Эмоциональный мир ребёнка.
статья

Масленникова Наталия Сергеевна

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_mir_rebyonka.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный мир ребенка

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

В некоторой степени предпосылками становления эмоционального интеллекта являются унаследованные от родителей свойства нервной системы и общий характер эмоциональных способностей. Стоит отметить, что в контексте биологических предпосылок формирования эмоционального интеллекта, стоит отнести отмеченные И.Н. Андреевой следующие предпосылки развития эмоционального интеллекта.

  • наследственные задатки эмоциональной способности
  • правополушарный тип мышления
  • экстраверсия

К наследственным задаткам эмоционального интеллекта относится в первую очередь, то каким уровнем эмоциональности обладают родители. Проводя основную часть своего времени в родительской среде, ребенок черпает из нее определённые знания и усваивает приемы по овладению собственными эмоциями. «Наиболее значимым фактором этой среды является мать, которая, как правило, проводит с ребенком больше времени, чем отец», пишет в своей статье И.Н. Андреева.

Другой, типично биологической предпосылкой является зависимость от того, какое полушарие головного мозга является доминирующим. Известно, что люди условно делятся на «правополушарных» и «левополушарных». Правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом, он способствует точному распознанию эмоциональной окраски речи. Андреева И.Н. видит четкую взаимосвязь между доминированием правого полушария и способностью к правильному определению типа эмоционального контекста звучащей речи. 

Так же в ее работе отмечается тот факт, что хотя свойства темперамента является врожденной и малопластичной структурой личности, благодаря сознательным усилиям человек может в определенной степени контролировать характерные для его темперамента проявления.

Еще более поразительным фактом относительно свойств темперамента служит положение о том, что «экстраверты в целом мыслят более глубоко, чем интроверты». Есть основания предположить, что это относится и к анализу эмоциональной информации. Так отмечено, что со свойствами нейротизма и экстраверсии связаны особенности переработки информации. При этом экстраверсия способствует переработке положительных, а нейротизм - отрицательных стимулов.

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

На протяжении дошкольного детства происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Ребенок познает мир, прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно стали привычными, на малышей производят неожиданное, неизгладимое впечатление.

Развитие чувств у ребёнка связано с глубокими изменениями их физиологических основ. Этот факт отмечают многие учёные, в частности А. В. Запорожец, связывающий изменения в эмоциональной сфере с переходом доминирующих центров из подкорковых структур в кору. Вследствие чего эмоции становятся более осознанными.

Согласно А.Р. Лурии «локализация (мозговая организация) психических явлений имеет динамический характер, т.е. изменяется в процессе онтогенеза под влиянием социального опыта. Совершенно очевидно, что это положение полностью применимо к изменению мозговой организации эмоций: эмоциональные явления претерпевают явные изменения, становятся более опосредованным».

Наверное, именно вследствие этих изменений в ЦНС ребёнка шести лет не так легко, как малыша, обрадовать какой-либо мелочью и не так легко огорчить каким-либо пустяком. Но если удаётся произвести на старшего дошкольника сильное эмоциональное впечатление, то оно может не угаснуть в течение долгого времени и способно оказать глубокое влияние на его мысли и поступки.

Чувства ребёнка развиваются не сами собой, их развитие решающим образом зависит от окружающих условий и от воспитания.

Формирование новых потребностей и интересов является важнейшим условием развития и обогащения детских чувств. По мере того как ребёнок начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе, и интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, - чувства его становятся сложнее и содержательнее. Именно это положение отмечает известный русский ученый А. В. Запорожец «процессе усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми у дошкольника создаются более глубокие, более богатые эмоциональные переживания».

Начинают рождаться простейшие моральные переживания. У старшего дошкольника начинают формироваться интеллектуальные чувства. Появляется любознательность. К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатыми эмоциональными переживаниями. В жизни дошкольника чувства играют огромную роль, в особенности в начале того периода, когда у ребёнка ещё отсутствует умение подчинять свои действия требованиям взрослых.

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека, при этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти, испуга, удивления. Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам.

Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.

Таким образом, можем подвести следующий итог: на развитие эмоциональной сферы ребёнка влияние оказывает наследственный фактор, но во многом оно определяется развитием их центральной нервной системы, а конкретно изменением значения второй сигнальной системы.

Большое значение имеет социальный опыт, получаемый ребёнком как во взаимодействии со взрослыми, так и со сверстниками. Именно опыт обогащает ребёнка, делая его эмоции более осознанными и содержательными.

Источники

1.Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта// Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - с. 57-65.

2.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена// Вопросы психологии.- 2006. - №3. - с. 78-86.

3.Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб. статей/ Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой - Минск: БГПУ. - 2006.

4.Буршит И.Е. Развитие эмоциональной сферы дошкольника - путь к школьной успешности// Начальная школа плюс. До и после. - 2008. - №12. - с. 18-23.

5.Васильева Е.Н., Суворова О.В. «Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия».

6.Лейбман И.Я. «Психологические особенности учебного взаимодействия дошкольника со взрослым в учреждениях дополнительного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимоотношения детей в игре. Влияние на эмоциональное состояние ребёнка»

Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складываетс...

Статья " Обогащение эмоциональной сферы ребёнка средствами музыки"

Материал из опыта работы, предназначен для муз.руководителей и воспитателей           ...

Эмоциональное развитие ребёнка 3 – 4 лет

Преобладание тех или иных эмоций зависит от того, какие чувства вызывают своим поведением старшие....

Консультация для родителей «Как избежать эмоциональной перегрузки ребёнка? Как сделать день ребёнка интересным?»

Даже для самого общительного ребенка детский сад — это стресс. Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства – одного для ...

«Эмоциональная сфера ребёнка и приёмы снятия эмоционального напряжения».

СОДЕРЖАНИЕ.ВВЕДЕНИЕ.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.1.1. ЭМОЦИИ.1.2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЁНКА. ВЛИЯНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ...