Патриотическое воспитание
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_2.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание, через любовь к родному городу.
«Детство – каждодневное открытие мира.
Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего
Познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум
И сердце входила красота настоящего человека,
Величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества».
В.А.Сухомлинский.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. В этой связи, я считаю, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, т.е. Балаковского муниципального образования. Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В.Мудрик) - является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, к месту, где он вырос, и, бесспорно, к Родине. Это соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действий. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, общение, труд, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом я учитываю следующие принципы: принцип историзма (прошлое - настоящее); принцип гуманизации (умение встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, его чувства и эмоции, ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству); принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе получения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта); принцип интегративности (ознакомление детей с родным городом становится стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности).
Самым сложным в работе по ознакомлению с родным городом, его
историей, достопримечательностью является составление рассказов для дошкольников. Рассказ должен сопровождаться наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, схемами, рисунками.
Чтобы активизировать внимание детей, надо в процессе рассказа задавать им вопросы, вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Необходимо использовать доступную лексику. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику, достойному гражданину.
Методика ознакомления детей с родным городом и воспитание любви к нему разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, прогулки, экскурсии, беседы во время прогулок, рассказы воспитателя об истории города и его людях. Очень важно правильно организовать работу с детьми, суметь показать красоту родного края, расширить сложившиеся у детей представления. Придерживаясь принципа постепенного перехода от близкого и простого к далёкому и сложному.
Считаю, что выбранная мною тема является актуальной в наше время, так как дети дошкольного возраста имеют мало информации о своем родном городе, не знают достопримечательных мест, не могут рассказать о событиях с которыми они связаны. А ведь наш город – это Родина их отцов и дедов. Если ребенок не будет знать всего этого, то и не сможет рассказать своим детям. Так оборвется ниточка связи поколений.
На мой взгляд ребенок-дошкольник в доступной форме должен знакомиться с историей своего родного города. Поэтому для меня данная тема является важной и злободневной. Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.
Начиная с младшего возраста программой предусмотрено знакомить детей с названием города в котором они живут, и улиц на которых расположен их дом и детский сад, посещать парки, скверы и рассказывать об этом, видеть празднично украшенный город и отмечать этот праздник в детском саду.
В средней группе детского сада расширяется объем знаний детей: продолжается знакомство с названием улиц на которых живут дети, рассказывают о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях, дается представление о государственных праздниках.
В старшей и подготовительной к школе группах расширяется представление детей и формируется интерес к «малой Родине». Знакомим с народными традициями и обычаями, рассказываем детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о том, что в городе живут люди разных национальностей. Показываем на карте Россию и наш город Балаково, знакомим с рекой Волгой, на которой стоит наш город и с другими водоемами, которые окружают его.
Дополнительно к «Программе…» использую такие методические пособия как: Г.И.Жуковская «Родной край», А.А.Кондрыкинская, С.А.Козлова «Наша Родина», Н.Е,Антонов «Как научить детей любить Родину».
В данной литературе приводится примерный перспективный план работы с детьми по данному разделу и примерные конспекты занятий. Перечисленная выше литература позволяет детям дать лишь общие представления о родной стране через чтение художественной литературы, картины, иллюстрации и т.д. С учетом рекомендаций данной литературы я разработала серию мероприятий, позволяющих детей познакомить непосредственно с историей и настоящим нашего города Балаково, своими глазами увидеть все достопримечательные места. Работа по данному разделу проводилась в основном с опорой на старший и подготовительный возраст, когда дети более осознано воспринимают этот сложный, на мой взгляд материал.
Работая по данной теме мной были поставлены следующие задачи:
1) формирование любви к родному краю, интереса к прошлому и
настоящему;
2) развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому,
краю, стране;
3) воспитание чувства гордости за своих земляков;
4) развитие бережного отношения к городу (культуре, природе).
