«Театрализованная деятельность в образовательном процессе».
статья (старшая группа)
Это материал для педагогов, которые используют в своей работе театрализованную деятельность. Я включаю театрализацию с самого знакомства с детьми, с младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность в образовательном процессе».
Актуальность заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых универсальных направлений в дошкольном воспитании. Современные дети уже с раннего возраста владеют компьютером, у большинства из них хорошо развито логическое мышление, но при этом они реже удивляются, восхищаются, радуются, сопереживают. Самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению детей – научить их чувствовать, воображать, фантазировать и сочинять. Легче всего это сделать через театрально-игровую деятельность.
Каждый воспитатель в той или иной степени занимается театрализованной деятельностью. Я считаю, что надо не ограничиваться сценарно-постановочной работой с детьми, а через все виды детской деятельности формировать творческое начало.
Для этого существует множество игр и упражнений, которые возможно включать, как часть занятия, в игровую деятельность детей под руководством воспитателя и в самостоятельную деятельность.
Например, утреннее приветствие. В своей работе я использую приём «Назови ласково». Это упражнение на развитие эмоций помогает создать положительную мотивацию. Я предлагаю детям встать в круг, передавая друг другу воображаемый цветок, поздороваться и назвать друг друга «ласково».
Как включать театрализованную деятельность в свою повседневную работу?
1.Познавательно-исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект или явление, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!». Задача воспитателя – разбудить интерес к исследовательской деятельности.
Например: тема «Снежинка. Свойство воды». (На интерактивной доске изображены снежинки, снег, сугробы. Педагог вносит ведёрко со снегом.)
Вместе с детьми перечисляем приметы зимы. Акцентируем внимание на том, что зимой идёт снег. Рассматриваем снег в ведёрке. Описываем снежинку, отвечаем на вопрос: «Какая она?» Дети отвечают.
Прошу детей надеть шапочки- снежинки. Дети представляют, что превратились в снежинки. Предлагаю слегка покачаться на снежном облаке, внизу земля. Снежинки впервые видят землю. Снежинками знакомятся друг с другом. Они легкие, хрупкие, воздушные, поэтому можете только помахать друг другу. Снежинок много и они постепенно опускаются на землю. Ветра нет, поэтому они легко двигаются в воздухе, не наталкиваются друг на друга. Дети представляют себя снежинками и входят в роль. Даю команды:
- Подул ветер, и снежинки полетели быстрее.
-Ближе к земле стало теплее, снежинки сбиваются в хлопья. Давайте разобьёмся на группы по 2-3 человека. Можно слегка прикоснуться друг к другу, прижать ладони, но не браться за руки. Хлопья тяжелее снежинок, поэтому летят быстрее.
- Ветер усилился, держитесь за руки, покружитесь. Ветер затих, снежинки долетели до земли и упали. Присядьте на корточки.
-Ударил сильный мороз. В мороз снег становится рыхлый, рассыпается в руках. Встанем, расправим свои лучики-руки в разные стороны и порадуемся морозной погоде.
-Пригрело солнышко, стало теплее и снежинки загрустили. Что с ними происходит? Они тают. Лучики-руки опускаются, мы уже не такие веселые.
- Давайте посмотрим, что произошло со снегом в ведре.
Рассматриваем и делаем выводы.
2. На занятиях по развитию речи я рекомендую использовать речевые игры.
Использование скороговорок позволяет формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует дикцию, помогает детям научиться быстро и четко проговаривать трудно произносимые слова и фразы, а элементы движений развивают динамический слух. Прием для развития интонационной выразительности речи – проговорить скороговорку с разными эмоциями: сердито, испуганно, радостно, грустно, плача, смеясь, робко, ехидно, хитро.
Например: тема «Зимушка-зима». (На интерактивной доске изображён зимний пейзаж.)
Рассмотрим картину.
-Какое время года на ней изображено? Что нам помогло определить, что это зима?
Представьте, что мы попали в зимний лес. Мы берёзки. Встаём по кругу. Поднимаем руки вверх, слегка покачиваясь влево и вправо, произносим скороговорку. Делаем вдох:
Зимним утром от мороза
Вдох:
На заре звенят березы.
Теперь эту скороговорку произносим, наклоняясь вниз, покачиваясь влево и вправо.
Делаем вдох:
Зимним утром от мороза
Вдох:
На заре звенят березы.
Следующий вариант – слегка наклонить тело вперед и выполнять круговые движения. Задача – четко проговаривать каждое слово, при этом следить за положением тела и рук. Напоминаем, что нужно сделать вдох.
