Эмоциональный мир ребёнка.
статья

Масленникова Наталия Сергеевна

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_mir_rebyonka.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный мир ребенка

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

В некоторой степени предпосылками становления эмоционального интеллекта являются унаследованные от родителей свойства нервной системы и общий характер эмоциональных способностей. Стоит отметить, что в контексте биологических предпосылок формирования эмоционального интеллекта, стоит отнести отмеченные И.Н. Андреевой следующие предпосылки развития эмоционального интеллекта.

  • наследственные задатки эмоциональной способности
  • правополушарный тип мышления
  • экстраверсия

К наследственным задаткам эмоционального интеллекта относится в первую очередь, то каким уровнем эмоциональности обладают родители. Проводя основную часть своего времени в родительской среде, ребенок черпает из нее определённые знания и усваивает приемы по овладению собственными эмоциями. «Наиболее значимым фактором этой среды является мать, которая, как правило, проводит с ребенком больше времени, чем отец», пишет в своей статье И.Н. Андреева.

Другой, типично биологической предпосылкой является зависимость от того, какое полушарие головного мозга является доминирующим. Известно, что люди условно делятся на «правополушарных» и «левополушарных». Правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом, он способствует точному распознанию эмоциональной окраски речи. Андреева И.Н. видит четкую взаимосвязь между доминированием правого полушария и способностью к правильному определению типа эмоционального контекста звучащей речи. 

Так же в ее работе отмечается тот факт, что хотя свойства темперамента является врожденной и малопластичной структурой личности, благодаря сознательным усилиям человек может в определенной степени контролировать характерные для его темперамента проявления.

Еще более поразительным фактом относительно свойств темперамента служит положение о том, что «экстраверты в целом мыслят более глубоко, чем интроверты». Есть основания предположить, что это относится и к анализу эмоциональной информации. Так отмечено, что со свойствами нейротизма и экстраверсии связаны особенности переработки информации. При этом экстраверсия способствует переработке положительных, а нейротизм - отрицательных стимулов.

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

На протяжении дошкольного детства происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Ребенок познает мир, прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно стали привычными, на малышей производят неожиданное, неизгладимое впечатление.

Развитие чувств у ребёнка связано с глубокими изменениями их физиологических основ. Этот факт отмечают многие учёные, в частности А. В. Запорожец, связывающий изменения в эмоциональной сфере с переходом доминирующих центров из подкорковых структур в кору. Вследствие чего эмоции становятся более осознанными.

Согласно А.Р. Лурии «локализация (мозговая организация) психических явлений имеет динамический характер, т.е. изменяется в процессе онтогенеза под влиянием социального опыта. Совершенно очевидно, что это положение полностью применимо к изменению мозговой организации эмоций: эмоциональные явления претерпевают явные изменения, становятся более опосредованным».

Наверное, именно вследствие этих изменений в ЦНС ребёнка шести лет не так легко, как малыша, обрадовать какой-либо мелочью и не так легко огорчить каким-либо пустяком. Но если удаётся произвести на старшего дошкольника сильное эмоциональное впечатление, то оно может не угаснуть в течение долгого времени и способно оказать глубокое влияние на его мысли и поступки.

Чувства ребёнка развиваются не сами собой, их развитие решающим образом зависит от окружающих условий и от воспитания.

Формирование новых потребностей и интересов является важнейшим условием развития и обогащения детских чувств. По мере того как ребёнок начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе, и интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, - чувства его становятся сложнее и содержательнее. Именно это положение отмечает известный русский ученый А. В. Запорожец «процессе усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми у дошкольника создаются более глубокие, более богатые эмоциональные переживания».

Начинают рождаться простейшие моральные переживания. У старшего дошкольника начинают формироваться интеллектуальные чувства. Появляется любознательность. К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатыми эмоциональными переживаниями. В жизни дошкольника чувства играют огромную роль, в особенности в начале того периода, когда у ребёнка ещё отсутствует умение подчинять свои действия требованиям взрослых.

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека, при этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти, испуга, удивления. Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам.

Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.

Таким образом, можем подвести следующий итог: на развитие эмоциональной сферы ребёнка влияние оказывает наследственный фактор, но во многом оно определяется развитием их центральной нервной системы, а конкретно изменением значения второй сигнальной системы.

Большое значение имеет социальный опыт, получаемый ребёнком как во взаимодействии со взрослыми, так и со сверстниками. Именно опыт обогащает ребёнка, делая его эмоции более осознанными и содержательными.

Источники

1.Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта// Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - с. 57-65.

2.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена// Вопросы психологии.- 2006. - №3. - с. 78-86.

3.Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб. статей/ Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой - Минск: БГПУ. - 2006.

4.Буршит И.Е. Развитие эмоциональной сферы дошкольника - путь к школьной успешности// Начальная школа плюс. До и после. - 2008. - №12. - с. 18-23.

5.Васильева Е.Н., Суворова О.В. «Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия».

6.Лейбман И.Я. «Психологические особенности учебного взаимодействия дошкольника со взрослым в учреждениях дополнительного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимоотношения детей в игре. Влияние на эмоциональное состояние ребёнка»

Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складываетс...

Статья " Обогащение эмоциональной сферы ребёнка средствами музыки"

Материал из опыта работы, предназначен для муз.руководителей и воспитателей           ...

Эмоциональное развитие ребёнка 3 – 4 лет

Преобладание тех или иных эмоций зависит от того, какие чувства вызывают своим поведением старшие....

Из опыта работы «Развитие эмоционального мира ребёнка в семье».

Развитие эмоционального мира ребёнка в семье....

Консультация для родителей «Как избежать эмоциональной перегрузки ребёнка? Как сделать день ребёнка интересным?»

Даже для самого общительного ребенка детский сад — это стресс. Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства – одного для ...