Игровая деятельность дошкольников.
статья (средняя группа)

Якупова Галина Николаевна

Дошкольное детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, развитии личности. Ведущей деятельностью для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

                           Игровая деятельность дошкольников.

 Дошкольное детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, развитии личности. Ведущей деятельностью для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное.

 В свете современных требований выделяются два   пути организации игры в детском саду. Первый путь - воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка. Второй -  игра рассматривается как  деятельность, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал и сам выступать в роли творца.   Взаимодействие  взрослого с детьми строится  на  партнерских взаимоотношениях.  Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними, ориентировать  на взаимодействие с партнером-сверстником. Играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, взрослый должен развертывать игру так, чтобы ребенок «открывал» и усваивал  постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры. Процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость,  снимает стрессовое напряжение. Малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении. Совместная игра обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости.

       В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры. Базовой основой такой игры является сюжет, например, бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их  заместителями, затем ребёнок  проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один.  Игровые действия сосредотачивает на игрушке, отображает мир человеческих отношений, эмоции, реплики спора или одобрения. Малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку. В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки. Появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике. Значение начинают приобретать игровые атрибуты, например, машина для водителя,  медицинский халат врача и т. д. 

Режиссёрская игра обладает индивидуальным характером, Малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста , придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто  ребенок,  поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, учат понимать и чувствовать окружающих людей. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла. Победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма.

Для старших дошкольников важным будет общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сюжета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные проекты, например, полёт в космос.

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности. Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРО...

Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда, насыщенная предметным и игровым материалом вызывает у детей  эмоционально положительное отношение к детскому саду,  обогащает н...

«Использование игровых полей для развития игровой деятельности дошкольников».

           Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для         развития игровой деятельности дош...

Игровой макет для групповых занятий и индивидуальной игры детей, самостоятельной игровой деятельности дошкольников

Игровой макет — кaк способ конструирования, является практической деятельностью, направленной на получение определенного, зaрaнее задуманного продукта. Детское конструирование (создани...