Образовательный проект "Конструирование мир фантазий и идей"
проект (старшая группа)

Бабенко Александра Андреевна

Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться. Инновационная и многофункциональная технология различных видов конструкторов не только обеспечит реализацию основных видов деятельности детей (познавательно-поисковой, коммуникативной, игровой и конструктивной), но и поможет в развитии математических знаний.

Конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей). В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_mir_fantaziy_i_idey.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №9 города Белогорск»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Конструирование – мир фантазий и идей»

                                        Составитель: Бабенко Александра Андреевна,

                                                            воспитатель МАДОУ ДС №9

г. Белогорск

2021 г.

                                        

Сведения об авторе

        Бабенко Александра Андреевна, воспитатель МАДОУ ДС №9

        Образование: среднее профессиональное

        Стаж: 1 год 2 месяца

        Категория: б/к

Актуальность выбранной темы

Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться. Инновационная и многофункциональная технология различных видов конструкторов не только обеспечит реализацию основных видов деятельности детей (познавательно-поисковой, коммуникативной, игровой и конструктивной), но и поможет в развитии математических знаний.

Конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей). В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

На сегодняшний день, конструкторы активно используются воспитанниками группы в разных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирование и др.

Причины все более активного вхождения конструирования в дошкольное образование связаны с ее возможностями (педагоги бы сказали «дидактическими возможностями») и решаемыми с ее помощью задачами:

  • развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструкторов;
  • навыки математики и счета: даже на уровне подбора деталей приходиться иметь дело с балками разной длины, сравнением деталей по величине и счетом;
  • навыки конструирования;
  • работа в команде.

Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но конструирование удивительным образом их все в себе соединяет. Причем все это делается в игровой форме, с понятными для ребенка учебными материалами (конструкторами).

Учитывая актуальность  проблемы, я решила провести работу в этом направлении.

Цель проекта:  развитие конструкторских способностей детей, эстетического вкуса, формирование познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, способности к анализу и планированию деятельности.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, творческую активность, конструктивные навыки и умения, навыки межличностного общения и коллективного творчества, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, отзывчивость.

Тип проекта: групповой.

Длительность: долгосрочный (9 месяцев)

Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Методы реализации проекта:

  • объяснительно-иллюстративный (наглядный, словесный) - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, рассматривание таблиц, демонстрация, работа с технологическими картами, картами-схемами построек, иллюстрации, дидактические игры);
  • репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • поисковый метод - самостоятельное решение проблем; частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий, решение проблемных задач с помощью педагога;
  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение);
  • познавательный метод (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
  • контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);
  • метод групповой работы (используется при совместной сборке моделей).
  • проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование;
  • игровой метод - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета;
  • эвристический метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.).

Предполагаемые результаты

  • Увеличение числа детей, имеющих высокий уровень в социально – личностном, интеллектуальном, творческом развитие.
  • Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, в коллективе, распределении обязанностей.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
  • Формирование конструкторских умений и навыков, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением
  • Формирование представления: о деталях конструкторов и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями.
  • Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; формирование интереса к детскому конструированию; активное участие родителей в жизни своего ребёнка.
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Содержание, сроки и этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Сроки

Диагностический

        

  1. Постановка проблемы
  2. Изучение проблемы, имеющегося опыта по теме.

  1. Подготовка дидактического и методического материала по теме.

Сентябрь

Сентябрь

Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой
  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  3. Прогнозирование результатов.

Сентябрь

Практический

  1. Внедрение систем мер, направленных на решение проблемы: беседы с детьми о конструировании, дидактические игры.
  2. Формирование методического комплекса: разработка буклета о конструировании. Конспекты мероприятий с детьми.
  3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов: диагностика конструкторских умений и навыков у воспитанников, анкетирование родителей, разработка сценария игры-викторины детей с родителями.

Октябрь

Март

Обобщающий

 Подведение итогов

Апрель

Внедренческий

Распространение опыта: защита проекта на уровне ДОУ, выступление на заседании городского методического объединения.

Апрель-май

Список используемой литературы

Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.

Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб. метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011

Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005

Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. - М., 1999.

Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. -М.: изд. Сфера, 2011.

Список литературы для детей и родителей

  1. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 64 с.
  2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2018. – 601 с.
  3. Образовательный портал «фос-игра.рф» - [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/
  4. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. М.: Издательский дом «Воспитание школьника», 2004.
  5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Изд. дом «Карапуз», 1999.
  6. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.- М.: Сфера, 2011. - 128 с.

