"Этико - эстетическое направление воспитания в современном детском саду"
статья
Предварительный просмотр:
«Этико-эстетическое направление воспитания в современном детском саду»
Сухарева Н.В.
Этико-эстетическое направление воспитания заявлено в Примерной рабочей программе воспитания как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации. В своей статье я хотела бы затронуть тему как действовать педагогу, чтобы реализовать этико-эстетическое направление воспитания в своей работе, как создать условия для проявления эстетических качеств, способностей ребенка, формирования мировосприятия. Процесс, результатом которого становится развитие у воспитанников способностей замечать, оценивать красоту всего окружающего мира. Как научить оценивать прекрасное, понимать его, быть к нему личностно причастным, творить по законам «прекрасного».
Любой воспитательный процесс – совместная деятельность нескольких человек (воспитатель-ребенок), направленная на создание условий для развития необходимых качеств личности, поэтому личность педагога играет одну из ключевых ролей. Воспитание правильного отношения к прекрасному не ограничивается художественным или музыкальным восприятием. Это сложная система: отношение к труду, жизни, быту, природе. Познание искусства – ценная, действенная часть этой системы, способная воспитать нравственные качества, эстетические чувства, воображение.
Эстетика быта – первое средство воспитания. Чистота, порядок в дошкольном учреждении – это не только поддержание санитарных, гигиенических норм. Это важная часть воспитания, способствующая тому, чтобы ребенок сам начинал осознавать красоту окружающего его мира с ранних лет. Появляется стремление беречь все красивое, что он видит вокруг себя. Поэтому оформление всех помещений учреждения лучше делать в стилистически выдержанной линии. В группах любого детского сада и других помещениях обязательно должны находиться рисунки других детей, поделки, произведения народного творчества.
Произведения искусства – важнейшее средство воспитания. Их можно использовать как при проведении занятий, самостоятельной деятельности, так и при оформлении помещений в дошкольном учреждении. Для разных детей подбираются произведения, соответствующие их возрасту. Подходят иллюстрации из сказок, натюрморты и пейзажи, небольшие произведения скульптуры (статуэтки из дерева, гипса), разнообразные формы декоративного искусства. Все мероприятия обязательно сопровождаются музыкой.
Природа – самое доступное средство формирования культуры понимания прекрасного в раннем возрасте. Она позволяет научить видеть гармоничность, красоту окружающего мира, богатство его красок. Ребенок посредством природы учится воспроизводить свои впечатления об увиденном в форме рисунков, устных рассказов. Экскурсии, прогулки могут оставить свое впечатление надолго. Просто созерцания природы, произведений живописи с изображением природы недостаточно. Применение экскурсий и наблюдений обязательно должно сопровождаться рассказом педагога. Задача воспитателя не просто показать красоту в капле росы на листке, переплетении стеблей. Важно, какие именно слова произносятся педагогическими работниками во время таких мероприятий.
Труд – одно из средств становления эстетической культуры. Основы труда формируются в игре. Дошкольник старается создать красивую постройку из кубиков, расставить игрушки, Описание труда разных профессий не только знакомят с их особенностями, но и вызывает желание подражать им. Дети примеряют на себе различные роли (врач, учитель, полицейский).
Художественная деятельность (рисование, конструирование, изготовление аппликаций, лепка и другая деятельность) закладывает основы для формирования способности к самовыражению, раскрытию своих творческих способностей. Музыка, песни, танцы способствуют развитию чувства ритма, зрительного, слухового восприятия, побуждают осваивать новые действия, движения. Заставляют фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Такая деятельность отвлекает от грустных событий, помогает снимать нервное напряжение, поднимать настроение.
Навыки художественной деятельности помогают сформировать художественную оценку, переживания и вкусы, общее представление о прекрасном.
Праздники и другие культурно-массовые мероприятия в детском саду содействуют становлению эстетических переживаний, стремлению испытать себя в разнообразных жанрах искусства. Ожидание праздника, подготовка и его проведение создает общее предпраздничное настроение. Участие родителей придает таким мероприятиям особую теплоту.
Игра в эстетическом воспитании
Игра – основная форма деятельности ребенка. Это подражание, применение на себе различных ролей, детское восприятие жизни взрослых. Игра формирует все основные качества личности ребенка. Именно она больше всего влияет на формирование эстетической культуры на ранних этапах. В играх происходит развитие образного мышления, памяти, воображения, эстетико-нравственных качеств.
Игровые ситуации развивают творческие навыки и умения, способствуют развитию интереса к творчеству.
Рекомендуется использовать следующие игровые приемы:
- ситуации игры, направленные на развитие творческой активности;
- песни, сказки, музыкальные композиции;
- демонстрацию эпизодов спектаклей, произведений искусства;
- применение рассказов-рисований, поисковых ситуаций.
Воспитание вкуса у дошкольников
Чувство вкуса – сложное качество личности, проявляющееся в получении духовного удовольствия от “общения” с настоящей красотой искусства. Это понимание, наслаждение произведениями искусства, понимание красоты природы, особенностей быта, одежды.
При формировании вкуса определяющую роль играют обучение и воспитание с постоянной поддержкой семьи. Ознакомление с культурными ценностями литературы, музыки помогает узнать доступные в детском возрасте произведения искусства, видеть или учиться видеть их красоту. Дети начинают узнавать произведения, появляются любимые сказки, музыкальные произведения, которые на этот период становятся для них эстетическими идеалами. Они с помощью взрослых видят красоту и богатство слова, музыки. Это и есть основа художественного вкуса, который в дальнейшем влияет на формирование бытового. Чувство вкуса определяет возможность чувствовать красоту окружающего мира, защищать и беречь ее. Ребенок должен понимать, что цветок на клумбе красивее, чем в вазе; что чистота – это залог уюта и красоты, многие другие примитивные правила.
