Выступление духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста (Л,М, Толстой " Новая Азбука")
материал (средняя группа)
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости
это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству,
к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.docx | 44.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на МО по нравственно – патриотическому воспитанию.
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста (Л. Н. Толстой «Новая азбука»)
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости
это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству,
к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Эта сложность заключается в том, что делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления патриотизма.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства привязанности к окружающим.
Сегодня, когда покачнулись очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народной культуры, к её устному творчеству, народно-прикладному искусству.
Задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Мы познакомим вас, с некоторыми аспектами духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста в рамках ДОУ на примере совместного прочтения нами и обсуждения с детьми рассказов
Л. Н. Толстого из «Новой азбуки»
Влияние рассказов из «Новой азбуки» Л. Н. Толстого особенно велико в первые пять лет жизни ребенка, когда начинают закладываться такие представления, которые в будущем станут основой его сознательной жизни, когда формируются личностные качества, первые черты характера.
Л. Н. Толстой стремился своими рассказами пробудить в детях лучшие качества, оградить от эгоизма и равнодушия.
Дети со свойственной им непосредственностью восприятия, верой в правдивость происходящего мысленно участвуют в каждом сюжете
Л. Н. Толстого, глубоко переживают обиду, отстаивают справедливость.
В наше непростое время особенно важно начинать с детских лет воспитывать у ребенка эмоциональное восприятие художественных произведений, способность самостоятельно рассуждать над ними. Это пробуждает в ребенке творческое начало, помогает сформировать эстетическое восприятие мира.
Здесь многое зависит от выразительности чтения педагога, от систематичности, продуманности работы воспитателя с книгой, от умения пробудить у воспитанников творческое восприятие текста.
На наш взгляд, формирование личности ребенка в рамках ДОУ наиболее полным будет происходить, при совместном прочтении и обсуждении классической русской прозы и поэзии (И. Бунин, И. С. Тургенев,
Л. Н. Толстой, А. Куприн и многие другие).
В качестве примера для рассмотрения возьмем рассказы Л. Н. Толстого из «Новой азбуки», адресованные детям младшего дошкольного возраста.
Живой личный интерес и человеческое участие в судьбе толстовских персонажей у детей вызвал рассказ о девочке Варе и чиже. Ребята искренне сочувствовали маленькой птичке, поступок девочки - осуждали, как недостойный и неправильный.
Также очень понравился ребятам рассказ Л. Н. Толстого о мальчике Мите, который, по причине своей наивности и доверчивости, оставил собранные грибы в лесу, а утром на заре, так их и не нашел. Детям, Митя тем не менее показался добрым, чутким и ранимым мальчиком. Они так же, как и при прочтении предыдущего рассказа, проявляли сочувствие по отношению к главному герою, делясь своими личными переживаниями (из собственного опыта).
Достаточно активное обсуждение вызвал рассказ о Пете и Мише, которые не смогли поделить игрушечного коня. Дети не одобрили поступок мальчиков и предложили свои варианты решения конфликта, описанный
Л. Н. Толстым (нужно было, по их мнению, играть всем вместе, не делить игрушку, не проявлять такие недостойные черты характера, как жадность и эгоизм).
Неоднозначным явилось отношение дошкольников к поступку мальчика Саши (из рассказа о трусливом мальчике Саше). Кто-то искренне сочувствовал персонажу, считая, что гроза действительно могла напугать Сашу, а кто-то посчитал его поступок недостойным, называя мальчика трусливым, нерешительным.
Большой интерес у детей вызвал также рассказ о Мише, Маше и Пете. Ребята очень переживали за Мишу, каждый предлагал свой вариант решения сложившейся ситуации.
В частности, давались советы Мише впредь не возить детей на санях, поскольку Маше и Пете было безразлично, тяжело ли их другу возить сани, устал ли он, есть ли у него силы везти их дальше.
Чувство глубокого разочарования и неподдельной грусти вызвал у ребят поступок толстовских персонажей о птичке, свившей гнездо на дереве.
Дети, по мнению ребят, поступили очень неправильно, сняв гнездо птицы с дерева, не подумав о последствиях своего поступка.
А последствия были самые печальные: птенцы были просто обречены!
Смех, удивление и даже восторг появились на лицах детей при совместном прочтении рассказа Л. Н. Толстого о двух крысах и воронах. Какими же хитрыми, умными и смышлеными показались ребятам герои этого рассказа!
Также, беседуя о прочитанном, дошкольники делились наблюдениями за повадками диких животных в зоопарке, рассказывали о впечатлениях, полученных от общения со своими домашними питомцами.
Подбирая литературные произведения определенной моральной направленности, воспитатель может влиять, начиная с самых ранних лет, на восприятие ребенком мира, формируя правильное отношение к окружающему миру, закладывая основы необходимых черт характера.
Встречи ребенка в раннем детстве с художественными произведениями стимулируют рост тех личностных возможностей, которые в дальнейшем могут привести к расцвету не только его нравственных, но и творческих способностей.
Необходимо постоянно изучать детей, их внутренний мир, их запросы, замечать происходящие изменения в их развитии. Следует сказать, что возможности патриотического воспитания не реализуются сами по себе, необходима систематическая работа педагогов и родителей.
Использованные источники народной культуры являются наглядно-действенными, яркими и доступными для детского восприятия.
Они в своей сущности отражают жизнь людей в прошлом с их обычаями и традициями, показывают нам, как нужно жить и каким быть человеку, учат в доступной форме воспринимать идею и смысл, воспитывают у детей нравственно-патриотические качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".
Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...
Презентация "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста средствами детской литературы"
Презентация для участия в МО духовно-патриотической направленности...
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка» Доклад«Формирование духовно-нравст...
Презентация "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"
Презинтация к докладу "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"...
Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...
Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...
- Мне нравится (2)