2. Работу по данному разделу начала с подготовки материала. Мной был собран и оформлен фотографический материал достопримечательностей нашего города с кратким описанием ( см. приложение А), вырезки из газет, был оформлен уголок в котором помимо Герба РФ был Герб города Саратова и города Балаково, и был составлен перспективный план работы. Данной проблемой я занялась когда мои дети были в старшей группе детского сада. К этому времени дети хорошо знали название своего города, улицу на которой они живут, на которой расположен детский сад, легко ориентировались в окружении детского сада и своего дома, т.е. имели элементарные представления о родном городе.
Наш детский сад расположен очень выгодно и удобно для того, чтобы разносторонне познакомить детей с достопримечательностями родного города, его прошлым и настоящим. Во-первых: детский сад расположен на одной из старейших улиц города - улицы Коммунистической. Рядом находится машиностроительный завод имени братьев Маминых, на котором работают многие родители детей, которые посещают наш детский сад. Неподалеку расположен памятник героям Гражданской войны братьям Чапаевым и герою Гражданской войны Ф.Э.Дзержинскому. По улице Коммунистической расположены: Дом-музей Истории города Балаково, филармония, Дом-музей Паисия Мальцева, военкомат, поликлиника №1. На соседней улице находится Храм «Святой Троицы». Перпендикулярно улицы Коммунистической находится улица, носящая имя первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (бывшая Амбарная). Все это помогло полноценно организовать работу с детьми по знакомству с родным городом. С учетом расположения всех перечисленных достопримечательных мест, расположенных рядом с детским садом я спланировала работу с детьми. В начале года в старшей группе, помимо целевых прогулок по улице Коммунистическая, ходили на экскурсию к заводоуправлению завода имени братьев Маминых, рассмотрели мемориальную доску – постамент, установленную к 100-летниму юбилею завода, я рассказала детям почему завод носит имя Маминых. Рассмотрели продукцию, выпускаемую заводчанами – дизеля, рассказала детям для чего он нужен, какой был дизель раньше, какой сейчас. Рассмотрели портреты на Доске Почета, где увидели портрет бабушки одного из воспитанников. Рассмотрели проходную дети узнали, что на завод могут пройти работники строго по пропускам, что у входа в проходную много клумб с цветами, аллея берез, лавочки – зона отдыха. Посидели с детьми, полюбовались красотой и чистотой. Дети остались очень довольные, вечером рассказали своим родителям о том куда мы ходили.
Один раз в сезон, т.е. четыре раза в год ходили с детьми на экскурсию на реку Балаковка, дети знают почему она так названа, с удовольствием отмечают и рассказывают о приметах, которые произошли с изменением времени года. Не раз ходили на экскурсию к зданию Дома творчества, рассмотрели его снаружи, были на концертах и спектаклях внутри здания. У детей от этого остались грандиозные впечатления. К юбилею А.Гагарина совершили целевую прогулку по улице Гагарина, рассмотрели мемориальную доску на которой указана, что раньше эта улица называлась Амбарная, т.к. здесь находились амбары – это такие сараи, где хранили зерно, т.к. город был хлебным, а в честь полета первого космонавта в космос эта улица была переименована в улицу Гагарина.
В этом же учебном году совершили экскурсии к зданию Музея Истории города Балакова, а так же дважды побывали и в самом музее, где посетили выставки: «Семья Маминых – первых основателей машиностроительного завода». Дети увидели не только личные вещи, мебель семьи Маминых, но и смогли их потрогать, с желанием рассмотрели фотографии семьи Маминых. Очень заинтересовала детей выставка «Гагарин – основатель космоса», особенно мальчиков. У детей после просмотренного и прослушанного осталось много впечатлений. Все свои впечатления от просмотренного, дети отразили, затем, в своих рисунках, аппликации и лепки на тему: «Космос», «Полет в космос», «Мы - Космонавты». К 23 февраля мы совершили экскурсию к зданию Военкомата, рассмотрели его, я рассказала детям, для чего существует военкомат, что отсюда отправляют наших ребят, когда им исполнится 18 лет служить в Армию, что наши мальчики – это будущие защитники нашей Родины, мира на Земле.
Все увиденное и услышанное на экскурсиях, целевых прогулках закрепляли во время бесед в группе. В летний период посещали кинотеатр «Октябрь», не раз бывали в детском парке, катались на различных аттракционах. В организации данного мероприятия большую помощь нам оказали родители.
Чтобы познакомить детей с трудовыми достижениями земляков, проводили экскурсии на хлебокомбинат, где дети с удовольствием лакомились готовой продукцией.
С помощью родителей был организован поход в драмтеатр на детский спектакль. Одновременно посетили памятник нашему земляку актеру Е.Лебедеву. Такие мероприятия помогли сплотить коллектив родителей, педагогов и детей, познакомить с прошлым и настоящим города, а главное осуществить большую задачу – приобщение детей к культурно-массовым мероприятиям, которые проходят в нашем городе.
В подготовительной к школе группе мы продолжили данную работу. В канун празднования Дня города мы вновь посетили Музей истории города Балаково и ознакомились с выставкой на тему: «Старый город – город молодой». Где дети увидели фотографический материал, о том какой был город раньше, чем занимались жители, каким стал сейчас. Дети остались очень довольны, рассказывали о своих впечатлениях, нарисовали рисунки на тему:»Город наш родной» (см.приложение Б)
Ходили к дому - музею Паисия Мальцева - местного купца, рассмотрели здание снаружи, отметили красоту и необычность, украшения здания, кованные ворота и ступени и еще одно здание, которое сейчас стало зданием поликлиники №1, сравнили их. Посетили с детьми памятник героям Гражданской войны – братьям Чапаевым, в доступной форме рассказала детям кому поставлен данный памятник, возложили цветы. Была организована экскурсия в Дом-музей, где детей особенно заинтересовали лапти и шашка комдива.
В канун 60-летия Победы посетили выставку в музее, посвященную этой знаменательной дате. Дети с интересом слушали рассказ экскурсовода, рассмотрели фотографии военных лет, познакомились с героями-земляками, рассмотрели военные снаряжения и боеприпасы, личные вещи солдат, одежду военных лет.
8 мая совершили экскурсию к обелиску и возложили цветы павшим героям, рассмотрели фотографии, расположенные на аллеи героев. Свои впечатления о увиденном дети высказали в ходе беседы, отразили в рисунках (см.приложение № Б).
В конце года мною были проведены итоговые занятия (см.приложение В)
По полученным знаниям и они приятно меня удивили, я поняла, что проведенная работа не прошла даром.
Дети показали хорошие знания, давая грамотные ответы, они прекрасно ориентировались по показанным фотографиям.
Данная работа помогла расширить кругозор детей, они стали общительнее, раскованнее, интеллектуально грамотнее.
Когда родители организовали детям автобусную экскурсию с выходом к достопримечательным местам города Балаково они были удивлены. Дети знали и называли их, а о тех объектах, где были на экскурсии с удовольствием рассказывали, читали стихи о Балаково. Дети знают, что наш город расположен на берегу большой реки - Волги, что в прошлом это был хлебный, рыбный город, а сейчас стал промышленным городом энергетиков.
Я думаю, что такая работа важна и необходима в условиях детского сада. Если она будет проводится в системе никогда не оборвется связь поколений.
В перспективе работы по данной теме хочу обобщить материал, разработать конспекты занятий, целевых прогулок, экскурсий, подобрать больше наглядного материала, разнообразить формы проведения, привлечь к этой работе родителей.
Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну -важнейшая задача каждого педагога. Чтобы вырастить в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить то, что его окружает. Весь комплекс воздействий направляется на то, чтобы вызвать у ребёнка чувство любви и привязанности к тому месту, где он родился.
Балаковский строитель Г.Минеев выразил в стихах отношение, по-моему, всех граждан к любимому городу:
Город мой
И приветлив, и светел,
И навеки прославлен трудом.
Не найду
Я другого на свете
Где б знакомым
Мне был каждый дом.
Я буду продолжать работу по воспитанию патриотических чувств у детей и верю, что мы вырастим людей, глубоко и преданно любящих свою Родину, свой народ. Воспитание любви к Родине - основа воспитания патриотизма, а любовь к Родине начинается с любви к своему городу. История города - это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколений. Чтоб даты перестали быть хронологией, факты -перечислением; чтобы за именами вставали живые люди, мы обязаны пробудить у ребят интерес, заставить работать воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...