Рекомендации по трудовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
«Рекомендации по организации воспитательно-образовательной работы по трудовому воспитанию в старшей группе ДОУ»
«Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» - В. А. Сухомлинский. Труд – нравственный высший принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду. Как показывает опыт, привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирование у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Своевременное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки к системе в школе. Поэтому трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда он впервые произносить: «Я сам». Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации по трудовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста | 278.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема «Рекомендации по организации воспитательно - образовательной работы по трудовому воспитанию в старшей группе ДОУ»
Выполнила: воспитатель Кочарян Ольга Александровна |
«Рекомендации по организации воспитательно - образовательной работы по трудовому воспитанию в старшей группе ДОУ»
Цель: разработка новых подходов к проблеме организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- тактично и умело ввести детей в круг трудового общения;
- дать возможность осознать необходимость своего труда;
- ощутить радость от совместной трудовой деятельности с ровесниками и взрослыми;
- формировать положительные качества личности, развивать познавательные процессы воспитанников;
- трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов;
- появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга;
- воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности;
- формировать ответственное отношение к порученному заданию;
- стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов;
- развивать культуру трудовой деятельности.
Актуальность:
«Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» - В. А. Сухомлинский. Труд – нравственный высший принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни
следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.
Как показывает опыт, привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирование у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Своевременное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки к системе в школе. Поэтому трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда он впервые произносить: «Я сам».
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки
– умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Примерное содержание воспитательно-образовательной работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Содержание деятельности | Учебные задачи | Воспитательные задачи | Методы Формы | Ожидаемые результаты |
Одевание и раздевание | Учить выворачивать вещи на лицо. Застегивать и расстегивать пуговицы. Шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками. Снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности. Замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого. | Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, самостоятельность. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке (не шуметь, не бегать, не стучать громко дверцами шкафов, не сорить, помогать товарищам, не мешать другим). Воспитывать чувство | Наблюдение. Совет. Показ. Помощь друг другу. Соревнования на скорость выполнения задания. | Самостоятельное одевание и раздевание. |
Аккуратно складывать и вешать одежду, убирать на место обувь. Наводить порядок в своем шкафу. Вытирать ноги при входе в помещение. | гуманности и положительные взаимоотношения. |
Самообслуживание в процессе умывания
Содержание деятельности | Учебные задачи | Воспитательные задачи | Методы Формы | Ожидаемый результат |
Умывание. | Завертывать рукава. Пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Мыть лицо. Насухо вытираться своим снятым с крючка и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Пользоваться расческой. Чистить зубы. Своевременно пользоваться носовым платком. | Спокойно вести себя, проявлять вежливость. Бережно относиться к предметам гигиены (полотенце, зубная паста, щетка, носовой платок, расческа и т.д.). Проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду и т.д.). | Наглядный метод, показ и объяснение. | Проявление аккуратности в самообслужива нии. |
Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом в помещении
Содержание деятельности | Учебные задачи | Воспитательные задачи | Методы Формы | Ожидаемый результат |
Расставлять игрушки. Расставлять | Знать где и как хранить игрушки. Знать где лежат | Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное | Наблюдения. Показ. | Соблюдение порядка после игр. |
книжки. Расставлять на столах раздаточный материал и необходимые принадлежности перед занятиями. Раскладывать в музыкальном зале по просьбе музыкального руководителя султанчики, флажки, прочие пособия на определенное место для удобства пользования (или в коробки после окончания занятия). Убирать мусор в корзину. Расставлять стулья (в музыкальном зале, в групповой комнате). Раскладывать в коробки отточенные карандаши. Протирать клеенки после занятий. Убирать со столов рабочие принадлежности после занятий. Убирать обрезки бумаги со столов и пола. | книги. Учить соблюдать порядок и чистоту в помещении. Выполнять до конца порученное дело. Учить трудиться совместно. Учить аккуратно и компактно складывать детали строителя в коробку. Учить трудиться рядом. Учить тщательно протирать предметы. Закреплять знания детей об одежде, последовательности снимания и одевания, упражнять в расстегивании и застегивании пуговиц и других застежек. Учить действовать в соответствии с заданием. | отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться. Развивать волю, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание. Развивать желание закончить порученное дело. Учить детей общаться в процессе деятельности. Воспитывать стремление к чистоте и порядку в окружающей обстановке, приучать соблюдать порядок. Развивать общительность. Воспитывать стремление оказывать помощь, проявлять гуманные чувства к товарищам. Учить контактировать друг с другом, развивать стремление к общению. | Объяснение. |
Убирать строительный материал. Протирать игрушки, столы, полки влажной тряпочкой. Переодевать кукол. Отбирать определенные игрушки, предметы для игр, труда по просьбе воспитателя. Помогать сверстникам убирать игрушки, строительный материал. |
Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом на участке.
