методическая разработка на тему "нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников"
методическая разработка

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников

 

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, фантазии, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать фантазию, воображение необходима особая организация изобразительной деятельности – в частности, использование нетрадиционных техник, т. к. в них присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. На занятиях дети знакомятся с новыми нетрадиционными техниками рисования: манкография, кляксография, воскография, оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, рисование ватными палочками, печатание листьями, рисование пальчиками, рисование ладошками, граттаж и др.

Научившись выражать свои чувства на бумаге с помощью нетрадиционного рисования, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Каждый ребенок становится маленьким исследователем, с радостью и удивлением открывающем для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

  • Развивают творческие способности, воображение.
  • Развивают уверенность в своих силах, способствуют снятию детских страхов;
  • Развивают пространственное мышление;
  • Учат детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждают детей к творческим поискам и решениям;
  • Учат детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;
  • Развивают мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
  • Способствуют пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Развивают внимание и усидчивость.

«Оттиск поролоном»

Материал: пластиковая мисочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Ход работы: Прижмите поролон к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

«Граттаж»

Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.

Ход работы: Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

Возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином. Широкой кистью нанесём на поверхность слой туши, разбавленной мылом. Когда тушь высохнет, возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок, образуя на черном фоне тонкие штрихи.

«Фроттаж»

Материал: Лист бумаги, вырезанные из картона шаблоны, пастельные мелки.

Ход работы: Это слово происходит от французского, и переводится как «натирание». Для работы в этой технике нужны вырезанные из картона шаблоны. Накрываем карточку листом бумаги и закрашиваем лист пастельными мелками. В процессе наблюдаем, как проступает рисунок.

«Кляксография»

Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Ход работы: Поставьте на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуйте на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Поверните лист и снова подуйте. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Можно еще раскатать кляксу, можно свернуть лист бумаги вдвое и отпечатать на второй половине. А потом оживляем изображение, дорисовываем его.

«Монотипия» (отпечатки).

Материал: краска, кисточка, бумага

Ход работы: Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось?

Ниткография»

Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

Ход работы: Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может, наше настроение?

«Пластилинография»

Материал: Бумага, простой карандаш, пластилин, влажная салфетка.

Ход работы: Нарисовать рисунок простым карандашом, наносить на него

пластилин соответствующего цвета, размазывать, не выходя за контур изображения.

«Клеевая живопись»

Материал: Бумага, простой карандаш, клей ПВА, кисточка, влажная салфетка, крупа (соль, нитки, нарезанные на мелкие кусочки).

Ход работы: На заранее нанесённый клей по контуру рисунка, посыпать крупу (соль, нитки), которая засыхает на клею, получается любой рисунок.

«Рисование сыпучими материалами»

Материал: Клей ПВА, картон, сыпучие материалы (манка, песок, соль, мелкая стружка, гречка, пшено, сухая заварка и т.п.)

Ход работы: Рисуется контур предмета, покрывается клеем ПВА и засыпается. Чем? Мелкими стружками или сахаром, гречкой, пшеном, солью, заваркой.

«Рисование мыльными пузырями»

Материал: Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага.

Ход работы: Возьмите мелкую баночку, приготовьте в ней раствор из гуаши, воды и шампуня (5:1:1), по консистенции он должен быть, как сливки. Опустите в смесь трубочку для коктейля, дуньте таким образом, чтобы получились мыльные пузыри. Лист бумаги осторожно опустите на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников....

«Использование нетрадиционной техники рисование как средство развития творческого воображения детей».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 68»       Образовательный проект. Использование не...

Система работы "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого воображения детей".

Система работы "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого воображения детей"....

Статья "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческого воображения дошкольников"

В развитии творческого воображения архиважное значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности, такие как рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, созда...

Нетрадиционные техники рисования , как средства развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Материал содержит занятия с детьми по ознакомлению с нетрадиционной техникой рисования. Работу с родителями....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения

Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема.Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях инт...