Выступление духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста (Л,М, Толстой " Новая Азбука")
материал (средняя группа)

Коновалова Ольга Константиновна

«Воспитание любви к родному краю,  к родной культуре,

к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости

это доказывать.                              

 Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству,

к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачёв

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx44.78 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на МО по нравственно – патриотическому воспитанию.  

Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста (Л. Н. Толстой «Новая азбука»)

                                        

https://www.maam.ru/images/users/avatars/95b7b5e9a65ae3e8fdf23ddf7731a1f5.jpg                         

«Воспитание любви к родному краю,  к родной культуре,

к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости

это доказывать.        

 Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству,

к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачёв

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная.  Эта сложность заключается в том, что делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления патриотизма.

 Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства привязанности к окружающим.  

Сегодня, когда покачнулись очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народной культуры, к её устному творчеству, народно-прикладному искусству.

 Задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.

 Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Мы познакомим   вас, с некоторыми  аспектами духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста  в рамках ДОУ на примере совместного прочтения нами  и обсуждения с детьми рассказов

 Л. Н. Толстого из «Новой азбуки»

Влияние рассказов из «Новой азбуки» Л. Н. Толстого особенно велико в первые пять лет жизни ребенка, когда начинают закладываться такие представления, которые в будущем станут основой его сознательной жизни, когда формируются личностные качества, первые черты характера.

Л. Н. Толстой стремился своими рассказами пробудить в детях лучшие качества, оградить от эгоизма и равнодушия.

Дети со свойственной им непосредственностью восприятия, верой в правдивость происходящего мысленно участвуют в каждом сюжете

 Л. Н. Толстого, глубоко переживают обиду, отстаивают справедливость.

В наше непростое время особенно важно начинать с детских лет воспитывать у ребенка эмоциональное восприятие художественных произведений, способность самостоятельно рассуждать над ними. Это пробуждает в ребенке творческое начало, помогает сформировать эстетическое восприятие мира.

 Здесь многое зависит от выразительности чтения педагога, от систематичности, продуманности работы воспитателя с книгой, от умения пробудить у воспитанников творческое восприятие текста.

На наш взгляд, формирование личности ребенка в рамках ДОУ наиболее полным будет происходить, при совместном прочтении и обсуждении классической русской прозы и поэзии (И. Бунин, И. С. Тургенев,

 Л. Н. Толстой, А. Куприн и многие другие).

В качестве примера для рассмотрения возьмем рассказы Л. Н. Толстого из «Новой азбуки», адресованные детям младшего дошкольного возраста.

Живой личный интерес и человеческое участие в судьбе толстовских персонажей у детей вызвал рассказ о девочке Варе и чиже. Ребята искренне сочувствовали маленькой птичке, поступок   девочки - осуждали,   как недостойный и неправильный.

Также очень понравился ребятам рассказ Л. Н. Толстого о мальчике Мите, который, по причине своей наивности и доверчивости, оставил собранные грибы в лесу, а утром на заре, так их и не нашел. Детям, Митя тем не менее показался добрым, чутким и ранимым мальчиком. Они так же, как и при прочтении предыдущего рассказа, проявляли сочувствие по отношению к главному герою, делясь своими личными переживаниями (из собственного опыта).

Достаточно активное обсуждение вызвал рассказ о Пете и Мише, которые не смогли поделить игрушечного коня. Дети не одобрили поступок мальчиков и предложили свои варианты решения конфликта, описанный

 Л. Н. Толстым (нужно было, по их мнению, играть всем вместе, не делить игрушку, не проявлять такие недостойные черты характера, как жадность и эгоизм).

Неоднозначным явилось отношение дошкольников к поступку мальчика Саши (из рассказа о трусливом мальчике Саше). Кто-то искренне сочувствовал персонажу, считая, что гроза действительно могла напугать Сашу, а кто-то посчитал его поступок недостойным, называя мальчика трусливым, нерешительным.

Большой интерес у детей вызвал также рассказ о Мише, Маше и Пете. Ребята очень переживали за Мишу, каждый предлагал свой вариант решения сложившейся ситуации.

В частности, давались советы Мише впредь не возить детей на санях, поскольку Маше и Пете было безразлично, тяжело ли их другу возить сани, устал ли он, есть ли у него силы везти их дальше.

Чувство глубокого разочарования и неподдельной грусти вызвал у ребят поступок толстовских персонажей о птичке, свившей гнездо на дереве.

 Дети, по мнению ребят, поступили очень неправильно, сняв гнездо птицы с дерева, не подумав о последствиях своего поступка.

 А последствия были самые печальные: птенцы были просто обречены!

Смех, удивление и даже восторг появились на лицах детей при совместном прочтении рассказа Л. Н. Толстого о двух крысах и воронах. Какими же хитрыми, умными и смышлеными показались ребятам герои этого рассказа!

Также, беседуя о прочитанном, дошкольники делились наблюдениями за повадками диких животных в зоопарке, рассказывали о впечатлениях, полученных от общения со своими домашними питомцами.

Подбирая литературные произведения определенной моральной направленности, воспитатель может влиять, начиная с самых ранних лет, на восприятие ребенком мира, формируя правильное отношение к окружающему миру, закладывая основы необходимых черт характера.

Встречи ребенка в раннем детстве с художественными произведениями стимулируют рост тех личностных возможностей, которые в дальнейшем могут привести к расцвету не только его нравственных, но и творческих способностей.

 Необходимо постоянно изучать детей, их внутренний мир, их запросы, замечать происходящие изменения в их развитии. Следует сказать, что возможности патриотического воспитания не реализуются сами по себе, необходима систематическая работа педагогов и родителей.

 Использованные источники народной культуры являются наглядно-действенными, яркими и доступными для детского восприятия.

 Они в своей сущности отражают жизнь людей в прошлом с их обычаями и традициями, показывают нам, как нужно жить и каким быть человеку, учат в доступной форме воспринимать идею и смысл, воспитывают у детей нравственно-патриотические качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка»       Доклад«Формирование духовно-нравст...

Презентация "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"

Презинтация к докладу "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"...

Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...