Содержание деятельности | Учебные задачи | Воспитательные задачи | Методы Формы | Ожидаемый результат |
Мыть игрушки. Собирать игрушки перед уходом с прогулки. Поливать песок из леек. Подметать на веранде. Собирать мусор на участке. Сгребать листву, сносить ее в ведрах в кучу, | Учить мыть игрушки в мыльной воде губкой, ополаскивать в чистой воде, вытирать тряпочкой. Выполнять задания воспитателя, помощника воспитателя. Пользоваться лейкой, работать аккуратно, не мочить обувь. | Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Воспитывать интерес к повседневному труду, желание трудиться. Воспитывать желание трудиться самостоятельно, активно. Учить доводить начатое дело до конца. | Объяснение. Индивидуальный труд. Длительные и систематические поручения. | Радость от труда и осознание своих достижений. |
отвозить на тележках. Сметать снег со скамеек, построек. Собирать снег в кучу, нагружать ящики, свозить к месту построек. Расчищать дорожки от снега (небольшой отрезок). | Учить пользоваться веником, выметать сор из углов, мести в сторону выхода. Формировать навыки работы метлой. Формировать навыки работы граблями, совками. Учить работать лопатами. | Воспитывать стремление добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих. |
Поручения, связанные с трудом в природе.
Содержание деятельности | Учебные задачи | Воспитательные задачи | Методы Формы | Ожидаемый результат |
Под руководством воспитателя: Полив растений. Протирание крупных листьев. Посадка лука (декабрь), крупных семян овощей и декоративных растений (март). Кормить рыбку. Кормить птицу. | Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать (поливать, протирать листья). Учить выполнять данные действия. Знать названия растений. Дать детям представление о том, что из посаженных луковиц (семян) развивается зеленый побег. Учить правилам посадки (делать лунку, правильно сажать, поливать). Знать название рыбки. Дать | Воспитывать желание ухаживать за растениями Развивать у детей любознательность, познавательный интерес, желание помогать взрослым. Воспитывать желание заботиться о живой природе. | Объяснение. Беседа. Дежурство в уголке природы. Поощрение за старание. | Умение заниматься совместным трудом со взрослым. |
представление об уходе за рыбкой, научить кормить ее. Дать представление об уходе за птицей. Учить насыпать зерно в кормушку. Знать название птицы. |
Поручения, связанные с трудом в природе (на участке).
Содержание деятельности | Учебные задачи | Воспитательные задачи | Методы Формы | Ожидаемый результат |
Под руководством воспитателя: Сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Поливать клумбы, грядки. Собирать срезанную траву. Собирать урожай лука, редиса, фасоли. Собирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележку, отвозить в определенное место. Утеплять корни | Учить правилам посадки. Закреплять представления об уходе за растениями. Учить пользоваться лейкой. Знать, что воду надо лить под листья. Дать понятие о необходимости зеленого корма для животных, птиц, учить кормить их. Убирать урожай, осторожно выдергивать растения, бережно класть в корзину. Учить пользоваться тележкой. | Развивать интерес к природе. Воспитывать стремление заботиться о растениях, развивать наблюдательность. Воспитывать желание трудиться. Развивать дружеские взаимоотношения, воспитывать силу воли. Вызвать у детей радость в связи со сбором урожая, желание трудиться в коллективе. Проявлять в работе аккуратность, развивать желание работать сообща. Воспитывать бережное | Наглядный. Показ. Беседа. Коллективная работа. Обсуждение результатов. | Стремление соблюдать круг обязанностей. Знание последовательности трудовых действий. Умение правильно пользоваться инвентарем. |
деревьев. Подкармливать птиц. Собирать природный материал. | Учить пользоваться граблями, насыпать листву в тележку, в ведра, засыпать листвой корни деревьев, чтобы не замерзли зимой. Готовить корм. Отбирать материал, раскладывать в коробки по видам. | отношение к природе, стремление к труду. Проявлять заботу о птицах. |
Совместный труд детей и взрослых.
