Кружок в средней группе "В гостях у сказки"
рабочая программа (средняя группа)
Обучение по программе «В гостях у сказки», создает необходимое гармоничное всестороннее развитие детей. Учит их вступать в контакт со сверстниками, не бояться выражать свои эмоции и желания. Способствует развитию монологической и диалогической речи.
Цель программы:
- Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.
Задачи программы:
- Способствовать развитию творческого воображения, восприятия, логического мышления, памяти, внимания, эстетического восприятия, фантазии.
- Тренировать выразительность речи, мимическое и пантомимическое выражение эмоций.
- Мотивировать детей к самостоятельному сочинению и пересказыванию сказок, драматизации.
- Пробуждать творческие способности детей .
- Расширять представление о многогранности окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Эммаусский детский сад общеразвивающего вида»
ПРОГРАММА КРУЖКА
«В гостях у сказки»
для средней группы
Воспитатель: Пескарева Л.В.
Пояснительная записка
В дошкольном образовании одним из ведущих мест уделяется коммуникации (развитию речи), поскольку становление речи у ребенка происходит как раз таки в этот период. Все дети разные и у какого-то речевое развитие соответствует возрастным рамкам, а у кого-то немного отстает в связи с какими-то причинами, поэтому необходима дополнительная помощь в развитии речи у дошкольников. Поэтому хорошим дополнением к основному образованию подойдет метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева и т.д.
Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.
Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.
Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Актуальность
При подготовке данной работы я познакомились с научной литературой по данной проблематике, и столкнулись со следующими актуальными проблемами:
1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты.
2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.
3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.
Сказка – инструмент ненавязчивого обучения.
Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Пространные, серьезные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. В то же время с помощью сказки можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме. Сказки по праву считают мощнейшим инструментов обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация. Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
Сказки воспитывают положительные качества.
Вовлекая детей в круг невероятных событий, захватывающих приключений сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Постепенно, без давления со стороны взрослых дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания. Между прочим, тот факт, что в конце сказочных историй добро торжествует над злом, является важнейшим фактором в воспитании детей. Понимая эту простую, известную всем с детства истину, ребенок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.
Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы.
Воспитательное значение сказок проявляется также в том, что они способны оказывать влияние на формирование личностных качеств. В нежном детском возрасте психика еще нестабильна, граница между добром и злом слегка размыта. Поэтому родителям необходимо прислушиваться к своим детям и их сказочным предпочтениям. Возможно, что любимые и не любимые ребенком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша. В этом случае с помощью той же сказки вполне можно немного скорректировать развитие детской психики, направить ее в мирное русло. Очень важно совместно обсуждать прочитанное, обращать внимание ребенка на какие-то ключевые моменты, разъяснять непонятное. Помимо того, что сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она также объединяет родителей и их детей, дает возможность просто приятно провести время и отдохнуть от суеты реального мира....
Обучение по программе «В гостях у сказки», создает необходимое гармоничное всестороннее развитие детей. Учит их вступать в контакт со сверстниками, не бояться выражать свои эмоции и желания. Способствует развитию монологической и диалогической речи.
Цель программы:
- Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.
Задачи программы:
- Способствовать развитию творческого воображения, восприятия, логического мышления, памяти, внимания, эстетического восприятия, фантазии.
- Тренировать выразительность речи, мимическое и пантомимическое выражение эмоций.
- Мотивировать детей к самостоятельному сочинению и пересказыванию сказок, драматизации.
- Пробуждать творческие способности детей .
- Расширять представление о многогранности окружающего мира.
Планируемые результаты работы:
• Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
• Активно употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница);
• Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
• Подробно с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений; активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
• Называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток.
• Заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами;
• Употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно) .
• Употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).
Календарно – тематическое планирование.
