Методика проведения утреннего круга.
учебно-методический материал
Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_utrennego_kruga.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения утреннего круга
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели
Деятельностный подход - это:
Субъектно-ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Воспитанник теперь - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Методологические подходы к организации занятий с детьми:
• - Ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;
• - во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
• - Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;
• - Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
• - Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
• - Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;
• - В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
• - Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Методы и формы, используемые при деятельностном подходе: диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей
Формы самореализации дошкольников:
• Выставки (тематические и авторские);
• Персональные выставки детских работ;
• Презентации;
• Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);
• Коллекции.
Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.
В зависимости от возраста детей утренний сбор длится от 10 до 15 минут.
Технология «Утренний круг» позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день. Утренний сбор строится на позиции интегративного подхода, создаёт условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Во время утреннего сбора развиваются навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей и кооперативного взаимодействия, чувство принадлежности, которые, в свою очередь, являются основой для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.
Основными задачами утреннего сбора являются :
• создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
• формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
• стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;
• развитие произвольной регуляции поведения;
• развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др. ;
• формирование представлений об окружающем мире.
Структура утреннего круга :
1. Сигнал для утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино.
2. Организация утреннего круга. Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.
3. Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге
4. Новости. Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.
5. Обмен информацией. Также важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник, сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек, кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, каждый ебенок должен поучаствовать.
6. Проблемные ситуации. Важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.
6. Игры по теме проекта. Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. ли даже семейные фотографии).
7. Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.
Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения «Утреннего круга»
Конспект проведения «Утреннего круга»...
Картотека игр для проведения утреннего круга № 1
Картотека игр для проведения утреннего круга...
Шпаргалка для воспитателя по проведению "Утреннего круга"
Методические рекомендации педагогам....
Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»
Учить детей взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои дейст...
Методическая разработка проведения утреннего круга в детском саду
Утренний круг— важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному конт...
Методика проведения утреннего круга в детском саду
Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится с...
Методика проведения утреннего круга в дошкольной образовательной организации.
Методика проведения утреннего круга в дошкольной образовательной организации....