Методические разработки
методическая разработка
Конспект ""Развитие интеллектуально - творческого потенциала дошкольников с использованием современных технологий"
С целью развития и воспитания у каждого ребёнка его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно-богатой, творческой личности, я обратила своё внимание на развитие театрализованной деятельности в нашей средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ УСПЕНСКАЯ СОШ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №32
Конспект
Развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольников с использованием современных технологий
Воспитатель высшей категории
Дряннова А.М
22.01.2019г
Создание условий для развития театрализованной деятельности детей.
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития творческих способностей детей.
Театральная деятельность – это мощное средство развития творческих способностей.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.
- Цель:
- Развитие самостоятельного детского творчества дошкольников через театральную деятельность.
- Развитие совместной театральной деятельности взрослых и детей.
- Задачи:
- Создавать условия в группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
- Последовательно знакомить детей с видами театров.
- Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.
- Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
- Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности (на перспективу).
- Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
- При организации игр — театрализаций необходимы следующие условия:
- создание уголка театра в каждой возрастной группе,
- оснащение его разнообразными видами кукольного театра,
- владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.
- Принципы
- Создание развивающей среды.
- Психологическая комфортность.
- Активность и самовыражение.
- Индивидуальный подход к детям.
- Преемственность.
- Наглядность.
- Интеграция (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности).
- Творческое взаимодействие взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
- Принципы
- Создание развивающей среды.
- Психологическая комфортность.
- Активность и самовыражение.
- Индивидуальный подход к детям.
- Преемственность.
- Наглядность.
- Интеграция (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности).
- Творческое взаимодействие взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
- Методы и приемы по совершенствованию творческой деятельности детей
- метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
- прямой прием (воспитатель показывает способы действия)
- косвенный прием (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
- Основные требования к организации театрализованных игр
- Содержательность и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствующих возрасту и умениям детей.
- Цели театрализованных занятий
- Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности
- Создание атмосферы творчества
- Развитие музыкальных способностей
- Социально-эмоциональное развитие
Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений
- Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
- Игры-превращения, образные упражнения;
- Упражнения на развитие детской пластики;
- Ритмические минутки;
- Пальчиковый игротренинг;
- Упражнения на развитие выразительной мимики; элементы пантомимы;
- Театральные этюды;
- Коррекционно-развивающие игры;
- Просмотр кукольных спектаклей;
- Задания для развития речевой интонационной; выразительности;
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Занятия в основном строятся по единой схеме:
- Введение в тему, создание эмоционального настроения
- Театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок):
- Действия детей с кукольными персонажами
- Непосредственные действия детей по ролям
- Литературная деятельность (диалоги и монологи)
- Изобразительная деятельность — дети создают декорации, костюмы персонажей
- Музыкальное исполнительство- исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.
- Сотрудничество с родителями
Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов).
Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями.
Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.
- КОНСУЛЬТАЦИИ
- АНКЕТИРОВАНИЕ
- УЧАСТИЕ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ В КАЧЕСТВЕ АКТЕРОВ
- ПОМОЩЬ В ИЗГОТОВЛЕНИИ КУКОЛ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ, ДЕКОРАЦИЙ
- СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОСМАТРИВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ, ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРОВ
- Результаты
- БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЮТ СРЕДСТВА ТЕАТРАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: МИМИКУ, ЖЕСТ,
- ДВИЖЕНИЯ, ИНТОНАЦИИ;
- ВЛАДЕЮТ ПРОСТЕЙШИМИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМИ НАВЫКАМИ И АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ;
- С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВЫПОЛНЯЮТ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ;
- ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИМПРОВИЗИРУЮТ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПЕРЕВОПЛОЩАЮТСЯ В ОБРАЗЫ РАЗНЫХ ГЕРОЕВ, СООТНОСЯТ ВОСПРИЯТИЕ СО СВОИМ ОПЫТОМ, ЧУВСТВАМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ;
- У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ НЕБОЛЬШИЕ ТЕТАРАЛИЗОВАННЫЕ ПОСТАНОВКИ;
- ДЕТИ УЧАТСЯ ПЕРЕДАВАТЬ НАСТРОЕНИЕ, ХАРАКТЕР ГЕРОЕВ ПЛАСТИКОЙ СВОЕГО ТЕЛА.
- Перспективы
- Продолжать работу по данной теме;
- Изучать, обобщать и применять на практике новые методики, знакомиться с опытом работы других педагогов – практиков;
- Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки;
- Осуществлять спектакли для малышей и сверстников.
- ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ
- ДЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
- ФОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ И СТАРШИМ
- ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ
- ДЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
- ФОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ И СТАРШИМ.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Подготовительной группы №4
МБДОУ – центра развития ребёнка
Детского сада № 32.
Воспитатель первой кваллификационой категории А.М. Дряннова
С целью развития и воспитания у каждого ребёнка его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера,
воспитания духовно богатой, творческой личности, я обратила своё внимание
на развитие театрализованной деятельности в нашей средней группе №3.