Теоретические основы: принципы в эстетическом воспитании
Организация эстетического воспитания в детском саду производится с учетом нескольких принципов:
- комплексного подхода;
- эстетизации развивающей среды;
- ориентации на общие ценности;
- связи воспитания и жизни, окружающим пространством;
- связи развития и воспитания;
- учета индивидуальных, возрастных особенностей;
- художественной направленности, культурного обогащения;
- связи с народной культурой, традициями;
- принципа естественной радости.
Цель – формировать адекватное эстетическое отношение к окружающему, научить маленького человека видеть, понимать красоту. Воспитание формирует восприятие, воображение, развивает память, чувства, интересы, склонности, способности. Помогает сформировать активное позитивное отношение к повседневной жизни.
Задачи:
- сформировать представление о ценностях прекрасного, красивого, изящного, гармоничного;
- формировать восприятие прекрасного в искусстве, повседневной жизни;
- влиять на эмоциональную отзывчивость, навыки сопереживания, чувство «вкуса»,
- закладывать основы творчества, художественного обучения.
Результатом воспитания становится:
- общее понимание доброго, прекрасного, правильного;
- восприятие формы, содержания;
- соучастие, сопереживание;
- яркость выражения эмоций, впечатлений, воображения.
Эстетическое воспитание младших дошкольников
Эстетическое воспитание в младшей группе отличается своими особенностями. Младший дошкольный возраст- благоприятный период для развития воображения ребенка. В связи с этим важно создать такую среду, которая способствовала бы ведению поисковой деятельности, помогала по-своему решать детские вопросы. Не стоит сразу давать все ответы. Специальные игры, задания, развивающие занятия помогают создать условия для оптимального развития творческих способностей в будущем.
Педагогу при работе с дошкольниками младшей группы необходимо сделать процесс их нахождения в учреждении максимально творческим. Творчество должно незаметно, но органично входить в жизнь ребенка. Важна организация интересной и максимально насыщенной жизни детей во время нахождения в детском саду: обогащение ее яркими впечатлениями, эмоциональной направленностью, разнообразными формами работы. Это материал для развития воображения ребенка, памяти, эстетических чувств. На этом периоде важно общение с искусством. У ребенка еще только закладывается понимание красоты, и выразительные средства отображения способны сыграть свою роль в их развитии.
В старшем возрасте главной формой эстетического воспитания становится знакомство с литературой и художественным искусством, в том числе с мультфильмами и кинофильмами. Книжные герои, мультипликационные персонажи становятся идеалами, носителями добра или зла, прекрасного или отвратительного. Отношение к искусству становится осознанным, оно дифференцируется. Дети начинают относится к искусству действительно серьезно: они воспринимают его на самом деле эстетически, получают удовольствие от чтения, рассматривания картин, рисования, слушания музыки. Постепенно такая тяга к некоторым формам прекрасного становится потребностью.
Этот возраст – особенный период эстетического воспитания, в котором очень важную роль играет воспитатель. Умелые педагоги способны не только укрепить фундамент формирования чувства прекрасного. Они могут заложить настоящее эстетическое мировоззрение маленького человека, у которого происходит становление отношения к миру, развитие основных эстетической культуры.
Каждое дошкольное учреждение имеет потенциал для развития всех важнейших качеств личности. Правильная построенная схема воспитания с содействием семьи гарантирует формирование ребенка как эстетически развитого гражданина общества.
Список использованной литературы:
- Лыкова И.А. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352 с.
- Лыкова И.А. «Азбука народной культуры» образовательная программа духовно – нравственного воспитания и художественно – эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», 2017; ООО ИД «Цветной мир», 2017
Источники:
1.https://uchitel.club/events/etiko-esteticeskoe-napravlenie-vospitaniya-v-sovremennom-detskom-sadu/
2. https://dou73zlatoust.educhel.ru/activity/educational_work/post/1449800
3. https://vospitanie.guru/esteticheskoe/v-dou
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ.
в работе описаны современные технологии намболее часто применяемые в работе с детьми в детском саду....
Музыкальное воспитание в современном детском саду. Зачем и нужно ли.
Рассуждение о музыкальном воспитании детей в доу. Роль в развитии творческих способностей....
Проект регионального конкурса исследовательских проектов старших дошкольников и младших школьников. в номинации «Этико-эстетическое направление воспитания»
Проект регионального конкурса исследовательских проектов старших дошкольников и младших школьников. в номинации «Этико-эстетическое направление воспитания» 1.Номинация...
Доклад "Рабочая программа воспитания Этико-эстетическое направление воспитания - (модуль «Я в мире прекрасного)"
Рабочая программа воспитания «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» (дошкольный уровень) на 2022-2023 учебный г...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Хоровое пение в детском саду»
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Хоровое пение в детском саду» (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 5-7лет...
Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»)
Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надеж...
ООД художественно-эстетической направленности в старшей группе детского сада "Снегурочка".
Занятие по лепке в старшей группе на тему "Снегурочка" направлено на развитие творчества и воображения дошкольников. Цель занятия - научить детей лепить фигуру Снегурочки в длинной шубке, пе...