Методические разработки
методическая разработка
Конспект ""Развитие интеллектуально - творческого потенциала дошкольников с использованием современных технологий"
С целью развития и воспитания у каждого ребёнка его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно-богатой, творческой личности, я обратила своё внимание на развитие театрализованной деятельности в нашей средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_intellektualno-tvorcheskogo_potentsiala_-_kopiya.doc | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ УСПЕНСКАЯ СОШ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №32
Конспект
Развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольников с использованием современных технологий
Воспитатель высшей категории
Дряннова А.М
22.01.2019г
Создание условий для развития театрализованной деятельности детей.
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития творческих способностей детей.
Театральная деятельность – это мощное средство развития творческих способностей.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.
- Цель:
- Развитие самостоятельного детского творчества дошкольников через театральную деятельность.
- Развитие совместной театральной деятельности взрослых и детей.
- Задачи:
- Создавать условия в группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
- Последовательно знакомить детей с видами театров.
- Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.
- Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
- Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности (на перспективу).
- Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
- При организации игр — театрализаций необходимы следующие условия:
- создание уголка театра в каждой возрастной группе,
- оснащение его разнообразными видами кукольного театра,
- владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.
- Принципы
- Создание развивающей среды.
- Психологическая комфортность.
- Активность и самовыражение.
- Индивидуальный подход к детям.
- Преемственность.
- Наглядность.
- Интеграция (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности).
- Творческое взаимодействие взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
- Принципы
- Создание развивающей среды.
- Психологическая комфортность.
- Активность и самовыражение.
- Индивидуальный подход к детям.
- Преемственность.
- Наглядность.
- Интеграция (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности).
- Творческое взаимодействие взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
- Методы и приемы по совершенствованию творческой деятельности детей
- метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
- прямой прием (воспитатель показывает способы действия)
- косвенный прием (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
- Основные требования к организации театрализованных игр
- Содержательность и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствующих возрасту и умениям детей.
- Цели театрализованных занятий
- Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности
- Создание атмосферы творчества
- Развитие музыкальных способностей
- Социально-эмоциональное развитие
Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений
- Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
- Игры-превращения, образные упражнения;
- Упражнения на развитие детской пластики;
- Ритмические минутки;
- Пальчиковый игротренинг;
- Упражнения на развитие выразительной мимики; элементы пантомимы;
- Театральные этюды;
- Коррекционно-развивающие игры;
- Просмотр кукольных спектаклей;
- Задания для развития речевой интонационной; выразительности;
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Занятия в основном строятся по единой схеме:
- Введение в тему, создание эмоционального настроения
- Театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок):
- Действия детей с кукольными персонажами
- Непосредственные действия детей по ролям
- Литературная деятельность (диалоги и монологи)
- Изобразительная деятельность — дети создают декорации, костюмы персонажей
- Музыкальное исполнительство- исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.
- Сотрудничество с родителями
Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов).
Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями.
Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.
- КОНСУЛЬТАЦИИ
- АНКЕТИРОВАНИЕ
- УЧАСТИЕ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ В КАЧЕСТВЕ АКТЕРОВ
- ПОМОЩЬ В ИЗГОТОВЛЕНИИ КУКОЛ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ, ДЕКОРАЦИЙ
- СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОСМАТРИВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ, ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРОВ
- Результаты
- БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЮТ СРЕДСТВА ТЕАТРАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: МИМИКУ, ЖЕСТ,
- ДВИЖЕНИЯ, ИНТОНАЦИИ;
- ВЛАДЕЮТ ПРОСТЕЙШИМИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМИ НАВЫКАМИ И АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ;
- С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВЫПОЛНЯЮТ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ;
- ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИМПРОВИЗИРУЮТ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПЕРЕВОПЛОЩАЮТСЯ В ОБРАЗЫ РАЗНЫХ ГЕРОЕВ, СООТНОСЯТ ВОСПРИЯТИЕ СО СВОИМ ОПЫТОМ, ЧУВСТВАМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ;
- У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ НЕБОЛЬШИЕ ТЕТАРАЛИЗОВАННЫЕ ПОСТАНОВКИ;
- ДЕТИ УЧАТСЯ ПЕРЕДАВАТЬ НАСТРОЕНИЕ, ХАРАКТЕР ГЕРОЕВ ПЛАСТИКОЙ СВОЕГО ТЕЛА.
- Перспективы
- Продолжать работу по данной теме;
- Изучать, обобщать и применять на практике новые методики, знакомиться с опытом работы других педагогов – практиков;
- Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки;
- Осуществлять спектакли для малышей и сверстников.
- ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ
- ДЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
- ФОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ И СТАРШИМ
- ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ
- ДЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
- ФОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ И СТАРШИМ.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Подготовительной группы №4
МБДОУ – центра развития ребёнка
Детского сада № 32.
Воспитатель первой кваллификационой категории А.М. Дряннова
С целью развития и воспитания у каждого ребёнка его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера,
воспитания духовно богатой, творческой личности, я обратила своё внимание
на развитие театрализованной деятельности в нашей средней группе №3.
Но с чего же начать спрашивала я себя? Для начала мне нужно было создать необходимые условия для театрализованной деятельности. Поэтому я обратилась за помощью к родителям. Мама Стёпы - С.Г. Бабина профес- сиональная швея, она сшила театральную занавес для центральной декорации «Афиша». Для центрального пьедестала, необходимы были различные театрализованные атрибуты, куклы. Часть кукол у нас была, остальные помогли приобрести родители. Оснащение, театрализован-
ного уголка, с годами пополнялось (маски, муляжи, различные костюмы, шляпки, ленты и т.д). Для центральной афиши нужны были яркие плакаты,
помогли родители Максима – мама Р.А. Косян. Она нарисовала плакат-афи-шу к сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», а также к празднику «День
знаний». Позже принимали участие в оформлении В.Е.Ларионова, О.А. Сы-
соева. Коллекция афиш постепенно пополняется. Большую помощь оказали родители Ульяны – папа А.В. Бондырев помог в реставрации плоскостного театра «Репка», «Колобок». А в создании пальчикового театра нам помогла мама Кати Артемьевой. Она связала пальчиковых кукол к сказке «Теремок».
В подготовительной группе мама Сони – В.В. Плевако пополнила коллекцию
пальчиковых кукол к сказкам «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса». Роди-
тели Вики Дерезеной обновили малую ширму для индивидуальных занятий.
После необходимой подготовки в группе, был организован театрализованный уголок для игр и представлений. В нём отводилось место
для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, резиновым театром. Так же в уголке располагаются реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей
(набор кукол, ширма для кукольного театра, костюмы, маски).
Так создавались первоначальные условия, для театрализованной деятельности в нашей группе. Когда были созданы условия для театра, я перешла к следующим задачам.
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ВИДАМИ ТЕАТРА
Первое знакомство с театром произошло в средней группе. Я рассказала детям « Что такое театр» . Рассматривали открытки с видами театра: балетный, драматический, оперный. Провела занятие « Знакомство с театром», где познакомила детей с историей возникновением театра. Провела цикл НОД «Знакомство детей с видами театра». Занятия строились в несколько этапов. Целью занятий было – расширить знания детей о театрах, совершенствовать фразовую речь, вызвать эмоциональный настрой, развивать мышление, память и фантазию. На занятиях я последовательно познакомила детей с видами театров:
1. Театр на фланелеграфе. можно использовать для иллюстраций к сказкам, стихам, придуманным историям. Показ сказки «Лиса и журавль». Дети совместно со взрослыми вырезали бумажные фигурки к сказке.
2. Бибабо. Русский петрушка долго оставался главным лицом кукольного театра. Просветитель А.В. Луначарский неоднократно обращал внимание педагогов на характерные особенности Петрушки – «задористость, комедийность, неуживчивый характер…ненавистник, враг всего грязного, тёмного, что осталось в нашем быту от старого». О национальном характере героя писал и А.М. Горький, назвавший Петрушку национальной гордостью.
По средствам куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отожествляют себя с куклой. Лю-
бимые сказки этого театра: «Теремок», «Лисичка со скалочкой, «Два весёлых гуся», «Лубяная избушка».
3.Театр ложек. Обучению приёмам куловождения мы с детьми начинали с театра ложек (деревянные они легче для управления). Ребёнок брал ложку за ручку и поднимал её вверх, рука ребёнка была спрятана под юбочкой, оде-
той на ложку.
При обучении кукловождения, я объясняла, что кукла идёт по ширме не про-
вваливаясь и не слишком возвышаясь. Учились с детьми передавать походку
(легко, вперевалку, суетливо). Уходить кукла должна постепенно так же, как и входить. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, кото-
рая «говорит» в данный момент. Во время беседы куклы должны «смотреть»
друг на друга. Важно, чтобы речь ребёнка совпала с движением куклы. По этому виду театра были подготовлены мини спектакли: «Теремок», «Коло-
бок», «Кот, петух и лиса», «Репка», «Снегурочка».
4.Пальчиковый театр – наиболее доступный ребёнку, интересный способ самовыражения. Этот театр имеет наиболее воспитательную ценность, пото-
му что он создан теплыми руками мамы. Способствует развитию речи, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспо-
собность, тонус головного мозга. К нему всегда тянутся дети и поэто-
му он всегда доступен для игры. Мы с детьми создали ряд сказок, этюдов, упражнений с пальчиковами персонажами. «Колобок», «Маша и медведь»,
этюды-«Весёлые ребята», «Храбрый заяц», «Танец зверей» и т.д.
В плоскостной театр дети в основном играют индивидуально, либо утром, или вечерние часы. Этот вид театра детям нравится играть в уеденение, в спокойной обстановке. Любимые сказки этого театра: «Пых», «Репка», «Курочка Ряба», «Лубяная избушка». Способствует владению техникой упражнений куклами настольного театра,, положительному, эмоцианально-
му подъёму.
БЕСЕДЫ О ТЕАТРЕ
Всё больше и больше вовлекая детей в мир театра, мы старались расширить представления детей о театре, этому способствовали беседы: 1. «Мы пришли в театр», где целью беседы были: знакомство с театром, как с видом исскуст-
ва; воспитания положительно эмоционального отношения к театру.
2. «Знакомство с театральными профессиями». Познакомили детей с творчес-
кими профессиями: художник, гримёр, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист.
3. Показ иллюстраций, фотографий московских театров. Цель: познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад.
4. «Что я видел в театре?» - из личного опыта детей о посещении театра.
5. Беседы о правилах поведения в театре. Цель: дать представления о правилах поведения в общественных местах.
Беседы способствовали расширению и активизации словаря. Дети позна-
комились с театральной терминологией: декорация, сцена, режиссёр, траге-
дия, комедия, костюмер, гримёр, антракт.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
При проведении занятий по развитию речи я понимала, что главное условие – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств к прочитанному, но не в коем случае не пыталась навязать свои оценки, отношение. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, ста-
ралась не подавить робкого ребёнка, не допустить страха перед ошибкой,
чтобы ребёнок не боялся выйти на сцену.
На речевых занятиях объединяла игры и упражнения на развитие дыхания и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию.
«Игра со свечой» - плавный выдох через рот, заставить пламя колебаться.
«Мыльные пузыри» - выдувать.
Творческие игры: «Волшебная корзинка», «Сочини сказку»- активизируют ассоциативное мышление
Скороговорки: «Расскажите про покупки», «Мышонку шепчет мышь…», «Краб крабу сделал грабли…» . Разучивали скороговорки коллективно, начинали медленно, чётко, активно произносили каждый слог.
Ежедневная артикуляционная гимнастика с учителем - логопедом и воспитателем помогает детям раскрепоститься, более чётко произносить звуки: «Зарядка для губ», «Зарядка для языка», «Мотоцикл» и т.д.
Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихо-
творный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. По
своему опыту вижу что диалогические стихи, которые нравятся детям осо- бенно полезно использовать на занятиях. Говоря от имени действующего лица, ребёнок легче раскрепощается. Мы сдетьми создали мини- спектакль
и разыграли его в форме этюдов ,по сказке С.Маршака «О глупом мышонке»
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованном
творчестве дети должны приобрести много навыков и умений.
-для снятия мышечного напряжения: «Найди взглядом своего товарища»,
«Поздоровайся за две руки», «Кактус и ива», «Мокрые котята» - учить расслаблять и напрягать отдельные группы мышц.
-для речевой выразительности: используем артикуляц. гим. «Чистим зубки», «Лошадка».
-для интонационной выразительности: произносили привычные слова:
Принеси, помоги (приветливо, небрежно просящее, требовательно)
-для развития дикции использовала скороговорки.
-для развития мышления, воображения, памяти предлагала короткие рассказы: на тему «Закончи рассказ»
1. Девочка говорит с восхищением: «Какое красивое!». (Чем она восхищается?)
2.Бабушка говорит внуку: «У меня для тебя подарок!» (Что это может быть?».
-для пластической выразительности:
1. Прогулка 3х медведей
2. Пройдись по узенькой дорожке.
Особенно нравится детям упражнения на развитие мимики:
- Сердитый дедушка
- Вкус конфет
- Весёлый клоун
Ребята с удовольствием проигрывают разные этюды, которые придумывают сами. Настя придумала маленькую сказку «Малыш оленёнок», а Соня рас-
сказ «Мышонок Пик». Для себя я сделала открытие, как девочки раскрывают свои таланты, я испытала чувство восхищения и радости за детей.
Готовя театрализованные спектакли по сказкам «Снежная королева»,
«Дюймовочка», я использовала план:
- чтение сказки, беседа по содержанию
- выбор артистов
- индивидуальная работа по ролям
- репетиции
- премьера
Юре досталась роль Кая, а Ульяна сыграла Герду. Роль маленькой разбойницы исполняла Вика, а Снежной Королевой была Алина. Спектакль настолько захватил ребят, что в течении дня каждый изображал тот или иной этюд из сказки.
Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как
«учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыке , шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации.
Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы, которые я предлагала детям были самые разнообразные: «Встреча», «Знакомство», «Просьба», «Угощение», «Разговор по телефону». Рита, Костя, Нелли придумали этюды на основе эмоции: «Радость», Грусть», «Удивление». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Работа над этюдами и играми – развивает многие качества, необходимые для участия в спектакле.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. Проигрывая ту или иную роль ребёнок впитывает, то отношение к миру, которое даёт силу, уверенность в жизни. Театрализованная деятельность даёт нравственную направленность. Ребёнок познаёт мир умом и сердцем, Выражая своё отношение к добру и злу. Я считаю, что каждый ребёнок талантлив изначально, и театрализованная деятельность даёт возможность развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу, тем больше результатов можно добиться в сценическом мастерстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....