Мастер-класс на педагогическом совете «Творческое развитие детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме «Творческое развитие детей дошкольного возраста».
Современная система дошкольного образования ориентирует общество на новый гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Именно в эти годы формируются ценностные ориентации, первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее развитие личности ребенка.
Дошкольный возраст — это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей.
Актуальность выбранной темы очевидна: творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задачи формирования творческой личности приобретают в настоящее время не только теоретический, но и практический смысл, так как познавательная и преобразующая деятельность человека достигла такого уровня, когда качества личности начинают прямо влиять на эффективность работы и её результат. И чем раньше начнётся работа по развитию творческого потенциала ребенка, тем больших результатов в будущем сможет достичь вчерашний дошкольник.
Детские образовательные учреждения, являясь начальной ступенью общей системы образования, дают возможность для формирования ребенка, как полноценной, творчески развитой, неординарно мыслящей личности. При этом очень важно верить в способности каждого ребенка и вселить эту веру в самого дошкольника.
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» – писал замечательный советский педагог В.А.Сухомлинский.
Процесс развития творческих способностей пронизывает все этапы развития личности дошкольника, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Поэтому определила, что в основе успешной реализации работы по развитию творческого потенциала детей лежит объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.
Чтобы воспитать творческого человека, развить его способности, использую в своей работе разнообразные формы, методы и приёмы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПУШКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ДЕТСКИЙ САД №15 «АИСТЕНОК»
Мастер-класс на педагогическом совете
«Творческое развитие детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Уразгильдеева И. Р.
г. Пушкино;
2022 г.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме «Творческое развитие детей дошкольного возраста».
Современная система дошкольного образования ориентирует общество на новый гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Именно в эти годы формируются ценностные ориентации, первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее развитие личности ребенка.
Дошкольный возраст — это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей.
Актуальность выбранной темы очевидна: творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задачи формирования творческой личности приобретают в настоящее время не только теоретический, но и практический смысл, так как познавательная и преобразующая деятельность человека достигла такого уровня, когда качества личности начинают прямо влиять на эффективность работы и её результат. И чем раньше начнётся работа по развитию творческого потенциала ребенка, тем больших результатов в будущем сможет достичь вчерашний дошкольник.
Детские образовательные учреждения, являясь начальной ступенью общей системы образования, дают возможность для формирования ребенка, как полноценной, творчески развитой, неординарно мыслящей личности. При этом очень важно верить в способности каждого ребенка и вселить эту веру в самого дошкольника.
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» – писал замечательный советский педагог В.А.Сухомлинский.
Процесс развития творческих способностей пронизывает все этапы развития личности дошкольника, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Поэтому определила, что в основе успешной реализации работы по развитию творческого потенциала детей лежит объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.
Чтобы воспитать творческого человека, развить его способности, использую в своей работе разнообразные формы, методы и приёмы.
Продукты творчества - это не только материальные продукты – здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество – это создание нового в разных планах и масштабах.
«Чудесные превращения»
Игру можно построить следующим образом: детям раздают наборы геометрических фигур и листы бумаги, на которых нарисованы абстрактные формы в виде пятен, закорючек и т.п., служащих отправной точкой будущего изображения. Каждую опору (отдельно или несколько опорных пятен сразу) предлагают достроить до целостного изображения с помощью, например, треугольников (или квадратов, или кругов, или используя различные фигуры). По готовым работам можно придумывать рассказы, прослеживать последовательность действий.
Старший дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего, а затем творческого. Этот период является сензитивным для формирования фантазии.
Задача взрослого – направить воображение одних детей в позитивное русло и помочь развиваться фантазии у других.
Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
«Заколдованное место»
Цель: научить детей подбирать нетипичные свойства к выбранному объекту, представлять и объяснять их, составляя новый текст сказки.
Воспитатель предлагает выбрать сказку, определит место и время происходящего, выбрать какой-либо момент, ситуацию. Детям дается задание: придумать необычное свойство для данного места, которое помогло бы герою сказки. Для этого дети называют два предмета и перечисляют их свойства, которые потом переносят на место действия в сказке. Дети рассказывают текст сказки, полученный на основе измененного места. Например: Красная Шапочка идет по лесной тропинке и встречается с волком. Лес, взял свойства лампочки, стал светящимся, ослепил волка и спас Красную Шапочку.
Творческое воображение развивает чувства детей, а также способствует более интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание, которые, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Творческое воображение развивает личность ребенка, помогает различать добро и зло.
«Хороший - плохой»
В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы?
Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».
Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.
Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.
Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.
Творчество дошкольника имеет свои особенности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это - вторая особенность детского творчества.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д.
Игра «Чудесные превращения».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.
Игра «Что это такое?» (вариант игры «Чудесные превращения».)
Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.
«Рисунки по кругу»
В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребенок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу взрослого дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый рисунок, ребенок продолжает его в течение 1-2 минут и вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз (в зависимости от количества участников игры), до тех пор, пока к нему не вернется лист, на котором он первым начинал рисовать в свою очередь, служат великолепной опорой для придумывания небылиц, фантастических рассказов и прочих продуктов детского литературного творчества.
Кроме того, одной из сторон формирования творческой компетенции является игра, т.к. игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте. В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития воображения ребенка. Как указывает Л.С. Выготский, игра «служит подготовительной ступенью художественного творчества ребенка». Из нее выделяют отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества (рисование, драматизация, сочинения).
«Сочиним сказку с помощью книги»
Цель: научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка), формировать умение передавать специфику сказочного жанра.
