Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.
Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
таблица экспериментальная деятельность | 57.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 г. Вольска»
Саратовской области.
Выступление на педагогическом совете
«Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе».
Выступила:
Социальный педагог
Максимова Г.Ш.
Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.
Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
- формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
- знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
- формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
- познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
- учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
- стимулировать познавательную деятельность;
- познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
- воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
- развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
Виды экспериментирование в старшей группе:
- знакомство со свойствами песка и глины
- воздух, его свойства и значение
- изучение свойств воды;
- формирование знаний о теле человека;
- природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
- наблюдение за явлением магнетизма;
- почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений
Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
- Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
- Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:
- «Определи на вкус»;
- «Определи по запаху»;
- «Узнай по голосу»;
- «Оденем куклу на прогулку»;
- «Где живёт вода»
- Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:
- установить цель (для чего проводится опыт);
- подготовить материал и оборудование;
- продумать поэтапную инструкцию;
- подвести итоги;
- доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
- Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей.
- Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы:
- «Воздух в моей жизни»;
- «Зачем нужно беречь уши»;
- «Волшебный снег»;
- «Плавающее перо»;
- «Удивительный песок»;
- «Таинственные камни»;
- «Волшебница вода».
- Художественное слово и творчество:
- Чтение художественной литературы («Муха-цокотуха», «Что ты знаешь о рыбах», «Чудо-дерево», «Почему деревья не ходят», «Каменный цветок» и т. д.).
- Песочная анимация, рисование цветным песком («Песчаные художники»).
- Лепка из глины и мокрого песка («Олешек», «Песчаная кулинария»).
- Рисование мыльными пузырями, кляксография, штампирование, рисование магнитом («Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево»).
- Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика, оригами («Сказочный корабль», «Подводный мир»).
- Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:
- Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут).
- Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает:
- проведение опытов;
- дидактические игры;
- физкультминутка, пальчиковая или дыхательные гимнастики, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
- Заключительный, итоговый этап (до пяти минут) — выводы, уборка рабочих мест.
Увлекательное и оригинально начало занятия создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит искреннее желание экспериментировать и получать новые знания. Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников педагогу помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:
- сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.
- видеообращение сказочного или вымышленного героя;
- стихотворения и загадки;
- познавательный рассказ;
- игры и задачи;
- диалог с детьми;
- проблемная ситуация;
- музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Дидактические, подвижные игры, логические задачи:
- «Чудесный мешочек» — ребёнок определяет на ощупь признаки предмета, какой это предмет: твёрдый или мягкий, лёгкий или тяжёлый, гладкий или шершавый, маленький или большой. Определяя форму, предполагает, что это за предмет (мячик, кубик, кирпичик), затем материал, из которого сделан предмет (резина, пластмасса, поролон).
- «Рассели гостей» — педагог предлагает «расселить» предметы, сделанные из пластмассы, поролона и резины, на соответствующие этажи в макете трёхэтажного дома из бумаги или картона.
- «Король ветров» — подуть на вертушки, чтобы они завертелись, чья вертушка дольше двигается, тот и побеждает.
«Путешествие бумажных друзей» (познавательная сказка с элементами ТРИЗ) |
|
«Волшебный сундучок» | Дети заходят в группу и видят на столе сундук и диск, на котором изображён парусник. Педагог включает видеописьмо от капитана корабля. Ребята узнают, что в сундуке их ожидает приятный сюрприз, но открыть замок можно только с помощью ключа, добыть который поможет магнит. Капитан пожелал удачи, а дети приступили к решению поставленной задачи. |
«Вода для жителей острова Чунга-Чанга» (проблемная ситуация) | Воспитатель предлагает открыть посылку, которая пришла с далёкого острова. Дети открывают посылку и обнаруживают в коробке карту, письмо и странную бутылку с мутной водой. Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! На нашем замечательном острове случилась беда, вода стала слишком грязной. Помогите нам, спасите наших жителей! Высылаем карту, с помощью которой вы найдёте дорогу к нам». Детская считалка помогает детям выбрать хранителя карты, дальше, прочитав волшебные слова, ребята переносятся на сказочный остров и начинают своё путешествие, следуя указателям на карте. |
«Буратино спешит в школу» (проблемная ситуация) | Педагог читает письмо: «Здравствуйте, ребята, хочу поделиться с вами радостной новостью: папа Карло приобрёл для меня в магазине новую куртку и яркую Азбуку с картинками. Теперь я могу учиться в настоящей школе. Мне так хотелось быстрее попасть в школу, что я решил сократить дорогу, побежал по самому короткому пути и оказался на берегу глубокой реки, а мостика нет. Я совсем растерялся и расстроился, совершенно не представляю, как же мне переправиться через такую широкую реку? Ребята, здесь, на берегу, очень много разных предметов и у меня появилась идея — нужно смастерить плот, но я не знаю, какой материал мне может пригодиться. Подскажите мне, пожалуйста, какие предметы не утонут в воде и помогут оказаться на другом берегу, чтобы продолжить путь в школу. Ваш друг Буратино». |
«Платье для Золушки» | В гости к детям приходит Золушка, но дети замечают, что лицо сказочной героини очень грустное. Золушка так торопилась в детский сад, что зацепилась за веточку дерева и порвала своё любимое платье. Ребята решают помочь своей гостье и отправляются в интересное путешествие в волшебную страну тканей, в которой они познакомятся с историей происхождения тканей. Древние люди мастерили одежду из шкур убитых животных и тканого полотна, которое плели из волокон льна, крапивы. Натуральные ткани создаются из материала растительного и животного происхождения (лён, хлопок, шерсть, шёлк), а синтетические ткани имеют искусственное происхождение. Дети рассматривают лоскутки разных тканей и учатся определять, какая ткань тоньше или толще, какая материя будет прочнее, а какая теплее, выбирают нарядную шёлковую ткань для нового платья Золушки. |
- «Летающие шарики» — ребята подбрасывают шарики вверх и ловят, побеждает тот, чей шарик летит выше и не падает.
- Придумайте, как собрать мелкие металлические детали, рассыпанные в тарелке с крупой?
- Как достать гвоздики из ведёрка с водой, не намочив рук?
- «Волшебный камень» — педагог показывает «танец» скрепок, рассыпанных на поверхности альбомного листа, а затем просит детей пояснить, как у него это получилось (движение магнита под листом бумаги).
- «Оживлялки» — к обратной стороне силуэтов сказочных героев (колобок и зайчик), вырезанных из картона, прикреплены монетки. Дети должны раскрыть секрет передвижения бумажных фигурок по поверхности листа бумаги.
Опыты и эксперименты.
«Таинственный невидимка» (воздух) | Оборудование и материалы: прозрачный стакан с расширенным горлышком, баночка, тазик, ложечка, акварель, почва, вода, веер.
|
«Веер, веер, ветерок» | Педагог предлагает детям взмахнуть веером возле лица, от движений образуется воздушная волна и дети смогут почувствовать прикосновение потока воздуха к коже лица, будто услышать шёпот «невидимки»: «Я здесь!». |
«Ветер парус надувает» | Дети опускают кораблики с парусами в тазики с водой, дуют на паруса, наблюдают движение корабликов, приходят к таким выводам:
Итог: ветер — это перемещение воздуха. |
«Горка из песка» | Набрать горсть сухого песка и высыпать тонкой струйкой, наблюдая, как образуется холмик. |
«Камень и песок» | Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок во вторую ёмкость и приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно. |
«Сухой песок» |
|
«Вода и песок» | Дети поливают песок водой и замечают, что вода очень быстро впитывается в поверхность песка. |
«Песочная кулинария» | Из увлажнённого песка дети лепят пирожки и тортики и получают наглядное подтверждение тому, что смешанный с водой песок прекрасно передаёт и сохраняет форму. |
«Кирпичик» | Педагог смешивает песок, воду и добавляет немного цемента, из получившейся массы формирует кирпичик, затем демонстрирует кирпичик, сделанный накануне аналогичным способом. |
«Почва и погода» | Во время прогулки предложить детям прикоснуться к земле ладошками, почувствовать, какая она: тёплая, сухая и светлая в солнечную погоду, тёмная, холодная, мокрая и липкая после дождя. |
«Есть ли у воды запах и вкус?» | Педагог предлагает понюхать и попробовать на вкус воду в стаканчиках, затем добавить сахар и соль. Ребята делают следующее умозаключение: сама вода безвкусна и бесцветна, но приобретает вкус и запах вещества, которое добавляется в воду. |
«Фильтрование воды» | Дети действуют по схематическому алгоритму:
|
«Что такое вода, какой она формы?» | Медленно вылить воду в ведёрко. Наблюдая за процессом, дети отвечают на вопрос, что делает вода? (льётся, вытекает, заливает и т. д.). Выводы:
|
«Вода и пар» | Вскипятить воду в сосуде и накрыть сосуд крышкой, продемонстрировать, как пар преобразуется в капли.Вывод: в процессе нагревания вода из жидкости превращается в газ, при остывании происходит обратное преобразование газа в жидкость. |
«Снег и вода» | Набрать снег в прозрачную ёмкость, поставить в тёплое место, дождаться, когда снег полностью растает и преобразуется в загрязнённую воду и продемонстрировать результаты опыта детям. |
«Покров снега» | Ёмкости с водой поместить в снег на разную глубину. Наблюдая за состоянием воды в ёмкостях, дети делают вывод о том, что чем глубже была расположена ёмкость в снежном сугробе, тем теплее в ней вода. |
«Снег и лёд» | В одно ведёрко набрать рыхлый снег, в другое поместить плотно утрамбованный снег, в третье — лёд. Наблюдение за содержимым трёх ведёрок поможет сделать такой вывод: рыхлый снег превратиться в воду первым, плотный — вторым, наконец, лёд растает в последнюю очередь. |
«Нежный росток» | Подготовить почву, смешав песок, глину и перегной, заполнить ёмкость. Посадить в почву семечко любого овоща или цветка. Полить водой и оставить в тёплом и светлом месте. |
«Вершки и корешки» | Поместить черенки растения с корешками в прозрачный стаканчик, отметить уровень воды, плотно закрыть крышкой с отверстием для растения. Через несколько дней анализируют данные и делают вывод: уровень воды заметно снизился, потому что корни растения всосали воду. |
«Букет» | Из букета выбрать один цветок и поставить в отдельную вазу без воды. Спустя несколько часов сравнить цветы из букета и цветок, оставшийся без воды. |
«Питание растений» | Цветок поставить в вазу с водой. В воду добавить краску, через несколько дней расщепить стебель горизонтальным надрезом и проследить, на какой уровень поднялась подкрашенная жидкость за время наблюдения. Итог: вода поднимается по стеблю цветка. |
«Кораблестроители» | Педагог предлагает детям подобрать плавучий материал для сооружения кораблика. Ребята опускают в воду деревянные или металлические пластины, брусочки из пенопласта, лодочки, сконструированные из бумаги, анализируют результаты наблюдений. |
«Волшебные линзы» | Рассматривание различных изображений или мелких предметов (пуговички, бусинки, пёрышки) сквозь увеличительные стёкла позволяет детям сформулировать логическое умозаключение о том, что размеры предметов меняются в зависимости от линзы, которая используется. |
«Путешествие солнечного зайчика» | В ясную погоду пронаблюдать за перемещением «солнечного зайчика», как поток света отражается от зеркальной поверхности, как поведёт себя «солнечный мячик», если поставить ещё одно зеркало? |
«Нарисуем радугу» | Педагог погружает зеркало в ёмкость с водой и устанавливает его таким образом, чтобы поймать и отразить солнечные лучи на стену в виде разноцветной дуги из семи цветов. Вода преломляет световые лучи и расщепляет белый цвет на цветовой спектр радуги. С высоты птичьего полёта радуга может выглядеть как окружность. |
«Свет и тень» | Направить поток света на различные предметы, рассмотреть результаты опыта и ответить на вопросы. Почему возникает тень? Как меняются очертания тени, от чего это зависит? Итог: тень образуется, когда световой поток не проникают сквозь предмет, тень повторяет очертания предмета, чем плотнее предмет, тем насыщеннее тень. |
«Магнитная рыбалка» | Дети с помощью магнита «ловят» металлические предметы на удочку с магнитиком вместо крючка. |
Согревающие лучики» | Во время прогулки прикоснуться к кирпичикам, оказавшимся в теневой части здания детского сада и тем, которые освещены солнечными лучами. |
«Разноцветные шарики» | Дети надувают резиновые шарики, наливают в их воду, сравнивают размеры и форму, наконец, приходят к выводам:
|
«Звёздное небо» |
Вывод: на вращающемся круге точки сливаются в световые кольца. В реальности звёзды неподвижны, а Земля вращается, но нам кажется, что это звёзды вращаются. |
«Огонь и сахар» | В ложечку положить кусочек сахара и подержать над огнём горящей свечи. Твёрдый кусочек сахара постепенно становится жидким. Без воздействия тепла сахар возвращается в твёрдой состояние. Дополнительный вопрос: может ли сахар перейти в жидкое состояние под лучами солнца? (Солнечного тепла недостаточно для того, чтобы сахар перешёл из твёрдого состояния в жидкое) |
«Вулкан» | Педагог предлагает детям рассмотреть макет вулкана, состоящий из пластиковой бутылки, обклеенной несколькими слоями мятой плотной бумаги. Рецепт лавы для извержения: вода, сода, жидкое мыло, краска красного цвета и уксусная кислота. |
НОД на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов»
Цель | Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями. |
Задачи |
|
Материал |
|
Предаварительная работа |
|
Организационный момент | Дети выходят на прогулку, на асфальте возле детского сада лежат стрелки, которые ведут на спортивный участок |
Основная часть | (Воспитатель заранее прячет камешки в песочнице.) |
Заключительная часть | -Ребята, мы проделали с вами такой огромный путь, предлагаю устроить привал: разбить палатку, приготовить обед. А из чего мы соорудим палатку для отдыха? |
Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.
Современное дошкольное образование делает ставку на обеспечение саморазвития и самореализации ребёнка, важно пробудить внутреннюю потребность в знаниях, активизировать познавательный интерес. Детское экспериментирование является наиболее эффективным средством познания закономерностей явлений окружающего мира, расширения кругозора, обогащения опыта самостоятельной деятельности. Эксперименты не только знакомят с новыми фактами, но и позитивно влияют на формирование умственных операций синтеза и анализа, способствуют раскрытию творческого потенциала, формированию первичных математических понятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
Образовательная деятельность в детском саду, процесс сложный и увлекательный.И для педагога и для ребёнка. И поэтому, только в игровой форме, когда большую часть знаний дети получают сами, достигается...
Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, ...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...