Но с чего же начать спрашивала я себя? Для начала мне нужно было создать необходимые условия для театрализованной деятельности. Поэтому я обратилась за помощью к родителям. Мама Стёпы - С.Г. Бабина профес- сиональная швея, она сшила театральную занавес для центральной декорации «Афиша». Для центрального пьедестала, необходимы были различные театрализованные атрибуты, куклы. Часть кукол у нас была, остальные помогли приобрести родители. Оснащение, театрализован-
ного уголка, с годами пополнялось (маски, муляжи, различные костюмы, шляпки, ленты и т.д). Для центральной афиши нужны были яркие плакаты,
помогли родители Максима – мама Р.А. Косян. Она нарисовала плакат-афи-шу к сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», а также к празднику «День
знаний». Позже принимали участие в оформлении В.Е.Ларионова, О.А. Сы-
соева. Коллекция афиш постепенно пополняется. Большую помощь оказали родители Ульяны – папа А.В. Бондырев помог в реставрации плоскостного театра «Репка», «Колобок». А в создании пальчикового театра нам помогла мама Кати Артемьевой. Она связала пальчиковых кукол к сказке «Теремок».
В подготовительной группе мама Сони – В.В. Плевако пополнила коллекцию
пальчиковых кукол к сказкам «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса». Роди-
тели Вики Дерезеной обновили малую ширму для индивидуальных занятий.
После необходимой подготовки в группе, был организован театрализованный уголок для игр и представлений. В нём отводилось место
для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, резиновым театром. Так же в уголке располагаются реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей
(набор кукол, ширма для кукольного театра, костюмы, маски).
Так создавались первоначальные условия, для театрализованной деятельности в нашей группе. Когда были созданы условия для театра, я перешла к следующим задачам.
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ВИДАМИ ТЕАТРА
Первое знакомство с театром произошло в средней группе. Я рассказала детям « Что такое театр» . Рассматривали открытки с видами театра: балетный, драматический, оперный. Провела занятие « Знакомство с театром», где познакомила детей с историей возникновением театра. Провела цикл НОД «Знакомство детей с видами театра». Занятия строились в несколько этапов. Целью занятий было – расширить знания детей о театрах, совершенствовать фразовую речь, вызвать эмоциональный настрой, развивать мышление, память и фантазию. На занятиях я последовательно познакомила детей с видами театров:
1. Театр на фланелеграфе. можно использовать для иллюстраций к сказкам, стихам, придуманным историям. Показ сказки «Лиса и журавль». Дети совместно со взрослыми вырезали бумажные фигурки к сказке.
2. Бибабо. Русский петрушка долго оставался главным лицом кукольного театра. Просветитель А.В. Луначарский неоднократно обращал внимание педагогов на характерные особенности Петрушки – «задористость, комедийность, неуживчивый характер…ненавистник, враг всего грязного, тёмного, что осталось в нашем быту от старого». О национальном характере героя писал и А.М. Горький, назвавший Петрушку национальной гордостью.
По средствам куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отожествляют себя с куклой. Лю-
бимые сказки этого театра: «Теремок», «Лисичка со скалочкой, «Два весёлых гуся», «Лубяная избушка».
3.Театр ложек. Обучению приёмам куловождения мы с детьми начинали с театра ложек (деревянные они легче для управления). Ребёнок брал ложку за ручку и поднимал её вверх, рука ребёнка была спрятана под юбочкой, оде-
той на ложку.
При обучении кукловождения, я объясняла, что кукла идёт по ширме не про-
вваливаясь и не слишком возвышаясь. Учились с детьми передавать походку
(легко, вперевалку, суетливо). Уходить кукла должна постепенно так же, как и входить. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, кото-
рая «говорит» в данный момент. Во время беседы куклы должны «смотреть»
друг на друга. Важно, чтобы речь ребёнка совпала с движением куклы. По этому виду театра были подготовлены мини спектакли: «Теремок», «Коло-
бок», «Кот, петух и лиса», «Репка», «Снегурочка».
4.Пальчиковый театр – наиболее доступный ребёнку, интересный способ самовыражения. Этот театр имеет наиболее воспитательную ценность, пото-
му что он создан теплыми руками мамы. Способствует развитию речи, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспо-
собность, тонус головного мозга. К нему всегда тянутся дети и поэто-
му он всегда доступен для игры. Мы с детьми создали ряд сказок, этюдов, упражнений с пальчиковами персонажами. «Колобок», «Маша и медведь»,
этюды-«Весёлые ребята», «Храбрый заяц», «Танец зверей» и т.д.
В плоскостной театр дети в основном играют индивидуально, либо утром, или вечерние часы. Этот вид театра детям нравится играть в уеденение, в спокойной обстановке. Любимые сказки этого театра: «Пых», «Репка», «Курочка Ряба», «Лубяная избушка». Способствует владению техникой упражнений куклами настольного театра,, положительному, эмоцианально-
му подъёму.
БЕСЕДЫ О ТЕАТРЕ
Всё больше и больше вовлекая детей в мир театра, мы старались расширить представления детей о театре, этому способствовали беседы: 1. «Мы пришли в театр», где целью беседы были: знакомство с театром, как с видом исскуст-
ва; воспитания положительно эмоционального отношения к театру.
2. «Знакомство с театральными профессиями». Познакомили детей с творчес-
кими профессиями: художник, гримёр, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист.
3. Показ иллюстраций, фотографий московских театров. Цель: познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад.
4. «Что я видел в театре?» - из личного опыта детей о посещении театра.
5. Беседы о правилах поведения в театре. Цель: дать представления о правилах поведения в общественных местах.
Беседы способствовали расширению и активизации словаря. Дети позна-
комились с театральной терминологией: декорация, сцена, режиссёр, траге-
дия, комедия, костюмер, гримёр, антракт.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
При проведении занятий по развитию речи я понимала, что главное условие – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств к прочитанному, но не в коем случае не пыталась навязать свои оценки, отношение. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, ста-
ралась не подавить робкого ребёнка, не допустить страха перед ошибкой,
чтобы ребёнок не боялся выйти на сцену.
На речевых занятиях объединяла игры и упражнения на развитие дыхания и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию.
«Игра со свечой» - плавный выдох через рот, заставить пламя колебаться.
«Мыльные пузыри» - выдувать.
Творческие игры: «Волшебная корзинка», «Сочини сказку»- активизируют ассоциативное мышление
Скороговорки: «Расскажите про покупки», «Мышонку шепчет мышь…», «Краб крабу сделал грабли…» . Разучивали скороговорки коллективно, начинали медленно, чётко, активно произносили каждый слог.
Ежедневная артикуляционная гимнастика с учителем - логопедом и воспитателем помогает детям раскрепоститься, более чётко произносить звуки: «Зарядка для губ», «Зарядка для языка», «Мотоцикл» и т.д.
Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихо-
творный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. По
своему опыту вижу что диалогические стихи, которые нравятся детям осо- бенно полезно использовать на занятиях. Говоря от имени действующего лица, ребёнок легче раскрепощается. Мы сдетьми создали мини- спектакль
и разыграли его в форме этюдов ,по сказке С.Маршака «О глупом мышонке»
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованном
творчестве дети должны приобрести много навыков и умений.
-для снятия мышечного напряжения: «Найди взглядом своего товарища»,
«Поздоровайся за две руки», «Кактус и ива», «Мокрые котята» - учить расслаблять и напрягать отдельные группы мышц.
-для речевой выразительности: используем артикуляц. гим. «Чистим зубки», «Лошадка».
-для интонационной выразительности: произносили привычные слова:
Принеси, помоги (приветливо, небрежно просящее, требовательно)
-для развития дикции использовала скороговорки.
-для развития мышления, воображения, памяти предлагала короткие рассказы: на тему «Закончи рассказ»
1. Девочка говорит с восхищением: «Какое красивое!». (Чем она восхищается?)
2.Бабушка говорит внуку: «У меня для тебя подарок!» (Что это может быть?».
-для пластической выразительности:
1. Прогулка 3х медведей
2. Пройдись по узенькой дорожке.
Особенно нравится детям упражнения на развитие мимики:
- Сердитый дедушка
- Вкус конфет
- Весёлый клоун
Ребята с удовольствием проигрывают разные этюды, которые придумывают сами. Настя придумала маленькую сказку «Малыш оленёнок», а Соня рас-
сказ «Мышонок Пик». Для себя я сделала открытие, как девочки раскрывают свои таланты, я испытала чувство восхищения и радости за детей.
Готовя театрализованные спектакли по сказкам «Снежная королева»,
«Дюймовочка», я использовала план:
- чтение сказки, беседа по содержанию
- выбор артистов
- индивидуальная работа по ролям
- репетиции
- премьера
Юре досталась роль Кая, а Ульяна сыграла Герду. Роль маленькой разбойницы исполняла Вика, а Снежной Королевой была Алина. Спектакль настолько захватил ребят, что в течении дня каждый изображал тот или иной этюд из сказки.
Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как
«учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыке , шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации.
Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы, которые я предлагала детям были самые разнообразные: «Встреча», «Знакомство», «Просьба», «Угощение», «Разговор по телефону». Рита, Костя, Нелли придумали этюды на основе эмоции: «Радость», Грусть», «Удивление». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Работа над этюдами и играми – развивает многие качества, необходимые для участия в спектакле.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. Проигрывая ту или иную роль ребёнок впитывает, то отношение к миру, которое даёт силу, уверенность в жизни. Театрализованная деятельность даёт нравственную направленность. Ребёнок познаёт мир умом и сердцем, Выражая своё отношение к добру и злу. Я считаю, что каждый ребёнок талантлив изначально, и театрализованная деятельность даёт возможность развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу, тем больше результатов можно добиться в сценическом мастерстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1266613-1602582893.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....