Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Труд - это сложный вид деятельности. С трудом связано развитие сознания человека и его становление как субъекта деятельности. Детский труд существенно отличается от труда взрослых. Ребенок удовлетворяет свои потребности, самоутверждается, познает свои возможности, старается принести пользу другим, а не создает материальные ценности. При этом дети испытывают радость от достигнутых результатов. Трудовые навыки помогают детям становиться самостоятельными. Но не нужно забывать о том, что любой детский труд должен сопровождаться помощью взрослого.
Нужно ли заниматься трудовым воспитанием дошкольников? На этот вопрос ответ очевиден - нужно.
Педагоги должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_trud.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Соловьева Марина Владимировна, воспитатель старшей группы ДОУ №23 «Кораблик»,
г. Волжск, республики Марий Эл.
Выступление из опыта работы на тему:
«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста»
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
В настоящее время ситуация социального развития общества требует более пристального внимания к трудовой деятельности личности, мобилизации духовных, интеллектуальных и физических сил каждого российского гражданина, его активного, творческого участия в труде.
В «Федеральном Государственном Образовательном Стандарте программы дошкольного образования» (ФГОС ДО) усилен акцент на содержание образовательной области «Труд». В данном документе труд рассматривается многоаспектно: как ценность, как средство приобщения к человеческой культуре, как средство социализации дошкольника, как средство формирование личности.
Процесс активизации человеческого фактора во многом зависит от результатов формирования ценностного отношения к труду, ответственности за успешную реализацию задач, стоящих перед обществом.
С развитием научно-технического прогресса происходят существенные изменения в структуре трудовой деятельности человека. Внедрение передовых технологий автоматизация и компьютеризация требуют повышения компетентности, инициативности, креативности.
Труд - это сложный вид деятельности. С трудом связано развитие сознания человека и его становление как субъекта деятельности. Детский труд существенно отличается от труда взрослых. Ребенок удовлетворяет свои потребности, самоутверждается, познает свои возможности, старается принести пользу другим, а не создает материальные ценности. При этом дети испытывают радость от достигнутых результатов. Трудовые навыки помогают детям становиться самостоятельными. Но не нужно забывать о том, что любой детский труд должен сопровождаться помощью взрослого.
Нужно ли заниматься трудовым воспитанием дошкольников? На этот вопрос ответ очевиден - нужно.
Педагоги должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.
Мы целенаправленно знакомим своих детей старшей группы, прежде всего, с простейшими трудовыми процессами.
Для нас важно:
1. обеспечить целостное восприятие ребенком простейших трудовых процессов по созданию предметов (мотив и цель труда, материал, действия и результат труда).
2. помочь увидеть направленность результатов труда в конкретных трудовых процессах.
3. воспитывать бережное отношение к предметам, игрушкам, как результатом труда взрослых, добрые чувства к близким людям, создающим эти предметы.
4. побуждать детей к отражению полученных впечатлений в играх.
Исходя из своего опыта, ставим перед собой следующие задачи:
1. Помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами, которыми иногда не владеют даже дети старшей группы (надеть или снять носочки, колготки, маячку и т.д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.)
2. Научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.фф
3. Сформировать отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы.)
4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.
5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и. т.д.)
Советую родителям при общении с ребенком выполнять функцию коммуникации и руководства. Оно выражается не только в показе действия с предметом в приучении к нормативности и регулярности жизни, но и в постоянстве оценочных воздействий на ребенка.
Мимика, интонации, взгляд, жест, слово выражающее одобрение, ласку, шутку, недовольство, возмущение взрослого, является компонентами этого совместного действия.
Появление у ребенка стремления к самостоятельности становится притягательным и эмоционально значимым для ребенка. Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому, так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Будет способствовать лучшему выполнению работы.
Я постоянно рекомендую родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Предлагаю в это время ознакомиться с новой информацией в родительском уголке.
Мамам советую, чтоб дома они доверяли дочкам протирать полы, помыть посуду. Папы могут организовать своих сыновей почистить ковровые дорожки. Напоминаю, что ребенка надо похвалить, можно даже поощрить. А если ребенок сделал свою работу неаккуратно, то переделайте, но так, чтобы он не видел.
Формируя у детей навыки самообслуживания, я проводила беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют все условия: удобная одежда, обувь детей, оборудование и пр. Я попросила родителей сделать в шкафчиках для одежды дополнительный крючок, закрепить полочки для обуви и головных уборов. По моей просьбе мамы пришили вешалки к курткам, пуховикам, кофтам, чтобы ребенку было удобно самому вешать одежду. В результате дети стали более организованы, аккуратны и бережливы.
В конце учебного года нами была проведена консультация для родителей на тему "Наш красивый участок", где обратились к папам и мамам с просьбой благоустроить игровой участок. В присутствии своих детей папы делали скамейки, вкапывали бревнышки, покрышки от автомобилей, мамы проводили покраску оборудования.
Наш участок стал благоустроенным, дети с желанием играют, бегают, прыгают. Мамы принесли рассаду и посадили на клумбы. Дети с большим желанием не только играют на участке, но и активно трудятся на нем.
Для родителей был проведен «День открытых дверей», где, начиная с утреннего отрезка времени, родители наблюдали, как их дети с желанием сервируют столы к завтраку, ухаживают за комнатными растениями, убирают игрушки на свои места и т.д.
Во вторую половину дня с подгруппой детей я провела занятие "Наш маленький огород". Дети с желанием посадили лук, горох.
Одной из важнейших задач трудового воспитания является развитие личностных качеств: привычки к трудовым усилиям, ответственного отношения к делу, стремления к положительному результату.
С целью определения отношения ребенка к труду, его активности, ответственности было проведено анкетирование родителей « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».
Таким образом, решение целей и задач трудового обучения и воспитания дошкольников в тесном взаимодействии с родителями показало, что, необходимым условием является единство требований к труду со стороны всех взрослых – воспитателей, мам, бабушек. Родители должны понимать значение трудовой деятельности в развитии ребенка и понимать, что она не менее важна для его личности, чем учебная и игровая.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится быстро и точно выполнять порученное дело, что позволит вырасти ему уверенным в себе тружеником.
Список литературы:
- Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 141 с.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1991.
- Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1987.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 135 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого- педагогические основы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста
В презентации представлены формы совместной деятельности педагогов с детьми; раскрыты причины нарушения взаимодействия с детьми; сформулированы критерии самодиагностики профессиональных умений педагог...
Взаимодействие воспитателя с родителями детей младшего дошкольного возраста.
Взаимодействие воспитателя с родителями детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста
Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста...
НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста
Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....
Развитие взаимодействия и общения в раннем и дошкольном возрасте. Коммуникативные игры с детьми дошкольного возраста.
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необход...
Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".
Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...
Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...