Конспект "Календарь природы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Брайков Ксения Алексеевна

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Календарь природы» с использованием наглядного моделирования

Тип: интегрированное
Возраст детей: подготовительная к школе группа
Форма деятельности: групповая, индивидуальная, подгрупповая
Цель: создание условий для успешного усвоения детьми знаний об особенностях времен года, явлений и объектов природы и связях между ними
Задачи:
Образовательные:
- развивать и уточнять представления о предметах и явлениях в действительности;
- расширять кругозор и представления детей;
- закреплять умения классифицировать явления природы по временам года;
Развивающие:
- развивать воображение, память, речь, моторику; наблюдательность и познавательно-исследовательский интерес; творческие способности; конструкторские способности;
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе; экологическую культуру; желание помогать и заботиться о младших
Приоритетная ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
В интеграции с ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Методы и приемы, технологии: метод наглядного моделирования, «говорящая стена»
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения во время прогулок за природными и погодными явлениями и объектами; моделирование времен года на стене
Словарная работа: флешка, синоптики

Ход:

Вводная часть (мотивационно-ориентировочный, подготовительный этап)
Организация утреннего круга «Доброе утро»
Воспитатель:
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Воспитатель:
— Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе! -Вздохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злость, беспокойство.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу!
Сюрпризный момент. Постановка проблемы.
Воспитатель:
- Сегодня утром пришла в детский сад, и встретила детей младшей группы. Они рассказали, что очень любят природу, любят гулять, наблюдать и играть. Природа любит, когда о ней говорят. Прося рассказать им о природе.
Решение проблемной ситуации
3. Беседа о явлениях природы
Воспитатель:
- Какие явления природы вы знаете? (гром, молния, снег, дождь) К какому времени года относятся эти явления? (ответы детей)
- От чего зависят явления природы? (от времени года, от погоды)
- Кто нам сообщает прогноз погоды? (ведущие передач «Прогноз погоды»). Верно. А ведущим передают информацию о погоде синоптики-люди, которые с помощью приборов определяют состояние погоды.
- Предлагаю вам поиграть в эту игру. Присаживайтесь поудобнее.

4. Словесно-дидактическая игра «Прогноз погоды»
- развитие связной речи, совершенствование работы с календарем путем его моделирования
Воспитатель:
- Без чего мы не сможем построить календарь погоды?
(без наблюдения)
- Верно. Все наши наблюдения заносятся в календарь.
- Что есть на нашем календаре? (картинки по сезонам, дерево, градусник, явления природы птицы,и т.д.)
- Кто отмечает погоду на нашем календаре? (дежурный группы)
- Дежурный группы сегодня отметил календарь погоды по своим наблюдениям после утренней прогулки и сейчас он расскажет о ней с помощью календаря.
(Выходит желающий ребенок)
Воспитатель:
- Леонид, превратится в ведущего программы «Прогноз погоды» и познакомит нас с погодой.
(составление примерного описательного рассказа по календарю с помощью моделирования):
«Доброе утро, уважаемые зрители! Сегодня я вас познакомлю с прогнозом погоды. На дворе весна, наступил месяц март. Это первый месяц весны.
Сегодня понедельник, , 21 марта, на улице прохладно (отмечено синим градусником), температуры воздуха выше нуля (отмечено на градуснике), на улице светит солнце ярко (отмечено картинкой), но дует сильный ветер, (отмечено картинкой в образе ветра), небо покрыто тучами (отмечено облаком, наблюдается гололед (отмечено картинкой).
На этом прогноз погоды закончен. Всем желаю доброго дня. Будьте осторожны на дорогах. До новых встреч!»
Воспитатель:
- Спасибо, Леонид! Получился прекрасный ведущий передачи. Ребята, о какой природе мы сейчас с вами говорили: о живой или неживой?
- Предлагаю немного подвигаться.
5. Физминутка «весна»
Отдых наш — физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два. (Ходьба на месте.)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу. (Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.)
Руками взмахнули,
Кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу. (Круг руками, встряхивания кистями.)
Плавно руками, дети, помашем,
Это к нам птицы летят,
(Руки плавно в стороны, руки плавно опустить вниз.)
Как они сядут, мы тоже покажем, (Сесть на стульчики)
Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...