Признаки детской тревожности в дошкольном возрасте
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Муратова Елена Геннадьевна

 Признаки детской тревожности в дошкольном возрасте

Зачастую детская тревожность не воспринимается взрослыми как явный симптом эмоционального неблагополучия. Вместе с тем она способна вызвать серьезные нарушения функционирования в различных сферах жизни.
Так, условием психического развития в школьном возрасте становится учеба. Начальный период обучения сопряжен для первоклассников с трудностями адаптации к школе. Однако, если для одних — это период длится сравнительно недолго и легко преодолевается, то немалая часть детей в силу различных причин с трудом приспосабливаются ко всем предъявленным в школе требованиям.
В случаях эмоционального неблагополучия, сопровождающего ожиданием неуспех в учебной деятельности, возникают такие состояния, которые в психологии классифицируются как школьная тревожность, школьный невроз, школьная фобия.
Неприятных последствий детской тревожности можно было бы избежать при своевременном распознавании ее учителем и родителем, и исключением из процесса обучения и воспитания стрессовых тактик педагогического воздействия.
Причины возникновения
●противоречивые требования к ребенку, исходящие из разных источников (или даже одного источника), когда родители запрещают одно и тоже;
●неадекватные требования, не соответствующие возможности и стремления ребенка;
●требования, которые ставят в униженное, зависимое положение;
●завышенные требования, негибкая, догматичная система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его способности, интересы, склонности. (Одна из наиболее распространенных разновидностей такого воспитания система ты должен быть…);
Тревога-это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями.
 Возраст начала.
Детская тревожность имеет тенденцию начинаться в очень раннем возрасте. Уже в дошкольном периоде может проявляться ее симптоматика, которую родители могут определить по характеру следующих проявлений. 
Характер проявлений тревожности (по отношению к взрослым)
-очень охотно выполняет свои обязанности;
-слишком разговорчив, докучает своей болтовней;
-очень часто приносит и показывает воспитателю найденные им предметы, рисунки, поделки.
-постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны взрослых;
-добивается симпатии воспитателя, приходит к нему с различными жалобами на товарищей, мелкими просьбами, делами;
-полностью устраняется, если его усилия не увенчаются успехами;
-чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии 
 
Характер проявлений тревожности по отношению к сверстникам
-пытается монополизировать взрослых (занять из исключительно своей особой), постоянно «перетягивает» их внимание на себя;
-«играет героя», особенно когда ему делают замечания;
-не может удержаться, чтобы не «играть роль» перед окружающими; 
-склонен «играть шута»;
- слишком смел, рискует без надобности;
-навязывается другим, им легко управлять;
-любит быть в центре внимания;
-играет с детьми старше себя;
-хвастает перед другими детьми;
-паясничает (строит из себя)
-шумно ведет себя, когда воспитателя нет рядом;
Подражает хулиганским выходкам других.
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Признаки детской тревожности в дошкольном возрасте

Зачастую детская тревожность не воспринимается взрослыми как явный симптом эмоционального неблагополучия. Вместе с тем она способна вызвать серьезные нарушения функционирования в различных сферах жизни.

Так, условием психического развития в школьном возрасте становится учеба. Начальный период обучения сопряжен для первоклассников с трудностями адаптации к школе. Однако, если для одних — это период длится сравнительно недолго и легко преодолевается, то немалая часть детей в силу различных причин с трудом приспосабливаются ко всем предъявленным в школе требованиям.

В случаях эмоционального неблагополучия, сопровождающего ожиданием неуспех в учебной деятельности, возникают такие состояния, которые в психологии классифицируются как школьная тревожность, школьный невроз, школьная фобия.

Неприятных последствий детской тревожности можно было бы избежать при своевременном распознавании ее учителем и родителем, и исключением из процесса обучения и воспитания стрессовых тактик педагогического воздействия.

Причины возникновения

противоречивые требования к ребенку, исходящие из разных источников (или даже одного источника), когда родители запрещают одно и тоже;

неадекватные требования, не соответствующие возможности и стремления ребенка;

требования, которые ставят в униженное, зависимое положение;

завышенные требования, негибкая, догматичная система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его способности, интересы, склонности. (Одна из наиболее распространенных разновидностей такого воспитания система ты должен быть…);

Тревога-это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями.

 Возраст начала.

Детская тревожность имеет тенденцию начинаться в очень раннем возрасте. Уже в дошкольном периоде может проявляться ее симптоматика, которую родители могут определить по характеру следующих проявлений.

Характер проявлений тревожности (по отношению к взрослым)

-очень охотно выполняет свои обязанности;

-слишком разговорчив, докучает своей болтовней;

-очень часто приносит и показывает воспитателю найденные им предметы, рисунки, поделки.

-постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны взрослых;

-добивается симпатии воспитателя, приходит к нему с различными жалобами на товарищей, мелкими просьбами, делами;

-полностью устраняется, если его усилия не увенчаются успехами;

-чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии 

Характер проявлений тревожности по отношению к сверстникам

-пытается монополизировать взрослых (занять из исключительно своей особой), постоянно «перетягивает» их внимание на себя;

-«играет героя», особенно когда ему делают замечания;

-не может удержаться, чтобы не «играть роль» перед окружающими;

-склонен «играть шута»;

- слишком смел, рискует без надобности;

-навязывается другим, им легко управлять;

-любит быть в центре внимания;

-играет с детьми старше себя;

-хвастает перед другими детьми;

-паясничает (строит из себя)

-шумно ведет себя, когда воспитателя нет рядом;

Подражает хулиганским выходкам других.

 

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление тревожности в дошкольном возрасте

           Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психическо...

Психологическая программа коррекции тревожности детей дошкольного возраста

На сегодняшний день, к сожалению, растёт число  эмоционально -неустойчивых , тревожных детей,.Начиная с дошкольного возраста, с этими детьми необходимо ...

Психологическая диагностика и устранение признаков дезадаптации у детей дошкольного возраста

Детский сад – новый не известный до этого период в жизни ребенка. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. С целью создания благоприятных условий для адаптации к условиям ДОУ, ра...

Статья на тему: "Особенности возникновения и проявления тревожности в дошкольном возрасте"

Проблема тревожности в дошкольном возрасте в настоящее время является наиболее актуальной и изучаемой, так как понимая причины возникновения детской тревожности, можно грамотно простроить коррекционно...

Статья по теме "Тревожность в дошкольном возрасте"

Стаья, посвященая понятию "Тревожность в дошкольном возрасте" и способы ее диагностики и  коррекции...

Картотека игр направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста.

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка   давно признана в отечественной психологии. На современном этапе детский сад стано­вится ...

Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...