Проблемные ситуации
методическая разработка (младшая группа)
развивающего и обучающего характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situatsii_ped_vzaimodeystviya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемные ситуации
Развивающего характера
Кто потерялся?
Объявляется розыск потерянных вещей. Например, сперва это могут быть все красные игрушки. Затем, те, название которых начинается на названную воспитателем букву или какой-либо определенной формы.
Путаница
Пока детей нет в группе, поменять вещи, имеющие определенное место. Потом позвать детей и попросить определить, что стоит не на месте, и навести порядок.
Свойства и качества воды
Цель – познакомить со свойствами и качествами материала.
Вводится игровой персонаж, например медвежонок. Он Проливает воду и ребенку предлагаются на выбор: губка, калька, тряпочка, бумага, чтобы ее вытереть.
Смешивание красок
Цель – познакомить со свойством некоторых красок при смешении давать другой цвет.
Ребенку предлагается попробовать смешать разные краски, чтобы получить синий цвет, оранжевый и т.д.
Где мы были мы не скажем…
Цель – закрепление представлений о разных трудовых действиях.
Сказать детям, что сейчас я буду показывать какое-то действие, обозначающее работу по дому, а вы должны угадать, что я показываю. При этом произносить слова: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Затем можно поменяться ролями: пусть загадки загадывают дети.
Цели
- активизировать мышление детей;
- закрепить представления детей о свойствах жидких веществ;
- обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.
Оборудование
- бумажная коробочка;
- стакан с водой;
- кубики.
Приходит игрушка и рассказывает:
— В воскресенье я была на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, сверкает, переливается... Особенно мне понравилась посуда: тонкая, прозрачная, искристая... Снежная королева мне даже одну чашечку подарила на память. Я ее положила в коробочку, чтобы не разбить и привезла вам; сейчас покажу...
Игрушка открывает коробочку, но там ничего нет, только дно — мокрое.
— Ой, а где же она делась? Как она могла исчезнуть?
В процессе обсуждения выясняется, что чашка у Снежной Королевы была сделана изо льда, а лед — растаял.
Игрушка рассказывает:
Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега. А дедушка живет на крайнем севере, там снег никогда не тает. Что бы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка — траву и деревья (только переезжать никуда они не хотят)?..
Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма»: сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируются и выбираются наиболее удачные.
И.: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! А сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это будет для них мой новогодний подарок! А вы придумали подарки для своих близких к Новому году?.. Если еще нет, то я вам тоже обязательно
Живая находка
Обсуждение с детьми такой ситуации: что делать, если вдруг вы нашли в лесу маленького, только что родившегося зайчонка, лисенка, птенчика. Как себя вести? Педагог выслушивает ответы детей, высказывает свое мнение.
Воспитывающего характера
Магазин
Цель – развивать уважение к старшим, друг к другу, дружбу в коллективе.
Предложить детям поиграть в магазин. Каждый ребенок берет на себя роль продавца, а воспитатель – покупателя. Воспитатель подходит к каждому ребенку и интересуется что ребенок «продает». Ребенок предлагает массу всяких вещей покупателю. Покупатель интересуется, сколько что стоит, и покупает что-то.
Больница
Цель – развивать уважение друг к другу, дружбу в коллективе.
Каждый ребенок берет на себя роль врача, воспитатель приходит с жалобой к врачам. Дети лечат больного. Спрашивают, что еще у него болит.
Куклы устали
Цель – конкретизировать знания детей о правильном поведении во время тихого часа и развивать уважение к ближнему.
Ребята, у нас у всех сегодня был сложный день, куклы и игрушки тоже устали, легли в свои кроватки, и будут отдыхать. Как нужно себя вести, чтобы не разбудить их и не помешать спать? Какие правила поведения во время тихого часа вы знаете?
Волшебники
Цель – продолжать воспитывать дружелюбные отношения друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.
Детям предлагают вообразить что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других.
Подарок другу
Цель – развивать умение невербально описывать предметы
Один ребенок становится именинником, а другие думают как можно поздравить его, дарят подарки, передавая движением и мимикой свое отношение.
Не поделили игрушку
Педагог сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?
Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много».
Педагог предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации:
- отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
- никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;
- играть всем вместе;
- посчитаться;
- играть с игрушкой по очереди;
- отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.
Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.
«Предложений много, — говорит педагог, — на каком остановимся?»
Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делая его наиболее привлекательным.
Обучающего характера
Играем в официанта
Цель – научить навыкам самообслуживания. Провести предварительную беседу о профессии официанта и уборщика.
Попросить одного из детей или нескольких побыть официантом, пусть он помогает накрывать на стол, а после обеда или полдника другой становится уборщиком. Менять роли детей.
Играем со шнурками
Цель – научить навыкам завязывания шнурков
Вырезать из картона сапожок или жилетку, проделать дырочки для шнуровки и дать детям зашнуровать игрушечную обувь или одежду. После этого детям будет легче справляться со своей одеждой и обувью:
Помоги Незнайке
Цель – закрепить навык завязывания
На улице холодно, идет дождик, а Незнайка ходит без шапки, потому что не умеет ее правильно одевать, и завязывать.
Приглашаем гостей
Цель – научить расставлять посуду на столе
К кукле Маше должны прийти гости, а она не знает, как расставить тарелки, чашки, разложить ложки. Давайте поможем Маше, покажем ей как надо правильно разложить приборы и подготовиться к приему гостей.
Пластилин
Цель – познакомить со свойствами пластилина
Дети приходят на занятие по лепке, на столе у каждого ребенка лежит твердый кусочек пластилина. Ребята, как вы думаете, что нужно сделать чтобы пластилин стал мягким и из него можно бы было лепить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)
Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...
«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»
Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...
Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...
Консультация для молодых педагогов по написанию целей, задач, проблемных ситуаций. Конструктор задач для ОД. Примеры: Цели и задачи для ОД. Примерные проблемные ситуации для младшего, среднего и старшего возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24450358","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...
"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)
quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...