Предложить небольшой группе детей сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который «находит» какой-либо ребенок в результате указанного им слова на открытой странице текста. Ответы, найденные в книге, постепенно собираются детьми в единую сюжетную линию. Дети придумывают названия, производят оценку и выбирают наилучшее, и рассказывают составленную сказку.
Примерная цепочка вопросов при составлении сказки детьми старшего возраста:
1. Жил-был... кто?
2. Какой он был (какое добро умел делать)?
3. Пошел гулять (путешествовать, смотреть)... куда?
4. Встретил злого... кого?
5. Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать)?
6. Был у нашего героя друг... кто?
7. Какой он был? Как мог помочь главному герою?
8. Что стало со злым героем?
9. Что наши друзья стали делать?
Стремление к творческим достижениям проявляется в желании ребенка наилучшим образом выполнить определенное задание, достичь новых успехов и новых высот.
Работая в различной технике, выполняя свои работы в разнообразных жанрах прикладного творчества, ребенок расширяет свой кругозор, учится мыслить творчески.
Оригами «Сердечко»
Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.
Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов.
Упражнение «Придумай и свой конец сказки».
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.
- «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».
- «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.
Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.
«Выведение следствий»
Эта игра используется как в развитии воображения, так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов "Что произойдёт...". Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы. Список примерных вопросов:
"Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?", "Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?", "Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?", "Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?", "Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?".
Разработала авторскую программу дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству для детей дошкольных учреждений. Составила сборник «Дидактические игры и упражнения. Материал для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста».
Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью. И пусть в детских головках рождаются неординарные прочтения традиционных книжных сюжетов, пусть своей жизнью живут созданные ими игрушки, раздвигаются границы иллюстраций. Дети в дошкольном возрасте должны творить, и именно воображение помогает им в этом.
Что хочется сказать в заключение.
Для малышей и их родителей детский сад становится не просто местом для дошкольного обучения. В детском саду дети узнают множество интересных и полезных вещей, приобретают самые разные навыки и умения, растут и гармонично развиваются при участии педагогов, родителей.
Серьезный подход к обучению и развитию детей, занятия по лучшим современным методикам помогут детям успешно учиться, общаться со сверстниками и взрослыми, творчески решать поставленные задачи.
Поэтому, главная миссия образовательного учреждения на современном этапе заключается в подготовке ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира. Ведь социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу Казахстана!
Закончить своё выступление хочу словами великого педагога .
Ян Амос Коменский говорил: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
На сегодняшний день по поводу вопроса о детском творчестве ведется множество дискуссий. Одни считают, что детское творчество нельзя назвать творчеством: рисунки, поделки детей – это не произведения искусства, другие же смело утверждают, что это действительно искусство. В сороковых годах случилось то, о чем предупреждала талантливый педагог Е. А. Флерина: обучение «засушило» детское творчество.
В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя, а открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе.
Давайте рассмотрим несколько высказываний великих умов о детском творчестве:
- Сухомлинский В. А.: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
- Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение.
- Макаренко Антон Семенович: «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества» (дать возможность экспериментировать, рисковать).
Паустовский К. Г.: «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».
Афоризмы о творчестве и таланте
Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет. Константин Георгиевич Паустовский
Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя. Г. Галилей
Есть свои радости в каждом виде творчества: всё дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь. Оноре де Бальзак
Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. Михаил Иванович Глинка
Ни одна копия не может быть совершенной, поскольку она только подражает подлинной реальности. Карл Раймунд Поппер
Тот, кто творит для потомства, большой оптимист, если думает, что потомству больше нечем будет заняться. Габриэль Лауб
Знай же, художник, что нужны во всем простота и единство. Гораций (Квинт Гораций Флакк)
Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. Виссарион Григорьевич Белинский
Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. Константин Георгиевич Паустовский
Живописец не должен пытаться быть универсальным, так как он много теряет в достоинстве от того, что одну вещь делает хорошо, а другую плохо... Леонардо да Винчи
Кто (…) без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот ещё далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых. Платон
Каждый художник, каждый философ считает то, что другие называют плодом его творчества, черновым наброском, который требует своего завершения. Морис Мерло-Понти
Творчество - момент создания будущего в настоящем. John Deniscar
Приёмам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приёмы. Можно только подражать высшим приёмам, но это ни к чему не ведёт, а в работу творческого духа проникнуть нельзя. Иван Александрович Гончаров
Каждый день у нас перед глазами пример акта творения, который абсолютно неуловим и недосягаем для чистой науки. Пьер Тейяр де Шарден
Вся разница между созданием и творением сводится к следующему: создание можно полюбить лишь уже созданным, а творение любят ещё несотворенным. Гилберт Кит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Данный педсовет посвящен исследованию гендерного развития детей дошкольного возраста....
Педагогический совет: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО»
Данный материал включает в себя конспект проведения педагогического совета с целью совершенствования навыков и умений воспитателей в подборе и использовании инновационных форм р...
Педагогический совет. Познавательное развитие детей дошкольного возраст
Педагогический совет. Познавательное развитие детей дошкольного возраст...
Мастер-класс на педагогическом совете «Творческое развитие детей дошкольного возраста»
laquo;Творческое развитие детей дошкольного возраста».Современная система дошкольного образования ориентирует общество на новый гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нужд...
Мастер-класс на педагогическом совете «Творческое развитие детей дошкольного возраста»
Мастер-класс на педагогическом совете«Творческое развитие детей дошкольного возраста»...
Педагогический совет «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО»
Цель: повысить творческую активность педагогов, создать условия для личностной и профессиональной самореализации.Задачи:- Совершенствование навыков и умений воспитателей в подборе и исполь...
Семинар-практикум на педагогическом совете "Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП"
Семинар-практикум на педагогическом совете от 12.10.2023г.Подготовила: Канакаева Марина Маевна –воспитатель .Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП....