Проект "Где спрятался воздух?" для детей старшей группы с ОНР.
методическая разработка (старшая группа)

Ефимова Наталья Анатольевна
  • Цель: Дать детям первичные представления о свойствах воздуха и способах его обнаружения. Привить интерес к исследовательской деятельности.
  • Тип проекта: Познавательно-исследовательский
  • Период: Проект месяца

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_spryat_vozd.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОЕКТ

"ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ВОЗДУХ?" для детей старшей группы с ОНР.

  • Цель: 

Дать детям первичные представления о свойствах воздуха и способах его обнаружения. Привить интерес к исследовательской деятельности.

  • Возраст детей:

5-6 лет, старшая группа, ОНР

  • Тип проекта:

Познавательно-исследовательский

  • Период:

Проект месяца

  • Участники проекта:

Дети группы, педагоги

  • Проблема:

Недостаточно сформированы знания о неживой природе, в частности о свойствах воздуха, отсутствует интерес к исследовательской деятельности с данным объектом.

  • Задачи:
  1. Формировать первичные представления о свойствах воздуха и его взаимодействии с другими объектами окружающего мира, а также способами его обнаружения.
  2. Развивать познавательные и творческие способности.
  3. Учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности, поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения.
  4. Расширять и активизировать словарь, закреплять правильное употребление предлогов.
  5. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании и аппликации; развивать творческие способности.
  6. Развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, физиологическое дыхание.
  7. Способствовать развитию любознательности и самостоятельности.
  • Ожидаемый результат:

Дети пришли к выводу, что воздух находится везде, он вокруг нас, и его можно обнаружить различными способами.

  • Итог проекта:

Открытое мероприятие «Где спрятался воздух?»

Реализация проекта:

Первый этап: подготовительный:

  1. Подбор методической литературы по теме
  2. Подбор художественной литературы, где говорится о воздухе, о ветре (стихи, поговорки, сказки, загадки)
  3. Подбор подвижных игр ("Мороз Иванович"), речь с движением ("Ветер и деревья")
  4. Беседы о свойствах воздуха, его значении для человека, животных и растений. Дать понятия: невидимый, невидимка, прозрачный, заполняет все вокруг нас
  5. Наблюдение за подачей воздуха в аквариум через компрессор
  6. Дать понятие "ветер" – это перемещение (движение) воздушных масс
  7. Наблюдение за ветром в природе:
  • Куда плывут облака?
  • "Султанчики" – направление ветра
  • Что умеет делать ветер?
  • Почему качаются ветки деревьев?
  1. Словесная игра "Подскажи словечко": ветер – дует, завывает, сдувает, свистит, качает ветки, гнет кусты; сильный, слабый, теплый, холодный, приятный и т.п.
  2. Развитие физиологического дыхания ("Подуй на снежинку", "Споем песенку ветра", "Закати шарик в ворота", "Подуй на чай", игры на дудочках)
  3.  Рассматривание иллюстраций с изображением ветра
  4.  Изображение ветра в свободной творческой деятельности
  5.  Взвешивание на весах различных предметов: показать способы уравновешивания
  6.  Прослушивание музыкальных композиций, различных по темпу и ритмическому рисунку (ректайм, вальс, полька, русская народная, марш)
  7.  Обследование ракушек (тактильные ощущения, знакомство со структурой)
  8. Подбор материала для экспериментирования, в т.ч. природного (ракушки)

Второй этап: основной:

  1. Чтение художественной литературы (см. приложение):
  • О. Зайцева "Сказка о ветре"
  • стихи о ветре Ю. Жарковой, А. Тиленко, Л. Стефанович, С. Маршака, Е. Ткач, Н. Шемякиной, Н. Цветковой, М. Блинниковой
  • Чтение и объяснение пословиц и поговорок о ветре
  • Загадывание загадок о ветре
  1. Придумывание способов создания ветра в группе (включить фен, вентилятор, открыть окно, помахать веером, подуть и т.п.)
  2. Словесная игра "Подскажи словечко": ветер – дует, завывает, сдувает, свистит, качает ветки, гнет кусты; сильный, слабый, теплый, холодный, приятный и т.п.
  3. Д/и "Четвертый лишний" (фен-окно-вентилятор-булка; вертолет-веер-согнутые кусты-кукла; и т.п.)
  4. Конструирование из бумаги "Веер"
  5. Развитие мелкой моторики:
  • Намыливание губок
  • Мытье ракушек губками
  • Складывание вееров
  • Выкладывание из веревочек ракушек
  • Составление из палочек предметов, где может находиться воздух
  1. Свободная творческая деятельность – "Изобрази ветер" (рисунки детей)
  2. Проведение опытов по обнаружению воздуха в различных предметах окружающей обстановки:
  • -- Опыт «Обнаружение воздуха в пустом сосуде»
  • -- Опыт «Обнаружение воздуха в губке»
  • -- Опыт «Обнаружение воздуха в ракушках»
  • -- Опыт «Обнаружение воздуха в воде»
  • -- Опыт «Обнаружение воздуха вокруг нас»
  • -- Опыт «Обнаружение воздуха в организме человека»
  • -- Опыт «Надувание воздушного шарика»
  • -- Опыт «Пускание мыльных пузырей»
  • -- Опыт «Взвешивание воздуха»