Приложение

Конспект НОД по конструированию в старшей группе

«Дома в городе будущего».

Цель: уточнить и расширить знания о строительстве домов; виды домов, этажность.

Задачи:

Образовательная: обучение планомерному анализу многоэлементной схемы постройки.

Развивающая: формирование умений выделению в схеме основных структурных частей и определению их возможного назначения.

Воспитательная: осуществление сотрудничества в процессе создания постройки.

Методы и приёмы: беседа, объяснение, рассматривание, обследование образца, анализ образца, игра, мотивация деятельности, прогнозирование. Материалы и оборудование: наборы строителя, схемы, мелкие  образные игрушки, наглядное пособие - дома разной этажности.

Словарь: брусок, цилиндр, пластина, призма, конус, сторона, архитектура, архитектор.

Предварительная работа:  игры в центре конструирования, сюжетные строительные игры.

Ход:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Воспитатель: Девочки и мальчики. Умники и умницы! Кто из вас мне сможет помочь разгадать загадку, на которую я не могу найти ответ? Воспитатель:

Крыша есть в нем и окошки,

Часто на порожке кошка,

Дверь, крыльцо, забор кругом,

Угадали, это - ...(дом)

Дети совместно с воспитателем рассматривают картинки, на которых изображены дома разной этажности.

Воспитатель: Какие вы знаете виды домов?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько этажей в твоем доме, где ты живешь?

Ответы детей.

Воспитатель: Как называется дом с 1 этажом? Много этажей?

Ответы детей.

Воспитатель: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Она окружает нас везде. Архитектура, это то, что нас окружает.

Воспитатель: Как вы думаете, кто создает эти сооружения?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Архитектор. Это человек, который создает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь ему помогают строители.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем в роли строителей. Строители хорошо разбираются в деталях.

Воспитатель:  Сейчас мы посмотрим, какие вы настоящие строители.  А поможет нам одна игра: д/ игра «Узнай деталь» (приготовить столик с деталями).

Давайте подойдём и посмотрим, какие  вы знаете строительные  детали?

На столе расставлены строительные детали. Просит запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагает отвернуться и убирает какую-либо деталь (устанавливает детали в ином положении на плоскости стола, меняет их местами, добавляет новые).  Дети отмечают, что изменилось.

Воспитатель: Молодцы! Можно смело отправляться на нашу стройплощадку, где будем строить наши дома.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Для строительства дома нужны не только материалы, но и (что?) - инструменты, с помощью которых строят дома и чертежи (схемы) по которым возводят дома. А что будет инструментом?

Дети: Руки  будут  инструментом.

Воспитатель:  А готовы ли наши «инструменты» к работе?

(пальчиковая гимнастика)

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

Указательный и средний, безымянный и последний

Сам мизинчик  - малышок постучался на порог.

Все мы пальчики - друзья.

Друг, без друга нам нельзя!

Воспитатель: Инструменты готовы,  а материалом, что будет?

Дети:  Конструктор

Воспитатель: Мы с вами обговорили, что для того, чтобы построить дом, строителям нужна схема, я предлагаю вам схемы (раздать детям схемы).

Воспитатель: Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей и каких?

(Дети рассматривают схемы, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку)

 Воспитатель: Если вы все обдумали, можете начинать строить.

Воспитатель  напоминает, как нужно строить, не мешать друг другу, делиться материалом, при затруднениях помогать друг другу. И получиться? .... Результат.

Воспитатель: Ну, вот и готовы ваши дома.

Воспитатель: Расскажите мне, какие дома вы построили?

Ответы детей 

Воспитатель: А что вам сегодня больше всего понравилось?

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились.

На ваши постройки пришли полюбоваться игрушки.

Воспитатель достает мелкие  образные игрушки.   Предлагает детям обыграть постройки с участием игрушек.

                Мастер-класс для детей и родителей старшей группы.

Цель: Знакомство родителей с приемами и способами конструирования через включение их в совместную продуктивную деятельность.

Задачи: 

Продолжать знакомить родителей с ролью конструирования в развитии дошкольника.

Упражнять родителей в правильном назывании деталей конструктора. Информировать родителей об основных видах конструирования; о последовательности конструирования построек.

Упражнять родителей в конструировании различных построек по схеме и, по условию.

Материалы: Конструктор, схемы изготовления построек.

Место проведения: группа.

Участники мастер-класса: родители, дети и воспитатели.

                                                             Ход:

Вступительное слово.

Уважаемые родители!

          Я очень рада видеть вас у нас в гостях! Наша сегодняшняя встреча необычна. Это не собрание, не консультация, а мастер-класс. Это значит, что вы сможете проявить своё творчество.

        Обратите внимание, у нас на доске - море с островами. У каждого острова есть название: остров радости, счастья, воодушевления, интереса, скуки, равнодушия, уныния. Прошу Вас подойти к доске, взять корабль и причалить к тому острову, название которого соответствует вашему настроению сейчас.

         Начинаем наш мастер - класс.

         Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

         Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?

           Конструктивная деятельность содействует развитию познавательных способностей, которые проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать.

         Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого, развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. Конструирование также развивает психические процессы - память, мышление, воображение, внимание и восприятие.

          Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Работа детей сближает, дисциплинирует, появляются общие интересы. Конструирование стимулирует развитие восприятия.

         Для того, чтобы правильно выполнить постройку или поделку, нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он выполнен, сделать соответствующие выводы. Не всегда этот образец можно потрогать.

          Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. При изготовлении постройки - поделки необходимо очень внимательно следить за объяснением воспитателя, а потом также внимательно выполнять действия, чтобы получилась хорошая работа.

         Взаимосвязь конструирования и развития познавательных способностей в том, что прежде, чем начать изготавливать постройку, рассматриваем материал, выявляем его особенности, сравниваем с другими материалами. Здесь используются как занятия, так и исследовательская деятельность, дидактические игры. Огромное значение имеет развитие конструктивных навыков, для некоторых детей это сложный процесс. Прежде чем, получится постройка, ее нужно собрать, причем выполнить это правильно, подогнать все детали, сложить их ровно, точно. А когда все складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важный момент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, схемы, карты.

         Благодаря конструированию у детей  пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а также художественно -творческие способности. 

        Творческие способности - это в первую очередь способность ребенка находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

         Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников.

В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

       Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
  • работать дружно, не мешая друг другу. Становясь старше, дети уже более осознанно собирают свои постройки по замыслу или по схеме. Они строят домики для любимых игрушек из крупного конструктора или цветных кубиков, при этом сами не осознавая,  развивают сенсорику, исследуют окружающие предметы по цвету, форме, величине, динамическим качествам.

       Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в различного вида играх.

        Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

        Начинаем практическую часть нашего мастер класса. (Вместе с родителями садятся их дети). Все расселись по местам? Перед тем как начать конструировать, вспомним детали конструктора. (Родители называют детали конструктора: кирпичик, кубик брусок, пластина, призма, цилиндр).

        Перед вами на столе лежит конструктор и карточки со схемами построек. Давайте попробуем построить эти здания. (Родители в парах с детьми конструируют постройки по схемам). 

        Я предлагаю вам рассказать, что вы построили, и какие детали конструктора использовали в постройке. (Родители представляют свои постройки и рассказывают о них).

        Наша встреча подходит к концу, прошу вас подойти к доске, посмотреть на острова, к которым причалили ваши корабли, может вы захотите причалить возле другого острова?

        Уважаемые родители! Спасибо вам за ваше активное участие в мастер - классе, за чудесные постройки. Фантазируйте, придумывая все новые и новые сюжеты для игры с ребенком. И помните, ни один вид деятельности не расширяет так границы познания малыша, как работа со строительным материалом. Творческих всем успехов! (Педагог предлагает родителям методические рекомендации по организации игр дома).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИПРОЕКТ «Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС»

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект инно...

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС .

Формирование личности ребенка, как известно, идет одновременно в разных направлениях. Интеллектуальное развитие - это некая сумма знаний и умений, а так же способность эти самые знания усваивать и реш...

Консультация для родителей "Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС ДО"

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип докумен...

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС .

Реализация ФГОС ДО - непростой процесс, требующий максимального внимания в организации развивающей предметно-пространственной среды...

Конспект занятия по легоконструированию «ЛЕГО это мир фантазий! Мир идей, разнообразий.»

Цель: Формирование коммуникативных способностей дошкольников. Закрепить представления детей об архитектуре, зданиях и сооружениях в технологии ЛЕГО - конструирования. Развитие познавательной акти...