Педагогический совет. Познавательное развитие детей дошкольного возраст
учебно-методический материал

Китаева Светлана Юрьевна

Педагогический совет. Познавательное развитие детей дошкольного возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Цель: систематизация знаний педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста, закрепление теоретических знаний воспитателей о методах работы с детьми в организации познавательно-исследовательской деятельности, совершенствование педагогического мастерства.

  1. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в совместной деятельности детей и взрослых.

Интеллект -

Сложное интегральное образование,

включающее разные познавательные

процессы и функции (мышление,

память, внимание, воображение,

речь) в их взаимосвязи.

П. Я. Гальперин

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальное развитие ребенка – это сумма знаний и умений, способность эти знания усваивать и применять в решении нестандартных ситуаций.

Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний. Особую актуальность интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. В настоящее время при изучении готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Кроме того, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы рука была готова к письму.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие интеллекта: внешние факторы – окружающая среда, семейная атмосфера; внутренние факторы – врожденная нервно-психическая организация ребенка. Следовательно, процесс интеллектуального развития необходимо строить совместно со взрослыми, с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей? Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать.

Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт)

Играть вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Например – «Веселая арифметика», «Математические весы». Игры по грамоте - такие как «Составь словечко», «Звуковые матрешки», Также – «Кубики Зайцева», «Кубики Никитина».

Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах. В этом используем словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова - действия», «Расскажи - что ты будешь делать, если…» Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.

Экспериментировать вместе с детьми. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Для мудреца вокруг тысяча загадок, для глупца или полузнайки – все ясно (индийская пословица).

Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов и тем самым создать предпосылки для успешного обучения в школе.

 2.Содержание образовательной области «Познавательное развитие», регламентированное ФГОС ДО.

Согласно ФОС ДО познавательное развитие:

  • предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,
  • о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,
  • о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
  • о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи ОД детей разного возраста в области познавательного развития:

Младший возраст

  • Поддерживать детское любопытство
  • Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.
  • Средний возраст
  • Развивать целенаправленное восприятие;
  • Поощрять самостоятельное обследование окружающих предметов.

Старший возраст

  • Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира
  • Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
  • вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • использование дидактических игр;
  • применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти.

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

  • интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
  • эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
  • регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
  • творческие — воображение, создание новых моделей, образов.

Для формирования и развития познавательного интереса следует:

развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,

укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

развивать у детей чувство собственного достоинства.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретно содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской.

3.Современные образовательные технологии, которые  наиболее полно помогают раскрыть познавательные способности и интересы дошкольников.

1. Технология развивающего обучения

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действие, на познание, на новое.

2. Технология проектной деятельности

Проектная деятельность - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

3. Технология исследовательской деятельности

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования: опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений; коллекционирование (классификационная работа) - освоение родовидовых отношений; путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира); путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему).

4. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому мы применяем в образовательной и в свободной деятельности ТРИЗ-технологии.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

5.ИКТ

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

ИКТ в работе современного педагога: Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация); подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья; оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения, создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

6.Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

4.Виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей.

Уважаемые педагоги, перечислите виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей.

Виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Какие виды игр вы знаете?

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребенка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является метод детского исследования. Как вы думаете, какие формы работы с неё входят.

 Что такое экспериментирование?

Экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.

Система познавательных задач сопровождает весь процесс  обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Формы работы по познавательной деятельности с детьми:

Игры сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные …

Дидактические игры

Исследование и экспериментирование

Конструирование

Образовательная деятельность

Трудовая деятельность

Чтение познавательной литературы

Экскурсии

Коллективное дело

Изостудии

Подвижные игры

Досуги и развлечения

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

5.Требования ФГОС ДО к условиям по реализации ООП в образовательной области «Познавательное развитие».

В третьем разделе ФГОС ДО определены «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».

Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса.

Конечно, если ребенок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребенок в этом случае не боится ошибиться, задает вопросы, чтобы правильно решить задачу.

Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал педагог.

В младшем возрасте воспитатель выступает источником информации, в старшем – воспитатель создает условия и руководит познавательной деятельностью. Поэтому, лучше всего позиция партнера, знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно «Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка…» (п.3.2.1.(3)).

Но дети учатся не только от педагога, но и от других детей. Сверстникам подражать легче, особенно если есть «поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в различных видах деятельности» (п.3.2.1.(4)).

Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребенка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при «Поддержке инициативы и самостоятельности детей, Возможности выбора детьми материалов, видов активности» (п. 3.2.1.(5,6)).

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа «Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой) (п. 3.3.4.(1)).

Педагог должен рационально планировать деятельность в течение дня. Предлагаю памятку, организация образовательной деятельности в режимных моментах в 1 и 2-ю половину дня.

6.Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Четвертый раздел ФГОС ДО формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. 

Эти требования представлены целевыми ориентирами.

Практическая работа: выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.

К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребенку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Исходя из требований ФГОС ДО, педагог должен рационально планировать деятельность в течение дня. Предлагаю памятку, организация образовательной деятельности в режимных моментах в 1 и 2-ю половину дня (обсуждение ).

Практическая работа (работа в подгруппах):

1 подгруппа - Составить технологическую карту проведения экспериментальной  деятельности на тему «Изучение свойств магнитов»

2 подгруппа - Составить паспорт проекта экологической акции «Пластиковому мусору – бой!»

Презентация группами результатов работы.

7.Заключение.

Заканчивая обсуждение темы, хочу подчеркнуть, что результат познавательной деятельности – это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребенком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.

Это все, что касается дошкольного учреждения.

Немаловажно отметить и «Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» (п.3.2.1.(8)). Вместе с родителями дети всё усваивается быстрее, прочнее и осознаннее.

Таким образом, развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данный педсовет посвящен исследованию гендерного развития детей дошкольного возраста....

Педагогический совет: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО»

Данный материал включает в себя конспект проведения педагогического совета с целью  совершенствования навыков и умений воспитателей в подборе и использовании   инновационных форм р...

Мастер-класс на педагогическом совете «Творческое развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Творческое развитие детей дошкольного возраста».Современная система дошкольного образования ориентирует общество на новый гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нужд...

Мастер-класс на педагогическом совете «Творческое развитие детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме «Творческое развитие детей дошкольного возраста».Современная система дошкольного образования ориентирует общество на ...

Мастер-класс на педагогическом совете «Творческое развитие детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на педагогическом совете«Творческое развитие детей дошкольного возраста»...

Педагогический совет «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО»

Цель: повысить творческую активность педагогов, создать условия для  личностной и профессиональной самореализации.Задачи:-  Совершенствование навыков и умений воспитателей в подборе и исполь...

Семинар-практикум на педагогическом совете "Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП"

Семинар-практикум  на педагогическом совете от 12.10.2023г.Подготовила:  Канакаева  Марина Маевна –воспитатель .Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП....