Проект "Масленица, масленица мы тобою хвалимся"
проект (старшая группа)
Проект "Масленица, масленица мы тобою хвалимся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa.docx | 41.69 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад №100 «Капитошка»
Октябрьского района
630133 г. Новосибирск, ул. Татьяны Снежиной, 47
тел.: 8 (383) 246-21-00, 246-20-73
E-Mail: ds_100_nsk@nios.ru
ПРОЕКТ
"Масленица, масленица, мы тобою хвалимся!"
Автор:
Сальникова Татьяна Васильевна
воспитатель первой кв. категории
Новосибирск, 2016
Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».
Ш. Амонашвили
«Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».
Г.Н. Волков
Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Цель проекта: Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи проекта:
дидактические:
- формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
- познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры)
- познакомить с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла.
- познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.
развивающие:
- способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;
- развивать поисковую деятельность, творческую активность;
- развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, НОД;
- развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом,
- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
- активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.
воспитывающие:
- воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные на знании русских традиций, гордость за свой народ;
- воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа;
- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка;
- ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной культуре в семье, на воспитание у детей уважения и интереса к культурно-историческим ценностям родной страны и к культурным особенностям других наций.
Актуальность реализации проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.
Новизна проекта: Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми.
Тип проекта:
- по количеству детей – групповой, разновозрастной
- по доминирующему методу – игровой, творческий;
- по образовательным областям – интегрированный (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие)
- по продолжительности – краткосрочный (20.02.2016 – 26.02.2016)
Обеспечение проекта:
- Научно-методическое: подбор необходимой научно-методической литературы, составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей, составление плана организации и проведения проекта, подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа, составление картотеки народных игр.
- Материально-техническое: аудиосистема, теле- и видео-оборудование, ИКТ;
- Наглядно-дидактическое: произведения декоративно – прикладного искусства и предметы народного быта с различными видами росписей, фотографии, репродукции картин и иллюстрации, мультимедийные презентации, мультфильмы;
- Предметно-пространственная развивающая среда: актовый зал с соответствующей ППРС (музыкальный уголок, физкультурный уголок, ППРС для театрализованной деятельности), «Уголки ряженья» в групповых комнатах, соответствующее тематическое оформление книжных уголков, изо-уголков, уголков национальной культуры, родительских уголков, оформление территории ДОУ.
Формы организации
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия.
5. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
6. Развлечение.
7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
8. Интегрированная НОД.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
- определение цели и задач проекта;
- подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме;
- определение основных направлений работы над проектом;
- составление плана основного этапа проектирования;
- подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
- создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта.
- составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;
- подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, нотного материала;
- подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа.
- информирование родителей о предстоящем мероприятии;
- индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии.
2. Основной этап.
Пояснительная записка:
Основной этап проекта должен быть реализован в ходе самой «Масленичной недели».
I НЕДЕЛЯ (29.02.2016 – 04.03.2016) Информационная
День недели | Содержание работы | Работа с детьми | Работа с родителями |
Понедельник 29.02.16 «Скоро Масленица!» | Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. | - беседа «Что за праздник Масленица?» - презентация «История Масленицы» - поговорки про масленицу - заучивание стихотворения «Масленица» - загадки о зиме и весне | Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица» Индивидуальные консультации по участию родителей в финальном развлечении |
Вторник 01.03.16. «Масленица – это весело!» | Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. | - музыкальный мультфильм «Масленица!» - видеоклип «Русская Масленица» - разучивание подвижных игр - разучивание хороводных игр - разучивание масленичных закличек | Оформление материалов: «Учить вместе веселее, дело спорится быстрее!» (предложить частушки, потешки для заучивания с детьми дома) |
Среда 02.03.16 «Милости просим!» | Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа. | - презентация «Русская изба» - презентация «Народные промыслы России» - экскурсия в мини-музей «Русская изба» | Принести из дома предметы русского быта для оформления ППРС на Масленичную неделю |
Четверг 03.03.16 «Мы красиво нарядились, петь, плясать, играть пустились!» | Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | - презентация «Русский национальный костюм» - отрывок из мультфильма «Князь Владимир» - д/и «Наряди куклу» -разучивание подвижных народных игр | Оформление материалов: «Вместе весело играть!» Индивидуальные консультации по изготовлению костюмов для проведения финального развлечения |
Пятница 04.03.16 «Мамы, мамочки родные, наши гости дорогие» «Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!» | Создать радостную атмосферу праздника. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | - развлечения, посвященные Международному Женскому дню. -презентация «Традиционная русская кухня» | Оформление материала «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!» Раздать листовки с рецептами блинов родителям на выходные и праздничные дни |
II НЕДЕЛЯ (07.03.16 – 13.03.16) Практическая –
МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ
День недели | Содержание работы | Работа с детьми | Работа с родителями |
Понедельник «Встреча» (07.03.16.) | Выходной, праздничный день | ||
Маме нежно улыбнемся И за дело мы возьмемся: Блинов пышных напечем И к столу всех позовем! (выпечка блинов по семейным рецептам или по рецептам листовок) | |||
Вторник «Заигрыш» (08.03.16) | Выходной, праздничный день | ||
Маму милую мою Сердечно поздравляю! Вместе весело играть, Песни петь и танцевать Семью всю приглашаю! | |||
Среда «Лакомка» (09.03.16) | Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. | - презентация «Как приготовить традиционные русские блины» - мультфильм «Масленица» («Смешарики») - интегрированная НОД «Масленицу встречаем, весну зазываем» (младшая группа) - интегрированная НОД «Масленицу встречаем, блины выпекаем» (средняя группа) - конкурс сотрудников ДОУ «Мой блиночек самый-самый…» | Принести семейные рецепты блинов и традиционных праздничных блюд русской кухни, которые готовят в семье |
Четверг «Разгуляй» (10.03.16) | Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | - мультфильм «Ишь ты, Масленица» - наблюдение за изготовлением чучела Масленицы - интегрированная НОД «Масленицу привечаем, всех на праздник приглашаем» (старшая группа) - проведение подвижных народных игр, хороводных игр, эстафет | Индивидуальные консультации родителей по подготовке к итоговому развлечению, привлечение к оформлению |
Пятница «Тещины вечерки» (11.03.16) | Создать радостную атмосферу праздника. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | - музыкальное занятие «Масленица гуляет, всех на праздник созывает» - итоговое развлечение «Масленица пришла, Весну позвала, свет и радость с собой принесла» - чаепитие с блинами | Участие в итоговом развлечении. Приготовление блинов для чаепития. |
Суббота «Золовкины посиделки» (12.03.16) |
Выходной день | ||
Всей семьей навещаем родных | |||
Воскресенье «Прощенное воскресенье» «Проводы» (13.03.16) | Выходной день | ||
Предложить родителям вместе с детьми поучаствовать в Масленичных гуляниях (Центральный парк). Написать и принести семейные рецепты блинов и традиционных праздничных блюд русской кухни, которые готовят в семье. |
3. Завершающий этап:
- Оформление материалов проекта;
- Составление картотеки народных игр;
- Составление сборника стихов, закличек, песен, сказок, посвященных Масленице;
- Составление «Блинной Книги ДОУ» по семейным рецептам, предоставленным родителями и сотрудниками ДОУ;
- Подготовка презентации проекта.
Планируемые результаты проекта
- Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленица даст им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса к родной истории.
- Дети знают и с удовольствием поют народные песни, частушки, узнают народные мелодии, рассказывают потешки, сказки.
- Дети умеют играть в подвижные народные игры, с удовольствием участвуют в тематических развлечениях, НОД, используют полученные знания в самостоятельной и совместной деятельности.
- Дети имеют представление о народном быте, традиционной одежде, народной кухне.
- Дети и родители с удовольствием согласны дальше работать в данном направлении.
Практическая значимость
Данный проект доступен к реализации и может использоваться в работе с детьми педагогами ДОУ, родителями. Также могут быть использованы в педагогической практике и отдельные составляющие данного проекта (подвижные игры, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, презентации и другие материалы).
Перспективы дальнейшего развития проекта
Планируется использовать данный проект как основу для ежегодного проведения Масленичной недели, а также как образец для создания подобных проектов, основанных на изучении истории традиций и обрядов как нашей страны, так и нашего родного края (с учетом национально-регионального компонента и национального состава детского коллектива ДОУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы гордимся тобою, Россия!
Музыкально-танцевальная композиция нравственно-патриотической направленности...
«Будем как родители мы с тобой строители»
Технологические карты по методу проекта....
Проект "Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся!"
Данный проект доступен к реализации и может использоваться в работе с детьми педагогами ДОУ, родителями. Также могут быть и...
консультация для родителей "Хвалим ребёнка правильно"Рекомендации как правильно хвалить ребёнка
рекомендации как правильно хвалить ребёнка, не льстите, не преувеличивайте, будьте всегда искренне. Хвалите за старание, а не за природный дар. Тогда ребёнок вырастит, добрым, трудолюбивым. Сможет пра...
Хвалить или не хвалить ребенка. Если хвалить, то, как правильно это делать.
Похвала для детей, это как бальзам, способный творить чудеса – давать мотив к действиям, делать малыша уверенным в собственных силах, закреплять позитивные качества, помогать осознанию правил по...
«Хвалить или не хвалить ребенка?»
laquo;Хвалить или не хвалить ребенка?»Дошкольное детство – время, когда позитивные оценки личности в целом педагогически оправданы.Похвала, одобрение и поощрение необходимы ребенку, как в...
Широкая Масленица, мы тобой хвалимся,на горах катаемся, блинами объедаемся
Методические рекомендации для празднования Широкой Масленицы...