Значение музыки в воспитании детей и ее роль в развитии музыкальных способностей.
статья (старшая группа)
Одна из задач музыкального воспитания – развитие основ музыкальной культуры – предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания в различных видах музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание формируется у ребенка в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_znachenie_muzyki_v_vospitanii_detey.docx | 17.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Значение музыки в воспитании детей
и ее роль в развитии музыкальных способностей.
Согласно свидетельствам найденных предметов с изображением музыкальных инструментов и исполнителей, доказано, что музыка возникла еще в глубокой древности. При этом, к сожалению, ни одно из музыкальных произведений тех эпох до нас не дошли. Музыка признана важным средством формирования духовного мира человека. Согласно учению Древней Греции, музыка оказывает воздействие на эмоции человека, укрепляя мужество и стойкость, нежность и спокойствие. Она с огромной силой может передавать эмоциональное состояние, все богатство чувств и оттенков существующих реалий. В музыке можно изобразить явления природы: шум ветра, шелест листьев и плеск волн, пение птиц и многое другое. Выразительные возможности музыки обладают достаточным постоянством. Мелодия, интонации, ритм и темп, динамика и регистр, тембр и гармония относятся к основным средствам музыкальной выразительности, создающим тем самым определенный музыкальный образ.
Существует несколько разновидностей музыки – так называемые музыкальные жанры, а в широком плане ее можно разделить на инструментальную и вокальную (связанную с поэтическим текстом). Но это лишь условное разделение, так как существует огромное разнообразие жанров классической и народной музыки. Развиваясь на ранних этапах, музыка была связана с трудом человека (трудовые песни), а походы на войны порождали марши. Появились колыбельные и свадебные, обрядовые и календарные, хороводные и множество других. Это так называемые первичные жанры, связанные с бытом. С появлением и развитием профессионального музыкального искусства возникли и вторичные жанры. Позднее появились жанры хоровой, камерной, симфонической и театрально-драматической музыки.
Разнообразные виды музыкального искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же воздействует на ребенка с самых ранних этапов его развития (начиная с внутриутробного) и с первых месяцев своей жизни он реагирует на характер музыки. В процессе овладения ребенком видами музыкальной деятельности, необходимо поставить задачу развивать все то лучшее, что заложено от природы. Постепенно, приобретя определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к искусству, а дошкольный возраст важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Музыкальные произведения, передающие весь спектр чувств, эмоций, расширяют представления ребенка о реальной жизни, а также развивают его умственно. При помощи пения или игры на инструменте развивается умение представлять и воспроизводить высоту звуков в какой-либо мелодии. Поэтому развитие данной способности предполагает умственные операции такие как: анализ и сравнение, сопоставление и запоминание и, следовательно, влияет не только на музыкальное, но и общее развитие ребенка. В процессе обучения у ребенка обогащается словарный запас чувств и выражений. Одной из важнейших музыкальных способностей ребенка является его эмоциональная отзывчивость на музыку, которая в свою очередь развивает эмоциональную сферу.
Какова же характеристика музыкальных способностей ребенка и их развитие? Важнейшей задачей музыкального воспитания ребенка является развитие его музыкальных способностей. Но прежде необходимо выяснить природу данных способностей: являются ли они врожденными или развиваются при воздействии извне (воспитание, обучение и др.) В своих трудах Б.М. Теплов дал глубокий и всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей, при этом четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Он подчеркнул, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Способности он определяет, как индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности вида деятельности. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединены в понятие «музыкальность» - комплекс способностей, необходимых для занятий непосредственно музыкальной деятельностью. Чтобы выделить комплекс способностей важно определить специфику содержания музыки, черты отличия музыкальных звуков от других. Музыка – это движение звуков, различных по тембру, динамике, высоте, длительности, имеющие эмоциональную ладовую окраску. Понятие «музыкальность» включает в себя музыкальный слух, чувство ритма, которые связаны неразрывно с эмоциями. Кроме музыкальности у человека имеются в наличии общие способности такие как: творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.п. При этом качественное сочетание всех способностей образует понятие музыкальная одаренность.
Широкие возможности музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств и их смену определяют специфику музыкального содержания. Б.М. Теплов подчеркивал, что именно через эмоции в музыке познается мир.
Дети дошкольного возраста находясь в образовательном учреждении не только обучаются практическим музыкальным навыкам, но и получают знания о музыке и различных способах музыкальной деятельности. Для развития музыкальных способностей, безусловно необходимы определенные знания такие как: развитие ладового чувства (умение различать эмоциональную окраску произведения). Для формирования музыкально-слуховых представлений важно знать о том, что звуки в музыке имеют различную высоту, а мелодия складывается из последовательности звуков, движущихся в каком-либо направлении или повторяющихся на одном звуке. Развитие чувства ритма у ребенка нуждается в знании того, что звуки имеют разную продолжительность звучания (короткие и длинные). Ритм влияет на характер и эмоциональную окраску произведения, тем самым делает узнаваемыми различные жанры (польки, вальсы, полонезы).
Одна из задач музыкального воспитания – развитие основ музыкальной культуры – предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания в различных видах музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание формируется у ребенка в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве. В дошкольном учреждении выделены четыре формы организации музыкальной деятельности такие как: музыкальные занятия, самостоятельная деятельность, повседневная музыка и музыка на праздниках. На музыкальных занятиях, создавая установку на восприятие музыки, углубление чувств, эмоциональный отклик, педагог применяет различные формы такие как: рассказы о жизненном укладе какой-либо эпохи, вкусах, обычаях людей и т.п., применяя при этом наглядные репродукции, разнообразные иллюстрации и др. Формирование оценки музыкального произведения предполагает знания о видах музыки (народной, классической, вокальной, инструментальной), а также о композиторах, музыкальных инструментах, формах, жанрах, регистрах, темпах и т.д. Эмоциональная насыщенность, в которой преобладает добро, хорошее настроение, положительно влияет на музыкальное развитие ребенка, формирует потребность слушать музыку, петь, танцевать, играть на инструментах не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. При этом педагогу необходимо проявить заботу, используя различные приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение музыкально-ритмических движений в развитии музыкальных способностей детей
Значение музыкально-ритмических движений трудно переоценить. Когда ребёнок ещё не умеет говорить, он уже умеет двигаться под музыку, реагирует на неё эмоционально, что несомненно положительно влияет н...
Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо...
РЕФЕРАТ на тему: «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании...
«Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Очень важно использовать в музыкальной деятельности, самостоятельной деятельности музыкально-дидактические игры. Особенно важно их использовать на музыкальных занятиях, потому как они развивают музыка...
Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием «Беседы в музыкальной гостиной»
Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием"Беседы в музыкально...
статья "Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей."
В игровой форме музыкальные способности детей развиваются гораздо эффективнее....
Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...