Содержание деятельности | Воспитательные задачи | Методы Формы | Ожидаемый результат |
Помогать накрывать на стол. Помогать убирать посуду после еды. Помогать развешивать полотенца в умывальной комнате. Относить и приносить какие-либо предметы по просьбе взрослых в процессе совместной трудовой деятельности. Помогать в стирке кукольного белья, мытье игрушек. Оказывать помощь в процессе ремонта атрибутов для игр, коробок, книг, при изготовлении пособий. | Воспитывать бережное отношение к посуде. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание трудиться вместе с ними. Проявлять бережное отношение к пособиям, желание их починить. Воспитывать уважение к труду воспитателя. Развивать стремление к чистоте, желание помогать. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать чувство удовлетворения от совместного труда. Проявлять заботу о живых существах, стремление ухаживать за ними. | Объяснение. Показ. Дежурство по столовой. Распределение обязанностей. | Проявление интереса к наблюдаемому труду взрослых. Желание принять в нем участие. |
Помогать в уборке участка. Помогать распаковывать и расставлять новые игрушки в игровом уголке. Помогать мыть камушки, ракушки, кормушки из аквариума. Помогать мыть комнатные растения. Помогать поливать цветник, огород. Оказывать помощь в подготовке корма на зиму для птиц и животных. Помогать посыпать дорожки песком. | Проявлять в труде любознательность, инициативность. Воспитывать самостоятельность, желание трудиться для общей пользы. |
Ознакомление детей с трудом взрослых.
Содержание деятельности | Учебные задачи | Воспитательные задачи | Методы Формы | Ожидаемый результат |
Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Наблюдение за трудом повара. Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете. Наблюдение за трудом шофера. Наблюдение за трудом прачки. Наблюдение за | Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать представления о труде взрослых конкретных профессий, об общественной значимости их труда. Закреплять представления | Воспитывать уважение к труду взрослых, к результатам их труда. Развивать наблюдательность. Развивать у детей желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых | Наблюдения. Поручения. | Имеют представление о сложности труда и с уважением относятся к труду взрослых. |
трудом дворника. Наблюдение за трудом взрослых на огороде, в цветнике, по благоустройству помещения и участка. Наблюдение за трудом продавца. Рассматривание иллюстраций с изображением работающих людей. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Автобус», «Больница». | o трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы. | играх. |
Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию положительного отношения к труду.
Просветительская | Консультативная | Информационная |
Родительский лекторий | Консультации по трудовому воспитанию, по вопросам, возникающим у родителей | Устная и письменная информация |
Конкурсы, викторины, экскурсии | Консультации (индивидуальные, подгрупповые) | Положение о конкурсах |
Родительские собрания | Выступления, консультации | Папки-раскладушки |
Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом трудового воспитания | Советы родителям | Подбор вопросов для анкетирования |
Фотовыставка «Моя семья» | Подбор фотографий | Организация выставки |
Совместное творчество родителей и детей, как стимул единения семьи | Привлечение родителей к совместному творчеству | Оформление выставки в групповой комнате |
Таким образом, овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки служат
основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
Труд должен доставлять удовольствие и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание у детей младшего дошкольного возраста
Цель трудового воспитания :-формирование положительного отношения ребенка к труду Задачи:- развитие трудовой деятельности;- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других люд...
Система работы по воспитанию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста
«Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».К.Д. Ушинский....
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста
Труд - это сложный вид деятельности. С трудом связано развитие сознания человека и его становление как субъекта деятельности. Детский труд существенно отличается от труда взрослых. Ребенок удовлетворя...
Перспективный план работы по трудовому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
Перспективный план по трудовому воспитанию в средней группе на годМесяцНеделяСодержание трудаЦельОборудованиеСентябрь1 неделя Игра «Мы пришли ...
Сборник «Методические рекомендации по организации трудовых акций для детей старшего дошкольного возраста»
В сборнике даны рекомендации педагогам ДОУ по организации трудовой деятельности дошкольников посредством проведения трудовых акций. Данная форма организации трудовой деятельности позволит укрепи...
Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...
Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Ц...