"Использование технологии ТИКО-моделирования в образовательном пространстве ДОУ"
статья
Материал представляет собой статью, отражающую опыт работы с использованием технологии ТИКО-моделирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заболотная Анна Юрьевна,
Толстун Инна Александровна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 21 г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области
«Использование технологии ТИКО-моделирования в образовательном пространстве ДОУ»
В настоящее время одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
Технология ТИКО-моделирования является инновационной технологией в линейке конструкторов нового поколения и представляет собой трансформируемый игровой конструктор из набора ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые могут шарнирно соединяться друг с другом.
«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) – это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Конструктор адаптирован для работы в образовательных учреждениях любого типа, прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и педагогов, эффективен в реализации современных образовательных задач.
Конструктор ТИКО также оказывает неоценимую помощь в развитии тактильного восприятия детей. Сцепляя элементы конструктора, дети активно работают пальчиками. А именно мелкая моторика рук отвечает за правильное и успешное развитие умственной деятельности ребёнка. Эту закономерность в своё время и вывела автор методики – Мария Монтессори.
В настоящее время ТИКО - технология значима в свете внедрения ФГОС. Обусловлено это тем, что она является отличным средством для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально- коммуникативное развитие). Также в режиме игры позволяет сочетать образование, воспитание и развитие. Формирует познавательную активность, навыки общения и сотворчества и способствует воспитанию социально-активной личности. А также объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
Инновационность ТИКО– технологии заключается в наглядности перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Благодаря данному конструктору дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида). Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».
Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение. С 2018 года в ТИКО – наборах появились дополнительные детали – колеса, которые делают конструкцию еще и подвижной. Также он дает возможность конструировать бесконечное множество фигур: от коврика, стула до космического корабля, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.
Задачи, решаемые при использовании ТИКО:
обучение основам технического творчества: конструирования, легоконструирования, техномоделирования, робототехники; формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования; развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки) через формирование практических умений; развитие высших психических функций, таких как: мышление, речь, внимание, воображение, память, логика, познавательная и творческая активность; развитие умения мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных задач с разными вариантами ответов; воспитание личностных качеств: трудолюбие, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному поиску и решению проблемных и логических задач, целенаправленность, умение сотрудничать с другими людьми.
Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников.
Работая с конструктором ТИКО, мы можем решить сразу несколько проблем:
1) создание развивающей среды;
2) организация развивающих занятий;
3) реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Конструктор можно использовать в различных направлениях:
1) в театральном уголке можно конструировать из ТИКО - деталей декорации и персонажи для сказок;
2) в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО - деталей;
3) кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;
4) в уголках с сюжетно-ролевыми играми
5)в уголке лепки и изодеятельности также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
6) уголок чтения оснастить набором «Эрудит» - дети могут брать оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
7) для детей с математическим складом ума набор «Геометрия» из ТИКО – деталей которого собирают фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
8) в строительном уголке построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Вместе с конструктором ТИКО можно играть в сюжетно-ролевые игры, инсценировать сказки, проводить развивающие занятия по математике, познавательному развитию, конструированию, обучению грамоте и развитию речи.
Знакомить с конструктором необходимо последовательно. От простого к сложному.
Первое, что мы делали – это рассматривали детали конструктора ТИКО.
Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники. Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет.
После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по форме, по цвету.
Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать. Главное при соединении деталей – это правильное их соединение.
Соединять детали надо под углом.
Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов
по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается.
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх.
Любая ТИКО-поделка в руках детей оживает.
С уверенностью можно сказать, что технология ТИКО - моделирования развивает оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимание, память. ТИКО- позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА
Научно - исследовательская работа по инновациооной технологии! Спешите воспользоваться! Замечательная технология по коррекции всех компонентов устной речи!...
"Использование технологии "ТИКО-конструирование" в образовательном пространстве современного ДОУ"
Использование конструктора ТИКО в работе воспитателя...
«Применение технологии ТИКО моделирования в образовательном пространстве детского сада»
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общ...
Использование технологии ТИКО – моделирования в работе с детьми имеющими ОНР
Технология ТИКО – моделирования в образовательном пространстве современного ДОУ позволяет комплексно решать целый ряд задач, среди которых приоритетными являются задачи, направленные на расширен...
Консультация для воспитателей «Использование технологии ТИКО- моделирования в математическом развитии детей»
Консультация для воспитателей«Использование технологии ТИКО- моделирования в математическом развитии детей»Цель: знакомство с опытом работы воспитателя по развитию математических способнос...
«Использование технологии ТИКО-моделирования в дошкольном учреждении для развития исследовательских навыков детей»
laquo;ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результ...
Использование технологии ТИКО-моделирования в работе с детьми с ТНР
Для ребёнка с ОВЗ очень важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать, т.к. это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности и поз...