    9.   Показ способов ловли воздуха – игры-забавы "Поймай воздух в мешочек, в шарик"

Третий этап: заключительный:

  1. Продукт деятельности:

Выставка работ "Ветер, мы тебя узнали"

Создание альбома с зарисовками опытов по обнаружению воздуха

Аппликация "Воздушные шарики для Говорунчика"

Конструирование из бумаги вееров

  1. Игра-забава "Мыльные пузыри"
  2. Проведение открытого мероприятия для РМО
  3. Презентация проекта
  4. Выдвижение проекта на конкурс

Раскрытие темы проекта через 5 образовательных областей:

  1. Познавательное развитие

  • Обогащение знаний детей о свойствах воздуха и способах его обнаружения:
  • -- Опыт «Обнаружение воздуха в пустом сосуде»
  • -- Опыт «Обнаружение воздуха в губке»
  • -- Опыт «Обнаружение воздуха в ракушках»
  • -- Опыт «Обнаружение воздуха в воде»
  • -- Опыт «Обнаружение воздуха вокруг нас»
  • -- Опыт «Обнаружение воздуха в организме человека»
  • -- Опыт «Надувание воздушного шарика»
  • -- Опыт «Пускание мыльных пузырей»
  • -- Опыт «Взвешивание воздуха»
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций, сюжетных картинок с ветром, беседы по ним.
  • Беседы о свойствах воздуха, его значении для человека, животных и растений, ситуативные беседы.
  • Пословицы  и поговорки о ветре, отгадывание загадок, придумывание загадок детьми.
  • Чтение стихов Ю. Жаркой, А. Тесленко, Л. Стефанович, С. Маршака, Е. Ткач и др.,  «Сказки о ветре».

  1. Физическое развитие

  • Подвижные игры: «Мороз Иванович», «Пузырь» и др.
  • Развитие физиологического дыхания, различной силы выдоха ("Подуй в трубочку", "Подуй на снежинку")
  • Координация речи с движением: «Ветер и деревья»
  • Развитие мелкой моторики (игры с мелким опытным материалом, работа с губками, складывание вееров, выкладывание из шнурков предметов, где можно найти воздух)
  • Поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка
  • Совершенствовать КГН, закреплять навыки вежливого обращения за помощью, навыки бережного отношения к предметам и поддержания аккуратности и порядка, благодарить за оказанную помощь

  1. Художественно-эстетическое развитие

  • Рассматривание иллюстраций из мира природы с ветром
  • Выставка рисунков "Ветер, мы тебя узнали"
  • Конструирование из бумаги "Веер"
  • Создание альбома с зарисовками опытов "Воздух, мы тебя нашли"
  • Аппликация "Воздушные шарики для Говорунчика"
  • Прослушивание музыкальных композиций, различных по темпу и ритмическому рисунку

  1. Речевое развитие

  • Обогащение словаря за счет слов: воздух, невидимый, прозрачный, имеет вес и т.п.
  • Развитие связной диалогической и монологической речи
  • Совершенствование грамматического строя речи (закрепление предлогов, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласование числительных с существительными и др.)
  • Чтение стихов о ветре, отгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок
  • Словесные игры ("Подскажи словечко", "Скажи ласково", "Один – много" и др.)

  1. Коммуникативно-личностное развитие

  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
  • Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания
  • Формирование позитивных установок  к различным видам труда и творчества
  • Формирование основ безопасного существования в быту и природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»

Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию   в обучении детей....

конспект организованной образовательной деятельности "Где спрятано здоровье?" в старшей группе

Интересный  и актуальный материал расширяет познавательный интерес детей, воспитывает здоровый образ жизни....

Конспект НОД по здоровью на тему: «Где спряталось здоровье» в старшей группе компенсирующей направленности.

Закрепляем у детей представления о здоровом образе жизни; учим применять правила сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...

Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники» (для детей старшей группы).

позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества....