Методические разработки
методическая разработка

Дряннова Анна Михайловна

Конспект ""Развитие интеллектуально - творческого потенциала дошкольников с использованием современных технологий"

С целью развития и воспитания у каждого ребёнка его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно-богатой, творческой личности, я обратила своё внимание на развитие театрализованной деятельности в нашей средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ УСПЕНСКАЯ СОШ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №32

Конспект

Развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольников с использованием современных технологий

                 

                                           

                                                                                       Воспитатель высшей категории

                                                                                       Дряннова А.М

                                                      22.01.2019г

 Создание условий для  развития театрализованной деятельности детей.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития творческих способностей детей.

Театральная деятельность – это мощное средство развития творческих способностей.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

  • Цель:
  • Развитие самостоятельного детского творчества дошкольников через театральную деятельность.
  • Развитие совместной театральной деятельности взрослых и детей.
  • Задачи:
  • Создавать условия в  группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
  • Последовательно знакомить детей с видами театров.
  • Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.
  • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности (на перспективу).
  • Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  • При организации игр — театрализаций необходимы следующие условия:
  • создание уголка театра в каждой возрастной группе,
  • оснащение его разнообразными видами кукольного театра,
  • владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.
  • Принципы
  • Создание развивающей среды.
  • Психологическая комфортность.
  • Активность и самовыражение.
  • Индивидуальный подход к детям.
  • Преемственность.
  • Наглядность.
  • Интеграция (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности).
  • Творческое взаимодействие взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
  • Принципы
  • Создание развивающей среды.
  • Психологическая комфортность.
  • Активность и самовыражение.
  • Индивидуальный подход к детям.
  • Преемственность.
  • Наглядность.
  • Интеграция (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности).
  • Творческое взаимодействие взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
  • Методы и приемы по совершенствованию творческой деятельности детей
  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
  •  прямой прием (воспитатель показывает способы действия)
  •  косвенный прием (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
  • Основные требования к организации театрализованных игр
  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствующих возрасту и умениям детей.
  • Цели театрализованных занятий 
  • Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности
  • Создание атмосферы творчества
  • Развитие музыкальных способностей
  • Социально-эмоциональное развитие

Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений

  • Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики; элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Коррекционно-развивающие игры;
  • Просмотр кукольных спектаклей;
  • Задания для развития речевой интонационной; выразительности;
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  • Занятия в основном строятся по единой схеме:
  • Введение в тему, создание эмоционального настроения
  • Театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок):
  •  Действия детей с кукольными персонажами
  •  Непосредственные действия детей по ролям
  •  Литературная деятельность (диалоги и монологи)
  •  Изобразительная деятельность — дети создают декорации, костюмы персонажей
  • Музыкальное исполнительство- исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.

 

  • Сотрудничество с родителями

Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов).

Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями.

Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

  • КОНСУЛЬТАЦИИ
  • АНКЕТИРОВАНИЕ
  • УЧАСТИЕ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ В КАЧЕСТВЕ АКТЕРОВ
  • ПОМОЩЬ В ИЗГОТОВЛЕНИИ КУКОЛ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ, ДЕКОРАЦИЙ
  • СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОСМАТРИВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ, ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРОВ
  • Результаты
  • БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЮТ СРЕДСТВА ТЕАТРАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: МИМИКУ, ЖЕСТ,
  • ДВИЖЕНИЯ, ИНТОНАЦИИ;
  • ВЛАДЕЮТ ПРОСТЕЙШИМИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМИ НАВЫКАМИ И АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ;
  • С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВЫПОЛНЯЮТ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ;
  • ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИМПРОВИЗИРУЮТ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПЕРЕВОПЛОЩАЮТСЯ В ОБРАЗЫ РАЗНЫХ ГЕРОЕВ, СООТНОСЯТ ВОСПРИЯТИЕ СО СВОИМ ОПЫТОМ, ЧУВСТВАМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ;
  • У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ НЕБОЛЬШИЕ ТЕТАРАЛИЗОВАННЫЕ ПОСТАНОВКИ;
  • ДЕТИ УЧАТСЯ ПЕРЕДАВАТЬ НАСТРОЕНИЕ, ХАРАКТЕР ГЕРОЕВ ПЛАСТИКОЙ СВОЕГО ТЕЛА.
  • Перспективы
  • Продолжать работу по данной теме;
  • Изучать, обобщать и применять на практике новые методики, знакомиться с опытом работы других педагогов – практиков;
  • Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки;
  • Осуществлять  спектакли для малышей и сверстников.

 

  • ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ
  • ДЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
  • ФОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ И СТАРШИМ
  • ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ
  • ДЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
  • ФОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ И СТАРШИМ.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Подготовительной группы №4

МБДОУ – центра развития ребёнка

Детского сада № 32.

Воспитатель  первой  кваллификационой категории  А.М. Дряннова

С целью развития и воспитания у каждого ребёнка его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера,

воспитания духовно богатой, творческой личности, я обратила своё внимание

на развитие театрализованной деятельности в нашей  средней группе №3.

       Но с чего же начать спрашивала я себя?  Для начала мне нужно  было создать необходимые условия для театрализованной деятельности. Поэтому я обратилась за помощью к родителям. Мама Стёпы - С.Г. Бабина профес- сиональная швея, она сшила театральную занавес для центральной декорации «Афиша». Для центрального пьедестала,  необходимы были различные театрализованные атрибуты, куклы. Часть кукол у нас была, остальные помогли приобрести родители. Оснащение, театрализован-

ного  уголка, с годами пополнялось (маски, муляжи, различные костюмы, шляпки, ленты и т.д). Для центральной афиши нужны были яркие плакаты,

помогли родители Максима – мама Р.А. Косян. Она нарисовала плакат-афи-шу к сказке Г.Х. Андерсена  «Снежная королева», а также к празднику «День

знаний». Позже принимали участие в оформлении В.Е.Ларионова,  О.А. Сы-

соева. Коллекция афиш постепенно пополняется. Большую помощь оказали родители Ульяны – папа А.В. Бондырев помог в реставрации плоскостного театра «Репка», «Колобок». А в создании пальчикового театра нам помогла мама Кати Артемьевой. Она связала пальчиковых кукол к сказке «Теремок».  

В подготовительной группе мама Сони – В.В. Плевако пополнила коллекцию

пальчиковых кукол к сказкам «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса». Роди-

тели  Вики  Дерезеной  обновили малую  ширму для индивидуальных занятий.

       После необходимой подготовки в группе, был организован театрализованный уголок для игр и представлений. В нём отводилось место

для режиссерских игр с  пальчиковым, настольным, резиновым театром. Так же в уголке располагаются реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей

(набор кукол, ширма для кукольного театра, костюмы, маски).

       Так создавались  первоначальные условия, для театрализованной деятельности в нашей группе.   Когда были созданы условия для театра, я перешла к следующим задачам.

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ВИДАМИ ТЕАТРА

Первое знакомство с театром произошло в средней группе. Я рассказала детям « Что такое театр» . Рассматривали открытки с видами театра: балетный, драматический, оперный. Провела занятие   « Знакомство с театром»,  где познакомила детей с историей возникновением  театра. Провела цикл НОД «Знакомство детей с видами театра». Занятия строились в несколько этапов.  Целью занятий было – расширить знания детей о театрах, совершенствовать фразовую речь, вызвать эмоциональный настрой, развивать мышление, память и фантазию. На занятиях я последовательно познакомила детей с видами  театров:

 

1. Театр на фланелеграфе. можно использовать для иллюстраций к сказкам, стихам, придуманным историям. Показ сказки «Лиса и журавль».  Дети совместно со взрослыми вырезали бумажные фигурки к сказке.

2. Бибабо. Русский петрушка долго оставался главным лицом кукольного театра. Просветитель А.В. Луначарский неоднократно обращал внимание педагогов на характерные особенности Петрушки – «задористость, комедийность, неуживчивый  характер…ненавистник, враг всего грязного, тёмного, что осталось в нашем быту от старого». О национальном характере героя писал и А.М. Горький, назвавший  Петрушку национальной гордостью.

   По средствам куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отожествляют себя с куклой. Лю-

бимые сказки этого театра: «Теремок», «Лисичка со скалочкой, «Два весёлых гуся», «Лубяная избушка».

 3.Театр ложек.  Обучению  приёмам куловождения мы с детьми начинали с театра ложек (деревянные они легче для управления). Ребёнок брал ложку за ручку и поднимал её вверх, рука ребёнка была спрятана под юбочкой, оде-

 той на ложку.

При обучении кукловождения, я объясняла, что кукла идёт по ширме не про-

вваливаясь и не слишком возвышаясь. Учились с детьми передавать походку

(легко, вперевалку, суетливо). Уходить кукла должна постепенно так же, как и входить. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, кото-

рая «говорит» в данный момент. Во время беседы куклы должны «смотреть»

друг на друга. Важно, чтобы речь ребёнка совпала с движением куклы. По этому виду театра были подготовлены мини спектакли: «Теремок», «Коло-

бок», «Кот, петух и лиса», «Репка», «Снегурочка».  

4.Пальчиковый театр – наиболее доступный ребёнку, интересный способ  самовыражения. Этот театр имеет наиболее воспитательную ценность, пото-

му что он создан теплыми руками мамы. Способствует развитию речи, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспо-

собность, тонус головного мозга. К нему всегда тянутся дети и поэто-

му он всегда доступен для игры. Мы с детьми создали ряд  сказок, этюдов, упражнений с пальчиковами  персонажами. «Колобок», «Маша и медведь»,

этюды-«Весёлые ребята», «Храбрый заяц», «Танец зверей» и т.д.

В плоскостной театр дети в основном играют индивидуально, либо утром, или вечерние часы. Этот вид театра детям нравится играть в уеденение, в спокойной обстановке. Любимые сказки этого театра: «Пых», «Репка», «Курочка Ряба», «Лубяная избушка». Способствует владению техникой упражнений куклами настольного театра,, положительному, эмоцианально-

му подъёму.

     

БЕСЕДЫ О ТЕАТРЕ

Всё больше и больше вовлекая детей в мир театра, мы старались расширить представления детей о театре, этому способствовали беседы: 1. «Мы пришли в театр», где целью беседы были: знакомство с театром, как с видом исскуст-

ва; воспитания положительно эмоционального отношения к театру.

2. «Знакомство с театральными профессиями». Познакомили детей с творчес-

кими профессиями:  художник, гримёр, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист.  

3. Показ иллюстраций, фотографий московских театров. Цель: познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад.

4. «Что я видел в театре?» - из личного опыта детей о посещении театра.

5.  Беседы о правилах поведения в театре. Цель: дать представления о правилах поведения в общественных местах.

       Беседы способствовали  расширению и активизации словаря. Дети позна-

комились с театральной терминологией: декорация, сцена, режиссёр, траге-

дия, комедия, костюмер, гримёр, антракт.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

   При проведении занятий по развитию речи я понимала, что главное условие – эмоциональное отношение  взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств к прочитанному, но не в коем случае не пыталась навязать свои оценки, отношение. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, ста-

ралась не подавить робкого ребёнка, не допустить страха перед ошибкой,

чтобы ребёнок не боялся выйти на сцену.

    На речевых занятиях объединяла игры и упражнения на развитие дыхания и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию.

«Игра со свечой» - плавный выдох через рот, заставить пламя колебаться.

«Мыльные пузыри» - выдувать.

Творческие игры: «Волшебная корзинка», «Сочини сказку»- активизируют ассоциативное мышление

Скороговорки: «Расскажите про покупки», «Мышонку шепчет мышь…», «Краб крабу сделал грабли…» . Разучивали скороговорки коллективно, начинали медленно, чётко, активно произносили каждый слог.

   Ежедневная артикуляционная гимнастика с учителем - логопедом и воспитателем помогает детям раскрепоститься, более чётко произносить звуки: «Зарядка для губ», «Зарядка для языка», «Мотоцикл» и т.д.

   Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихо-

творный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. По

своему опыту вижу что диалогические стихи, которые нравятся детям  осо- бенно полезно использовать на занятиях. Говоря от имени действующего лица, ребёнок легче раскрепощается. Мы сдетьми создали мини- спектакль

и разыграли его в форме этюдов ,по сказке С.Маршака «О глупом мышонке»

 РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

      Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованном

творчестве дети должны приобрести много навыков и умений.

    -для снятия мышечного напряжения: «Найди взглядом своего товарища»,

«Поздоровайся за две руки», «Кактус и ива», «Мокрые  котята» - учить расслаблять и напрягать отдельные группы мышц.

    -для речевой выразительности: используем артикуляц. гим. «Чистим зубки», «Лошадка».

   -для интонационной выразительности: произносили привычные слова:

Принеси, помоги (приветливо, небрежно  просящее, требовательно)

   -для развития дикции использовала скороговорки.

   -для развития мышления, воображения, памяти предлагала короткие рассказы: на тему «Закончи рассказ»

     1. Девочка говорит с восхищением: «Какое красивое!». (Чем она восхищается?)

     2.Бабушка говорит внуку: «У меня для тебя подарок!» (Что это может быть?».

     -для пластической выразительности:

   1. Прогулка 3х медведей

   2. Пройдись по узенькой дорожке.

  Особенно нравится детям упражнения на развитие мимики:

  1. Сердитый дедушка
  2. Вкус конфет
  3. Весёлый клоун

Ребята с удовольствием проигрывают разные этюды, которые придумывают сами. Настя придумала маленькую сказку «Малыш оленёнок», а Соня рас-

сказ «Мышонок Пик». Для себя я сделала открытие,  как девочки раскрывают свои таланты, я испытала чувство восхищения и радости за детей.

        Готовя театрализованные спектакли по сказкам «Снежная королева»,

«Дюймовочка», я использовала план:

  1. чтение сказки, беседа по содержанию
  2. выбор артистов
  3. индивидуальная работа по ролям
  4. репетиции
  5. премьера

     Юре досталась роль Кая, а Ульяна сыграла Герду. Роль маленькой разбойницы исполняла Вика, а Снежной Королевой была Алина. Спектакль настолько захватил ребят, что в течении дня каждый изображал тот или иной этюд из сказки.

     Слово «этюд» имеет французское  происхождение и переводится как

«учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыке , шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации.

Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы, которые я предлагала детям были самые разнообразные: «Встреча», «Знакомство», «Просьба», «Угощение», «Разговор по телефону». Рита, Костя, Нелли придумали этюды на основе эмоции: «Радость», Грусть», «Удивление». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Работа над этюдами и играми – развивает многие качества, необходимые для участия в спектакле.

       Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. Проигрывая ту или иную роль ребёнок впитывает, то отношение к миру, которое даёт силу, уверенность в жизни. Театрализованная  деятельность даёт нравственную направленность. Ребёнок познаёт мир умом и сердцем, Выражая своё отношение к добру и злу. Я считаю, что каждый ребёнок талантлив изначально, и театрализованная деятельность даёт возможность развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу, тем больше результатов можно добиться в сценическом мастерстве.

 

 

       

 

                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...