Скороговорку можно произносить с разными эмоциями, сохраняя чёткое произношение. Можно использовать различные скороговорки в зависимости от игровой ситуации.
Ещё один вариант речевой игры – произношение сочетаний звуков. Играем в снежки. Наклоняемся, берём воображаемый снежок и бросаем друг в друга, произнося:
ПТи, ПТэ, Пта, ПТо, ПТу, ПТы
СТи, СТэ, СТа, СТо, СТу, СТы
КЛи, КЛэ, КЛа, КЛо, КЛу, КЛы
Выполняем упражнение медленно. В дальнейшем можно ускорить темп, усложнить или добавить движения.
3. На занятиях по формированию элементарных математических представлений я часто использую приём оживления предметов для решения задач. Приём позволяет развивать образное, логическое мышление, творческую фантазию, воображение, умение видеть необычное в обычном, эмпатию, наделяя объекты человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Например: логическая задача для подготовительной группы. (На экране иллюстрация к задаче – папа в плаще, а под плащом видны только ноги. Необходимо узнать сколько детей у папы). Я беру покрывало, выбираю папу и мы подставляем детей столько, чтобы количество ног совпало. Дети считают, можно предложить желающим побыть собачкой и т.д. Занятие проходит весело и интересно.
Если в условии задачи есть животные, мы берем маски и включаемся в игру-задачу.
4. Приём оживления предметов я также использую на занятиях по художественно-эстетическому развитию.
Например: тема «Сказочные птицы». (На интерактивной доске: изображения реальных и сказочных птиц.)
-Рассмотрим что изображено на экране. Какие это птицы? Что у них общего и чем они отличаются? У сказочных птиц, как и у настоящих, есть тело, голова, хвост, лапки, но они украшены необыкновенно красивыми перьями, которые могут напоминать ветки, вьющиеся растения, цветы, завитки.
-Я принесла вам шкатулку. Откроем и посмотрим, что в ней. Птички-свистульки. Представьте, что вы сказочные птицы. У каждой птицы свой характер и звучат они по-разному. (Играют на свистульках.) Предлагаю вам нарисовать свою сказочную птицу.
В процессе работы я оказываю детям помощь, задавая наводящие вопросы о том, как ещё можно украсить птицу. Напоминаю об использовании разного нажима на мелки для получения оттенков цветов.
5. Упражнения на развитие воображения и мимики удобно использовать в формировании социально-коммуникативной компетенции. Упражнения помогают развивать способность распознавать собственные чувства и эмоции, понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Например:
Сюжетно-ролевая игра: «Кафе «Снежинка»
Задача воспитателя – развивать воображение, учить детей передавать свои эмоции, свое отношение к происходящему.
Мы будем играть в кафе. Нам нужен повар, официант. Определились. Остальные дети разбирают игрушки, и я с куклой Машей приглашаю всех в кафе «Снежинка». Все рассаживаются с ними вот так. Официант предлагает нам меню. А повар начинает готовить. Ну вот, уже и первые блюда принесли.
-Моя кукла Маша пригласила вас в кафе и хочет всех угостить. А повод у нее особенный – день рождения. Все блюда самые вкусные. Пробуйте. Это блюдо очень горячее. Что надо сделать? Ой, а это очень кислое, попробуйте. Да, очень кислое. А у кого сладкое. Дайте угадаю. А у кого- горькое? А это мороженое. Как его надо есть?
Все показывают эмоциями и мимикой вкусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей в контексте осуществления театрализованной деятельности в педагогическом процессе ДОУ
Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Развитие театрализованной игры у дошкольник...
Использование театрализованной деятельности в образовательном процессе как средство активизации и формирования выразительности речи.
Выступление на педагогическом советеДоклад на тему:Использование театрализованной деятельности в образовательном процессе как средство активизации и формирования выразительности речи.(подготовила - во...
Консультация для воспитателей "Место театрализованной игры в образовательном процессе."
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участ...
Мастер – класс для педагогов «Использование театрализованных игр в образовательном процессе»
Мастер – класс для педагогов «Использование театрализованных игр в образовательном процессе»...
«Театрализованные игры в образовательном процессе как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Презентация системы работы по театрализованной деятельности с детьми от младшей до подготовительной группы.В работе отражена актуальность, цели, задачи и принцыпы построения работы с детьми. Для...
Интеграция образовательных областей в контексте осуществления театрализованной деятельности в педагогическом процессе. (средняя группа) из опыта работы
Исходя из тогИнтеграция - одна из важнейших и перспективных направлений становления современного образования. «Интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в о...