Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме
Эмоции ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_rebyonka_doshkolnogo_vozrasta.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности эмоционального развития
ребёнка дошкольного возраста
Дошкольное детство от трёх до сими лет – важный период в жизни ребёнка. Э.Эриксон отмечает, что именно на этом этапе у ребёнка формируется либо инициатива, либо чувство вины. При нормальном развитий ребёнок, активно изучает окружающий его мир, подражая взрослым, включается в полоролевое поведение. При аномальном развитии формируются пассивность, отсутствие инициативы, вялость инфантильное чувство зависимости к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения ( Баттерворт, Харрис, 2000). Поэтому так велика доля ответственности взрослых, находящихся рядом с ребёнком в этот период, и так необходим учёт возрастных особенностей ребёнка.
Дошкольное детство- большой отрезок жизни ребёнка, и хотя эти дети находятся на одной стадии развития (согласно возраста), всё же дошкольники четырёх, пяти, шести и семи лет могут в значительной степени отличаться друг о т друга по названиям Л.С. Выготским параметрам (социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное новообразование).
«Социальная ситуация развития – это своеобразное специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Причем при анализе социальной ситуации развития внимания фиксируется как на деятельности, так и на переживаниях ребенка (Выгодский, 2000, с.903). У детей 4-5 лет личные интересы и желания составляют основу жизни. При общении со сверстниками они за частую навязывают им личные мотивы, однако все чаще проявляется способность слушать и слышать других детей, в совместной деятельности дети учатся догадываться. В общении со взрослыми ребенок 4-5 лет в первую очередь нуждается в сотрудничестве.
По мнению З Фрейда, к 5 годам у ребенка завершается формирование личности. С 5 лет общение становиться внеситуативно-личностным возникает новое содержание потребностей в общении – сопереживание и взаимопонимание (М.И. Лисина) Наблюдается интенсивная дифференциация эмоций.
Пяти летний ребенок способен свести с ума родителей своими бесконечными «хочу» проявлениями самостоятельности и независимости.
Шести летний ребенок начинает соотносить свои интересы с интересами и желаниями окружающих его детей. Если он посещает детский сад, то уже обладает некоторыми навыками общения, способен соблюдать дисциплину и режим дня. В этом возрасте возникает и у некоторых детей становится актуальной проблема лидерства. Дошкольник испытывает потребность в одобрении и стремиться быть хорошим, а неудачи огорчают его. Настроение взрослого оказывает влияние на ребенка.
Если взрослые не учитывают особенности возраста, требуют от 4-5 детей, например, отказа от любимых занятий в пользу учебы, то возможны 2 варианта развития ситуации: либо ребенок не сможет выполнить требование взрослых, либо, в соответствии с ведущей мотивацией этого возраста «хочу быть хорошим», малыш во что бы то ни стало будет стремиться достичь высоких результатов. Нанося тем самым вред своему здоровью.
Следующим параметром, отличающим детей разным возрастным периодом, является ведущая деятельность- тот вид деятельности, с которым на определенном этапе развивается ребенок связано возникновение важнейших психических новообразований. В дальнейшем детстве таким ведущим видом деятельности является игра.
Дошкольники успешнее всего развивается в процессе ролевой или творческой игры, где они воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Это игра «вырастет» из предметно- манипулятивной деятельности, характерной для детей от года до трех лет.
У детей с трех лет начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. Если раньше игра зависела от наличия той или иной игрушки и играл ребенок почти всегда один, то теперь ребенок знает, во что он хочет играть, изменяет сюжет в процессе игры. Однако ещё слабы навыки коллективной игры, не редко возникают конфликты и недоразумения. Помощь взрослого приносит мир в игру, помогает её разнообразить, усложнить сюжет.
Игры маленького ребенка по началу связаны с семьей, как главным объектом его наблюдений. Но с возрастом расширяется горизонт познаний ребенка, и в игре появляются новые сюжеты, связанные с детским садом, зоопарком, магазинами, больницей и тд.
Такая игра помогает ребенку понять мир взрослых, попробовать себя в той или иной роли, через игру малыш учиться выполнять требования взрослых («Съем все быстро, как солдат», «Оденусь на прогулку быстро, как пожарный»).
У детей в возрасте от трех до пяти лет игры воспроизводят предметные действия окружающих их людей, связаны с семьей. Ребенок 3-4 лет посвящает игре 10-15 минут, у ребенка 4-5 лет игра может продолжаться 40-50 минут, а в 6 лет он может играть в одно и то же уже в течение нескольких часов и даже дней.
В 5-7 лет игра отображает социальные отношения детей, связанные с тем, что происходит в детском саду, на игровой площадке в поликлинике в транспорте и т.д.
В игре ребенка любого возраста может присутствовать музыка. Она создает эмоциональный фонд, помогает попасть в то или иное настроение. В 3-4 года малыш поет и танцует под музыку, а с 5 он уже способен воспринимать и классическую музыку.
Старшие дошкольники стараются четко придерживать правила игры и контролируют из выполнение другими участниками. Ролевая игра 6 летних детей тоже происходит по определенным правилам.
Одна и та же игра может продолжаться в течение дня или даже занимать несколько дней. В процессе игры развиваются необходимые в школьной жизни психические процессы: внимание, память, логическое мышление, речь. Каждая игра подчинена определенной логике, в ней необходимо проявлять сообразительность и смекалку. По словам И.А. Сикорского, главное в играх детей 6 лет- это определение замысла и решение конкретных задач.
Если мы хотим, что бы ребенок чувствовал себя комфортно и при этом эффективно развивался, необходимо как можно чаще обращаться к игре. 6 летнему ребенку можно предложить игру, которая продлиться несколько часов и будет представлять собой, например, поиск сокровищ по заранее придуманным нами инструкциям и ориентирам. В процессе игры мы может потренировать ребенка к чтение слова задом на перед, в нахождение отличий на двух картинках, в счете до 10 и обратно и т.д. включенные в игру, эти действия доставляет ему удовольствия. Если же мы занимаемся с малышом 4-5 лет, лучше иметь в арсенале несколько коротких увлекательных развивающих игр. Например, можно попросить его помочь сказочному медвежонку и раскрасить для него в рабочей тетради только съедобные предметы.
Третьим параметром, характеризующим определенную стадию развития ребенка, является центральная возрастное новообразование, которым в дошкольном детстве считается формирование произвольности. Слабое развитие произвольности может создать проблемы при обучение ребенка в начальной школе.
Развитие произвольности частично определяет психологическую готовность ребенка к школе. Этот параметр характеризуется следующими умениями ребенка:
*способность сознательно подчинять свои действия определенным правилам;
*умение внимательно слушать говорящего, воспринимать и выполнять его задания;
*возможность самостоятельно выполнить задание по образцу.
Замечательно, что при выполнение задания по инструкции взрослого ребенок 4-5 лет нуждается в его постоянной поддержке, так как не всегда может оценить правильность выполнения задания. Выполнение сложного задания может сопровождаться речью. Ребенок описывает, что он делает и собирается сделать ещё. При оценке качества и выполнения задания он полностью доверяет оценки взрослого.
Чем младше ребенок, тем более красочной и эмоционально интересной должна быть подача материала, так как в таком случает повышается объем непроизвольного внимания и памяти, которые компенсируют недостаточное развитие произвольности. Яркие, новые впечатления позволяют удержать внимание на изучаемом материале. Предметы, рисунки, помогающие понять объяснимое, запоминаются лучше, чем словесные рассуждения взрослого.
Девочки и мальчики в 4 года уже готовы соревноваться, они стремятся к победе, но неудачи могул вызвать слезы и даже отказ от игры. Ребенок учиться играть по чужим правилам, старается быть сдержанным и терпеливым. К 5 годам игра становиться преимущественно групповой, участие в ней взрослого существенно уменьшается, диктат в игре может даже раздражать детей.
Ребенок 5-6 лет способен понимать инструкцию и выполнять задание в четко поставленной целью, планирую свою деятельность. Однако сложный алгоритм своих действий выстроить самостоятельна он ещё не способен и оценивает правильность выполнения задания в целом, не выделяя конкретные критерии. Поэтому взрослый недолжен требовать от ребенка, что бы он полностью контролировал свою деятельность.
Для того что бы переключить внимание дошкольника с одного развивающего упражнения на другое, требуются время и помощь взрослого. Лучше, если при смене задания ребенок немного отдохнет, например отвлечется на физкультминутку, просто прогуляется по комнате или возьмет любимые игрушки.
Многие родители, приступив к подготовке ребенка к школе, стремятся резко перевести его от игровой деятельности учебной, однако не стоит торопиться, потому что именно в игре формируется механизм управления собственным поведением. Ведь умение подчиняться правилам складываются именно в игре по правилам, а уже за тем проявляются в другой действительности. По началу малышам участникам игры соблюдать правила помогают старшие, осуществляя внешний контроль. Постепенно ребенок учиться контролировать себя сам, управляя своим поведением. В 6-7 лет ребенок стремиться к деятельности, одобряемой взрослыми, что за частую служит предпосылкой к обучению. Роль ребенка, пока ещё в игровой деятельности, постепенно перерастает в новый вид деятельности учебу. Но «игра в школу» интересна не всем детям, не у всех мальчиков и девочек достаточно развита способность подчиняться требованиям взрослого в сложной или неинтересной для самого ребенка деятельности. И здесь на помощь придут методики проблемного обучения, так как они стимулируют познавательную активность ребенка и создают мотивацию к использованию новых знаний на практике.
Таким образом, и педагогам, и родителям необходимо учитывать возрастные особенности ребенка даже в пределах одного и того же периода развития. В противном случает требования, предъявляемые к нему, могут оказаться не выполнимыми, и тогда ребенок либо откажется их выполнять, либо, стремясь во чтобы то ни стало угодить взрослому, переутомиться и потеряет интерес к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста
Эмоции ребенка....
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Эмоциональные процессы явля...
Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.Сопровождая практи...
Статья "Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста"
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста- одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего...
Содержание диагностики особенностей эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста.
Диагностика эмоциональной сферы детей, являясь парциальной, принципиально не отличается от общей детской психодиагностики и также осуществляется основными диагностическими методами — тестировани...
Особенности эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста
Консультации для родителей о возрастных особенностях эмоциональной сферы дошкольника.Может использоваться для стендов или папок-передвижек....
Особенности эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста
Эмоции помогают определённым образом воспринимать действительность, реагировать на неё. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, чётко выражать свои желания и обща...