Деловая игра "Развитие soft-skills компетенций у педагогов ДОО"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra._repenko_e.a.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Развитие soft-skills компетенций у педагогов ДОО»
1. Организационный момент – Приветствие бумажными ладошками
В сегодняшней игре нами будут использованы такие методики как: «Мозговой штурм», «Взаимотренаж», «Схематизация», а также различные технологии КСО (коллективный способ обучения).
Работа в группах (участники делятся на 2-3 группы).
Используя ладошки, которые находятся у вас на столах, вам нужно неординарно поздороваться с членами своей группы. Вы можете раскрасить ее, что-то на ней нарисовать, написать (выполняется приветствие всех участников групп).
Время выполнения – 5 минут.
«В нынешнее время конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями».
И если сейчас нам уже вполне понятны такие инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, — а именно, soft skills — пока еще знаком далеко не всем.
Поэтому, основная задача на сегодня разобраться, что такое soft skills, зачем педагогу их развивать, а главное – как их можно развить.
2. Основная часть
Перед вами на экране определение Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью. Другими словами, именно эти навыки являются основой и гарантом профессиональной успешности педагога.
Также очень важный момент – это личностный ресурс педагога — один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Мы все понимаем, что педагог — это модель мира для ребенка. И только педагог, обладающий необходимыми навыками, может развить их и в своих воспитанниках.
То есть, важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим воспитанникам, и в какой среде они будут расти зависит результат – развитый воспитанник с креативным мышлением.
Теперь определим, что включает в себя soft skills?
Коллеги, предлагаю каждой группе создать модель «мобильного педагога, наделенного гибкими навыками» и представить ее.
На слайде представлены характеристики такого педагога. Ваша задача - выбрать только пять.
Время выполнение задания у вас 3 минуты.
Характеристики :
- работа с документами
- эмпатия
- работа с оборудованием, средства обучения
- ИКТ-компетенции
- основы дисциплин
- способность к системному мышлению, креативному мышлению
- эмоциональный интеллект
- установление отношений
- работа в команде
- слушание и понимание собеседника
- навыки убеждения
- ораторское искусство
- проведение презентаций
- ведение дискуссий
- решение проблем
- принятие решений
- лидерство
- мотивирование
- разрешение конфликтных ситуаций
Каждая группа представляет свои модели!
Следующий вопрос: «Как развивать soft skills?»
Перед вами следующий слайд (на нем выделено пять навыков, на которые стоит обратить внимание педагогам).
- Навык эффективного общения (особенно личного). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение “переговоров”, проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления.
- Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать коллег. Опять же, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.
- Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога.
- Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.
- Умение управлять собой (self-managment). Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.
Как показывает практика, способность к системному мышлению, креативному мышлению, способность мыслить критически – проблемная зона педагогов. И сегодня, я хотела бы поподробнее остановиться на осознание креативности в себе и её развитии.
Развитое креативное мышление – это точилка для ума, или мышца, которую можно и нужно прокачать. Что мы и сделаем.
- Упражнение «Неожиданные связи»
Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию; развитие коммуникативных навыков.
У каждой группы на столе есть две картинки: у одной группы изображены огурец и поезд, у другой - перец и самокат, у третьей – автомат и морковь. Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с этими картинками связный рассказ. На выполнение задания 6 минут.
Пример — «автомат» и «морковь». Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а автомат нельзя. Сходства — автомат и морковь можно держать в руках, ствол автомата напоминает морковь, у АК-47 рукоятка оранжевого цвета.
Предложение со словами: «Солдат начал стрелять из автомата по банке, но вдруг понял, что стреляет в зайца, бегающего среди грядок моркови».
О чем заставило задуматься это упражнение? (обсуждение по 2 минуты на каждую группу)
- Упражнение «Сумка. Нестандартные способы применения»
Цель: развитие креативных и коммуникативных способностей участников; содействие развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.
Например, карандашом можно закручивать бумагу для поделок, размешивать что-нибудь или использовать как снаряд для рогатки.
Задание: Вспомните 3 предмета, которые находятся у вас в сумке, и придумайте необычные способы применения для обычного предмета, как можно применить их в работе с детьми, родителями.
Время выполнения задания – 5 минут.
- Упражнение «Друдлы»
Для развития креативности нужно найти такое значение картинки, что не сразу приходит на ум.
Цель: развитие креативного, системного, структурного мышления.
Перед вами самый простой друдл (на слайде, посмотрите и попробуйте назвать все варианты того, что здесь может быть нарисовано).
Задача каждой команды - написать несколько вариантов того, что изображено на рисунке. Варианты не должны повторяться. На одну картинку, может быть дано несколько различных вариантов. Каждая команда, по очереди, предлагает по одному варианту на 1 друдл. Чем больше вариантов даст команда, тем больше баллов она наберет.
Время выполнения 10-15 минут.
Всем нам известно, рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям. Поэтому, следующее задание мы будем рисовать.
- Упражнение «Сумасшедший архитектор». «Нарисуй картину»
Цель: умение работать в команде, принимать решения, развитие творческого мышления.
Каждая группа записывает 10 предметов на лист формата А4: колесо, слон, деньги, планшет, ноутбук, ряженка, леопард, автомобиль, кровать, коляска. (Города, фамилии, названия и нематериальные объекты использовать нельзя).
Необходимо нарисовать рисунок на листе А2, в котором будут присутствовать все перечисленные предметы, связанные в одном сюжете. Можно использовать все, что есть на столах. Во время рисования, каждый педагог рисует то правой, то левой рукой. Это – обязательное условие упражнения.
Время выполнения задания -15 минут.
5. Упражнение «Закончи модель»
В заключение нашей игры, предлагаю вернуться к началу наших моделей, в которые вы включили ряд гибких навыков и попробовать расширить получившиеся модели новыми качествами на основе опыта, полученного сегодня. Время работы -5 минут.
Воспитатели дорабатывают модели и делятся результатом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...
Деловая игра "Развитие Soft skills компетенции у педагогов Доу"
Для воспитателей, старших воспитателей, методистов....
Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"
Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»...
Презентация проекта "Формирование мягких навыков (soft skills) у старших дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и СОШ ("Soft skills" и "Точка роста")
Социальное партнерство приобретает огромное значение в процессе формирования мягких навыков у дошкольников или гибких компетенций у школьников. И если партнерство с центрами культуры, художественными ...
Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...
Программа дополнительного образования по развитию "гибких" компетенций (soft skills) у детей 3-5 лет
Программа включает в себя 4 раздела:· Эффективное мышление;· Уверенность в себе;·...
Деловая игра«Развитие Soft skills компетенций у педагогов ДОУ»
Soft skills («мягкие», «гибкие» навыки) - комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производи...