неделя | Тема занятия | Работа с детьми | Работа с родителями | |
сентябрь | 1 | Вводное занятие | Беседа о сказках. Выставка книг. Рассматривание иллюстраций. | Анкетирование «Часто ли Вы читаете ребенку сказки» |
2 | Вводное занятие | Беседа «Моя любимая сказка» | ||
3 | «Репка» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. Инсценировка сказки. | ||
4 | «Репка» | Лепка. «Герои сказки» | ||
октябрь | 1 | «Колобок» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. Придумать счастливый финал сказки | Консультация «Роль сказки в развитии ребенка» |
2 | «Колобок» | Аппликация «Колобок» из готовых деталей | ||
3 | «Петушок и бобовое зернышко» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | ||
4 | «Петушок и бобовое зернышко» | Аппликация с использованием семян | ||
ноябрь | 1 | «Маша и медведь» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | Подборка сказок для чтения детям 4-5 лет |
2 | «Маша и медведь» | |||
3 | «Теремок» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | ||
4 | «Теремок» | Игра-конструирование «Современный теремок» | ||
декабрь | 1 | «Гуси-лебеди» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | Подборка мультфильмов по русским народным сказкам |
2 | «Гуси-лебеди» | Лепка «Яблочко с яблоньки» | ||
3 | «Кот, петух и лиса» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | ||
4 | «Кот, петух и лиса» | Настольный кукольный театр | ||
январь | 2 | «Два жадных медвежонка» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | Выставка рисунков «Моя любимая сказка»(работа родителей с детьми) |
3 | «Два жадных медвежонка» | Сочинение нового варианта сказки «Два дружных медвежонка» | ||
4 | «Заюшкина избушка» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | ||
февраль | 1 | «Заюшкина избушка» | Аппликация «Избушка для зайчика» | Консультация «Домашний кукольный театр» |
2 | «Курочка-ряба» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. Пересказ сказки детьми. Инсценировка сказки. | ||
3 | «Красная шапочка». Ш. Перро | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | ||
4 | «Красная шапочка». Шарль Перро | Оригами «Красная шапочка» | ||
март | 1 | «Лиса и медведь» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | Выставка любимых книг |
2 | «Лиса и медведь» | Викторина «Герои сказок» | ||
3 | «Лисичка-сестрика и волк» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | ||
4 | «Лисичка-сестричка и волк» | Лепка «Рыбка» | ||
апрель | 1 | «Три медведя» | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | Выставка поделок «Герои сказок» |
2 | «Три медведя» | Инсценировка сказки. | ||
3 | «Цветик-семицветик». В. Катаев | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | ||
4 | В. Катаев «Цветик-семицветик» | Аппликация «Цветик-семицветик» | ||
май | 1 | «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев | Чтение сказки. Обсуждение. Ответы на вопросы воспитателя. | Список литературы для чтения летом |
2 | «Дудочка и кувшинчик». В. Катаев | Лепка «Кувшинчик» | ||
3 | Подведение итогов | Рисование «Любимый герой сказки» | ||
4 | Подведение итогов | Д/и «Путешествие по сказкам» |
Список литературы
1.«Развитие речи в детском саду» В.В.Гербова- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2008 г;
2.«Материал к занятиям по развитию речи » Т.И. Подрезова М.: Айрис-пресс, 2007 г;
3.«Этические беседы с детьми 5-7 лет» В.И. Петрова М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2007 г.
4.«Безопасные сказки» Т.И. Шорыгина М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2008 г;
5 . Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.
6. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384с.
7. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
8. Шорохова О. А. «Речевое развитие ребенка: Анализ программ дошкольного образования» М., ТЦ «Сфера» 2009г. с.125.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
досуг "В гостях у сказки" для средней группы по проекту "Сказки"
Этот конспект можно использовать как итоговое НОД в средней группе по теме "Русские народные сказки". Все задания направлены на закрепление детьми русских народных сказок, на развитие памяти...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе.Тема «Все сказки в гости к нам»
Данный конспект разработан для воспитателей детских садов. Целью моей работы является закрепления русских народных сказок и воспитания интереса к ним. Данный конспект разработан для детей средне...
Занятие по развитию речи в средней группе с инсценированием сказки «Колобок в гостях у ребят»
Занятие по развитию речив средней группе с инсценированием сказки «Колобок в гостях у ребят»...
Театральный кружок в средней группе "В гостях у сказки"
Театральный кружок «В гостях у сказки» Средней группы «Буратино» Пояснительная записка Т...
Интегрированное занятие по чтению художественной литературы и аппликации для детей средней группы на тему: "Сказки в гости к нам пришли»
Цель: Обобщить ранее полученные знания детей о сказках.Образовательные задачи:- Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении сказочных персонажей.- Учить детей передавать соотве...
Проект в средних группах «Собирайся детвора, сказка в гости к нам пришла»
Проект в средних группах «Собирайся детвора, сказка в гости к нам пришла»Вид проекта:по продолжительности краткосрочный;по доминирующей линии практико-ориентированный;по содержан...
Сценарий спектакля в средней группе по мотивам сказки «В гости к солнышку»
Сценарий спектакля в средней группе по мотивам сказки «В гости к солнышку»...