2023
- Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Игры помогают детям развить крупную и мелкую моторику, освоить язык и другие средства коммуникации, улучшить навыки решения задач и интегрироваться в общество. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
- Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения игровой деятельности для социализации ребёнка.
ЗАДАЧИ:
-повышение своего методического уровня, изучение методической литературы и материалов сети Интернет по данной теме, обобщение и распространение своего педагогического опыта;
-изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
-внедрение современных форм работы с использованием игр для всестороннего развития детей;
-создание соответствующей предметно-пространственной среды;
-приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
-разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В работе с детьми с РАС широко используются игровые технологии, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью.
Детям с РАС нравится играть, но некоторые виды игр им недоступны. Часто они играют в очень ограниченные по объёму действий игры, используют лишь несколько игрушек, игнорируя все остальные, или же играют по шаблонам. Например, ребёнок складывает головоломку по одной и той же схеме, или же раскручивает колеса машины и наблюдает за их вращением.
Поскольку РАС влияют на развитие навыков социального взаимодействия и
общения, они также оказывают влияние на то, как формируются важные навыки, необходимые для игр, такие как способность копировать простые действия, исследовать окружающее пространство, совместно использовать предметы, разделять внимание с окружающими, отвечать на действия других людей и выполнять действия по очереди. Тем не менее, ребёнок с РАС может выучить и развить эти навыки.
Совместные игры с ребёнком – это отличный способ добиться с ним контакта
на доступном ему уровне.
Игровая деятельность является ведущей для дошкольников, общая цель - включить ребенка в совместные игры с детьми, показать, что играть вместе весело и интересно. Каждый ребенок с РАС обладает разным набором навыков, которые помогут ему в построении коммуникации и разным набором преград к освоению этого навыка.
Процесс изучения мира ребенком с расстройствами аутистического спектра (РАС) проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности:
- для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.
- аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства.
- интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками и не использует их по прямому назначению.
Проведение специально организованных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. Следует использовать положительные стороны действий ребенка с предметами и материалами.
Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных игр – создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог предлагает ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры, следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если педагог сумел разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет доверять взрослому и, зная, что с ним интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.
Проведение дидактических игр решает следующие задачи:
– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
– возникновение эмоционального контакта с взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
– получение ребенком новой информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Правила работы с аутичными детьми во время игр
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4.Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
7. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
8. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
9. Избегать переутомления ребенка.
Ведущие идеи:
-потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
-готовность к педагогическому творчеству;
-личностно-ориентированный подход к воспитанникам;
-сотрудничество педагога и воспитанника.
Основные принципы:
-непрерывность,
-целенаправленность,
-интерактивность,
-единство общей и профессиональной культуры,
-взаимосвязь и преемственность,
-доступность,
-опережающий характер,
-вариативность.
Источники:
-СМИ (газеты, журналы);
-литература (методическая, специальная, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
-интернет;
-видео, аудио материалы;
-семинары и конференции;
-мастер-классы;
-мероприятия по обмену опытом;
-курсы повышения квалификации.
Ожидаемые результаты:
Расширение круга познавательных интересов ребёнка с РАС.
Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности ребёнка с РАС.
Родители:
-Уменьшение факторов социально-психологической напряжённости в семье, имеющей ребёнка с РАС.
Ребёнок, воспитатель:
-Формирование навыков общения с ребёнком с РАС.
-Сплочение детского коллектива.
-Развитие толерантного отношения к ребёнку с ограниченными особенностями развития.
Воспитатель:
-Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.
ФОРМА ОТЧЁТНОСТИ:
- Картотека игр по данной теме.
- Консультация для родителей по теме.
- Выставка пособий, сделаны своими руками.
- Консультация для педагогов.
- Анкета для родителей.
- Опросник для родителей.
- Круглый стол.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями | |
Сентябрь | «Собираем головоломки» (развитие коммуникативных склонностей ребёнка). Предметные игры «Мячик катись» | Изучить научно – методическую литературу по теме. | Анкета для родителей по теме. | |
Октябрь | Игра «Волшебный сундучок» (развитие тактильных ощущений). Совместное рисование. | Оформление предметно – развивающей среды в течении года. | Консультация «Игры и игрушки для ребёнка с РАС» | |
Ноябрь | Игры с ватой «Снег идёт», «Снежки» Игра «Шнуровальные картинки» | Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр» | Работа над темой. | Информирование родителей по подбору дидактических игр по возрасту. |
Декабрь | Игры с крупами (горох, фасоль) игры на выбор педагога. «Открой, закрой» | Консультация «Особенности игровой деятельности у детей с РАС» | ||
Январь | Игры со звуками (послушаем звуки), «Постучим, погремим, свистульки». | Анкета для педагогов по теме « | Пополнение картотеки игр по теме. | Опросник «Любимые игры моего ребёнка» |
Февраль | «Узнай по цвету» Пазлы, игры с конструктором, обыгрывание построек. | Работа над темой. | Консультация и упражнения «Игра на развитие мелкой моторики» | |
Март | Игры с ритмами (хлопки в ладоши, топанье ногами, пение детских песенок). | Выставка дидактических игр, сюжетно-ролевых по теме. | ||
Апрель | Игры на развитие мелкой моторики (на выбор воспитателя). | Пополнение предметно – развивающей среды. | Круглый стол «Игры наших бабушек и игры современности» | |
Май | Игры на формирование навыков личностного поведения в сюжетно-ролевых играх. | Отчёт по теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)
доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)...
Консультация для родителей на тему: Примеры музыкально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Музыкально-игровая деятельность, как и другая позитивная совместная деятельность родителей с детьми, имеет огромное значение и для тех, и для других. Ведь ребенок –дошкольник формируется в семье...
"Развитие логического мышления у детей среднего возраста"- план работы по самообразованию
В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться образное внимание. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Д...
Консультация для родителей на тему: « Создание домашнего игрового уголка для детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему:« Создание домашнего игрового уголка для детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей на тему: "Создание домашнего игрового уголка для детей дошкольного возраста".
Консультация для родителей на тему: "Создание домашнего игрового уголка для детей дошкольного возраста"....
Тема самообразования "Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста"
Цель: повышение педагогической компетентности.Задачи: -Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.-Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством применения игровых т...
«Стретчинг-как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста». План работы по самообразованию
laquo;Стретчинг-как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста».План работы по самообразованию...