Экскурсия в весенний парк
методическая разработка (старшая группа)
Последовательность действий при проведении экскурсии детей старшего дошкольного возраста в весенний парк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14._provedenie_ekskursii_v_vesenniy_park.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведение экскурсии в весенний парк с детьми старшего дошкольного возраста.
Существует два способа методического использования содержания окружающей среды в интересах развития детей: предмет, включаемый в педагогическую работу как образовательный материал, приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно. Есть предметы и явления, которых приблизить к детям нельзя. В таком случае неизбежен второй путь — приближения детей к предмету, к явлению. Этот второй путь претворяется в метод, известный под названием экскурсий. Экскурсии с детьми проводятся вне учреждения.
Вся последовательность действий по организации и проведению экскурсии была условно разбита на три этапа: предварительный этап, непосредственно экскурсия и заключительный этап. Организатор экскурсии – педагог ДОУ.
- Предварительный этап.
1) Работа, связанная непосредственно с содержанием экскурсии.
- определение темы, целей и задач экскурсии;
Тема: «Первые листья на деревьях»
Цель: развитие наблюдения за деревьями, умения сравнивать различные деревья.
Задачи:
1. Повторить названия деревьев (береза, тополь, сосна).
2. Повторить строение дерева (корни, ствол, ветки, листья)
3. Понаблюдать, какие почки у разных деревьев.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
- отбор содержания (объекты наблюдения (береза, тополь, сосна), языковой и речевой материал (прилагательные: темно-зеленые, блестящие, клейкие т.п.), дидактические игры «Рассмотри и опиши», «Какой листок», подвижные игра «Удочка», пластические этюды, художественные произведения: стихи, пословицы);
Критерии отбора: возрастные особенности, соответствие детским интересам, доступность, актуальность и т.д.
- выбор способа закрепления материала (подбор педагогом картинок по теме экскурсии, зарисовка).
2) Предварительная работа с детьми. Беседа с детьми о весне, различных деревьях, внешнем строении деревьев, о потребностях деревьев в условиях среды их обитания, о сезонных изменениях условий в среде обитания (как все изменилось с приходом весны, как приспособлены деревья к этим изменениям).
3) Организация экскурсии.
- определение количества детей, участвующих в экскурсии;
- работа с родителями.
Необходимо заранее информировать родителей о дате, времени и месте проведения экскурсии, если будет такая необходимость о виде транспорта, на котором дети будут доставлены к месту экскурсии, об особенностях места проведения экскурсии. Дать все необходимые рекомендации (например, как лучше одеть ребенка).
- работа с администрацией ДОУ.
Разрешение на проведение экскурсии вне ДОУ.
- работа с представителями организаций, предоставляющих услуги, связанные с проведением экскурсий (экскурсоводы, транспорт). Данный пункт необходим, в случае проведения экскурсии вдалеке от ДОУ или если необходимы услуги экскурсовода.
2. Непосредственно экскурсия.
Педагог останавливает детей у парка. Обращает их внимание на то, как чисто в парке, какие аккуратные дорожки, на то, как ведут себя другие люди. В парке все ходят только по дорожкам, никто не мусорит, бережно относится к растениям, все любуются красотой деревьев и других растений. Дети с педагогом входят в парк и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает у детей, как называется это дерево? Обращает внимание детей на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются от корней вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть. Дети с воспитателем рассматривают почки на ветках березы. Они круглые и мягкие. Рассматривают вблизи появившиеся листочки. У березы листочки сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно-зеленые. Рассмотрев березу, дети с воспитателем подходят к тополю, у тополя почки длинные, клейкие, душистые. Листики тополя блестящие, клейкие, темно-зеленые. Рассматривая почки, воспитатель объясняет детям, что одни деревья просыпаются раньше, другие – позже, рассказывает о целебных свойствах березовых и сосновых почек. Педагог просит детей потрогать листочки разных деревьев, найти их сходство и отличие. Дети наблюдают за рабочими парка, за посадкой кустарников и деревьев, перекопкой земли, воспитатель объясняет, зачем это делается.
Подвижная игра «Удочка»
Цель – научить перепрыгивать через скакалку.
Ход игры
Водящий в центре круга на небольшой высотке вертит вокруг себя скакалку, дети должны перепрыгнуть через нее, кто не успел, становится водящим.
Можно прочитать детям стихотворения.
Шумливые теплые ветры
Весну на поля принесли
Сережки пушатся на вербе,
Мохнатые, точно шмели. (Я.Аким)
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но, уже – весна! (В.Данько)
Загадки:
Движения полна,
Зовут меня…(весна)
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены (береза)
Матушкой-весной я в платье цветном,
Мачехой-зимой – в саване одном (черемуха).
Дидактические игры:
«Рассмотри и опиши»
- дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем растения.
Цель – закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа.
«Какой листок» - дети описывают предложенный воспитателем лист дерева.
Цель – употребление в речи прилагательных.
Пластический этюд «Деревья»
Воспитатель предлагает детям «превратиться» в деревья. Спрашивает у каждого ребенка, каким он будет деревом. Деревья тянутся к солнышку (дети поднимают руки вверх, тянутся на носочках), на деревьях набухают почки, появляются листочки, они радуются теплой погоде, качаются от весеннего ветра.
В конце экскурсии воспитатель подзывает к себе детей и подводит итоги, напоминает детям, какие деревья они наблюдали, какие листочки, почки, что нового узнали.
3. Заключительный этап.
Закрепление полученных детьми восприятий и впечатлений сразу после проведения экскурсии необязательно и часто недопустимо. Внутренняя переработка восприятий требует времени: определенные выводы должны созреть; дети сами так или иначе дают знать, когда это совершится, что к той или другой теме, предмету надо вернуться. Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности. Педагог должен лишь способствовать возникновению проявлений интереса.
Педагог подбирает картинки к тому, что они видели в весеннем парке (изображения различных деревьев, листочков, почек), рисует что-нибудь сам, попутно предлагая нарисовать и детям.
Литература:
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981.
- Уланова Л.А. Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Весна" -экскурсия в весенний парк.
Конспект экскурси весной для старшей группы....
Занятие - экскурсия по экологии "Экскурсия в весенний парк"
Экскурсия в весенний парк совместно с родителями. Ознакомление с весенними растениями и деревьями....
Экскурсия в весенний парк в мае.
Этот материал знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятие направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, на развитие творческой способности, воображения.Так же и...
Конспект путешествия -экскурсии в весенний парк совместно с родителями.
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родит...
Конспект экскурсии в весенний парк с детьми старшей группы.
Экскурсия в весенний парк с детьми старшей группы.Тема: «Мы друзья природы».Цель:Уточнить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях весной. Развивать коммуникативные способности. В...
экскурсия в весенний парк
экскурсия в весенний парк...