Проектная деятельность «Народное искусство и культурное наследие русского народа».
проект (средняя группа)
Данный проект эффективен в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народно – прикладном искусстве и воспитанию у детей дошкольного возраста любви к народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_promysly.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность «Народное искусство и культурное наследие русского народа».
Тема: «Народное искусство и культурное наследие русского народа»
Тип проекта: познавательно-творческий
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Возраст детей: средняя группа (4 – 5 лет)
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Проблема:
К сожалению, в наши дни молодое поколение имеет недостаточно знаний о культуре своего народа. Молодёжь не видит в этом проблемы, живут настоящим, не задумываясь, что без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего. Компьютерный век, век новых технологий обделил возможностью возвращаться к своим историческим корням. Взрослые не видят необходимости знакомить детей с культурой своего народа. Одни не проявляют вообще интереса к ней, другие не видят ценности в народном достоянии. Да и рассказать то им нечего, ведь они сами ничего не знают. В сложившейся ситуации очень трудно сформировать у подрастающего поколения патриотические чувства к Родине, народу, к его культуре. А тем более взрастить в детях желание продолжать наследие своего народа.
Президент России, Владимир Путин, поддержал идею объявить 2022 год годом народного искусств культурного наследия народов.
«Ранее уже предлагалось провести в России год народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов - сказал президент - Давайте так и сделаем. Сделаем это в 2022 году. Важно хорошо и содержательно наполнить его программу, учесть особенности каждого нашего региона».
Актуальность: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев).
Постепенно этническая память к нам возвращается, и мы иначе стали относиться к народным праздникам, традициям, фольклору, художественному промыслу, декоративно-прикладному искусству, в которых предки передали нам бесценное наследие, просеянных сквозь сито веков, культурных достижений.
В наше сложное время – время социальных перемен, которые ворвались в жизнь каждого из нас, где народные игры, забавы и игрушки заменяют телевизионные экраны. Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через игры – забавы, загадки, сказки, через декоративно – прикладное искусство народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Приобщение детей к народной культуре, является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Гипотеза: знакомство с народно - прикладным искусством – путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания. А значит, народная культура будет жить в веках, и пополняться новыми достижениями.
Новизна проекта: Данный проект эффективен в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народно – прикладном искусстве и воспитанию у детей дошкольного возраста любви к народной культуре.
Цель: приобщение детей к народной культуре посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Задачи:
1. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину.
2.Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях русского народа.
3. Расширить представления детей о многообразии изделий народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями русского народа.
4. Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов.
5. Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием.
6. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Условия эффективного приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Для эффективного приобщения детей к истокам народной культуры нужно работать по следующим направлениям:
- Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа.
- Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка.
- Народные праздники и традиции.
- Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
- Знакомство с народными играми.
- Знакомство с родным краем.
Формы работы с детьми:
- Организованная образовательная деятельность
- Совместная деятельность
- Беседы
- Чтение познавательной и художественной литературы
- Наблюдения в быту и природе
- Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
- Организация конкурсов рисунков и поделок
- Посещение тематических выставок
- Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки.
- Игровая деятельность
Методы и приёмы работы:
- Заучивание потешек, прибауток, закличек.
- Использование пословиц, загадок, поговорок.
- Чтение художественной литературы.
- Использование русских народных песен и танцев.
- Проведение русских народных игр.
- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Изготовление и применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- Рассматривание иллюстраций о русском быте.
- Беседы, вопросы, разъяснения
Ожидаемые результаты:
1. Воспитанники познакомятся с «русской избой», со старинными предметами домашнего обихода.
2. У детей обогатится словарный запас названиями предметов русского быта.
3. Дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, научатся понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции.
4. Получат знания, характерные для каждого вида росписи и умения самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
5. Сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
6. Будет организована совместно с родителями выставка поделок «Традиционная народная кукла».
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Проект состоит из 3 этапов:
1 этап – подготовительный
На данном этапе мы определили тему проекта, поставили цель, сформулировали задачи, составили план работы.
Перед началом работы по проекту мы с детьми рассмотрели иллюстрации и альбомы по декоративно-прикладному искусству, презентации об истории появления и создания разных видов росписи. Пополнили и обогатили развивающую предметно-пространственную среду в группе наглядными пособиями, подобрали художественную литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, шаблоны и трафареты, изготовили дидактические и настольно-печатные игры.
2 этап - основной
Содержание проекта.
Познавательное развитие:
Познавательно – исследовательская деятельность: отгадывание загадок, конструирование персонажей народных игрушек, сказок из конструктора.
Образовательная деятельность «Быт и культура русского народа», экскурсия в мини-музей «Русская изба».
Коммуникативная деятельность: беседы «Знакомство с гжелью», «Весёлая хохлома», «Дымковская игрушка», «Русская народная игрушка» «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре».
Знакомство с пословицами, поговорками, потешками, закличками.
Рассматривание открыток, картинок, иллюстраций в книгах.
Восприятие художественной литературы и фольклора: «Народные промыслы», Н. Лесков «Левша», К.И. Чуковский «Федорино горе», С.Я. Маршак «Ванька-Встанька», русская народная сказка «Сивка-Бурка», заучивание стихотворения Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар».
Задачи: Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка. Обогащать словарный запас детей.
Социально – коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин народных игрушек», «К нам гости пришли».
Дидактическая игра: «Угадай и расскажи», «Весёлая хохлома», «Угадай, какая роспись», «Мои любимые сказки», «Собери фигуру по образцу», «Матрёшки».
Задачи: уточнять и закреплять знания детей о промысле; развивать интерес по изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через фольклор. Развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке; развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
Художественно – эстетическое развитие:
Музыкальная деятельность: песенки: «Осень пришла…», «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…», хоровод.
Инсценировка русской народной сказки «Репка».
Образовательная деятельность: «Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами», игра на народных музыкальных инструментах.
Изобразительная деятельность: «Весёлые матрёшки»; «Дымковская барышня».
Задачи: Закрепить умение выполнять элементы дымковской росписи, знакомство с русской народной игрушкой – матрёшка. Развивать образное восприятие песен. Познакомить с народными музыкальными инструментами, обучать игре на этих инструментах. Способствовать развитию эстетического вкуса; способствовать развитию мелкой моторики рук; воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров; закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на листе бумаги и лепки; воспитывать интерес к народной культуре.
Физическое развитие: двигательная активность, хороводные игры, подвижные игры: «Сова», «Ручеёк», «У медведя во бору»
Задачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.
Взаимодействие с родителями:
1. Анкетирование «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?»
2. Консультация: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры».
3. Беседа «Роль фольклора в развитии детей».
4. Папка-передвижка «Как приобщить ребёнка к русской культуре».
5. Поделки, выполненные совместно с детьми на тему «Традиционная народная кукла»
Задачи: Поддерживать педагогов в реализации проекта. Повысить уровень родительской компетенции в работе по развитию речи своих детей через использование детского фольклора.
3 этап - Заключительный этап
1. Выставка поделок «Традиционная народная кукла».
2. Выставка детских работ «Народные промыслы».
3. Презентация проекта «Народное искусство и культурное наследие».
4. Систематизация материалов, оформление в группе уголка «Народное искусство и культурное наследие русского народа».
Полученные результаты:
1.Дети познакомились со старинными предметами русского быта, домашнего обихода.
2. Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть.
3.Пополнили словарный запас названиями предметов русского быта.
4. Приобрели практические умения и навыки по росписи бумажных силуэтов.
5.Организовали выставки: детских работ «Народные промыслы» и поделок, выполненных совместно родителей с детьми «Традиционная народная кукла».
Заключение:
Подводя итоги проекта «Народное искусство и культурное наследие русского народа», нужно отметить, что поставленные задачи и цели в ходе проектной деятельности были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким, ребята многое узнали о культуре, традициях и быте русского народа.
Я считаю, что приобщать детей к истокам русской народной культуры нужно с раннего детства. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".
Данный проект направлен на получение и закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...
Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".
Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....
Макет" Русская изба" .Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию у детей личностной культуры
Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию у детей личностной культуры...
План мероприятий, посвященный «Году народного искусства и культурного наследия народов РФ»
План мероприятий для использованиея в работе....
Положение о конкурсе чтецов ( с использованием ИКТ технологии) «Моя Россия, народная искусство и культурное наследие народов России».
Аннотация к конкурсной работе. Данный материал ( положение к конкурсу чтецов «Моя Россия, народное искусство и культурное наследие народов России») разработан творческой группой педагогов коллекти...
Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...
Авторские разработки и проекты: Волонтерское движение дошкольников, Народное искусство и культурное наследие народа Чувашии
В методическую копилку я помещаю все свои авторские работы, всё, что может пригодиться для работы с детьми....